Сегодня: 23.09.2017, Суббота.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Виталий 
Форум » . » Вера и знание » Вопрос о таинстве соборования. (вопрос)
Вопрос о таинстве соборования.
НаталияДата: Вторник, 02.03.2010, 10:37:08 | Сообщение # 1
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 39
Репутация: 0
Статус: Offline
Можно ли родным пригласить священника, для соборования человека, который находится в не много помутнённом рассудке к примеру после инсульта ?

Добавлено (02.03.2010, 10:37:08)
---------------------------------------------
Как готовиться мирянам к таинству соборования ? Как к причастию ?


Мне не всё равно.
 
о_ЕвгенийДата: Вторник, 02.03.2010, 21:59:56 | Сообщение # 2
Группа: Доверенные
Сообщений: 142
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Наталия)
Можно ли родным пригласить священника для соборования человека, который находится в немного помутнённом рассудке, к примеру после инсульта ?

Если рассудок человека помутнён, но не настолько, чтобы не смочь выразить личного желания пособороваться, то можно.

Quote (Наталия)
Как готовиться мирянам к таинству соборования? Как к причастию?

В "Настольной книге священнослужителя" по этому поводу написано: "Больной, принимающий таинство, должен быть приготовлен к принятию его исповедию и затем, по совершении уже елеосвящения, он обыкновенно причащается св. Таин; в случае же слишком явной смертной опасности, больной должен быть, прежде совершения над ним елеопомазания, причащен св. Таин, но, конечно, не иначе как после исповеди".
Как видим, больным (тем, которые не при смерти) перед соборованием необходимо исповедоваться. Промежуток времени между соборованием и последующим причастием не определяется конкретно, но, думаю, что он не должен быть слишком большим - подготовка же ко причастию происходит обычным порядком.


Scio me nihil scire
 
kaberne1Дата: Понедельник, 16.07.2012, 16:15:32 | Сообщение # 3
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Соборование




Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15).

Итак, елеосвящение - таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: "Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к соборованию".

Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божьего Промысла.

Обычно соборование совершается на дому, у постели болящего, но в Великом Посту оно бывает в храмах. В ходе таинства, которое совершает несколько священников ("собор"), освящается елей - растительное масло, прочитываются 7 Апостолов и Евангелий, 7 пространных молитв. После каждого чтения батюшка помазует соборующимся голову, грудь, руки и ноги. Елей - образ милости Божией, любви и сострадания (вспомним притчу о милосердном самарянине).

Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника.


 
kaberne1Дата: Понедельник, 16.07.2012, 16:46:44 | Сообщение # 4
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
О таинстве елеосвящения


Елеосвящение, как христианское таинство, ведет начало свое от Самого Иисуса Христа. Когда Господь, избрав 12 апостолов, послал их с проповедью по городам иудейским, они многих недужных помазывали маслом, и те исцелялись (Марк. VI, 13). Без сомнения, посланные Господом апостолы совершали это по данной им власти от Господа, согласно с его волей, и таким образом елеосвящение представляется здесь как учреждение Господа.

Неясно высказанная здесь воля Господа о сем вполне ясной должна была сделаться для апостолов по воскресении Господа, когда Он, являясь им в продолжение 40 дней, говорил им о Царствии Божием (Деян. 1, 3).

Со всей ясностью и определенностью об этом таинстве говорит Ап. Иаков. "Болит ли кто в вас, - пишет он, - да призовет пресвитеры церковные и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во Имя Господне и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему " (Иак. V, 14-15).

Божественное учреждение сего таинства видно здесь из связи речи. Апостол говорит здесь о елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает им на это врачебное средство как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедуют пользоваться в случае болезней. При том известно, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя (Галат. I, 11-12), но учили только тому, что заповедал им Господь (Мф. XXVIII, 20) и что внушал им Дух Святой (Иоан. XVI, 13); и отсюда они называли себя только слугами Христовыми и строителями тайн, а не установителями (1 Кор. IV, 1).

И, следовательно, и елеосвящение, заповедуемое здесь Ап. Иаковом, установлено и заповедано Самим Господом. А что оно действительно есть таинство, видно из того, что, кроме Божественного установления, ему усвояются и чувственный знак - помазание больных елеем с молитвой, и соединенное с этим внешним знаком сверхъестественное действие благодати - исцеление болезней и отпущение грехов.

После елеосвящения больной выздоравливает не всегда, но только тогда, когда

а) принимает это таинство с верой;

б) когда выздоровление его угодно Промыслу Божию.

Если бы после елеосвящения человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда и не умирать, что противно воле Божией, назначившей человеку смерть после его грехопадения.

Елеосвящение, как благоучрежденное таинство, всегда известно было в Церкви Христовой.

О нем упоминается в "Церковной иерархии" Дионисия Ареопагита (Книга 7, §8); о нем упоминает Ориген о нем говорят в IV веке св. Иоанн Златоуст ("О свящ.", III, 6), Амвросий, Августин (на псал. 26), Виктор, пресвитер антиохийский.

В требнике Геласия, еп. Римского (в конце V века), есть чин освящения елея для больных во отгнание всяких болезней душевных и телесных. Елеопомазание находится в числе семи таинств не только в "Сакраментарии" Григория Великого, но и в древнейших требниках и молитвенниках греческих; его содержат даже несториане и монофизиты, отлученные от Церкви еще на 3-м и 4-м Вселенских Соборах в V веке.

Нельзя не заметить еще о сем таинстве, что западная Церковь в противность православному учению смотрит на него как на последнее помазание, на исход души, как на напутствие к вечной жизни и потому учит совершать его только над умирающими. Но такой взгляд не имеет для себя основания и подтверждения ни в Священном Писании, ни в учении древней Церкви.

Таинство сие, по Апостолу, совершается над больными, над опасно больными, но не над умирающими или такого рода больными, кои находятся уже при самой кончине. Слова апостола не дают такого смысла; и во всех молитвах и священнодействиях Церкви в сем таинстве выражается не молитва на исход души, не напутствие к смерти, а теплое моление Церкви об исцелении больного от обдержащей его телесной немощи и о восстановлении его здравия и прощения грехов.



Учение безпоповцев о таинстве елеопомазания


Безпоповцы не имеют таинства елеопомазания и даже говорят, что оно совсем и не нужно. Конечно, это таинство не так необходимо для каждого христианина, как таинство причащения, но не следует пренебрегать им. Оно установлено, как и другие таинства, Самим Господом. "Помазание елеом бывает во Имя Господне, сиречь волею и установлением и повелением Господним", - говорит Большой Катехизис. Установил же Господь, конечно, не для того, чтобы оно никем не употреблялось, а для употребления. Св. Ап. Иаков предписывает совершать это таинство для всех больных без исключения. "Болит ли кто в вас, - говорит он, - да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его маслом во Имя Господне... " (Иак. V, 14, зач. 57). Это таинство имеет великую силу. По словам Симеона Солунского, оно "и недуги решит, и лежащих воздвигнет, и греси оставляет".

Не употребляя таинства елеосвящения, безпоповцы прямо противятся его установлению и оказывают пренебрежение к таинству, за что и подлежат осуждению. Общество же, подлежащее осуждению, как согласятся сами безпоповцы, не может быть названо Истинной Церковью Христовой.

В оправдание свое безпоповцы говорят, что елеосвящение у них заменяется милостыней и слезами. Основанием для этого служит то, что милостыня в Писании приточно называется елеем.

В Евангелии от Матфея в 104 зач. сказано: "Мудрыя же прияша елей в сосудех со светильники своими ". В толковании этого текста елей истолкован в смысле милостыни. Св. Андрей Критский говорит: "Ты убо, душе моя, аще хощеши Вышняго Царствия, миром помажися - слезами" (в блаж. вел. канона).

Но эти свидетельства не оправдывают безпоповцев. По учению Церкви, елеосвящение есть таинство церковное, совершаемое священником над верным, а милостыня - добродетель, которая совершается и неверными и принимается от них, заслуживая им благоволение Божие (Корнилий и Евстафий Плакида). Тайны же церковные вне церкви не совершаются.
 
kaberne1Дата: Понедельник, 16.07.2012, 16:50:34 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Библейские тексты об елеосвящении


Елеосвящение есть таинство, в котором Дух Святой нисходит на больного Своей благодатью: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне (Иак. V, 14). И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Елеосвящение должно быть совершаемо непременно над больным верующим и притом находящимся в полной памяти: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне (Иак. V, 14).

Елеосвящение совершается лицами освященными, церковными пресвитерами, болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне (Иак. V, 14).

Цель елеосвящения:

• отпущение грехов, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. V, 15).

• исцеление от болезни: и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. V, 15).


Святоотеческие свидетельства о таинстве елеосвящения




I. Св. Златоуст, сравнивая священников как духовных отцов с плотскими родителями, говорит: "Эти не могут защитить детей своих и от телесной смерти, даже не всегда могут изгнать из тела их вторгнувшуюся болезнь; те, напротив, часто спасали болезненные души, долженствовавшие погибнуть, то подвергая их кроткому наказанию, то удерживая при самом начале от падения, не только учением и наставлением, но и помощью молитв. Ибо они имеют власть отпущать грехи не только тогда, когда возрождают нас, но и после, как сказано: болит ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во Имя Господне. И молитва веры спасет болящего; и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему" (Иак. V, 14-15).

II. Св. Кирилл Александрийский, вооружаясь против волшебства, дает такое наставление: "Когда у тебя подвергнется болезни какая-либо часть тела, и если ты веришь в сии слова: Господь, Саваоф и другие, усвояемые Божественным Писанием Богу, как свойственные Его природе, тогда ты произноси эти слова, возсылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (т. е. обращающиеся к волхвованию), ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу.

При этом я напомню тебе еще слова Божественного Писания: "...болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во Имя Господне... и проч." (De adorat. in Spir. et verit. lib. VI, Opp. t. I, p. 211, Paris. 1638). Замечательно, что св. отец только напоминает о елеопомазании как средстве, к которому должны обращаться христиане в случае болезней, и, следовательно, предполагает это средство известным и действительно употреблявшимся в церкви.


III. Св. Григорий Двоеслов в книге таинств излагает самый чин елеосвящения со всеми молитвами и священными песнями. Здесь при помазании больного св. елеем священник между прочим говорит: "Помазую тебя св. елеем во Имя Отца и Сына и Св. Духа, да не скрывается в тебе дух нечистый..., но да обитает сила Христа Бога и Св. Духа, чтобы ты через совершение сего таинства, через помазание св. елеем и нашу молитву, силой Св. Троицы уврачеванный, удостоился получить прежнее и совершенное здравие" (Lib. Sacrament., in Opp. t. III, p. 235-237, ed. Mavr.; сн. "Православно-догматическое Богословие" Макария, 1852 г., т. IV, с. 297-300).
 
kaberne1Дата: Пятница, 05.04.2013, 21:18:06 | Сообщение # 6
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством?

Прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.
Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.
Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.
Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.
 
kaberne1Дата: Пятница, 05.04.2013, 21:21:44 | Сообщение # 7
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline


Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

О соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.
 
Форум » . » Вера и знание » Вопрос о таинстве соборования. (вопрос)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright SCAD's Design & Develop © 2017