Сегодня: 24.07.2017, Понедельник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 3123»
Модератор форума: Виталий 
Форум » . » Наши поздравления » Святые благоверные князья (княгини)
Святые благоверные князья (княгини)
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:08:49 | Сообщение # 1
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
12 сентября (30 августа по ст.ст.) Русская Православная Церковь празднует обретение мощей благоверного князя Даниила Московского. И Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724).




Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, в 1303 году тяжело заболел. Перед кончиной он принял иноческий чин и схиму и завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. 4 марта 1303 года князь Даниил Московский скончался.
В 1330 году Даниловская обитель была переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. По церковному преданию, во времена великого князя Иоанна III (1462 1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: "Не бойся меня я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.
Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.
В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645 1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого.
30 августа 1652 года Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексей Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса.
Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта в день кончины и 30 августа/12 сентября - в день обретения нетленных мощей.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому - многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы - залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.




Святой благоверный князь Александр Невский(в схиме Алексий) скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября 1263 года, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переславле-Залесском). Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353-1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363-1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр». Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена.
30 августа (11 сентября по н.с.) 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа (11 сентября по н.с.) были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено).


Также всех Александров и Даниилов с именинами!!!
 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:12:16 | Сообщение # 2
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
17 марта — память благоверного князя Даниила Московского.



Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым - младшим сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной княгини Вассы. Двух лет от роду он лишился отца
В 1261 году во Владимире в семье великого князя Александра Ярославовича Невского и его благочестивой супруги Вассы родился четвертый сын. Счастливые родители благословили младенца иконой Божьей Матери Федоровской и в честь святого Даниила Столпника назвали Данилой.

Своего знаменитого отца маленький князь не запомнил. Спустя совсем немного времени после его рождения Александр вновь был вынужден отправиться в Орду. На обратном пути князь смертельно заболел и, не успев вернуться домой, умер 23 ноября 1263 года в Городецком Федоровском монастыре. В 3 года князь Даниил остался сиротой. Старшие братья разделили отцовское именье, и ему как самому младшему достался скромный и незавидный удел – Москва.

Юный Даниил Александрович вступил во владение Московским княжеством в 10-летнем возрасте и увидеть вотчину не спешил. Он еще долго жил с матерью то в Переяславле, то в стольном Владимире. Дочь полоцкого князя Братислава, великая княгиня Васса, сама во всем старалась угодить Богу и сына научила вести такую жизнь.

От матери, окончившей свои дни в монастыре, Даниил унаследовал смирение, любовь к Церкви, к людям и к милосердию. У нее же в отсутствие отца он научился княжить так, как глава большой семьи управляет своим хозяйством и домочадцами – мудро, милостиво и справедливо. С мечтой о таком русском доме князь Даниил и поехал в Москву.

Городок показался князю славным, но неухоженным. В нем было все, что нужно: и лес для охоты, и река для торговли, и поле для урожая. Не было только хозяина. Ведь в Москве до него ни один князь — ни великий, ни удельный — не сидел. Управляли городом всегда только наместники, на которых в ту пору Москве не везло. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадства и пропажи. Все это нужно было исправлять. Но князь начал не с этого. Прежде всего, он поставил городу монастырь.

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Худинец с широкой и полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила.

С одной стороны, храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой – на определенном удалении от города. Так что скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословения, можно было приступать к укреплению хозяйства.

Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривать угодья, принимать отчеты старост. Во всем разбирался сам, отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары. В городе он сразу же взялся за расширение Кремля, придумав для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни. Работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил руководил сам....




 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:16:58 | Сообщение # 3
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
5 июня Церковь отмечает память преподобной Евфросинии Полоцкой




Угодгица Божия и просветительница Руси родилась между 1101 - 1105 гг. Отец ее, полоцкий князь Святослав (в крещении Георгий) некоторое время жил в Византии, где познакомился с достижениями византийской культуры. Мать, сестра византийского императора Мануила I Комнина, получила прекрасное образование. Родители дали дочери, получившей славянское имя Предслава, хорошее домашнее воспитание, включавшее обучение грамоте. Княжна, поражавшая окружающих редкой красотой, и в ученье проявила необычайные способности.
Весть о том, что у князя в Полоцке растет красивая, мудрая и благочестивая дочь, разошлась далеко за границами княжества. Со всех концов Руси в Полоцк зачастили сваты. Видя, что их визиты приносят любимой дочери много горечи, гостеприимный полоцкий князь, провожая гостей, говорил с поклоном, что княжна еще молода и до поры до времени он неволить ее не станет. Но в конце концов и он вынужден был уступить.
Узнав, что ее хотят обручить, Предслава тайно ушла из родительского дома в монастырь, игуменьей которого была ее тетка, и решила постричься в монахини. Игуменья, видя юный возраст своей племянницы, а также опасаясь гнева своего брата, вначале противилась желанию Предславы. Но, натолкнувшись на ее непреклонную волю, а также удивившись разуму отроковицы, решила принять племянницу в обитель. При пострижении в монахини Предслава получила имя Евфросиньи, что по-гречески означает «Радость».
Княжне в это время было немногим более 12 лет. Переступила порог монастыря она не только для того, чтобы всецело проводить жизнь в молитвах и постах, и смиренно участвовать в нелегких монастырских трудах, но чтобы овладеть тогдашней книжной мудростью и передать ее другим людям. Это занятие увлекало княжну с раннего детства, а монастырь в то время был единственным средством для реализации подобной жизненной цели.
Евфросинья добилась от тогдашнего полоцкого епископа разрешения поселиться в пристроенной к Софийскому собору келье, где посвятила все время самообразованию. В уединении и тиши она усиленно собирала «благие мысли в сердце своем, яко пчела сот». Используя близкое родство полоцкого княжеского дома с домом византийского императора, княжна из книг, получаемых из Константинополя, сформировала при полоцком Софийском соборе уникальную библиотеку.
Приобретя обширную эрудицию в религиозно-нравственной и философской областях, Евфросинья Полоцкая берется за сложнейшее и труднейшее ремесло того времени – переписку книг. Кроме этого княжна занималась переводами с греческого и латинского языков на славянский. Как свидетельствует ее «Житие», она писала и собственные произведения. Это были прежде всего молитвы и поучения религиозно-нравственного содержания. Вот фрагмент одной из проповедей Евфросиньи, обращенной к монахиням Спасо-Евфросиньевского монастыря:
«Собрала я вас, как наседка цыплят под крылья свои, словно божьих овец на пастбище пастись в приказаниях божих, и с верным сердцем забочусь о вашем спасении и научаю вас, надеясь увидеть духовный плод вашего труда. Уже столько слов науки божьей сеяла я на ниве ваших сердец, а нивы эти на месте стоят, не цветут добродетелями и совершенством... Молю вас, сестры мои, станьте чистой пшеницей Христовой и смелитесь на жерновах молитвы, смирения и чистой любви, чтобы быть душистым хлебом на празднике Христа».
Полоцкий епископ Илья, видя безграничное самопожертвование молодой монахини, предложил ей создать недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь. При нем была создана школа, в которую принимались не только монахини, но также всех желающих женщин-мирянок. В этом деле молодой полоцкой игуменье помогали столь же увлеченные и преданные делу просвещения девушки из княжеской семьи, которые последовали примеру Евфросиньи и постриглись в монахини.
Став игуменьей новооснованного монастыря, Евфросинья Полоцкая решила вместо старой деревянной церкви возвести новую, каменную. Строительство церкви заняло ровно тридцать недель. Здание, которое сохранилось до наших дней, поражает своими пропорциями, изяществом и красотой. С изысканным художественным вкусом был оформлен интерьер церкви.
Завершив строительство Спасской церкви, Евфросинья принялась за возведение нового храма - церкви Святой Богородицы, возле которого возник мужской монастырь.
На склоне лет преподобная, предчувствуя скорую кончину, совершила паломничество на Святую Землю. Оставив монастырь на попечение сестры своей Евдокии, она вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в далекий путь. Во время пребывания в Константинополе преподобная, «войдя в великую церковь Святой Софии, помолившись и поклонившись всем святым Божиим церквям, получила благословение от патриарха, купила многоразличные фимиамы и золотую кадильницу и пошла в Иерусалим».
Величайшей святыне христианства, Гробу Господню, преподобная Евфросиния пожертвовала драгоценную кадильницу, первый дар русских жен, вставший в единый ряд с лампадой, возжженной несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всея Руськыя земли».

В Иерусалиме преподобная Евфросиния тяжело заболела, и ангел возвестил ей о дате кончины. Она прославила Господа за милость быть погребенной на Святой Земле и с радостью ожидала указанного срока. 24 дня провела она на одре болезни в одном из монастырей Иерусалима и скончалась 24 мая 1173 года, причастившись святых Христовых Тайн, посреди молитвы.
Предание сохранило последние слова преподобной: «Господи, приими дух мой от меня во святом граде Твоем Иерусалиме и пресели меня в вышний град Твой Иерусалим». Тело почившей, согласно завещанию ее, было погребено сопровождавшими ее родственниками в обители преподобного Феодосия, на паперти храма Пресвятой Богородицы, там, где покоились матери преподобных Саввы н Феодосия, святого бессребреника Феодотия и многих святых жен.
3 октября 1187 года Иерусалим перешел от крестоносцев к султану Саладину, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княгини и принесли их в Киев, где они были положены в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Так преподобная Евфросиния стала первой из русских жен, погребенных в великой обители.

В 1910 году мощи преподобной были перенесены на ее родину и положены в основанном ей монастыре.
 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:24:57 | Сообщение # 4
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
В богослужебных текстах она названа утренней зарей, предвещавшей восход Солнца Правды над Русской землей.

С днем памяти святой равноапостольной княгини Ольги!




Оставивши лесть идольскую, последовала еси Христу, Безсмертному Жениху, Ольго Богомудрая,/ в Егоже чертозе радующися, непрестанно молися о чтущих верою и любовию святую память твою.

Святая равноапостольная Ольга была супругой великого князя Киевского Игоря. Борьба христианства с язычеством при Игоре и Ольге, княживших после Олега († 912), вступает в новый период. Церковь Христова в последние годы княжения Игоря († 945) становится значительной духовной и государственной силой в Русском государстве. Об этом свидетельствует сохранившийся текст договора Игоря с греками 944 года, который включен летописцем в "Повесть временных лет", в статью, описывающую события 6453 (945) года.

Мирный договор с Константинополем должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: "Русь крещеная", то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии; "Русь некрещеная", язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. Тот факт, что христиане поставлены в документе на первом месте, говорит о их преимущественном духовном значении в жизни Киевской Руси.

Очевидно, в момент, когда договор 944 года составлялся в Царьграде, у власти в Киеве стояли люди, сочувствовавшие христианству, сознававшие историческую необходимость приобщения Руси к животворной христианской культуре. К этому направлению принадлежал, возможно, и сам князь Игорь, официальное положение которого не позволяло ему лично перейти в новую веру, не решив вопроса о Крещении всей страны и установлении в ней православной церковной иерархии. Поэтому договор был составлен в осторожных выражениях, которые не помешали бы князю утвердить его и в форме языческой клятвы, и в форме присяги христианской.

Но пока византийские послы прибыли в Киев, обстановка на Днепре существенно изменилась. Четко определилась языческая оппозиция, во главе которой стояли варяжские воеводы Свенельд и его сын Мстислав (Мстиша), которым Игорь дал в держание Древлянскую землю.

Сильно было в Киеве и влияние хазарских иудеев, которым не могла прийтись по нраву мысль о торжестве Православия в Русской земле.

Не сумев преодолеть косности обычая, Игорь остался язычником и скрепил договор по языческому образцу - клятвой на мечах. Он отверг благодать Крещения и был наказан за неверие. Год спустя, в 945 году, восставшие язычники убили его в Древлянской земле, разорвав между двух деревьев. Но дни язычества и основанного на нем жизненного уклада славянских племен были уже сочтены. Бремя государственного служения возложила на себя, при трехлетнем сыне Святославе, вдова Игоря - великая княгиня Киевская Ольга.

Имя будущей просветительницы Русского края и родину ее "Повесть временных лет" впервые называет в статье о женитьбе Игоря: "и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу". Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в Х-Х1 вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков. Некоторые из них были местного, славянского происхождения, другие - пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто - русские имена и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику.

Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском "окающем" произношении - Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег (Хельги), что значит "святой". Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал Вещим, Ольгу - Мудрой.

Позднейшие предания называли ее родовым имением село Выбуты, в нескольких километрах от Пскова вверх по реке Великой. Еще недавно показывали на реке Ольгин мост - у древней переправы, где Ольга встретилась с Игорем. Псковская топонимика сохранила немало названий, связанных с памятью великой псковитянки: деревни Ольженец и Ольгино Поле, Ольгины Ворота - один из рукавов реки Великой, Ольгина Гора и Ольгин Крест - близ Псковского озера, Ольгин Камень - у села Выбуты.

Начало самостоятельного правления княгини Ольги связано в летописях с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря. Клявшиеся на мечах и веровавшие "только в свой меч", язычники обречены были Божиим судом от меча и погибнуть (Мф. 26, 52). Поклонявшиеся, среди прочих обожествленных стихий, огню - нашли свое отмщение в огне. Исполнительницей огненной кары Господь избрал Ольгу.
ПОДРОБНЕЕ:


 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:26:09 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline




 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:28:36 | Сообщение # 6
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
12 сентября - Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724). Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652).


Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский стояли у истоков величия нашей Отчизны, они сохранили для нас родную землю, униженную татарским рабством, они сплотили вокруг себя разрозненные русские силы ради победы Добра над злом!



Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на Небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

12 сентября (30 августа по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург, которое произошло в 1724 году.


"Перенесение мощей князя Александра Невского императором Петром I"




скончался 14 ноября 1263 года по пути из Орды в Городце, на Волге, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира.
Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения.
Его нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.
30 августа 1721 г. (12 сентября по новому стилю) Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу Санкт-Петербург.
В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.
Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.
17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26-го в Твери, 28-го в Торжке, 31-го в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.
24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать "в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами" и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.
Утром 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы и перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.
С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал небесным покровителем северной столицы России.
Указом Петра I от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено). Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.
В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.
В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне. В 1989 году мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.
В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро?Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.
В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.
Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.




Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой

ФИЛЬМ. "Александр. Невская битва"
 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:31:47 | Сообщение # 7
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Святой Даниил Московский — миролюбивый князь (+ ВИДЕО)



Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защитетель. Моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша.


Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 г. переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 – 1505 гг.) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь.
Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям, в том числе и по князю Даниилу.
Во времена Иоанна Грозного от могилы св. князя Даниила стали происходить чудеса, в частности, исцелился умирающий больной. Пораженный этим чудом, царь в 1560 году повелел восстановить древний Данилов монастырь, установить ежегодные крестные ходы во главе с митрополитом к могиле благоверного князя и служить там панихиды. В 1561 году святителем Макарием, митрополитом Московским, в Даниловом монастыре был освящен каменный храм во имя святых Отцев Седми Вселенских Соборов.
30 августа 1652 года по повелению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона нетленные мощи Даниила Александровича были перенесены в собор в честь святых Отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря и положены в раке напротив правого клироса (об этом сообщала надпись на плите близ раки). По монастырской описи 1701 г., рака с мощами Даниила Александровича стояла в юго-восточном углу собора, перед иконостасом.
В 1763 г. рака со св. мощами была перенесена в арку у левого клироса, между центральной частью храма и северным приделом. Деревянная рака имела серебряный оклад, устроенный на средства князя Ф. И. Голицына.
В 1812 г. французские солдаты похитили оклад, в 1817 г. по проекту Е. Кафтанникова была изготовлена новая, серебряная позолоченная рака. В 1917 г. мощи святого Даниила были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северно - восточного столпа, в 1929 г. рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов.
В 1930 г. Данилов монастырь был закрыт, 7 октября во время всенощного бдения мощи святого Даниила были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 г. неизвестна.
Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоирей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д. С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку. В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей святого Даниила Александровича находится в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя святого Даниила Александровича), над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей святого князя Даниила.
Во второй половине XVII века монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями.
Свято-Данилов монастырь был одним из известнейших не только в Москве, но и по всей России. В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия.
На территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ, на котором обрели упокоение многие церковные иерархи, а также деятели культуры.
С 1917 по 1930 год настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор, вокруг которого группировались клирики и верующие, не принимавшие новой безбожной власти. Но официально монастырь был закрыт уже в 1918 году.
В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних.
В 1983 году монастырь в ужасном состоянии был возвращен Церкви. Всего за пять лет там были проведены колоссальные строительно-реставрационные работы, и к 1988 году, к празднованию тысячелетия Крещения Руси, Свято-Данилов монастырь вновь засиял во всей красе. Московской Патриархией был учрежден орден Св. Даниила Московского за заслуги перед православной Церковью и перед Отечеством.
Сейчас монастырь является одним из крупнейших духовных центров России. Да пребудут с ним, с Москвой и со всей Россией молитвы святого благоверного князя Даниила Московского и всех московских и русских святых!
Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о благостоянии града Москвы и о всей России, а также о благополучии в собственном доме, о благословении жилища, об улучшении жилищных условий.


 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:36:02 | Сообщение # 8
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Церковь чтит память святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба во св. Крещении Романа и Давида (1015).




Днесь церковная разширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.


Святые благоверные князья-страстотерпцы БОРИС И ГЛЕБ (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).






 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:36:53 | Сообщение # 9
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline


Сообщение отредактировал kaberne1 - Среда, 15.05.2013, 10:54:38
 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:42:16 | Сообщение # 10
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline




Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.
 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:55:21 | Сообщение # 11
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
28 июля почитание великого равноапостольного князя Владимира, во святом Крещении Василия (1015).




Яко начальнику Крещения и кореню веры Божественныя, идолов разрушителю, блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти: слава вразумльшему тя Христу Богу, слава освятившему тя Крещением Своим, слава просветившему тобою всю страну Русскую.
 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 09:59:11 | Сообщение # 12
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
2 октября (19 сентября) Церковь чтит память святого благоверного князя Игоря Черниговского.




Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, созывающая люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшеся благочестивых множество молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом в мире и благоденствии спастися.


Святой благоверный князь Игорь Черниговский. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гори-славичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и "Изборника 1076 г.".

В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, - святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.

В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.

Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".
Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).
 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 10:15:48 | Сообщение # 13
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Святой благоверный князь Игорь Черниговский жил в сложное для Руси время междоусобных войн за киевское княжение. Пробыл князем Киевским всего две недели. Чудом выжив после предательства киевских бояр, он был пострижен в иночество и всецело предался иноческим подвигам, проводя время в слезах и молитве. Но Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили убить князя Киевского Изяслава. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем не повинного князя-схимника. Он был убит толпой. После смерти благоверного князя Игоря произошло несколько чудесных знамений.



Двенадцатый век феодальной Руси – период непрерывных войн, княжеской междоусобицы, дробления Русского государства. Не миновала сия печальная чаша и Киевского княжества. Война за княжение между родственниками, а обе воюющие стороны – Ольговичи и Мстиславичи – приходились правнуками Ярославу Мудрому, была жестокой и непримиримой. Мстиславичи назывались так по имени их отца Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, Ольговичи – по имени Олега Святославича, которого за скорбно сложившуюся судьбу в народе прозвали Гориславичем. Его же отец известен в православном христианском мире тем, что в 1072 году он участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба. В истории Русской Церкви он памятен еще тем, что в его владении находились такие уникальные богословские сборники, как «Изборник Святослава 1073 года» и «Изборник 1076 года». Более того, хотя в современном Типиконе его празднества нет, но в древних месяцесловах он был прописан в числе Божиих угодников.
По сути, князь Игорь оказался агнцем, который был отдан на заклание, не имея ни толики вины ни перед князьями Мстиславичами, ни перед киевлянами. Гордыня старшего брата князя Игоря – Всеволода Ольговича спровоцировала ненависть киевского веча. Он стал князем Киевским в 1138 году, и хотя княжил недолго, весь период его княжения слился в одну непрерывную войну. Киев устал от этой бесконечной воинской брани. Всеволод считал, что после него власть должен был унаследовать младший брат – Игорь, и в пику Мстиславичам часто говорил, мол, «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав — брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю».

Гордыня и злоба Всеволода Ольговича послужили причиной бунту киевского веча, но ненависть киевлян уже была направлена не только против старшего брата, но против всех без исключения Ольговичей, а, значит, и против ни в чем не повинного Игоря.
Князь Игорь фактически не княжил и двух полных недель. Всеволод Ольгович умер 1 августа 1146 года, и киевляне целовали крест уже князю Игорю, а тот ответно целовал крест им и присягал служить Киеву справедливым защитником. Но едва Игорь Ольгович взошел на княжий трон, как киевляне тайно призвали себе на подмогу войска Мстиславичей. Во время битвы между Ольговичами и Мстиславичами, которых вел князь Изяслав, киевская сторона, нарушив тем самым целование креста, перешла под знамена противника князя Игоря. Битва была проиграна. Игорь Ольгович четыре дня скрывался в болотах возле Киева, после чего все-таки был пленен, привезен в Киев, где его посадили в поруб. Это произошло 13 августа 1146 года.

Поруб – это холодный сруб без окон и дверей, куда нельзя было передать ни еды, ни питья. Чтобы освободить человека, надо было его оттуда «вырубить», проделав отверстие в бревенчатой кладке. В порубе князь заболел, думали, что он вряд ли выживет, и противники «вырубили» его затем, чтобы отвезти в монастырь святого Иоанна и заставить принять монашество. Однако иноческая судьба не была чем-либо противна опальному князю. Он и до того был склонен к чтению церковных книг и «в пении церковном учен», так что сделать иночество наказанием для него не удалось. К тому же, после мучительного сидения в порубе, осознания предательства тех, кто целовал ему крест, и понимания истинных причин всех горестных событий, невольной жертвой которых он стал как следствия людских пороков, с ним случилась перемена столь серьезная, что он сам попросил о милости отречения от мира через принятие иноческого сана.
Из поруба его выносили на руках. Он был настолько уже болен, что восемь дней не мог притронуться ни к пище, ни к питью. Когда бывший князь окреп, то епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество под именем Гавриил. Это произошло 5 января 1147 года. Выздоровев, он последовал в Киевский Феодоровский монастырь, где окончательно принял схиму под именем Игнатия и стал вести уединенный и добродетельный образ жизни, молясь и оплакивая свои прошлые грехи.

Но «не дай нам Бог видеть русский бунт», – много позже скажет А.С. Пушкин. Братоубийственная ненависть, желание свести счеты за брата, чего князь-схимник, конечно, никак не желал, казалось, свели князей с ума. Братья Игоря, князья Черниговские, которые состояли с Игорем в двоюродном родстве, озлобленные тем, что сделали с ним, задумали месть. Они решили предложить Изяславу Мстиславичу выйти в совместный поход, с тем чтобы там умертвить его. Заговор был раскрыт киевлянами, когда князь уже вышел на Чернигов, что придало новые силы их ненависти к Ольговичам, и, не разбираясь долго, они пошли к монастырской обители, чтобы убить схимника. Когда разъяренная толпа ринулась к монастырю, от нелепого, несправедливого кровопролития ее пытались удержать и митрополит Климент, и сам князь Изяслав, и младший брат его Владимир, но даже князья могли быть смяты слепой и глухой людской ненавистью. «Не творите греха, дети, послушайтесь меня; иначе навлечете на себя гнев Божий, а вражда между князьями не утолится», – взывал к их разуму митрополит, но его уже никто не слышал…Его били и тогда, когда он уже испустил дух, затем опутали веревкой ноги и волоком протащили до Десятинной церкви, там кинули на телегу и свезли на Подол.
 
kaberne1Дата: Вторник, 02.10.2012, 10:38:47 | Сообщение # 14
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Вечером того же дня тело святого страстотерпца было отнесено в церковь Святого Михаила, и там случилось чудесное событие: «Бог явил над ним знамение велико — зажглись свечи все над ним в церкви той». На другой день игумен Федоровской обители Анания, посланный митрополитом, пришел в монастырь Святого Симеона, построенный Ярославом Мудрым на окраине Киева, чтобы отпеть святого Игоря. Он облек тело мученика в иноческие одежды, совершил обряд, и, когда, плача над ним, он от всего сердца воскликнул: «Горе веку суетному и сердцам жестоким! Где любовь?», раздался гром, земля вздрогнула, что повергло всех в трепет, и все воскликнули: «Господи, помилуй!»

В дни княжения Юрия Долгорукого 5/18 июня 1150 года мощи святого князя Игоря Черниговского были перенесены в Чернигов, на его родину, где были упокоены в раке «с теремом» в кафедральном Спасском соборе. Этот день стал днем прославления святого.





В этот же день, 5/18 июня, празднуется Игоревская икона Божией Матери, уменьшенный оплечный извод Владимирской иконы, перед ней молился в схиме святой князь Игорь. Икона почитается чудотворной, иконография ее восходит к протографу той же иконы, с которой писалась икона Владимирская – «Умиление» («Елеуса»).



О внешности святого князя-мученика согласно «Иконописному подлиннику говорится», что был он «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаем, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил».

Первые изводы, на которых изображались благоверные князья, донесли до нас их облик в иноческих одеждах. С петровских же времен их стали писать в одеждах княжеских, при латах – по указу Петра Первого, впервые это новшество коснулось иконы святого благоверного князя Александра Невского.

На иконе кисти Ю.Э. Кузнецова святой князь-мученик изображен по раннему канону – как инок. Здесь преобладают алые, полыхающие тона – так иконописец проявил две сущности алого цвета: это цвет подвига сердечной любви, но это – и полыхание воинских и людских страстей. В отличие от большинства икон фон внутри орнаментального обрамления прописан не в пуантильной технике, а тонкими мазками. Он поднимается как зарево за спиной святого князя, который будто заслоняет нас собою от костра гражданской междоусобицы – самой горькой, какая может быть. Его облик – строгий и сосредоточенный, рождающий ощущение особой, иноческой собранности духа от преобладания контрастных темных тонов в одеянии его, будто возникает из пламени тех тяжких лет как предупреждение потомкам, что в пламени междоусобиц гибнут чаще всего и более всего невинные души, что не раз подтверждал опыт человеческой истории…


 
kaberne1Дата: Среда, 03.10.2012, 12:03:12 | Сообщение # 15
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
3 октября день памяти святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора.




Жизнь вашу мученически совершивше, исповедания венцы украсившеся, к Небесным востекосте, Михаиле премудре с доблим Феодором, молите Христа Бога сохранити oтечество ваше, град же и люди, по велицей Его милости.


Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного, с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.

С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Он срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу, пытался поднять на борьбу и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши.

Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение — его особое разрешение — ярлык. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову.

Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.
Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.
 
Форум » . » Наши поздравления » Святые благоверные князья (княгини)
Страница 1 из 3123»
Поиск:

Copyright SCAD's Design & Develop © 2017