Лекции по

Истории Православной Церкви

Тема первая. Гонимая Церковь

 

Лекция первая

Мир в начале христианской эры

Оглавление

I. Политическое приуготовление мира. 1

II. Духовное приуготовление мира. 1

 

Вступление

Каждая область знания имеет свои объект и предмет изучения.

Объектом - часть объективной реальности, которая относится к данной области знаний.

Один и тот же объект может у различных областей знания или наук, которые рассматриваю его с различных сторон или аспектов

Предмет - сторона объекта, на которых акцентируется внимание, которые выявляются, рассматриваются и описываются.

 

Объект церковной истории – жизнь христианской Церкви от её рождения до наших дней.

У объекта церковной истории есть очень важная особенность – Церковь Христова состоит из двух частей:

 1) Церковь Небесная, которая соединяет в себе Ангелов, святых угодников Божьих, а также людей, завершивших свой земной путь с верой в Иисуса Христа и соблюдавших его заповеди. Причем, к последним относятся и те, кто жил до прихода на землю Спасителя, но верил в его неизбежность и пророчествовал о нем. Небесную церковь называют еще «Торжествующей».

Церковь Небесная пребывает в вечности. Она вне нашего наблюдения и познания.

2) Церковь земная – сообщество всех ныне живущих православных христиан.

Церковь земная, внешний ход ее жизни доступны для изучения.

Между Церковью Небесной и Церковью земной существует постоянное духовное общение

Обе части единой Церкви связаны между собой общим главой – Господом нашим Иисусом Христом.

В его земной жизни, Боговоплощении, православный историк видит кульминацию всей истории человечества, которая разделяет эту историю на две половины – на «до» и «после».

Недаром христианское летосчисление ведется от Рождества Христова.

Происхождение названия. Русское слово Церковь происходит из церковнославянского «цркы». Это последнее восходит к германскому (древневерхненемецкому) kiri(h)ha (ср. нем. Kirche), которое в свою очередь произошло из греч. кириакон (Господнее, принадлежащее Господу). Этим словом греки-христиане называли храм, здание церкви.

Для именования Церкви как сообщества верных в греческом языке использовалось (и до сих пор используется) слово экклесия. Из греческого языка оно было заимствовано в латинский (ecclesia), из которого перешло в романские языки (ит. chiesa, фр. eglise, исп. iglesia).

В Евангелиях слово экклесия встречается только дважды. Первый раз в Мф. XVI, 18: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», второй раз — во время описания Господом того, что нужно сделать с согрешающим братом: « Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь. (Мф. XVIII, 17). Вне Евангелий это слово часто используется в книге Деяний и в апостольских посланиях (ср.Деян. II, 47; V, И; VII, 38 и др.; Рим. XVI, 1 и др.; 1 Кол. I, 2; ГѴ, 17 идр.; 2 Кол. VIII, 1 идр.; Гал. I, 2идр.; Еф. I, 22ит.д.).

Греческое название Церкви пришло в Евангелия из древнегреческой государственно-правовой терминологии. В Древней Греции (Афинах) экклесией называли народное собрание - высший орган прямой демократии в греческих полисах VI-IV вв. до Р.Х. В народное собрание входили все свободные мужчины, достигшие совершеннолетия. Именно этому органу принадлежала высшая власть в государстве. Само слово происходит от глагола эккалео – собирать или созывать (на собрание).

То есть экклесия в исконном, первоначальном смысле слова — это собрание «призванных», людей, явившихся на зов.

В Септуагинте (лат. Septuaginta «Семьдесят») - греческий перевод Ветхого Завета, сделанный в Александрии в III-II вв. до Р.Х. 70 (точнее, 72) «толковниками» (переводчиками), словом, экклесия переводится др.-евр. qahal (собрание) (Втор. IX, 10), «общество» (там же, XXIII, 2) - орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в диаспоре и являвшийся посредником между ней и государством.

На что мы будем обращать внимание в нашем курсе? Что будет его предметом?

Во-первых, изменения в церковной жизни.

«Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же», – говорит апостол Павел (Евр 13:8).

Но меняются времена, и мы меняемся вместе с ними. А по мере наших изменений меняется и Церковь – живой богочеловеческий организм. Сегодня она весьма отличается от первых объединений христиан.

Об этом обстоятельстве очень любят говорить те, кто призывает вернуться к «апостольской простоте». Но процесс развития любого живого организма нельзя ни повернуть вспять, ни законсервировать. Более того, даже горы и скалы изменяются. Внешние изменения, произошедшие за 2000 лет церковной истории, невозможно отрицать. Но в основе церковной жизни – в нашей вере – нет ничего, что не содержалось бы в вере апостолов и первых христиан. То, что в ранней Церкви присутствовало как бы «в зародыше», постепенно развилось во всей своей полноте.

Во-вторых, жизнь Духа Святого в Церкви.

История Церкви – это путь её через века к Царству Божию. Об этом не нужно забывать даже тогда, когда мы вновь и вновь становимся свидетелями бесконечного разделения церкви или отпадения каких-то её частей – этого постоянного проявления греха человеческого. Мы должны помнить, что греховны все люди, христиане в том числе. Но история Церкви не должна быть и не является историей человеческой греховности.

Во все времена были и есть те, кто, преисполнившись Духа Святого, смог выйти из-под власти греха и достичь святости. Справедливо утверждение: «История Церкви Христовой – это история святости».

 

I. Политическое приуготовление мира

Апостол Павел в послании к Галатам сказал, что Иисус Христос явился в мир, «когда пришла полнота времени» (Гал 4:4). Это значит, что мир был приуготовлен к его приходу и политически, и духовно.

В первом вопросе лекции речь пойдет о политическом приуготовлении мира. Оно свершилось как в истории избранного иудейского народа, так и в истории языческого мира, объединенного под властью Рима. Мы знаем, что у каждого человека есть родина большая и есть родина малая.

Справедливо сказать, что и у Церкви земной также есть две земные родины: большая и малая – Римская империя и Святая земля, Палестина.

Римская империя

В рождественской стихире, которая поется на Великой Вечерне, есть такие слова:

«Августу единоначальствующу на земли

Многоначалие человеков преста;

И Тебе, вочеловечшуся от Чистыя,

Многобожие идолов упразднися,

Под единым царством мирским гради быша,

И во Едино владычество Божества языцы вероваша».

 

В современном русском переводе это звучит так:

«Когда Август один властительствовал на земле,

прекратилось у людей многоначалие,

и когда Христос воплотился от Девы Марии,

исчезло языческое многобожие.

Государства подчинились единому Всемирному Царству,

народы уверовали в Единого Владыку Бога».

Первые три века существования Церкви – Раннее христианство.

Внешняя сторона церковной истории этого времени – отношения с языческим Римским государством, включившем христианство в перечень «недозволенных» религий. Нелегальное положение Церкви, гонения. «Гонимая Церковь.

Внутренняя сторона – распространение христианства, мученичество, определение канона Священного писания, формирование церковной иерархии, развитие богослужебной практики, догматические споры, возникновение локальных ересей и расколов, начало монашества.

В истории Раннего христианства выделяют: Апостольский век (I век), Время мужей апостольских (II век) и Время апологетов (III – начало IV в.в). 

Церковь подчеркивает, что ее начало совпало по времени с решительным моментом мировой истории – завершением создания универсальной по духу и замыслу Римской империи. Никогда ранее (и, кстати, никогда более) столь огромные территории (эйкумена – «Вселенная») не находились под одной властью, в сфере единой греко-римской культуры.

В состав империи в начале христианской эры входили территории нынешних Италии, Франции, Британии, Испании и Португалии, Германии к западу от Рейна (иногда и к востоку), земли к югу от Дуная (иногда и к северу – Дакия), Ближний Восток, Закавказье, все африканское побережье Средиземного моря.

Столетиями Римская держава существовала как республика. Но, покорив огромные пространства, она не могла управляться по-старому. Нужна была твердая власть одного правителя. После десятилетий кровавых гражданских войн такую власть получил Октавиан. По римской традиции он унаследовал имя своего приемного отца – Гая Юлия Цезаря.

Римский сенат даровал ему титул «Август» («священный») – эпитет, который ранее применялся только по отношению к божествам. Титул «император», который до этого получал победоносный полководец на короткое время триумфа – торжественного въезда в Рим, стал пожизненным титулом Октавиана, превратился в преномен – личное имя[1].

Полное имя единовластного правителя огромной державы стало звучать как Император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. Время его правления (31 г. до P. X. – 14 г. от Р. Х.) вошло в историю империи как «золотой век Августа».

Божий промысел был таков, что именно при правлении этого незаурядного человека пришел в мир Спаситель.

Под руководством Августа в империи были установлены мир и порядок. Благодаря этому процветала торговля. Ей также способствовало наличие прекрасных дорог в империи. Морские пути были очищены от пиратов. Преклонение римлян перед законами обеспечило хоть и грубое до жестокости, но реальное правосудие, в степени, никогда ранее не виданной в мире.

Административно государство делилось на провинции. Четыре из них (Сирия, Галлия, Испания, Египет) именовались императорскими и управлялись наместниками императора – легатами. Остальные, сенатские, подчинялись сенату и управлялись проконсулами.

 

Карта Римской империи:

 

В некоторых провинциях были автономные территории, за которыми надзирали прокураторы. В них сохранялись традиционные местные системы власти и допускалось весьма широкое самоуправление. Все местные религиозные верования, правила и обряды уважались и сохранялись. Народы, населявшие империю, говорили на своих языках и придерживались обычаев предков. Знание одного из двух языков, греческого или латыни, обеспечивало доступ к образованию в любом уголке империи, а также позволяло проживать в любой ее части.

Реальной опорой власти императора была армия, общая численность которой доходила до 300 тысяч человек. Половина ее была сведена в легионы, комплектовавшиеся на добровольной основе из граждан. Срок службы легионеров определялся в 20 лет. После окончания службы ветеран получал в собственность значительный участок земли. Вторая половина армии – вспомогательные войска – комплектовалась из не граждан как на добровольной, так и на принудительной основе. После 25 лет неоплачиваемой воинской службы ветеран получал римское гражданство и участок земли в собственность.

Получение гражданства было мечтой многих жителей империи. Автоматически оно доставалось уроженцам Италии. Остальные получали за особые заслуги отдельным указом. Гражданин мог приобретать землю и недвижимость, а также открывать свое дело в любом уголке империи. Его нельзя было подвергать пыткам и телесным наказаниям. В случае преступления он карался отсечением головы, а не другой, подчас очень жестокой, казнью.

Охрану императора несла гвардия – «преторианцы» (девять когорт по тысяче человек). Название происходило от слова «преторий» («палатка военачальника») – резиденция правителя. Преторианцы служили 16 лет (легионеры – 20). Жалование преторианцев было 20 тысяч сестерциев в год (легионеров – 12).

Созданную Августом отлаженную государственную машину унаследовал его пасынок – Тиберий (14–37). Молодые годы он провел в походах, зарекомендовав себя хорошим полководцем. К моменту прихода к власти Тиберию было 56 лет. К этому времени проявились отрицательные черты его личности. Современники отмечают, что он был человек «неприветливый, непроницаемый, надменный, лицемерный, хладнокровный и жестокий». Страдал чрезмерной подозрительностью. Используя законы об «Оскорблении величия римского народа» и «Оскорблении императора», император подверг многих своих родственников и членов знатнейших сенаторских родов казням и ссылкам. В 27 году Тиберий навсегда удалился на остров Капри, откуда и управлял империей.

На время правления Тиберия приходится основание Церкви Христовой.

 

Палестина

Рождение Спасителя во времена Августа и возникновение первой общины его последователей в годы правления Тиберия произошли в одном из самых глухих уголков империи – Палестине.

Палестина, или Святая земля, – узкая полоска, протянувшаяся вдоль восточного побережья Средиземного моря. Длина ее около трехсот километров, ширина – около ста. С севера на юг протекает самая крупная река на этой территории – Иордан. Она берет начало из четырех ручьев в горах Ливана. Сначала река течет по горной местности, впадая в Тивериадское озеро. В библейские времена оно называлось или Галилейским морем, или Геннисаретским озером (его размеры: двадцать километров в длину, девять в ширину). Выйдя из него, Иордан течет по равнине и впадает в Мертвое море.К западу от Иордана с севера на юг тянется горный хребет. К югу от Иерусалима он поворачивает на юго-запад, в сторону Синайской пустыни. К востоку от Иордана располагается каменистое пустынное плоскогорье – Заиорданье.

Краткая история Палестины. В конце II тысячелетия до Р. Х. на территорию Палестины после сорокалетних скитаний в пустыне пришли двенадцать колен (племен) Израилевых. Отвоеванные у местных племен земли пришельцы назвали «Эрец-Израиль» («Земля Израиля»). Со временем здесь возникло могучее Израильско-Иудейское царство. Наивысшего расцвета оно достигло при царе Соломоне (от евр. «шломо» – мир), правившем в 965–928 гг. до Р. Х. При нем был построен храм Единому Богу-Творцу. Местом, выбранным для строительства, стала гора Мориа, на которой Авраам готов был принести в жертву Исаака. На ней по повелению Божию царь Давид, отец Соломона, соорудил жертвенник. Сейчас это Храмовая гора – третья по значению после Мекки и Медины святыня мусульман. На ней находятся мечеть аль-Акса и желтый наскальный купол – Куббат ас-Сахра. Храм Соломона строился семь с половиной лет (3 Цар 6, 7) и был освящен около 962 г. до Р.Х.).

При преемниках Соломона его царство распалось на Южное (Иудейское) и Северное (Израильское). В 722 году до Р. Х. Северное царство было захвачено ассирийцами. В 587 году Иудею завоевали вавилоняне, разрушившие храм по приказу царя Навуходоносора II. В 538 году до Р. Х. Палестина перешла под власть персидского царя Кира Великого, позволившего восстановить храм в Иерусалиме. Второй храм был освящен в 515 году до Р. Х.

В 332 году до Р. Х. Александр Македонский, нанеся поражение персидскому войску, овладел Палестиной. После его смерти соратники покойного царя разделили между собой державу. Образовались государства, которые получили название эллинистических. Пестрое население их постепенно эллинизировалось, втянувшись в русло греческой культуры.

Палестина оказалась яблоком раздора между Египтом, где правили потомки Птолемея Лага, и Сирийским царством, основанным Селевком Никатором. После столетнего господства египтян Святая Земля перешла под власть сирийских царей. Для иудеев она оказалась невыносимой, так как властители Сирии добивались духовного единства своей державы через утверждение культа солнечного бога Гелиоса, запрещая все остальные религии.

Особо жестокие гонения обрушились на иудеев при царе Антиохе Епифане (Епимане) (175–163 гг. до Р. Х.). 1\14 августа Православная Церковь чтит память мучеников Маккавеев – Соломонии и семерых ее сыновей (2 Мак 7). В 166 году до Р. Х. началось восстание против сирийского господства. Во главе партизанских отрядов встали пять сыновей священника Маттафии из рода Хасмонеев: Иоханан, Симон, Элеазар, Ионатан и Иуда, прозванный Маккаби («молот»). По его имени восстание стали называть Маккавейским.

В 140 году до Р. Х. Симон Хасмоней был коронован и стал царем-первосвященником. Было возрождено Иудейское царство в границах, какие оно имело при царе Соломоне. Поскольку иудеи законными монархами считали лишь потомков Давида, то Хасмонеев считали временными правителями. Тем более что эта династия оказалась слабой и погрязла в семейных склоках.

В 63 году до Р. Х. римский полководец Помпей Великий, захватив Сирийское царство, ввел свои войска в Палестину. Иудея получила статус автономного царства в составе Римской империи. С 37 по 4 год до Р. Х. в нем правил Ирод Великий. Мать его была иудейкой, а отец – вождем кочевого племени идумеев. Идумеи, потомки Исава, старшего сына Исаака, жили к югу от Мертвого моря, в области Едом (от слова «красный», так прозвали Исава по цвету чечевичной похлебки, за которую он продал свое первородство брату Иакову). Покоренные Давидом, они приняли иудаизм, но ненавидели иудеев, а те отвечали им взаимностью.

Ирод расширил и укрепил царство, осуществил реконструкцию храма в Иерусалиме, придав ему невиданное доселе великолепие. Запятнал свое правление многими злодеяниями. Он казнил тысячи людей, умертвил многих своих родственников, включая жену и трех сыновей. Август, всецело доверявший Ироду, пошутил по этому поводу, сказав, что лучше быть «свиньей Ирода, чем его сыном». С именем этого царя связано событие избиения в окрестностях Вифлеема первых мучеников за Христа – четырнадцати тысяч младенцев. Память их Церковь совершает 11 января\29 декабря.

Изучение евангельских событий на фоне правления Ирода позволяет датировать Рождество Христово рубежом 7–6 гг. до нашей эры.

 

География Палестины в Новозаветное время:

Карта Палестины во времена Ветхого Завета

Карта Палестины ко времени Нового Завета

 

Наиболее цветущий регион Палестины, ее северная часть, – Галилея. Эта местность характеризуется богатой растительностью, а также изобилует рыбой, которая водится в Галилейском море. По берегам этого моря расположены небольшие города: Вифсаида, Капернаум, Магдала, Хоразин, Тивериада, Гергесса. На западе – городок Кана. На юге – Назарет и гора Фавор. Среди населения области было много иноплеменников, из-за чего ее именовали «языческой». Особенно много жило здесь греков. Греческие имена носили апостолы Андрей, Петр, Филипп.

По другую сторону Иордана на востоке располагалась область, называемая Десятиградье. Здесь стояли десять полисов – самоуправляемых городов, населенных в значительной части греками (эллинами). В их числе Гадара (вспомним евангельскую «страну Гадаринскую» (Мк 5:1; Лк 8:26, 37) и Гергеса, к северу от ГадарыГергесинская страна» (Мф 8:28)).

С юга к Галилее примыкала область Самария. Когда-то вместе с Галилеей она составляла Северное Царство (Израильское), уничтоженное в 722 году до Р. Х. ассирийцами. Завоеватели угнали в плен жителей городов, а на их место переселили племена из Месопотамии и Сирии. Пришельцы смешались с остатками израильтян и приняли их веру, сохранив, однако, свои прежние обычаи. Самаряне почитали священной гору Гаризим (к югу от города Сихем, ныне Наблус), на которой построили свой храм. В качестве Священного Писания признавали только Пятикнижие Моисея. Иудеям, не признававших самарян собратьями по вере, запрещалось любое общение с самарянами.

На морском побережье Самарии (к северу от современного Тель-Авива) в 10 году до Р. Х. Ирод Великий отстроил себе новую столицу, город Кесарию, названную в честь кесаря (цезаря) Августа. Апостол Петр впервые открыл здесь язычникам доступ в церковь Христову, крестив сотника Корнилия (Деян 10). Здесь происходил последний суд над апостолом Павлом, после чего он, на основании своей апелляции к кесарю, отправлен был в Рим.

Южная часть Палестины, Иудея, представляет собой гористую пустыню с оазисами, суровым, но здоровым климатом. Главный город – Иерусалим – в древности назывался Салим. В нем правил Мелхиседек, царь и священник Бога Всевышнего, которому Авраам платил десятину. Давид, сделавший город своей столицей, переименовал его в Иерусалим («обладатель мира»).

План Иерусалима ко времени Нового Завета

 

Город располагался на холмах, часть которых в Библии называются горами. В юго-западной части – гора Сион, где находился дом, в котором совершилась Тайная Вечеря. В северо-западной – Голгофа (означает в переводе с арамейского «череп»), место казни («лобное место»). В восточной части – гора Мориа с храмом (Храмовая гора). Еще далее к востоку – гора Елеонская (Масличная или Маслин), на которой любил бывать Господь. Здесь в Гефсиманском саду (в Гефсимании) он был арестован. Между горами Мориа и Масличной находится глубокий овраг, по которому протекал ручей (Кедронский поток). У восточного склона горы Елеонской находилось небольшое селение Вифания (здесь жили Лазарь, Марфа и Мария). К северо-западу от Иерусалима лежало селение Еммаус, за ним – город Аримафея. К югу от Иерусалима находился Вифлеем – родной город царя Давида.

В Евангелии от Матфея сказано (Мф 4:12-13): «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан (под стражу), удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых». Иудеи разделяли Палестину на территории (пределы) двенадцати колен, происходивших от сыновей праотца Иакова (Рувим, Симеон, Неффалим, Завулон, Иссахар, Дан, Гад, Асир, Иуда, Левий, Вениамин, Иосиф). При разделе земли на уделы потомкам Иосифа было дано два удела – для каждого из его сыновей (Ефрема и Манассии), образовавших самостоятельные колена, поскольку Иаков перед своей смертью усыновил их и благословил особенным образом (Быт 48:8-20). Колену Левиину (левитам) не был дан земельный удел, ибо их уделом было служение в скинии Божией (Числ 18:23). Они получили 48 городов для жительства в пределах Израиля (Числ 35:1-8).

Такова была география Палестины к началу христианской эры.

Умирая, Ирод Великий разделил царство на области – тетрархии, которые завещал сыновьям. Старший сын Архелай получил Иудею и Самарию, Ирод Антипа – Галилею, ФилиппДесятиградье. Все эти территории подчинялись римлянам, называвшими всю территорию Палестины Иудеей.

Спустя десять лет Архелай, унаследовавший от отца пороки, но не способности правителя, был смещен и сослан в Галлию. Его владения были включены в состав провинции Сирия (в 6 году) и подчинены ее наместнику – легату. Он назначал в Иудею прокураторов, отвечавших за сбор налогов, а также за решение других административных вопросов.

Резиденция прокураторов, первым из которых стал Кононий (6–9 гг.), находилась в Кесарии. В 26 году пятым прокуратором Иудеи был назначен Понтий Пилат. Спустя десять лет он был смещен по обвинению в плохом управлении и сослан в Галлию. Сохранилось предание, что Пилат стал христианином. Коптской и Эфиопской церквями он причислен к лику святых. Его жена – Прокла (Прокула), согласно апокрифическому Евангелию от Никодима, также обратилась в христианскую веру. Она канонизирована Греческой (Элладской) церковью.

Такова судьба первой тетрархии. Галилея и Десятиградье остались под управлением сыновей Ирода. Ирод Антиппа, взявший в жёны Иродиаду, бывшую жену своего брата Филиппа (другого, не правителя Десятиградья), казнил в результате её интриг Иоанна Крестителя. Он же беседовал с Иисусом Христом после его ареста. В 38 году был смещен римлянами и отправлен в Галлию, где вскоре умер.

 

II. Духовное приуготовление мира

Мир был приуготовлен к приходу Спасителя не только политически, но и духовно. Это относилось как к языческому, греко-римскому обществу, так и к иудеям.

 

Греко-римский мир

В духовной жизни языческого общества проявились новые черты:

1) Ослабление веры в старых языческих богов.

Среди язычников повсеместно наблюдалось фамильярное отношение к богам предков, переходящее в подшучивание и даже высмеивание. Упадок веры привел к увлечению внешней стороной культа. С этой точки зрения все, как казалось, было даже лучше, чем ранее. Торжественно исполнялись религиозные обряды, но по привычке, по привязанности к блестящим церемониям. Продолжалось строительство новых роскошных храмов. Вся общественная и личная жизнь были пронизана жертвоприношениями, гаданиями, прорицаниями и т.п. Языческие жрецы по-прежнему занимали важное место в обществе. Но и они были заражены общим неверием, часто рассматривали свою деятельность как источник доходов и путь к привилегированному положению в обществе.

2) Разрушение нравственности как следствие падения религиозной веры.

Особенно это было заметно в Риме, куда стекались богатства со всех концов империи. Апостол Павел в первой главе послания к Римлянам ярко и красочно изображает нравственное состояние столичного общества, говоря, что оно полно всякой неправды, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, блуда, злонравия, гордости и других пороков. Рим предстает в образе Великой блудницы из Откровения Иоанна Богослова. Некоторые сюжеты фресок из римских городов, разрушенных извержением вулкана Везувий в 79 году (Помпеи, Геркуланума и Стабии), заставляют вспомнить библейские Содом и Гоморру.

3) Попытки возродить религиозный дух в обществе.

Императоры заботились об укреплении религиозности своих подданных. Они стремились укрепить культ старых римских богов. Особенно много усилий к этому приложил Август. Помимо этого, власти пытались формировать толерантность к богам других народов империи (так называемый «античный экуменизм»).

В 27 году в Риме был открыт грандиозный «Храм всех богов» – Пантеон, сгоревший в 110 году. На его месте в 115 году воздвигли новый, в котором ныне располагается католический храм Санта Мария Ротонда. В Пантеоне были собраны изображения всех богов завоёванных народов. Подобные пантеоны возводились и в других районах империи. Но это лишь приводило население к убеждению, что можно придерживаться любой религии.

Часто религиозные искания приводили к увлечению мистическими восточными культами. Посредством таинственных обрядов и самых разнузданных оргий их приверженцы надеялись соединиться с божеством. Особенно были распространены культ Великой Матери Кибелы с обрядом окропления бычьей кровью, якобы приносившим очищение грехов, и культ солнечного бога Митры со сложным обрядом посвящения.

Уже Октавиан Август понял, что множество религиозных культов создают реальную угрозу духовному единству империи. Вот почему он поддержал возникновение культа императора, общего для всех жителей империи. Римляне, как и греки, не привыкли обожествлять живых людей. Поэтому объектом поклонения был не сам император, а его личный бог. Римляне называли такое божество гением, веря, что оно рождается вместе с человеком, охраняет его и определяет жизненный путь. Повсюду возводились святилища гения императора. Появились жрецы, обслуживающие этот культ. Символом нового божества была статуя императора, поклонение которой постепенно стало свидетельством лояльности к римскому государству. В конце I века культ императора был объявлен обязательным для всех жителей империи.

4) Приход античной философии к монотеизму.

Лучшие умы языческого мира также пытались найти выход из религиозного хаоса. Изучая видимый мир, философы пришли к выводу, что во Вселенной все устроено гармонично и целесообразно. Они назвали Вселенную «Космосом», то есть красотой, порядком, гармонией. Космос представлялся огромным механизмом, в котором действует один никогда не нарушающийся ритм, один никогда не сбивающийся пульс. Но всякий механизм должен быть создан кем-то, сконструирован им и приведен в движение. Состоялось второе рождение учения Платона, который ранее выдвигал эти идеи.

Платон (букв. «широкий», 428 – 348 гг. до Р. Х.) –прозвище. Настоящее имя величайшего философа античности Аристоклес. Происходил он из аристократической афинской семьи. Был потомком законодателя Солона и учеником Сократа. Около 387 года основал в Афинах первую философскую школу в саду мифического героя Академа – Академию.

Платон:

– Признавал реальность Высшего разума. Он называл Его Богом, Творцом, Отцом, а также Демиургом – Создателем. В диалоге «Тимей» Платон пишет: «Все возникшее нуждается для своего возникновения в некоей причине. Конечно, Творца и Отца этой Вселенной нелегко отыскать, а если мы Его и найдем, о Нем нельзя будет всем рассказывать... Космос прекрасен, и Демиург его добр...»[i].

– Признавал существование языческих богов. Но их роль в его представлении схожа с ролью ангелов. Демиург создал их и повелевает ими, а они служат Его воле. Желая сотворить людей, Творец обращается к ним: «Боги богов! Я ваш Демиург и Отец вещей, а возникшее от Меня пребудет неразрушимым, ибо такова Моя воля»[ii]. Затем Он дает им первозданную материю и поручает создать из нее людей.

Первые христиане с глубоким уважением относились к Платону и его учителю Сократу, называя их философию «христианством до Христа». Многие Отцы и учители Церкви пришли к христианству через изучение античной философии: священномученик Иустин Философ, блаженный Августин, святители Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. В притворах древних христианских храмов наряду с мучениками и святыми изображались Сократ, Платон и Аристотель как провозвестники истины.

Возрожденное учение Платона получило название неоплатонизма.

Среди ранних неоплатоников особо выделялась личность Филона Александрийского (ок. 20 г. до Р. Х. – ок. 54 г. от Р. X.). Он был правоверным иудеем. Считал Ветхий Завет Божественным откровением и глубочайшей из книг, находящейся в полном согласии с лучшими положениями учения Платона. Филон учил:

– мир сотворен единым Богом;

– Бог бесконечно любит Свое творение;

– между Творцом и миром существуют промежуточные, соединяющие их силы. Они понимаются и как свойства Бога, и как личностные существа;

– из этих существ наивысшим является Логос (Λόγος) – Слово, происходящее или вытекающее из Самого Бога;

– Логос – орудие, посредством которого Бог сотворил мир и идеального человека;

– человек обычный есть испорченная копия человека идеального, причина этой испорченности – действие на него низких и развращенных духовных сил;

– из своего падшего состояния человек может подняться для общения с истинным Богом, обращаясь к Логосу. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос- Слово.

Таким образом, языческий мир усилиями как императоров, так и философов по-своему готовился к принятию религии, основанной на вере в Единого Бога.

 

Приуготовление в иудаизме

Центром религиозной жизни иудеев оставался иерусалимский храм. Ирод Великий перестроил его, придав ему невиданное великолепие. Храмовое священство оставалось потомственным из колена Левия и составляло аристократический класс. Во главе этого класса стоял первосвященник, обладавший значительным политическим влиянием и огромными денежными средствами.

Первосвященники назначали членов Синедриона (греч. «совещание») – религиозного совета. Обыкновенно Синедрион состоял из 71 члена. Избрание первосвященника и членов совета сопровождалось борьбой между различными религиозно-политическими группировками.

Каковы были особенности религиозной жизни иудеев к началу христианской эры?

1. Всеобщее ожидание мессии.

Еврейский народ не утратил веры в Единого Бога в условиях власти римлян. Наоборот, росло напряжение в ожидании прихода в мир Мессии, так как сбывались ветхозаветные пророчества. При этом иудеи ожидали Мессию только для себя, для избранного народа. В Помазаннике Божием они видели царя-воина, освободителя от чужеземного ига, который устроит земное царство и даст новую славу избранному народу.

Иудеи охотно шли за теми, кто объявлял себя мессией и призывал восставать против власти Рима. Но признать и принять Мессию униженного, страдающего, распятого они оказались не готовы. Когда в их жизнь пришёл Сын Божий, они приняли чудеса, но не приняли того, чему учил Спаситель. Они отвергли в учении Христа, то, что не совпадало с их упованиями, а именно:

1) Царство Божие не от мира сего, Оно – Небесное;

2) не будет возрождения былого царственного величия Израиля во главе с Божественным Мессией, не будет вообще справедливости и счастья в этом мире;

3) Не будет рая для одного народа, новый Небесный Израиль объединит всех, любых язычников, принявших Новый завет;

4) Необходимо оставить идею политической и военной борьбы с римскими язычниками-завоевателями и стремиться обратить их в веру Нового Завета.

Уже через несколько дней после того, как народ встречал Мессию возгласами «Осанна!», толпа также единодушно потребовала Его казни.

2. Наличие различных религиозных течений.

К началу новой эры среди иудеев существовали две основные религиозные партии, возникшие при династии Хасмонеев:

1) Саддукеи – объединяли высшее храмовое священство, богатых землевладельцев и купцов. Они строго придерживались Священного Писания. Отвергали устное предание, сложившееся на основе его толкования. Отрицали личное бессмертие, воскресение мертвых, существование ангелов и бесов. Были сторонниками сотрудничества с Римом.

2) Фарисеи – «отделенные». Признавали устное толкование Священного Писания. К ним относятся выражения: «книжники», «законники», «учителя», толкователи Закона. Избегали общения с иноверцами. Отрицали всякое греко-римское влияние. Верили в телесное воскресение и в будущие награды и наказания, в существование ангелов и бесов. Проповедовали строжайшее до мелочей соблюдение внешнего закона – предписаний Торы в повседневной жизни. Умножали число обрядовых предписаний и любили выставлять напоказ свое благочестие. Исключали из Божественного обетования всех тех, кому не удавалось достичь стандарта фарисеев из-за ошибок, грехов и неполного соблюдения предписаний. Подход фарисеев к религии как к соблюдению внешнего закона часто приводил к потере внутренней духовной праведности. Именно за это Спаситель подвергал их жесткой критике.

Но были и другие фарисеи, чья набожность исходила из подлинного и глубокого религиозного чувства. За мелочным соблюдением обрядов они не утратили главного – любви к Богу и ближнему. Среди этого течения особенно выделялся мудрец Гиллель, прибывший в Иерусалим около 40 года до Р. Х. По его мнению, сущность Закона заключена в золотом правиле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Все остальное Гиллель считал лишь «комментарием». Он также считал возможным приобщать иноплеменников к вере в Единого Бога. Из этого направления в фарисействе вышли многие из первых христиан. Апостол Павел спустя годы после своего обращения гордо заявлял: «Я фарисей, сын фарисея» (Деян 23:6).

Были среди иудеев и другие течения религиозной жизни:

3) Зелоты (букв. «ревнители»). Они соединяли религиозный порыв с вооруженной борьбой против оккупантов. Их методами стали террористические акты и мятежи. Римляне называли зелотов-террористов «сикариями» («кинжальщиками»). В 6 году от Р. Х. зелоты подняли восстание против римлян. Его возглавил Иуда Галилеянин, объявивший себя мессией. Восстание было подавлено римлянами, Иуда был убит, а две тысячи его приверженцев распяты вдоль основных дорог, в том чиcле и близ Назарета.

Один из двенадцати апостолов, Симон, прежде принадлежал к этой партии (Мф 10:4; Мк 3:18; Деян 1:13).

4) Ессеи – секта, считавшая себя последним оплотом истинной веры. О ессеях мы знаем не только из трудов древних авторов. В 1947 году арабский мальчик-пастух обнаружил в пещере на берегу Мертвого моря свитки с рукописями ессеев. По ним восстановлены многие стороны жизни этой секты.

Ессеи уходили от мира и селились общинами в отдаленных местностях. Вступлению в общину предшествовали испытания и торжественные обеты, принимаемые после периода послушничества. Все члены общины занимались земледелием. Имущество было общим. Любой член общины, у которого было две одежды, должен был отдать вторую нуждающемуся брату. Одежда не менялась, пока не приходила в полную ветхость. Деньги выдавались каждому по потребности. Ессеи признавали брак, но все полноправные члены общины придерживались безбрачия. Избегали давать клятвы. Много внимания уделяли физической чистоте, омовениям и другим гигиеническим процедурам.

Особенности культа ессеев:

– глубоко почитали своего основателя – «Учителя праведности», который был замучен по приказу первосвященника;

– отвергали официальный храмовый культ, священство и жертвоприношения;

– отвергали рабство как принципиально несовместимое с равенством всех людей перед Творцом явление;

– отличались исключительным благочестием и нравственной чистотой, стремились к внутреннему усовершенствованию в противоположность фарисеям, делавшим акцент на внешнее благочестие;

– участвовали в общих собраниях, на которых читалось священное Писание, пелись гимны и молитвы;

– проводили священные совместные трапезы с использованием хлеба и вина, освященных по особому обряду. На эти трапезы допускались непосвященные;

– нарушение правил общинной жизни каралось исключением из общения.

5) Самаряне так же, как и иудеи ждали Мессию. Однако, в отличие от евреев, у них не было национальной чванливости и уверенности в собственной святости в силу одного только происхождения от Авраама. Самаряне видели в Мессии пророка, Который должен был им объяснить Закон и научить их праведной жизни.

6) Иудейская диаспора.

Диаспора – буквально «рассеяние». Это часть иудеев, расселившихся за пределами Палестины. Общины диаспоры сыграли важнейшую роль в распространении христианства. Рассеяние иудеев началось со времен ассирийского завоевания и вавилонского пленения. Сотни тысяч евреев были переселены в Египет при Птолемеях. Диаспора росла за счет беженцев и изгнанников после подавлений восстаний в Палестине. К началу новой эры еврейские колонии были во всех уголках Римской империи – от Кадиса в Испании до Кавказа и Крыма. В это время диаспора насчитывала более 4 миллионов евреев, в то время как Палестина – всего 1 миллион (столько же, сколько в одной Александрии), а все население Римской империи составляло 50 миллионов человек. Иудеи сохраняли чувство единства с землей своих отцов. Они совершали частые паломнические путешествия в Иерусалим и ежегодно посылали пожертвования на Храм, при этом гостеприимно встречали единоверцев.

Центрами религиозной и общественной жизни диаспоры стали синагоги. Это греческое слово (συναγωγή), которое означает «собрание» и соответствует еврейскому «бейт кнессет» («дом собрания»). Во главе «дома» стоял «начальник синагоги», избираемый общиной. Богослужения в синагогах состояло из молитв, чтения Закона и пророков, их толкования (проповедь) и благословения. Их мог возглавить любой иудей, хотя все приготовления и контроль над ходом богослужения осуществлял «начальник синагоги». Известно, что в первом веке по Р. X. в Риме было около 12 синагог.

Евреи диаспоры были более открыты для общения с иноплеменниками, чем их единоверцы в Палестине. Был распространен обычай отпускать на волю раба, если он принимал иудаизм и вступал в общину. Обряд посвящения состоял из «тевилы» (иврит) или «βάπτιση» (греч.) – ритуального омовения (погружения с головой в бассейн с водой) и обрезания. Вокруг многих синагог в рассеянии часто образовывались группы благочестивых язычников, которых называли «боящиеся Бога». Синагоги часто становились местом проповедей апостолов, после которых возникали первые христианские общины.  

 

 


[1] У римлян обычно было три имени, как и у нас. Первое имя – преномен (praenomen) – было личным, как Иван или Елена. Таких имен всего восемнадцать. Самые употребительные из них – Аппий, Гай, Гней, Децим, Луций, Маний, Марк, Публий, Квинт, Сервий, Секст, Тиберий, Тит, Вописк. Второе имя – номен (nomen) – было названием рода и приблизительно соответствовало нашей фамилии. Третье имя – когномен (cognomen) – было прозвищем, которое присваивали каждому по каким-то признакам: рыжий – Руф, ловкач – Катон, носатый – Назон. Иногда за какие-либо особые заслуги римлянин получал и четвертое имя, или второе прозвище, – агномен (agnomen).

 


[i] Платон. Диалог «Тимей».

[ii] Там же.