Тема четвёртая. Русская Православная церковь во вт. пол. XV-XX веках

 

Лекция 21. Русская церковь в Синодальный период. Век XVIII.

 

Оглавление

1. Положение Русской Церкви при преемниках Петра I 1

II. Русская церковь при Екатерине II. 1

III. Православная миссия в XVIII веке. 1

IV. Подвижники благочестии. 1

 

 

1. Положение Русской Церкви при преемниках Петра I

Еще при жизни митрополита Стефана Яворского, фактически отстраненного руководства церковными делами, борьбу за первенство в церковной иерархии вели два вице-президента Синода, выдвиженцы Петра I архиепископ Псковский Феофан (Прокопович) и архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский). 

Новгородский владыка родился на Смоленщине, в семье польского шляхтича. Он был человеком энергичным, обладавшим практическим умом и способностью приспосабливаться к требованиям времени. Став в 1704 году архимандритом Новгородского Хутынского монастыря, Феодосий привлек внимание Петр I, часто бывавшего в обители, своими административными талантами и отсутствием твердых религиозных убеждений. Царевич Алексей говорил новом любимце государя: «разве не за то его батюшка любит, что он вносит в народ лютерские обычаи и разрешает вся» (Е. Поселянин. «Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке» с. 76)

В 1712 году Петр I утвердил Феодосия архимандритом недавно основанного Александро-Невского монастыря и правителем духовных дел в Петербургской области. В начале 1721 года он назначается первым вице-президентом Синода, архиепископом Новгородским и Великолуцким. Владыка Феодосий был энергичным церковным деятелем, заботился о материальном благосостоянии духовенства, строил храмы, ревностно боролся с раскольниками. Вместе с тем, по мере возвышения все более отчетливо проявлялись отрицательные черты его личности: корыстолюбие, высокомерие, забвение монашеских принципов, открытая приверженность к светской жизни с ее соблазнами. 

Вторым вице-президентом Святейшего Правительствующего Синода при Петре I был Феофан Прокопович (1681 – 1736). Он родился в Киеве в купеческой семье и был крещен с именем Елеазар. Пройдя полный курс обучения в Киево-Могилянской академии, отправился для продолжения образования в Рим. Здесь Елеазар Прокопович поступил в знаменитую в то время иезуитскую коллегию св. Афанасия, перейдя для этого в католицизм. 

Приобретя глубокие знания в богословии и философии, своими выдающимися дарованиями он обратил на себя внимание папы. Однако иезуитское воспитание возбудило в Елеазаре отвращение как к схоластике, так и к католичеству в целом. В 1704 году, вернувшись в Киев, он вернулся в православие, принял постриг с именем Феофан и стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторикуфилософию и, наконец, богословие. 

По случаю победы русских войск в Полтавской битве Феофан Прокопович сочинил панегирик, в котором сравнил Полтавскую битву (состоявшуюся 27 июня\7 июля 1709 года, в день преподобного Сампсона), с победой библейского богатыря Самсона над львом (изображен на гербе Швеции), не забыв сказать к месту и о простреленной в бою шляпе Петра I. Царю понравился молодой красноречивый проповедник. В 1711 году, возвращаясь из Прутского похода, Петр I назначил его игуменом Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской Академии. 

Cо временем, убедившись в готовности Феофана служить делу реформ государства и Церкви, Петр вызвал его в Санкт-Петербург. Здесь Прокопович выступает в качестве публициста и проповедника, доказывая необходимость преобразований, обосновывая правильность действий царя, обличая и высмеивая его противников. Он убеждает своих слушателей и читателей в необходимости для России неограниченного самодержавия, осуждает «богословов», утверждавших, что власть духовная выше светской.

2 июня 1718 был Феофан был положен во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге, и становится главным помощником Петра I в реформировании церковного управления. Кроме «Духовного регламента», он написал предисловие к «Морскому уставу», «Слово похвальное о флоте российском», краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве, трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» и множество других произведений: предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты, поэтические произведения. Вполне естественно, что царь назначает владыку Феофана одним из руководителей Святейшего Синода – вторым вице-президентом. 

Петр I умер, не указав на своего наследника. Началась борьба за трон, приводившая к стремительному возвышению и столь же стремительному падению людей, вошедших в русскую историю под общим именем «временщиков». При императрице Екатерине I (1725 – 1727) фактическая власть в стране перешла к Верховному Тайному Совету. В подчинении у него оказался и Синод, который был разделен на два департамента. Первый из них, состоявший из шести архиереев, равных в правах, управлял духовными делами Церкви. Во второй департамент назначались светские чиновники, заведовавшие церковными вотчинами. 

Эта реформа серьезно понижала роль Синода, подчинявшегося отныне не государю, а коллегиальному органу, в состав которой входили люди разных вероисповеданий. Отменялось заведенное Петром представительство в нем духовных лиц разных чинов. Переименованный из Святейшего Правительствующего в Духовный, Синод, как и Сенат, стал всего лишь распорядительным органом Верховного тайного совета. 

Проявивший недовольство реформой Феодосий Яновский был арестован и после следствия заточен под именем чернеца Федоса в тюрьму Корельского монастыря. Здесь, после пяти месяцев пребывания в тяжелейших условиях, он скончался. Феофан Прокопович, приложивший руку к падению первого вице-президента, занял его место в Синоде и на Новгородской кафедре. 

После смерти Екатерины I императором становится совсем еще юный Петр II (1727-30), за влияние на которого ведут ожесточенную борьбу соратник Петра Александр Данилович Меншиков и представители старой аристократии князья Долгорукие и Голицыны. После падения первого была предпринята попытка реставрации допетровских порядков и восстановления патриаршества. В Синоде выходцы из Украины постепенно заменялись на великорусских архиереев, которые повели атаку на Феофана Прокоповича, оставшегося единственным защитником Петровских преобразований. Положение главного идеолога реформ, обвиняемого в ересях и всевозможных злоупотреблениях, стало шатким. 

После внезапной смерти молодого императора Верховный тайный совет призвал на престол племянницу Петра I, Курляндскую герцогиню Анну Иоанновну (1730-1740). Власть в стране перешла в руки немецкой группировки, возглавляемой фаворитом императрицы Эрнстом-Иоганном Бироном. В стране развернулся террор, символом которого стала Канцелярия тайных и розыскных дел. Принял участие в репрессиях и Феофан Прокопович, специализировавшийся на «архиерейских процессах», жертвой которых стали его церковные противники. Одним из первых был архиепископ Воронежский Лев (Юрлов), сосланный в Крестный монастырь на Белом море. Вслед за ним были отправлены в различные монастыри митрополиты Ростовский Георгий (Дашков), Коломенский Игнатий (Смола), архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович). Митрополита Казанского Сильвестра заточили в Выборгской крепости, многие церковные деятели лишились должностей. 

Главным объектом интриг Феофана Прокоповича в это время становится его давний обличитель архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский), назначенный при Екатерине I вторым вице-президентом Синода. Уроженец Волыни, он хорошо знал Феофана еще по Киеву и обоснованно обвинял его в неправославии, в том числе и в своих обращениях к Петру I и его преемникам. 

В 1731 году архиепископ Феофилакт решился на переиздание труда своего учителя митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры», обличавшего протестантизм. В стране, где правили Бирон и его выдвиженцы, бывшие убежденными последователями Лютера, подобный шаг был чрезвычайно смелым. Феофан Прокопович не преминул воспользоваться ситуацией и сделал донос в тайную канцелярию, указывая на то, что поступок архиепископа Феофилакта «вреден» государству.

Началась травля святителя. Его исключили из Синода и сослали в Белозерский монастырь, а затем в Тверь. Но на этом гонители не остановились. «Камень веры» был запрещен, а Феофан Прокоповича анонимно издал написанный им «Молоток на Камень веры», в котором глумился над своим противником. Более того, Новгородский архиепископ смог убедить Бирона в том, что в стране существует некая «злодейская фракция», которую следует выявить и истребить. Были арестованы духовные лица, хорошо знавшие святителя Феофилакта. Их подвергли жесточайшим пыткам, добиваясь показаний против опального архиепископа. 

Настал черед и самого владыки Феофилакта. После первого же допроса его разбил паралич. Но это не остановило палачей. Во время следствия, длившегося три года, мученика поднимали на дыбы и били батогами. Затем его объявили лишенным сана и монашества и заключили в Петропавловскую крепость. Освобожден Феофилакт был уже после смерти императрицы Анны Иоанновны и падения Бирона. Возле его постели собрались члены Синода и объявили о возвращении сана. Через несколько месяцев, 6 мая 1741 святитель Феофилакт скончался. 

К этому времени ушел из жизни его гонитель – Феофан Прокопович. В последние годы земного пребывания его положение укрепилось настолько, что оно фактически сравнялось с патриаршим. Все архиереи по необходимости преклонялись пред Феофаном. Ученая репутация его стояла высоко не только в России, но и на Западе. Вся русская церковная литература сосредоточивалась около него и зависела от его одобрения. Его знакомства искали писатели, русские и иностранные ученые. Он был покровителем молодых талантов, в том числе и Ломоносова. Но и вину ему современники и историки ставят многое. Здесь и стяжание несметных богатств, и склонность к кальвинизму, а также жестокость и неразборчивость в средствах в борьбе со своими противниками. Историк и философ протоиерей Георгий Флоровский в работе «Пути русского богословия» пишет:

«Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, — таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Феофан кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы, когда высказывает свои действительные взгляды. Он пишет всегда точно проданным пером. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее, назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его «агентом Петровской реформы». Однако, Петру лично Феофан был верен и предан почти без лести, и в Реформу вложился весь с увлечением. И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра, кто действительно дорожил преобразованиями».

Другой церковный историк, Иларион Алексеевич Чистович в книге «Феофан Прокопович и его время» (1868 г.) утверждает: «Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия». 

В правление дочери Петра I Елизаветы (1741-1761) прекратились репрессии против архиереев и духовенства, носившие ранее массовый характер. Сама императрица, воспитанная в русском духе, любила церковную обрядность, часто и охотно посещала богослужение, читала духовные книги, ездила по богомольям, в Троицкую лавру ходила раз пешком, соблюдала все посты, делала пожертвования по монастырям к церквам. 

Елизавета издала указ, которым первоначальный суд по всем вопросам, включая политические, был предоставлен Синоду, которому был возвращен титул Святейший. Ободренные этим, архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) и митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) обратились к ней с прошением, в котором писали, что если императрице не угодно будет восстановить патриаршество, то пусть бы она, по крайней мере, самый Синод устроила из одних архиереев, удалив из него светских лиц и упразднив должность обер-прокурора. Однако эти предложения были отклонены.  

II. Русская церковь при Екатерине II.

После кратковременного правления Петра III (1761-1762), воспитанного в протестантском духе, на престол вступила Екатерина II (1762-1796), урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. В первые годы своего правления она была сторонницей взглядов европейских философов эпохи Просвещения – Вольтера, Дидро, Руссо и других. Подобно им она придерживалась деизма, религиозно-философского направления, признающего существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающего вмешательство Творца в судьбы мира. Деисты отвергали Божественное откровение, религиозные догматы и церковную иерархию. 

Вслед за французскими просветителями Екатерина II смотрела на религию как на «полезное орудие для управления народами», отвергала теорию «двух властей» и стремилась превратить Церковь в учреждение исключительно государственное. Отношение императрицы к религии характеризуют сделанные ей назначения на должность обер-прокурора Синода людей, часто далеких не только от Православия, но и от религии вообще. Один из них, Иван Иванович Мелиссино, выходец из знатного греческого рода, ранее бывший директором Московского университета, в 1767 году подал в Синод проект реформирования церковной жизни, в котором предлагал:

1. Предоставить совершенную свободу вероисповедания иностранцам.

2. Дать свободу старообрядческим общинам.

3. Ослабить и сократить посты.

4. Исправить ошибки и противоречия в «Кормчей книге».

5. Составить комиссию «из разных не ослеплённых предрассудками» лиц, чтобы избавить Церковь от суеверий и притворных чудес, особенно в отношении икон и мощей.

6. Отменить ношение икон по домам.

7. Отменить многие праздники, сократить богослужения во имя отмены языческого многословия и вместо длинных всенощных служить краткие молебны с поучениями для верующих.

8. Постепенно отменить монашество, которого не было в ранней Церкви. Вместо выплаты содержания монахам распределять эти деньги между искусными священниками; а епископов выбирать тоже из священников и

9. Жить им со своими женами по предписанию апостола.

10. Разрешить духовенству носить «более приличное платье».

11. Отменить поминовение усопших как средство вымогательства.

12. Упростить разводы, разрешая и другие причины помимо прелюбодеяния.

13. Воспретить причащение младенцев до 10 лет. 

 

Синод уклонился от рассмотрения этих предложений, но сам факт их подачи красноречиво свидетельствует о взглядах обер-прокурора. Один из его преемников, бригадир Петр Петрович Чебышев, был не только неверующим человеком, но и решался открыто заявлять о своем неверии в бытие Божие. Он оскорблял архиереев - членов Синода, несогласных с ним, «гнилыми словами», пользуясь своею властью, задерживал издательство сочинений, направленных против распространяемого тогда модными писателями атеизма.

Одним из первых шагов Екатерины II в области церковной политики стала секуляризация («изъятие») церковного землевладения. 26 февраля 1764 года вышел соответствующий указ. Все имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей (всего свыше 900 тысяч крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий) поступали в казну и передавались в управление Коллегии экономии. Монастырям были оставлены только небольшие сады, огороды и пастбища. Бывшие монастырские крестьяне получили название экономических. Им вменялось в обязанность платить в казну оброк, из которого затем выплачивалась определенная сумма на содержание монастырей и архиерейских домов.

Указ императрицы Екатерины II о секуляризации монастырского землевладения. 26 февраля 1764

 

В силу этой реформы было закрыто 754 из 954 раньше существовавших монастырей. При этом государство так и не выполнило взятого на себя обязательства материально обеспечить духовенство, которое уже при Петре I окончательно сформировалось в особое замкнутое сословие. Содержание белого духовенства оставалось на попечении приходов, которые к концу века были полностью отстранены от выборов пастырей. 

Для упорядочения доходов священников в 1765 году была установлена обязательная такса за требы (3 коп. за крещение, 10 коп. за брак, столько же за погребение и т. д.). В целом, положение основной массы духовенства, которое, значительно ухудшилось. Не случайно, многие представители духовенства поддержали выступление под руководством Емельяна Пугачева. Когда Синод издал указ о запрещении в служении иереев, участвовавших в бунтах, во многих местах не оказалось священников, чтобы совершать богослужения.

Следует отметить, что казна не получила от этой реформы ожидаемых средств, так как большая часть церковных земель была подарена императрицей ее многочисленным фаворитам. В глазах народа, который на пожертвования в пользу храмов и монастырей всегда смотрел как на посвященное Богу, эта реформа была великим грехом. 

Священномученик Арсений (Мацеевич). Единственным членом Синода, который осмелился выступить против указа о секуляризации, стал митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич), преемник на кафедре святителя Димитрия. Выходец из польской шляхты, сын православного священника, он всю свою жизнь ревностно боролся за права Церкви. Еще при императрице Елизавете Петровне, назначенный членом Святейшего синода, он не явился для принесения установленной присяги, находя несогласными со своею совестью слова: «Исповедаю же с клятвою крайнего судию духовные сея коллегии быти самую Всероссийскую Монархиню, Государыню нашу». Митрополит Арсений был убежден, что единственный крайний Судия и Глава Церкви есть Христос, о чем подал объяснение самой государыне вместе с прошением об удалении на покой по болезни, которое императрица не подписала. 

Как только митрополит Арсений узнал о конфискации церковных земель, он стал подавать один протест за другим по поводу «этого печального события». В Неделю торжества Православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему «обидчикам церквей и монастырей». Когда Екатерине II доложили о протестах митрополита, она назначила расследование по этому делу в Синоде. Святитель Арсений был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. При этом опальный митрополит говорил столь резко, что Екатерина зажала себе уши, а ему самому «заклепали рот». 

Синод, встав на сторону власти, присудил митрополита Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижению из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить Арсения от светского суда, оставить ему монашество и отправить в ссылку.

Прямо с заседания Синода бывший митрополит был отвезен в Ферапонтов монастырь, место ссылки патриарха Никона, затем в Николо-Корельскую обитель в Архангельской губернии. В монастырях инок Арсений всецело отдавался чтению Священного Писания и молитве. Он молился также и за своих врагов, вынимая частицы на проскомидии за «гонящих и обидящих Церковь Божию».

Через несколько лет инока Арсения перевели в тесный каземат в башне Ревельской крепости. Предварительно с него сняли монашеский сан и, облачив в одежду каторжника, дали новое имя «Андрей Враль». На стене своей камеры Арсений начертал углем слова из псалма: «Благо, яко смирил мя еси». Перед смертью он пожелал причаститься Святых тайн. Сохранилось предание о том, что направленный к нему священник в страхе выбежал из камеры со словами: «Вы мне говорили, что надо исповедовать и приобщить преступника, а передо мною стоит на коленях архипастырь в полном облачении». 

Когда тюремный пристав вместе с этим священником вновь вошел в каземат, то увидели лежащего на койке арестанта. Обратившись к священнику, он сказал: «Сын мой, перед тобою не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Господу Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение Господне неизреченной милости Божией: это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела». Напутствовав страдальца, священник попросил у него благословение себе. Умирающий дал ему на память свой молитвенник, на котором была надпись: «Смиренный митрополит Ростовский Арсений».

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1918 года признал недействительным постановления Синода, лишившего сана митрополита Арсения (Мацеевича) по обвинению в политических преступлениях. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил святителя к лику святых в чине священномучеников.

Память священномученика Арсения митрополита Ростовского 28 февраля\13 марта.

Несмотря на отсутствие личного глубокого религиозного чувства, Екатерина II ясно понимала значение Православия в жизни России. Стремясь быть образцовой императрицей, она добросовестно исповедовала уставное благочестие, исходя из того, что таков долг монарха пред верой народа. Она целовала руки духовенству, ходила из Москвы пешком на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, ездила в Киев поклониться мощам печерских угодников, говела и причащалась вместе со всем придворным штатом. Императрица лично подбирала кандидатов на архиерейские места, отдавая предпочтение великорусским монахам. Среди выдвиженцев Екатерины следует отметить видных деятелей Русской Церкви, воспитанников Московской Академии архиепископа Петербургского Гавриила (Петрова) и знаменитого оратора митрополита Московского Платона (Левшина). 

Святитель Гавриил (1739-1801) родился в Москве, в семье синодального иподиакона. Образование получил в Московской Академии, по окончании которой был назначен справщиком синодальной типографии. Молчаливый и задумчивый, он был чужд честолюбию, но тем не менее, довольно быстро поднимался по служебной лестнице. В 1758 году его перевели учителем в Троицкую Семинарию. После пострига и рукоположения иеромонах Гавриил был назначен ректором Семинарии, а еще через месяц стал наместником Лавры. Вскоре его перевели в Москву с назначением ректором Академии. В 1763 году состоялась его хиротония в епископа Тверского, а спустя семь лет он был переведён на столичную Петербургскую кафедру и назначен членом Синода. В 1783 году святителя Гавриила возвели в сан митрополита Новгородского и Петербургского.

Во время архипастырских трудов святитель Гавриил особое внимание уделял возрождению духовной жизни в монастырях, разоренных непрерывными реформами. Он считал неполезным назначать настоятелями людей, не прошедших школу духовного делания и рассматривавших свое служение как ступеньку к занятию архиерейской кафедры. Поэтому он выдвигал в игумены подвижников из обителей со строгим уставом. 

Сам святитель был суровым аскетом. Целые ночи он проводил в молитве, в слезах, стоя на коленях. Питался крайне скудно, в основном хлебом, пшенной кашей и щами, которые готовили для него на несколько дней. Почти все свое содержание он раздавал бедным. Несмотря на крайнюю занятость в Синоде и по делам епархии, святитель ежедневно совершал Богослужение. Ему был присущ дар прозорливости. Однажды при посвящении ставленника он, пред Великим входом, снял с его головы покров и не стал рукополагать его. А вскоре открылось, что этот человек был виновен в тяжком преступлении.

Святитель Гавриил известен и как духовный писатель. Его перу принадлежат такие труды, как «О служении и чиноположении Православной греко-российской Церкви», «Доследование о посещении болящих», толкования на Священное Писание.

После смерти Екатерины II к власти пришел ее сын Павел I, при котором святитель впал в немилость. В 1799 году митрополита пригласили на спектакль – балет. Святитель счел неприличным для себя присутствовать на нем, чем рассердил императора. Митрополит Гавриил был назначен на Новгородскую кафедру. Прибыв к новому месту служения, он стал готовиться к смерти, усилив свои аскетические подвиги. Святитель мирно отошел ко Господу 26 января 1801 года. Погребли его в Новгородском Софийском соборе, в приделе Иоанна Крестителя. 

Митрополит Московский Платон (Левшин) (1737-1812) был одной из самых ярких личностей своей эпохи. Родился он в семье дьякона из подмосковного села. Блестяще окончив Московскую Академию в 1758 г., стал учителем риторики в Троицкой Академии. После принятия пострига и рукоположения в сан иеромонаха был назначен ректором Семинарии. В отличие от своего друга Гавриила (Петрова) отец Платон отличался живостью характера, общительностью и остроумием. 

При первом посещении Троице-Сергиевой Лавры Екатериной II, с приветственным словом было поручено ректору Семинарии. Речь понравилась императрице, и она спросила оратора, зачем он пошел в монахи. «По особой любви к просвещению», - ответил Платон. «Но разве нельзя в мире пещись о просвещении своем?» - удивилась Екатерина. И услышала в ответ: «Можно, но не столь удобно, имея жену, детей и окруженному суетою мирскою». Эти слова понравились императрице, и она пригласила отца Платона в Петербург, назначив его учителем наследника и придворным проповедником. 

Уже в 1766 году архимандрит Платон был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а еще через два года возведен в сан епископа Тверского и введен в состав Синода. В 1775 году его перевели на Московскую кафедру и спустя 12 лет возвели в сан митрополита. Блестящий ораторский талант святителя производил неизгладимое впечатление на всех слушателей, независимо от образования и социального положения. Его речь в Петропавловском соборе по случаю победы русского флота в Чесменском сражении была переведена, по повелению Екатерины II на иностранные языки и сделала имя митрополита Платона известным в Европе. 

Святителю нередко приходилось встречаться с приезжавшими в Петербург европейскими знаменитостями. Беседуя с ними, он проявлял великолепную эрудицию и редкое остроумие. А.В. Карташов в «Очерках по истории Русской Церкви» приводит рассказ о беседе митрополита Платона с Дидро Дидро. Будучи известен как атеист, философ сказал святителю: «Знаете ли, отец святой, философ Дидро утверждает, что нет Бога?». «Это ещё и прежде него сказано» - спокойно заметил митрополит. «Когда и кем?» - воскликнул собеседник. «Давид сказал, «Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13.1). А вы то же говорите устами». 

Митрополит Платон много сделал для развития духовного образования. Святитель заботился о том, чтобы поднять культурный уровень духовенства. Он хотел, чтобы духовный чин в России стоял на вершине европейской культуры. Подлинный расцвет при нем переживали Московская Академия и Троицкая семинария. При содействии митрополита под Москвой была устроена еще одна семинария – Вифанская, в одноименном монастыре. Прочное место занял святитель Платон в истории русской богословской науки. Среди многих его сочинений особенно известны «Сокращенная христианская богословия» (1765 г.), три Катехизиса (для детей, для народа и для священнослужителей), а также «Краткая российская церковная история» (1805 г.). 

Высокое положение в обществе не повлияли на благочестие митрополита Платона, свято хранившего иноческие обеты. При необходимости не боялся он возражать самой императрице, тем самым вызывая ее раздражение и недовольство. Не трепетал он и перед скорым на расправу императором Павлом. При коронации своего воспитанника, видя попытку его войти в алтарь со шпагой на боку, митрополит сказал: «Здесь приносится бескровная Жертва. Отыми, благочестивый государь, меч от бедра твоего». Император на этот раз послушался архипастыря. Но отказал митрополиту в протесте против вводимой практики награждения духовенства светскими орденами. Последние годы жизни престарелый архипастырь провел в Вифанской обители. На его долю выпало пережить 1812 год, в конце которого, дождавшись изгнания французов из Москвы, он мирно скончался.

III. Православная миссия в XVIII веке.

После Петра I продолжалось расширение пределов Российского государства. В его состав вошли новые территории на Западе, Востоке и Юге с преобладанием неправославного населения. До Екатерины II правительство стремилось обратить иноверцев в Православие, рассматривая этот путь как самый надежный для закрепления их верности России. При Елизавете церковная миссия получала самое широкое содействие от властей. Помимо старых, петровских льгот, для новокрещенных вводились новые. Им стали выдавать денежные и вещевые подарки, лежавшие на них подати и повинности, в том числе рекрутская, перекладывались на их некрещеных соплеменников. Государство прощало обращенным в Православие их преступления, совершенные до крещения.

В 1731 году в городе Свияжске была учреждена Комиссия новокрещенских дел для Казанской и Нижегородской епархий. Через семь лет на Казанскую кафедру был назначен архиепископ Лука (Конашевич), который проявил особую ревность в миссионерском служении. Архипастырь не останавливался и перед мерами, которые раздражали мусульман. Он насильно забирал детей инородцев в христианские школы, устраивал крестные ходы в татарских слободах Казани, в селе Болгары распорядился разрушить руины древних мечетей, которые почитались мусульманами как святыни. 

В 1740 году Комиссия новокрещенских дел была преобразована в Новокрещенскую контору. Округ ее был расширен включением в него Астраханской и Воронежской епархий. Начальником конторы назначили архимандрита Димитрия (Сеченова), впоследствии видного иерарха Русской церкви. Правительство оказывало миссионерской деятельности конторы широкую помощь как денежными средствами, так и введением льгот для новокрещенных. 

Миссионеры крестили иноверцев десятками тысяч. Причем, в отличие от методов архиепископа Луки, они избегали принудительных, насильственных мер, но щедро одаривали принимавших Православие. Они обучали их основам веры, изъясняли церковные таинства и обряды, открывали школы для подростков из новообращенных. Всего при Елизавете Петровне в Поволжье крещено было до 430000 человек - чувашей, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов). Мордва крещена была вся. Около восьми тысяч татар перешли из ислама в христианство. 

Продолжалась активная просветительская деятельность в Сибири. В 1727 году на Иркутскую кафедру был назначен святитель Иннокентий (Кульчицкий). Родился он около 1680 года в дворянской семье на Черниговщине. Закончив Киево-Могилянскую академию, принял постриг. В последующем исполнял обязанности профессора и префекта Московской Академии, обер-иеромонаха (старшего священника-монаха) флота и наместника Александро-Невской Лавры в Петербурге.

 В 1721 году святитель Иннокентий был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен главой Пекинской Духовной миссии. Китайское правительство, придравшись к неудачному выражению в верительной грамоте, составленной в Сенате, отказалось выдать разрешение на въезд в Китай. Несколько лет святитель провел в Селенгинском монастыре у китайской границы, после чего был назначен на кафедру в Иркутск. 

По недосмотру Сената он до самой кончины не получал жалования. Тем не менее, в этом далеком крае архипастырю удалось открыть две школы: русскую и монгольскую. Он строил церкви, проповедовал, отправлял миссионеров к бурятам и якутам. Преставился святитель Иннокентий 27 ноября 1731 года. Новым епископом Иркутским стал Иннокентий (Нерунович) при котором, кроме бурят, крещено было также много тунгусов (эвенков) и якутов. После его кончины в 1741 году кафедра двенадцать лет оставалась незамещенной. 

В 1753 году в Иркутск был назначен святитель Софроний (в миру Стефан Кристалевский). Он родился в 1707 году на Черниговщине и получил образование в Киево-Могилянской академии. Приняв монашеский постриг и удостоившись сана иеромонаха, Софроний проходил послушание в разных монастырях Киевской епархии, а затем в Александро-Невской Лавре, наместником которой был с 1746 по 1753 годы. 

По прибытии в Иркутск святитель продолжил миссионерские традиции своих предшественников. Он посылал проповедников к язычникам, служил в храмах, где прихожанами были новокрещеные, заботился об устройстве их быта, старался приучить к оседлому образу жизни. Своей пастве святитель подавал пример аскетической жизни. Келейник писал о нем: «Пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна». Последние дни земной жизни святитель Софроний провел в непрестанной молитве. Скончался он 30 марта 1771 года.

В 1743 году Святейший Синод отправил Духовную миссию во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцевичем) на Камчатку. Миссия обнаружила на полуострове три церкви с одним священником и около 6000 православных христиан, оставшихся после первых проповедников слова Божия на этой земле. Труды миссии были чрезвычайно успешны. В 1751 году архимандрит Иоасаф сообщал Синоду, что на Камчатке крещены все и крестить более некого. При нем было построено несколько церквей и часовен, открыто 4 школы, в которых в 1748 году обучалось до 200 учеников, что по тем временам было весьма много. 

На главную сибирскую кафедру, Тобольскую, в 1758 году был назначен преосвященный Павел (Конюскевич). Он родился в 1705 году в галицком городе Самборе, в православной семье. Образование получил в Киевской Академии, где обратил на себя внимание смирением и кротостью нрава, соединявшимися с непреклонной твердостью характера и блестящими успехами в науках. По окончании курса его оставили в Академии преподавателем пиитики. В 28-летнем возрасте молодой профессор принял монашеский постриг. Вскоре его вызвали в Москву и назначили проповедником в Славяно-греко-латинскую Академию. Потом в течение пятнадцати лет он был архимандритом Юрьевского монастыря в Новгороде.

Рукоположенный в сан митрополита Тобольского, преосвященный Павел немедленно выехал в Сибирь. Он строил и освящал церкви в городах и селах своей огромной епархии, открыл несколько новых монастырей. С подчиненным ему духовенством архипастырь обходился строго и требовательно, к нерадивым клирикам относился круто, часто назначал провинившихся на черные работы. Вместе с тем, к нуждавшимся священникам и причетникам, к вдовам и сиротам духовного сословия он был сострадателен и милостив. Святитель посылал миссионеров и в языческие селения, и к мусульманам, и к старообрядцам. Весть о секуляризации церковных земель встревожила деятельного архипастыря. Он опасался, что предстоявшее ограбление Церкви приведет к закрытию монастырей, служивших очагами миссионерства в Сибири.

Вслед за митрополитом Арсением (Мацеевичем) Тобольский святитель подал в Синод записку, в которой откровенно и резко изложил свое мнение. По повелению Екатерины II против него было открыто дело. В 1767 году митрополит Павел был вызван в Москву на заседание Святейшего Синода. Но он отказался оставить свою кафедру и выехал лишь после самых настоятельных требований из Петербурга. Приехав в Москву, митрополит Павел подал в Синод прошение об увольнении его на покой в Киево-Печерскую Лавру. Желая угодить императрице, Синод приговорил исповедника к лишению сана, но Екатерина II не утвердила приговор Синода и удовлетворила просьбу митрополита Павла. Выехав на покой в родную Лавру, святитель предался суровым аскетическим подвигам. 4 ноября 1770 года опальный архипастырь отошел ко Господу и был погребен в склепе под великой лаврской церковью Успения Пресвятой Богородицы. 

Следует отметить, что при Екатерине II государственная политика в отношении к иноверцам резко изменилась. В 1773 году императрица издала указ Святейшему Синоду, в котором провозглашался принцип неограниченной веротерпимости: «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и ее величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желал только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили». Архиереи устранялись от всяких дел об инородцах. С 1789 года им запрещалось отправлять проповедников к инородцам без предварительного обсуждения с губернаторами. 

Были отменены почти все поощрительные меры к крещению иноверцев, за исключением 3-х летней отсрочки от податей и рекрутской повинности. Муллам и ламам назначали содержание из государственной казны. Мусульмане получили полную свободу строить мечети и религиозные школы. Правительство помогало им в обеспечении духовными книгами, отпечатанными в специально созданной для этой цели типографии. 

 

Положение православных на Правобережной Украине и в Белоруссии

По договору о «Вечном мире» 1686 года Москва получила право ходатайствовать за православных жителей Польши. Однако заступничество ее никак не влияло на религиозную политику Речи Посполитой. Положение Православной Церкви на ее территории ухудшалось с каждым годом. Православные братства были закрыты. Вопреки договорным обязательствам вместо четырех православных епархий в начале XVIII века осталось лишь две - Луцкая и Могилевская, а к середине столетия лишь одна - Могилевская. Да и ее положение было весьма незавидным. В 1759 году Могилевский епископ Георгий (Конисский) едва не был убит в храме в Орше и спасся, покинув город в телеге, прикрытый навозом. 

Через несколько лет, будучи приглашенным на коронацию Екатерины II, святитель Георгий поведал ей о бедственное положении православных христиан в пределах Речи Посполитой. По дипломатическим каналам императрица потребовала от польских властей изменить отношение к своим православным подданным. Однако эти требования были отклонены. Более того, гонения только усиливались. Это стало одной из причин Колиивщины - мощного восстания под руководством Максима Зализняка и Ивана Гонты, разразившегося в 1768 году. 

Не добившись изменения политики Польского государства в отношении православных и протестантов, Пруссия, Австрия и Россия в 1772 году приняли решение о разделе Речи Посполитой. К Российской империи отошли земли в Прибалтике и Белоруссии. Гонения на религиозной почве на этих территориях прекратились. При этом многие униатские приходы подали заявления о желании возвратиться в лоно Православной церкви. Однако в Петербурге медлили с ответом и приняли решение по этому вопросу лишь в 1780 году. Императорский рескрипт предписывал обращать в православие только те приходы, в которых подобное желание выражали все прихожане. 

Причиной такой подобного решения был курс императрицы на полную веротерпимость. Екатерина II предоставила все права российским католикам, дав им своего архиепископа - Станислава (Сестренцевич-Богуш). Католические монастыри сохранили все свои владения, тогда как имения православных обителей были секуляризованы. Более того, Екатерина II позволила действовать на территории России ордену иезуитов, несмотря на то что в это время он был запрещен папой.

 В 1793 и 1795 годах последовали второй и третий разделы Польши, в результате которых в состав Российской империи вошли все древнерусские земли, кроме Галиции, доставшейся Австрии. Императорским указом 1794 года было разрешено беспрепятственное воссоединение униатов. К концу царствования Екатерины (+1796) из унии вышли около 2 000 000 человек. Православными стали пять ранее униатских епархий: Смоленская, Владимир-Волынская, Луцкая, Турово-Пинская и Полоцкая. 

IV. Подвижники благочестии

Святитель Иоасаф Белгородский (1705-1754)

Будущий епископ Белгородский Иоасаф родился в городе Прилуки в знатной казацкой семье. Мать его, Мария Даниловна, была дочерью гетмана Даниила Апостола. Отец, Андрей Дмитриевич, был бунчужным, а затем полковником Прилуцкого полка. Сына своего родители нарекли при крещении Иоакимом. В семилетнем возрасте мальчика отдали в Киевскую Академию. В 1724 году он поступил послушником в Межигорский монастырь и через год принял постриг с именем Иларион. 

О первой поре своего монашеского подвижничества святитель писал во время предсмертной болезни своей сестре: «Сестрица, излишняя ревность в начале не даёт мне ныне веку дожить». В 1727 году инок Иларион был пострижен в мантию и получил новое имя – Иоасаф. Спустя семь лет он был рукоположен в сан иеромонаха и вскоре поставлен настоятелем Свято – Преображенского Межигорского монастыря. 

Впоследствии Иоасаф был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Три года стоял он во главе братии этой древней обители. За время своего настоятельства он много трудов положил на восстановление монастырских строений, разрушенных от большого пожара. В 1748 году в Петропавловском соборе Петербурга состоялась хиротония святителя Иоасафа во епископа Белгородского. Вверенная ему епархия была весьма обширна. В её состав входили современные Курская и Харьковская епархии, в ней числилось 1060 церквей. 

Первой заботой архипастыря стало повышение уровня образования духовенства. Объезжая епархию, он экзаменовал священников, после чего невежественных посылал доучиваться в Белгород, а вовсе безнадёжных отрешал от служения. Святитель строго наблюдал за тем, чтобы запасные Святые дары хранились с надлежащим благоговением. Однажды он остановился в доме священника, который был в отъезде. Оставшись один, святитель почувствовал необычный ужас. Он не мог уснуть. Рассматривая вещи, находившиеся в комнате, он обнаружил бумагу, в которой были завернуты Святые Дары. Их присутствие в недолжном месте и смущало душу святителя. Бережно положив Дары на стол, он до утра молился перед ними. Когда хозяин вернулся домой, святитель немедленно лишил его священного сана. 

С подчиненным ему духовенством святитель Иоасаф был не только требователен, но и заботлив. Он умел защитить клириков от произвола мирских начальников. Все свои доходы архипастырь раздавал бедным. Перед праздниками он через келейника посылал нуждающимся деньги и одежду. Келейник, сложив все у окна или на пороге, должен был постучать в стену, чтобы обратить внимание хозяина, и побыстрее уйти, оставаясь неузнанным.  Когда келейник болел, святитель сам в бедной одежде ходил по городским улицам, разнося тайную милостыню. 

Святой Иоасаф часто болел и предчувствовал раннюю кончину. Он непрестанно памятовал о смерти и денно и нощно готовился к ней. По исходе всякого часа святитель творил составленную им молитву, которая и поныне называется молитвой святого Иоасафа Белгородского: «Буди благословен день и час, в онь же Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, в час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь!»

В последний год своей жизни, в мае, святитель, отправляясь навестить родину, простился с паствой и сказал, что уже не вернется на кафедру. Он велел к осени устроить склеп для него в Троицком соборе. Возвращаясь из Прилук в Белгород, святитель Иоасаф заболел и через два месяца, 10 декабря 1754 года, скончался в селе Грайвороне. Когда родные святого, извещенные о его кончине, пришли с печальной вестью к его престарелому отцу, тот, прежде чем они заговорили, сказал: «Знаю, что вы пришли ко мне с известием о смерти сына моего Иоасафа. Но я это узнал прежде вас. 10 декабря вечером мне был голос: сын твой, святитель, скончался».

После смерти святителя у него нашли всего 70 копеек медью, поэтому средства на погребение пришлось запрашивать у Синода. До половины февраля тело почившего оставалось непогребенным в ожидании Переяславского епископа Иоанна, задержанного

бездорожьем. И за этот срок оно не было тронуто тлением. Погребли святителя согласно его воле в Троицком соборе. 

Через два года после его кончины несколько причетников, уверенных в праведности усопшего, тайком открыли гроб. Несмотря на сырость склепа, мощи святого, его одежда и самый гроб обретены были без всяких признаков тления. Слух об обретении мощей быстро распространился по России. К могиле святого стали собираться больные, и по молитвам к праведнику происходили многие исцеления. Святитель Иоасаф был канонизирован в 1911 году.

Дни памяти: Декабрь 10 (23), Сентябрь 4(17)

 

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Святитель Тихон (в миру Тимофей Соколов) родился в Новгородской губернии в семье бедного сельско­го дьячка. Его отец умер рано и на долю мальчика выпало сиротское детство. Ради куска черного хлеба он нанимался в поден­щики к богатым крестьянам. Когда Тимофею исполнилось 13 лет, старший брат-причетник определил его на свои последние гроши в Новгородское духовное училище. В училище, а затем в семина­рии юноша жил крайне бедно. Часто, чтобы ку­пить свечку для занятий, ему приходилось продавать полпорции казенного хлеба. 

По окончании Новгородской семинарии в 1754 году, Тимофей Соколов был оставлен преподавателем, а через 4 года принял постриг с име­нем Тихон и в том же году был назначен префектом семинарии. Впоследствии его возвели в сан архимандрита и назначили ректором Тверской семинарии. Архимандрит Тихон никогда не забывал своей нищей молодости и оставался человеком простым, доступ­ным, сострадательным к бедным простолюдинам, благотворителем нищих, голодных, бездомных. 

В 1761 году святой Тихон был хиротонисан в епископа Кексгольмского, викария Новгородской епархии. Его избрание со­вершенно было чрез видимое проявление Промысла Божия. В Пе­тербурге его имя только для формы внесено было в список кан­дидатов в Новгородские викарии. Но при избрании, совершен­ном на Пасху по жребию, трижды вынималось имя святителя Ти­хона. 

Через два года святитель был пере­веден на Воронежскую кафедру. В числе первых забот архипастыря было исправление монашеской жизни. Он рассылал по монастырям увещания к инокам, требовал от них читать Священное Писание, при трапезе ввел чтение «Зерцала иноческого жития», предпринимал меры против бродяжничества монахов, пребывания их в мирских домах, пьянства и прочее. 

Святитель не только требовал, но и подавал пример истинно монашеской жизни. Все его время, за исключением 4-5 часов отдыха, проходило в пастырских трудах, богословских занятиях и молитве, такой сокрушенной и пламенной, что, стоя на ней и обливаясь слезами, он не слышал ничего, что около него делалось. Жил он в самой простой обстановке, часто занимался тяжелыми работами, несмотря на слабость своих сил, и каждый раз, вкушая скудную пищу, горько попрекал себя леностью, тем, что мало потрудился для святой церкви.

 По прибытии в Воронеж святитель Тихон организовал училища для детей из бедных духовных семей. Местную славяно-латинскую школу он преобразовал в семинарию и сам подготовил для нее учебные программы. Много потрудился святитель над тем, чтобы поднять духовно-нравственный и об­разовательный уровень подчиненного ему духовенства. Он тре­бовал от клириков ежедневно читать Новый Завет. 

Святитель Тихон был совершенно чужд вельможного духа, свойственного многим архиерееям в его время. Со всеми он был прост и доброжелателен. При нем в епархии прекратились суровые и унизительные физические наказания над провинившимися духовными лицами. Святитель писал назидательные послания, давая наставления многочисленным своим адресатам из ближних и дальних мест. Он любил беседовать с простым народом, помогая людям как материально, так и заступничеством перед сильными мира сего. К последним он часто обращался лично, призывая к любви и милосердию. 

Неутомимые труды по управлению епархией расстроили здо­ровье святителя. В 1767 году он вынужден был уйти на покой - сначала в Толшевский монастырь, а через два года перешел в Задонский Богородицкий монастырь. В обители святой Тихон уе­динился для сугубых монашеских подвигов. Спал он на соломе, покрытой овчинным тулупом, всю свою архиерейскую пенсию раз­давал нищим. Несмотря на слабость и болезни, помногу за­нимался тяжелыми черными работами. Почти ежедневно он молился в храме, сам пел и читал на клиросе, но со временем, по смирению, совсем оставил учас­тие в совершении служб, и только молился в алтаре. 

Многие из монахов, в изумлении от простоты его жизни, насмехались над ним. Об этих насмешках святой говорил со сми­рением; «Я достоин того за грехи мои». Однажды один барин ударил святителя по щеке, сказав ему с укором: «Не высокоумь», - и святитель, упав в ноги обидчику, просил у него прощения. В келии святой непрестанно предавал­ся молитве и чтению Священного Писания, творений от­цов Церкви и житий святых. Псалтирь он знал наизусть.

Много времени святой Тихон отводил литературным трудам и благодаря им стал великим учителем христианской жизни. Самые замеча­тельные его творения - «Сокровище духовное, от мира собира­емое» и «Об истинном христианстве». Заботясь о религиозном образовании народа, святитель пришел к мысли о переводе Библии на общепонятный русский язык. В последние годы своего земного жития святитель Тихон усилил аскетические и молитвенные подвиги. Не раз его видели в духовном восхищении, с просветленным лицом. 

За три года до кончины святитель каждый день в молитве просил Господа «Скажи мне кончину мою». И однажды на заре он услышал: «В день недель­ный». Вскоре после этого ему было сонное видение. Он видел чудный луч, и на луче сияющие палаты. Святой хотел войти в эти палаты, но услышал: «Чрез три года можешь войти, но те­перь потрудись». После видения святой заперся в келии и при­нимал лишь самых близких ему. К своей смерти он приготовил гроб, близ которого часто плакал о своих грехах. Скончался святитель Тихон в день недельный, в воскресенье, 13 августа 1783 года.

Дни памяти: Июль 19 (1 августа), Август 13\26 (Преставление, второе обретение мощей).

Святитель Тихон Задонский. Творения.

 

Преподобный Паисий Величковский (1722-1794)

Будущий великий подвижник Православия (в миру Петр Величковский) родился в Полтаве, в семье священника. Мальчик рано остался без отца и в тринадцатилетнем возрасте был отдан для обучения в Киевскую Братскую школу. Мать хотела, чтобы Петр стал при­ходским священником, но у него рано пробудилось стремле­ние к иноческому житию. Чтение аскетических книг укрепило юношу в намерении принять постриг. 

Однажды ночью Петр тайком убежал из Киева и остановился в Любечском монастыре, где несколько месяцев провел послушником. Затем он перешел границу России и поселился в молдавском монастыре святителя Николая на реке Тясмин, правом притоке Днепра. Здесь в 19 лет был пострижен с именем Платон. Но и из этой обители ему пришлось уйти из-за гонений со стороны униатов. Монастырские церкви были закрыты, а монахи изгнаны. 

Инок Платон вернулся в Киев и поступил в Лавру. Он нес послушание в типографии, занимал­ся гравированием икон на меди. Но его не оставляла давняя мечта о пустынножительстве. Вместе с двумя другими монахами инок Пла­тон решил дойти до Святой Горы. Путешествие заняло три года. Добравшись до Афона, инок получил уединенную келию вблизи Лавры преподобного Афанасия. В ней он совершал подвиг безмолвия и непрестанного творения Иисусовой молитвы.

На Афоне инок был пострижен в мантию с именем Паисий и в 1758 году был рукоположен в сан иеромонаха. Вокруг него стали собираться ученики, в основном из Молдавии, Валахии и славянских стран. Обителью для них стал полуразрушенный Ильинский скит вблизи монас­тыря Пантократор. Однако из-за конфликтов с монахами-греками и притесне­ний турецких властей старец вместе со своими учениками вынуж­ден был уйти с Афона и поселиться в Молдавии, в Драгомирнском монастыре. В нем был введен Афонский общежительный устав. Обитель стала центром возрождения православного старчества.

В 1774 году, после того как часть Молдавии, в которой находился монастырь, отошла к Австрии, старец Паисий вместе с братией перебрался в Секульский монастырь. Через четыре года молдавский господарь передал инокам расположенный рядом Нямецкий монастырь. Ученики старца Паисия разделились на две монастырские общины, которые оставались под его духовным руководством. Слава о мудрости настоятеля разнеслась по всей Молдавии и достигла России. К опытному старцу отовсюду стекались монахи, искавшие подвиж­нического жития под его руководством. Перед кончиной святого Паисия в Секульском монастыре подвизалось более ста монахов, а в Нямецком - около 400.

Кроме управления монастырями старец Паисий в течение пос­ледних 20 лет своей жизни деятельно занимался литературными трудами, которые обессмертили его имя. Он перевел с греческого на церковнославянский язык творения святых Исаака Сирина, Максима Исповедника, Феодора Студита, аввы Варсанофия. Старец Паисий составил сборник «Добротолюбие», который был напечатан в России в 1793 году благодаря содействию митрополита Гавриила (Петро­ва). В течение целого века эта книга была самой читаемой у православных монахов, искавших духовного совершен­ства. 

В 1790 году, во время войны с турками, русские войска заняли Молдавию. Архиепископ Екатеринославский Амвросий возвел старца Паисия в сан архимандрита. Через четыре года великий подвижник Православия отошел к Господу. 

День памяти: Ноябрь 15\28

Ученики преподобного Паисия способствовали возрождению стар­чество в русских монастырях. К числу особенно усердно потрудившихся на этом поприще принадлежат архимандрит Феодосий (Маслов) (1720-1802), старец Клеопа Валаамский (1817), архимандрит Феофан Новоезерский, иеромонах Афанасий Захаров (1823).

Духовное наследие преподобного Паисия Нямецкого (Величковского)

 

Иеромонах Феодор Санаксарский (1718 – 1791).

Будущий великий старец (в миру Иван Ушаков) родился в Ярославской губернии, в семье помещика. В юности служил в Пе­тербурге в гвардейском Преображенском полку. Однажды, во время шумной пирушки один из его това­рищей упал замертво. Печальное происшествие открыло юноше глаза хрупкость человеческой жизни и непрочность земного счастья. В 22-летнем возрасте он в нищенской одежде тайно ушел из сто­лицы и поселился в заброшенной келье на Северной Двине. 

Власти, преследуя селившихся в северных лесах старообряд­цев, гнали заодно и православных иноков, спасавшихся там в уединенных скитах. Юный отшельник вынужден был покинуть свою хижину и отправиться на юг. Он пришел в Площанскую пус­тынь, расположенную в Орловской епархии. Настоятель пустыни поселил его в лесной келии. Но вскоре его, как человека бес­паспортного, арестовали. Отшельник вынужден был назвать на допросе своё имя и происхождение, после чего был отправлен в Петербург. С ним захотела побеседовать царица Елизавета. «Зачем ты тайно ушел из моего полка?» - спросила она. «Для спасения души», - смиренно ответил беглец. Императрица простила его и пожаловала его званием сержанта, но инок попросил дать ему умереть монахом. Елизавета велела ему поступить в Александро-Невскую Лавру.

В 1747 году Иван Ушаков принял постриг с именем Феодора. В Лавре он вел строгую, постническую жизнь. Слава о его под­вигах и смиренномудрии разнеслась по столице; к нему стали приходить люди всякого звания за советом и наставлением. Обращались к нему и его бывшие сослуживцы - гвардейцы. У мо­нахов Лавры стечение народа к их молодому собрату вызывало зависть. Скорбя об ожесточении братии, смиренный инок просил перевести его в Саровскую пустынь в Тамбовской епархии.

Вместе с ним из Петербурга уехали многие его духовные ученики и ученицы. На пути в Саров, в городе Арзамасе, отец Феодор устроил своих учениц в Алексеевском женском монастыре. Два года он пребывал в Саровской обители, а затем перешел в соседнюю Санаксарскую пустынь (близ г. Темников в Мордовии). В 1762 году он, несмотря на свое нежелание, был рукоположен в сан иеромонаха и поставлен во главе находившейся в упадке обители. 

Настоятелем Феодор был строгим и вскоре ввел жизнь братии в уставной порядок. На службы отводилось в будние дни до 9 часов, а в воскресные и полиелейные - до 10 и 12 соответственно. Настоятель строго требовал внятного чтения во время Богослу­жения. Он говорил: «Если, по слову апостола, в воинских пол­ках труба будет издавать неопределенный звук, кто станет го­товиться к сражению. Так и мы скорочтением будем только воздух церковный наполнять, а силы внутреннего смысла читаемого не поймем. Души наши останутся голодными духовно, без назидания. Не чтение слова Божия, а внутренняя сила и дух оного, понимаемые нами, служат нам ко спасению».

Жизнь в обители была крайне суровой. Вкушать пищу до­зволялось только за трапезой. В свою келию можно было брать только квас. Пирогов и белого хлеба не давали и на Пасху.

На монастырские послушания вся братия во главе с настоятелем. Один из монахов впоследствии так описывал жизнь в пустыни: «Обитель забо­ром огорожена, церковь маленькая, волоковые окошки, внутри и стены не отесаны, и свеч-то не было, с лучиной читали в церкви. И платье-то какое носили: балахоны! Ноги обертывали онучами из самой грубой пеньки... Огня в келье никогда не было».

Иеромонах Феодор ввел в пустыни старчество, предпола­гавшее полное откровение помыслов иноками настоятелю. Всякий монах, когда его смущали и тревожили помыслы, мог прийти к нему в любое время дня и ночи; старец выслушивал инока, ча­сами беседовал с ним, и когда отпускал его от себя, тот чув­ствовал на душе свободу и тишину.

В 1764 году, с введением монастырских штатов, Санаксарская пустынь подлежала упразднению, но по просьбе настоятеля оби­тель была сохранена. В конце жизненного пути на долю старца выпали неповинные страдания и гонения. Однажды он в присут­ственном месте укорил местного воеводу Неелова, который сам пожелал раньше поступить под его духовное руководство, а потом стал пренебрегать своего духовника советами, в жесто­ких притеснениях граждан. Воевода подал жалобу на своего ду­ховного отца в Синод, по решению которого старца перевели в Соловецкий монастырь. Северный климат оказался тяжелым для него, он постоянно болел. Только через девять лет ему позволили вернуться в Санаксар, где старец преставился 19 февраля 1791 года.

Дни памяти: Апрель 21\4 мая, Февраль 19\4 марта

Преподобный Феодор Санаксарский

В Санаксарской обители был погребен еще один славный представитель рода Ушаковых – святой праведный воин Феодор, адмирал Федор Федорович Ушаков (1745-1817). 5 августа 2001 он был канонизирован Русской Православной Церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии. 6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Феодора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. 

Святой Феодор Ушаков с 2000 года почитается как святой покровитель Российского военно-морского флота, а с 2005 года и стратегических военно-воздушных сил.

Память 23 мая\5 июня (Собор Ростовских святых), 23 июля\5 августа и 2\15 октября. 

 

Блаженная Ксения Петербургская

В миру имя святой - Ксения Григорьевна Петрова. Она была женой полковника и придворного певчего. Муж Ксении скончался внезапно, когда ей было 26 лет. Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что супруг ее умер без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея. 

Все имение Ксения раздала нищим. Сама же оделась в платье покойного мужа и назвала себя его именем - Андреем Федоровичем. Когда это одеяние износилось и истлело, блаженная Ксения стала носить только рубашку, кофту и платок, а на ногах - разорванные башмаки без чулок, и никакого теплого платья, даже в самые лютые зимние холода. Жила она в Петербургской стороне, где ютился бедный люд; да и там не имела постоянного пристанища, а ходила из дома в дом. По вечерам блаженная Ксения уходила за город в поле и молилась там до рассвета. Когда на Смоленском кладбище строилась церковь, блаженная Ксения целыми ночами трудилась на стройке, таская кирпичи.

Народ любил и почитал блаженную Ксению как святую. В бедных семьях посещения ее были праздниками. Матери радовались, когда она качала люльку младенца или целовала его, видя в этом хороший знак для ребёнка. Своими молитвами и аскетическими подвигами, своей преданностью Богу и сострадательной любовью к людям блаженная стяжала дар прозорливости. В канун смерти царицы Елизаветы блаженная Ксения ходила по улицам столицы и говорила народу «пеките блины, пеките блины, пеките блины, завтра вся

Россия будет печь блины». За несколько дней до убийства царственного узника Иоанна Антоновича в Шлиссельбургской крепости юродивая горько плакала и повторяла «Кровь... кровь... кровь!». 

Господь послал блаженной Ксении долгую жизнь. Она скончалась на 71 году жизни уже в начале XIX века. Над ее могилой на Смоленском кладбище воздвигнута часовня. Блаженная Ксения Петербургская причислена к лику святых на Поместном соборе русской православной церкви в 1988 году.

Память 24 января \6 февраля

Святой праведный Иоанн Русский.

Святой Иоанн родился в конце ХVII века на Полтавщине. В молодости был призван в армию и стал солдатом. В 1711 году, во время Прутского похода русской армии, Иоанн был пленен и продан в рабство. Хозяин увез пленника в Малую Азию, в селение Уркион (по-гречески - Прокопий). Годами он истязал своего раба-христианина, чтобы заставить его принять ислам. Пытался он склонить его к измене отеческой вере и обещаниями всяческих благ, но святой исповедник твердо хранил верность Христу. Он говорил: «Ни угрозами, ни обещаниями богатств и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру».

И гонитель отступил. Он перестал мучить пленника и поставил его ухаживать за скотом. В Иоанн был верным слугой. В летнюю жару и в зимние холода, полунагой и босой, он трудился целыми днями, не зная отдыха. Хозяин со временем полюбил добросердечного, кроткого и исполнительного раба. Он решил отпустить его на волю, но праведный Иоанн остался жить в стойле для скота, где мог каждую ночь беспрепятственно молиться Богу.

По праздникам Иоанн приходил в греческий храм великомученика Георгия и причащался Святых Христовых Тайн. Все, что зарабатывал у господина, он раздавал нищим. Праведный Иоанн Русский отошел ко Господу в 1730 года, причастившись перед кончиной Святыми Дарами, которые священник, побоявшись войти в дом к вельможному турку, прислал в яблоке. Хозяин отдал священнику тело исповедника для христианского погребения. Все греки, жившие в Прокопии, собрались на погребение единоверца из России. А через три года были обретены нетленные мощи святого. Ныне они почивают на греческом острове Эвбея, в храме, названном честь святого Иоанна Русского.

День памяти: Май 27\9 июня