Сегодня: 24.04.2024, Среда.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

«Блажени кроткие…». Часть 1.

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

     

                                                                                                                   Третья заповедь: «Блажени кроткие…»

                       

                                                                                                                                                                                                                                       Μακάριοι οἱ πραεῖς, ὅτι αὐτοὶ κληρονομήσουσι τὴν γῆν

                                                                                                                                                                                                                                                                             (Макарии ги праис, готи аути клирономисусин тин гин)

                                                                                                                                                                                                                         Блажени кротцыи, яко тии наследят землю

                                                                                                                                                                                                                                Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            (Мф. 5,4)

 

Вопросы лекции:

1. Блаженная кротость.

2. Земля наследуемая.

3. Стяжание кротости.

 

I. Блаженная кротость.

 

Слово «кроткий» согласно различным  толковым словарям  русского языка означает: смиренный, смирный,  покорный, незлобивый, незлобный, беззлобный, мягкий, «мухи не обидит»….

Как мы видим, по своему содержанию оно почти совпадает с понятием «смиренный», которым в русском языке охватывается содержание христианской добродетели, соответствующей Первой заповеди блаженства.

Близость понятий «кроткий» и «смиренный» связана с тем, что в  древнееврейском языке этимологически близки слова анавим (мн. число  от анав – кроткий, притеснённый, угнетённый, жалкий, бедный, нищий, уничиженный, смиренный), и аниим (мн. число  от ани  - угнетенный, уничиженный, бедный, нищий, страждущий, убогий, несчастный, смиренный, кроткий).

Как уже говорилось ранее, эти понятия, в греческом тексте Библии передаются, исходя из контекста, словами πτωχός (птокос), ταπεινός (тапейнос), πραΰς (праис), а также πένης (пенес или пенасе - человек, который вынужден зарабатывать свой дневной хлеб тяжким трудом, и кто неспособен сберечь что-либо на следующий день).

В греческом тексте Нагорной проповеди в Третьей заповеди блаженств использовано слово праис.  В отношении к человеку оно  означает - мягкий, вежливый, почтительный, терпеливый. Таким людям противоположны суровые (χαλεποί), раздраженные (πικροί), дикие (ἄγριοι).

Праис   не есть проявление  слабости, безвольности, малодушия, пассивности или безразличия. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Кротость есть признак великой силы; но чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу» («Беседы на деяния апостольские»).

Праис характеризует умение управлять собой, контролировать свои эмоции и действия, владеющий духом своим.  Умение управлять своим духом и есть кротость. Не иметь над собою контроля – значит не быть кротким. В Книге Притч сказано: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (25,28). Там же: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (16,32).

Исходя из такого понимания кротости,  смысл третьей заповеди можно передать следующим образом: «Блажен человек, который контролирует каждое свое желание, каждый порыв, взрыв чувств» или «Блажен человек, который полностью владеет собой».

В учебнике «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского дано такое определение: «Кротость есть спокойнее, полное христианской любви, состояние духа человека, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота, не только на Бога, но и на людей. Кроткие люди и сами не раздражаются и других людей не раздражают.

Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, и есть свойство противоположное гневу, злобе, самопревозношению и мстительности.

Кроткий человек всегда сожалеет о жестокости сердца обидевшего его человека; желает ему исправления; молится о нем и отдает его действия на суд Божий, внимая наставлению Апостола: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римл. 12, 18-19)».

На наш взгляд, это определение христианской кротости можно несколько расширить,  исходя из смысла, вкладываемого древними греками в слово праотес – кротость.

Великий античный философ Аристотель определял добродетели как среднее между крайностями. Крайность - противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность.  С одной стороны, Аристотель  ставил крайний избыток, а с другой - крайний недостаток. Между ними  добродетель -  золотая середина (лат. aurea mediocritas), единство противоположностей, исключающее крайности. Так, например, одна крайность - расточительность, другая крайность - скупость, посередине между ними добродетель - щедрость. Быть добродетельным  – находиться между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней.

Аристотель определяет кротость («праотес»), как середину между сильным гневом и чрезмерной беззлобностью. Добродетелен тот, кто гневается, когда это уместно и никогда не гневается беспричинно. Не нужно сердиться и гневаться из-за оскорблений и обид, причиненных тебе  лично. Но не следует оставаться безучастным, когда обиды причинены другим людям.

Вот как характеризует эту грань кротости святитель Иоанн Златоуст:  «Когда мы, видя других оскорбленными, не защищаем их, а молчим, это - малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это - кротость... Кроткий есть отец сирот, защитник вдовиц, покровитель бедности, помощник притесняемых, всегда защищающий справедливое» («Беседы на деяния апостольские»).

Протоиерей Игорь Прекуп  пишет, что «именно это устойчиво-ровное состояние в радости и горе, сочетаемое с отзывчивостью и готовностью вступаться за оскорбляемых и беззащитных, и есть кротость в православном понимании, а иначе надо канонизировать Кота Леопольда».

Спаситель никогда не защищал Сам Себя, но когда Он увидел, как обесчестили храм Его Отца Небесного, Он взял бич и начал бить и выгонять всех из храма. Он обличал лицемеров, обвинял лживых лидеров Израиля,  без страха предупреждал людей о грядущем Божьем суде.

У кротости (праотес)  есть еще одна сторона, которую подчеркивали древние греки. Они всегда противопоставляли эту добродетель высокомерию, горделивости.

«Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притчи, 11,19).  Праотес – это подлинная скромность, в которой не осталось никакой гордыни.

Знаменитый римский ритор (учитель ораторского искусства) Марк Фабий Квинтилиан говорил: «Некоторые мои ученики, несомненно, стали бы отличными учеными, если бы не были столь убеждены в своей учености». Гордого человека трудно чему-то научить, ведь первый шаг к ученичеству – это осознание своего невежества.

И потому возможен и такой перевод третьей заповеди: «Блажен человек достаточно скромный, чтобы осознавать свое невежество». Он способен воспринимать христианское учение, как земля, готовая  принять семя, брошенное сеятелем.

 

В толкованиях отцов и учителей Церкви кротость – наивысшее проявление подлинной силы духа человека. Это «скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется» (преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 24).

Святитель Иоанн Златоуст: свирепеющий «и собственного зла сдержать не может», а кроткий «удерживает и чужое; тот и самим собой владеть не может, а этот обуздывает и другого … Кроток тот, кто может переносить нанесенное ему самому оскорбление, но защищает несправедливо обиженных и сильно восстает против обижающих («Беседы на деяния апостольские»).

Преподобный Еврем Сирин: «Кроткий, если и обижен, радуется, если и оскорблен, благодарит: гневных укрощает любовью; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине, всякому начальству покорен, на всякое дело готов, во всем заслуживает одобрения… О блаженное богатство - кротость!» («Слово о добродетели и пороках»).

Святитель Николай Сербский: «Кротость есть дочь смирения и внучка плача...

Кротость существовала и в ветхозаветные времена. Например, о Моисее говорится, что он был человек кротчайший изо всех людей на земле (Чис.12:3). Точно так же говорится и о кротости праотца Иакова и царя Давида (помяни, Господи, Давида и всю кротость его). Но лишь от Христа кротость входит в число добродетелей, необходимых для возрастания души человека. Я сам кроток, сказал о Себе Сын Божий. А каков Он, таковы должны быть и Его последователи.

Кротость есть первая добродетель Христа, на которую обратили внимание люди. Смотрите, Агнец Божий! - воскликнул святой Иоанн Предтеча, увидев Мессию на берегу Иордана. Другие в это время, толкаясь и ругаясь, спешили к нему, к Пророку, чтобы послушать его речи и принять крещение. А Иисус не спешил, но кротко шел, обходя других, как ягненок, которые никого не трогает и не обижает. Он шел, как ягненок, который обходит всех и избегает столкновений.

Кротость проявляется прежде всего в не стремлении занять первые ряды. А это происходит от абсолютной преданности воле Божьей. Кроткий знает, что Творец ставит людей туда, куда Он хочет, и готов покоряться воле Божьей как в первых рядах, так и в последних. Для него неважно, куда его Господь поставит, для него главное - исполнять волю Божью, где бы он ни был. Кроткий знает, что и последние, если они предаются воле Божьей, добудут более славный венец, чем те, которые пробились в первые ряды, чтобы вершить волю свою.

Кротость можно еще и так выразить: никого не обижать и терпеливо сносить любые обиды...» (Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств).

Как уже говорилось ранее, между кротостью и нищетой духа («смирением) есть много общего. В некоторых местах Писания эти два слова могут быть взаимозаменяемы. Вместе с тем, между этими понятиями есть существенная разница. Духовная нищета свидетельствует  об осознании человеком своей греховности. Кротость свидетельствует о том, что в нем проявляется образ Божий. 

Кротость - внешнее проявление внутренней перемены, состоящей в послушании Богу!

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Виталий (09.01.2013) | Автор: Виталий Коваленко
Просмотров: 2692
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024