Сегодня: 20.09.2017, Среда.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

«Блажени кроткие…». Часть 2.

II. Земля наследуемая.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

При толковании заповеди возникает вопрос – о какой земле говорит Спаситель? Вот как на него отвечает святитель Григорий Богослов:  «Но если окрылимся несколько словом, и станем на самом хребте небесного свода; то найдем там небесную землю, уготованную в наследие жившим добродетельно.. великий Давид, о котором божественным Писанием засвидетельствовано, что был кроток и незлобив паче всех в его время живших в мире, руководимый духом проразумел, и обладал уже по вере уповаемым, сказав: верую видети благая на земли живых (Псал. 26, 13.).

Ибо не полагаю, что Пророк этою землею живых нарек землю, возращающую все смертное и в себя опять разрешающую всякое от нее порождение. Напротив того знал он землю живых, на которую не вступала смерть, по которой не протоптан путь грешников, которая не принимала на себя следа порока, которой не рассекал плугом лукавства сеятель плевел, которая не произращает волчцев и терний, на которой вода упокоения, и место злачное, и на четыре тока разделяемый источник, и виноград возделываемый Богом всяческих, и все иное, что слышим загадочно высказанным в богодухновенном учении» («О блаженствах. Слово второе»).

Святитель Иоанн Златоуст, разъясняя обетование третьей заповеди блаженства, пишет:

«Некоторые говорят, что наследуют землю духовную. Но это несправедливо. В писании нигде не упоминается о духовной земле. Что же значат эти слова? Христос разумеет здесь чувственную награду, как и Павел, когда он вслед за словами: «почитай твоего отца и мать», присовокупляет: «будешь долголетен на земле» (Ефес.6,2-3)… Применяясь к тем слушателям, которые более предаются чувственному и прежде ищут настоящего, чем будущего, Христос не поощряет их будущими только благами, но и настоящими…

Однако в Своих словах Он не ограничивает наград настоящими благами, но вместе предлагает и будущие. Когда Он говорит о чем-нибудь духовном, то не отвергает и выгод настоящей жизни; равным образом, когда обещает что-нибудь в здешней жизни, то этим еще не ограничивает Своего обещания» («Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XV»).

Александр Павлович Лопухин, разъясняя обетование Третьей заповеди блаженства, отмечает, вслед за Иоанном Златоустом, на то обстоятельство, что оно почти буквально совпадает со словами из псалма 36 -  «кроткие наследуют землю» (36,11). В псалме уповающие на Господа, кроткие, праведники, непорочные и прочие противопоставляются злодеям, людям лукавым, делающим зло, нечестивым, беззаконникам.

«Здесь же говорится об истреблении на земле злодеев, которые, «как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут», «истребятся» со своим потомством. Главная мысль псалма заключается в том, что нечестивые будут заменены праведными и в этом смысле наследуют землю. Можно думать, что и Спаситель говорил в том же смысле».

Протоиерей Серафим Слободской:

«Господь обещает кротким, что они наследят землю. Обещание это означает, что кроткие люди в настоящей жизни силою Божиею сохраняются на земле, несмотря на все козни человеческие и на самые жестокие гонения, а в будущей жизни они будут наследниками небесного отечества, новой земли (2 Петр. 3, 13) с ее вечными благами» («Закон Божий. О третьей заповеди блаженства»).

 

III. Стяжание кротости.

 

Для того, чтобы оценить степень своего соответствия такой добродетели, как кротость, следует честно ответить на вопросы:

- Обладаете ли Вы способностью управлять собой?

- Сдерживаетесь ли Вы, когда Вас стараются обидеть?

- Воспринимаете ли Вы критику внимательно и спокойно?

- Относитесь ли Вы доброжелательно к тем, кто вас критикует?

Кротость любит учиться. И она считает дружественную критику драгоценной.

 

Следует помнить, что с кротостью несовместимы:

Гнев,  который, по сути, является временным сумасшествием, умопомрачением. В гневе человек теряет не только христианский, но и просто человеческий образ. Недаром про человека, объятого гневом, говорят: «Он озверел».  В гневе некоторые доходят до рукоприкладства, часто по отношению к более слабым и беспомощным. 

Кротость святые отцы определяли как «безгневие».

Обидчивость, являющаяся свидетельством себялюбия, завышенного мнения о себе.

Мстительность. Мстительный человек не только не может простить, но хочет ответить тем же, да еще и в большей мере. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12, 18-19).

Злорадство -  желание всяческих несчастий обидчикам, удовлетворение, если наши обидчики и враги терпят какие-то бедствия, пожелание смерти недругам, или, что уж совсем страшно, радость по поводу смерти  недругов и горя их родных.

Только кроткие могут исполнить заповедь Спасителя: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44). И тогда мы увидим в своем недруге человека, такого же, как каждый из нас, призванного ко спасению, но духовно нуждающегося в нашей помощи.

Раздражительность и вспыльчивость. Они могут выливаться наружу, проявляться в словах и действиях. Но не всякий молчащий уже кроток. Можно молчать, а в душе злиться, ненавидеть, презирать. Лицо кроткого человека спокойно, невозмутимо, привлекательно. Лицо человека раздражительного и вспыльчивого беспокойно и  мрачно.

Высмеивание других людей.

Ропот и недовольство,  вплоть до хулы на Бога, который посылает или попускает нам те или иные испытания.

Малодушие, доходящее до отчаяния.

 

 

Как стяжать кротость?

1. Брать пример со Спасителя. Ведь Господь предлагал научиться от Него, прежде всего, кротости и смирению сердца, о котором  говорилось при рассмотрении первой заповеди блаженства:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-29).  

«Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф.21,5).

Этой добродетелью Спасителя апостол заклинает христиан, говоря: «Я же, Павел, ...убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2 Кор.10,1).

2. Следует безропотно принимать все случающееся. Кротость проявляется тогда, когда  нам тяжело!

Авва Дорофей: «Не случается ничего без Промысла Божия. Где действует Промысл Божий, оттуда истекает всевозможное добро, всевозможная польза для души: потому что все, что ни делает с нами Бог, делает ко благу нашему, делает любя и милуя нас, и мы должны о всем благодарить (Еф. 5,20; 1 Сол. 5,18) благость Его, по наставлению апостола, никогда не предаваясь печали и малодушию по причине случающегося с нами. Все, что ни постигнет нас, будем принимать без смущения, с смиренномудрием и упованием на Бога, веруя, как я сказал, что все, что ни делает с нами Бог, делает по благости Своей, любя нас и во благо нам, что иначе не может быть нам пользы, как тем способом, которым устраивает Бог» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Выписка из творений преподобного аввы Дорофея).

3. Не раздражаться и не гневаться.

Протоиерей Павел Гумеров: «С раздражением, гневом нужно бороться сразу, в самом начале, пока они еще подобны угольку. Уголек легко затоптать, погасить. Но если не только не гасить его, но и, наоборот, раздувать, поддерживать горение – пожар неминуем… Ответная внутренняя реакция на какое-то неприятное нам событие или действие – вещь вполне естественная. Например, нас случайно толкнули на улице. Первая реакция, конечно, возмущение, но его тут же надо погашать, чтобы дальше оно не перешло в гнев» («Убийца любви»).

Святитель Феофан Затворник советует: «Вспышки одолевают… Учитесь не давать им ходу, а как только покажутся, подавлять их…. Молитесь и сами собирайте мысли, которые были бы водой против сего огня. На свете ничего нет, из-за чего можно бы серьезно ссориться, кроме спасения души».

Есть хороший совет: Прежде чем дать волю своим эмоциям, поссориться с ближними, прогневаться, следует сделать паузу для того, чтобы взвесить последствия на мысленных весах. На одной их чаше то, ради чего мы раздражались, что нас вывело из себя, а на другой то, что мы теряем в результате ссоры, конфликта - мир душевный, хорошие, мирные отношения с ближними, их расположение, доверие к нам.

Хорошо бы вспомнить при этом, как мы обычно себя чувствуем после ссоры, когда дали волю гневу, «выпустили пар», наговорили много лишнего. В душе образуется опустошенность, нас преследует чувство стыда за несдержанность, слабоволие. И вот когда все это будет взвешено, обычно желание ссориться как-то пропадает.

4. Стараться не  обижать никого и никогда. Кротость проявляется в отношении к людям! Следует всегда помнить, что не только я дорог для Бога, но и другие тоже любимы Им. Он их Отец тоже! И Христос за них умер также! Поэтому они драгоценны в Его глазах точно так же, как и я!

На вопрос «Как нужно жить?», преподобный Амвросий Оптинский  отвечал:

«Жить - не тужить. Никого не обижать, никому не досаждать и  всем мое почтение».

5. Уметь прощать.

Что значит прощать? Прощать - не помнить обиды, покрывать все любовью, делать добро и ни в коем случае не мстить. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мат. 5:33-45).

Об этом говорится в Господней Молитве: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Спаситель учил: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Map. 11:25). Мы часто забываем об этом условии Господа и просим прощения у Него, сами при этом не прощая ближним.

Когда другие люди стремятся нас обидеть, следует  не обращать на это внимания, прощать обидчиков и молиться за них. Прощение является одной из самых замечательных добродетелей христианства. Священное Писание неоднократно призывает верующих прощать взаимные огорчения. «Петр приступил к Нему и сказал: «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: Не говорю тебе: «до семи раз», но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 21-22).

Но как научиться прощать? Во-первых, осознать,  что нужно это, в первую очередь, нам самим.

Во-вторых, нужно помнить, что человек, который нас обидел, часто не ведал, что творил. Когда распинали Господа нашего Иисуса Христа, иудеи действительно думали, что делают богоугодное дело, так как увидели в Нем Мессию. Душа их и разум были ослеплены грехом и страстью гнева и зависти, но они не понимали, что совершают. И поэтому Хрстос молился с креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34).

В-третьих, следует попытаться встать на место «обидчика», войти в его положение и оправдать его. Выступить не обвинителем, а адвокатом. Например, нас обидела чем-то продавщица в магазине. Мы дали ей денежные купюры не развернутыми, а сложенными или смятыми, и она очень резко и раздраженно нам что-то сказала. Но представьте себе, что нам один раз на дню было лень развернуть их, а она весь день с утра до вечера стоит у прилавка, расправляет мятые деньги, отпускает товар, дает сдачу, да еще и несет очень большую материальную ответственность. А может быть, дома у нее проблемы, болеют дети, муж ушел и т.п. Так нам станет сразу понятно, почему она не мило улыбается нам, а наоборот, сердита. И оправдывая человека, мы научимся не осуждать его, а жалеть, понимать….

В - четвертых, нужно чаще обращать внимание на себя, спрашивая: «В чем состоит моя вина? Что я сделал не так, что возникла конфликтная ситуация? Может быть, нелестные эпитеты, которыми меня наградили, действительно недалеки от истины?». Ведь некоторые люди вообще никогда и не с кем не ссорятся и не конфликтуют, а другие на каждом шагу раздражаются, спорят и обижаются…..

В-пятых, следует осознать, что обидчивость вредна прежде всего нам самим. Обидевший, вполне возможно, даже не  подозревает об этом. Он спит спокойно, ни о чем плохом не думая. Затаивший же обиду места не находит, не спит по ночам, вынашивает планы мести, впадает в уныние, тоску, теряет аппетит и покой… думая только о своей обиде и доводит себя подчас до полного изнеможения.

Вспомним, что советуют нам святые Отцы: если тебя обидели, попроси у обидчика прощения, пожелай ему счастья, здоровья, молись об обижающих и унижающих тебя. В награду будешь иметь душевное спокойствие, чистое сердце, крепкое здоровье.

Будем исполнять заповедь Спасителя: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6,28).

Православные психологи предлагают следующий алгоритм преодоления чувства обиды:

- сразу же  молитвенно попросить помощи у Бог;

- обратить внимание на свои грехи и недостатки;

- проявлять доброжелательность к своему обидчику;

- отвечать добром на проявленное в отношении нас зло;

- узнав об острой нужде обидчика, постараться помочь ему

- молиться Богу за телесное и духовное здравие обидчика и его успехи в богоугодных делах (Поздняков Н.И. Обидчивость как форма проявления гордости).

 

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Виталий (09.01.2013) | Автор: Виталий Коваленко
Просмотров: 611
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017