Сегодня: 23.09.2017, Суббота.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Блаженны алчущие и жаждущие правды …

Четвертая заповедь: «Блаженны алчущие и жаждущие правды …»

                       

                                                                                                                                                                                                                                              makarioi oi peinwntes kai diywntes thn dikaiosunhn oti autoi cortasqhsontai..

                                                                                                                                                                                                                                              (Макарии ги пинонтэс ки дипсонтэс тин дикэосинин, готи аути  хортасфисонтэ)

                                                                                                                                                                                                                                              Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

                                                                                                                                                                                                                                              Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 (Мф. 5,6)

 

Вопросы лекции:

1. Правда и праведность.

2. Жажда праведности.

3. Жить по правде.

 

I. Правда и праведность.

 

«Блаженны алчущие и жаждущие правды» - обращается Спаситель к своим слушателям. О какой правде говорит Он?  Чего алчет и жаждет душа блаженного человека?

В современном русском языке существительное «правда» имеет несколько значений:

1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей  - «сказать правду», «услышать правду» и т.п.  В этом смысле «правда» воспринимается как синоним слова «истина». Она противопоставляется «кривде», лжи.  

2. Справедливость  - «искать правды», «стоять за правду» и т.п.

3. Правота (разг.) -  «твоя правда» (в смысле «ты прав»).

4. Правосудие  - справедливое решение дела, спора.

5. Свод юридических норм – «Русская правда», «Салическая правда» и т.п.

 

Для уяснения смысла заповеди следует помнить, что словом «правда» в Синодальном переводе передано древнееврейское  «цедек»,  многократно встречающееся в Ветхом завете. В зависимости от контекста, оно может пониматься как справедливость, праведность, правосудие, ответственность, верность, честность, благодеяние, милость, милосердие, благотворительность… Совокупность этих добродетелей – «праведность». Вот почему Четверую заповедь блаженства иногда переводят  как «Блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они насытятся».  

«Правда», «праведность» – это комплекс характеристик человека, который живет по правилам, данным свыше самим Создателем, правилам Царства Его. Именно об этом говорит Спаситель: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф  6,33).

Праведный человек, праведник на древнееврейском -  цадик. Из Ветхого завета мы знаем, что единственным человеком, оставшимся праведным перед наступлением потопа, был Ной. Имя Мелхиседека (арамейск.  «Малки-Цедек»), правителя Салема, которому поклонился Авраам, переводится как Царь праведности или правды.

Пророк Иезекииль так характеризует праведника: «Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог» (Иез. 18,5-9).

Слово  «цадик» означает также «оправдывающий», «способствующий оправданию» других. Почему? Потому что праведность тесно связана с выполнением Закона, совокупности правил, установленных Богом.  Праведник следует воле Творца, что  делает его  близким к Нему,  дает возможность ходатайствовать в молитве за других людей.

Если проанализировать то, что вкладывалось во времена, когда проповедовал Христос, в понятие «праведность»», то можно выявить три ее аспекта:

Юридический  - строгое соблюдение  буквы Закона, заповедей Торы.

Нравственный - праведность поведения, сердца, ума, побуждений.

Социальный - справедливость в судах, честность в деловых операциях,  благочестие в делах домашних, семейных.  

В греческом тексте Нового завета  в Четвертой заповеди блаженства древееврейское «цедек» передано как   dikaiosunh (дикайосине). Корень этого слова -  ди́ке (δίκη) -  «право, справедливость, правда». В древнегреческой мифологии Дике - богиня Правды, понимаемой как закон мироустройства. Она постоянно находилась на Олимпе, наблюдая за соблюдением справедливости в мире людей и докладывая своему отцу Зевсу  о всяком проявлении отступления от нее. Само же слово дикайосине может переводиться на русский язык  не только как «правда», но и как  «праведность»,  «справедливость», «законность», «правосудие, «благодеяние».

Понятие «дикайосине» -  ключевое в этике Платона. Ему отведено  центральное место в  труде «Государство». Это одна из четырех основных человеческих добродетелей (передаваемая в русском переводе словом «справедливость»), наряду с мудростью (знанием), мужеством и рассудительностью. В отличие от Платона, Аристотель понимает под «дикайосине» всю совокупность человеческих добродетелей, она объемлет всякое добро.

Святитель Григорий Нисский  толкует это понятие  именно в таком смысле. Он считает, что дикайосине именуется всякий вид добродетели: «…именем правды, алчущих и жаждущих которой ублажает Слово, обещая им исполнение вожделеваемого, означается здесь всякая добродетель». Высшей христианской добродетелью, утверждает он, является любовь, которая и определяет сущность правды Божией и праведности христианской.

Святитель Иоанн Златоуст, как и ранее Платон, рассматривает  дикайосине как одну из добродетелей. В «Толковании на Евангелие от Матфея. Беседа 15.» он пишет: «Вникни и в то, с какой силой Он выразил Свою заповедь! Он не сказал: блаженны те, которые ищут праведности, но – «блаженны алчущие и жаждущие праведности».

В тексте Библии слово дикайосине  применяется как в отношении Бога, так и человека. По отношению к Богу оно означает абсолютную правоту. Бог полностью и всецело прав во всём, что Он делает. По отношению к людям слова «цедек» и «дикайосине» означают верность Завету с Богом, праведную жизнь, праведные поступки.  В определенном смысле те, кто стремится жить правильно, по заповедям Божиим, могут называться «праведными».

Но человек,  даже если прилагает все усилия, всё равно согрешает. В молитве царя Соломона говорится, что «нет человека, который не грешил бы» (3Цар. 8,46).  Поскольку ничью жизнь нельзя назвать совершенной, человеческая  «праведность» всегда относительна в сравнении с абсолютной праведностью Бога. Именно в таком смысле апостол Павел пишет: «Нет праведного ни одного» (Рим.3,10).

Но далее апостол утверждает: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Эта «вмененная праведность» есть результат не личных заслуг, но  благодати и милости Божией. Поэтому не только Аврааму,  но «вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4, 25-26)..

В Синодальном переводе греческое «дикайосине», которое в Новом завете встречается 34 раза, передается словами «правда»  и «праведность», которые в современном русском языке не  являются синонимами. Поэтому, например, если понимать «правду» четвертой заповеди как «истину», или противопоставлять ее лжи, то может возникнуть путаница в понятиях. На языке Спасителя «истина» -  «амен» (אמן – «воистину», «да будет так», «верно»). Это слово (новозаветное «аминь»)  - служит формулой для скрепления союза или клятвы. В греческом тексте Библии понятие  «истина» передается как алитейа (ἀλήθεια ).

Сужает смысл четвертой заповеди сведение содержания слова «правда»  лишь к юридическому аспекту. Такая опасность возможна через понимание славянского  «правда», латинского  «justitia» (юстиция, правосудие) и его производных лишь как свода правовых норм.

 

II. Жажда праведности

 

Алчущий – желающий есть. Жаждущий – желающий пить. В греческом тексте Евангелия от Матфея использованы производные от  слов пейнао (алкать) и дипсао (жаждать), ко  означают крайнюю степень голода и жажды, состояние, побуждающее к деятельности, к активности в стремлении утолить эти телесные потребности. Поэтому правду (праведность), о которых говорит Спаситель,  можно обрести только при активном стремлении к ней.

Известный шотландский богослов Уильям Баркли обращает внимание на следующий нюанс: «В этом блаженстве есть еще один интересный пункт, который отчетливо виден только в греческом тексте. В греческом языке глаголы, выражающие голод и жажду, требуют после себя родительного падежа. В греческом это родительный падеж части…

Грек говорил: «Я алчу хлеба». Он хотел немного хлеба, какую-то его часть, а не весь каравай. Грек говорил: «Я жажду воды». Он хотел немного воды; он хотел испить воды, а не взять весь кувшин. Но в данном блаженстве, в отличие от всех норм, правда стоит не в родительном, а в винительном падеже.

Ну, а когда в греческом языке глаголы голодать и жаждать вместо родительного стоит винительный падеж, то это значит, что человек алчет и жаждет все. Сказать: «Я хочу хлеб», значит потребовать весь хлеб. Сказать: «Я хочу воду», значит что я хочу весь кувшин. И потому правильный будет такой перевод: «Блаженны те, кто алчет и жаждет всю правду, полную правду» («Блаженство жаждущего духа»).

Как появление аппетита у больного служит первым признаком того, что он начинает поправляться, так и желание праведности есть первый признак того, что грешный человек  начинает выздоравливать. В его душе возникает стремление к духовному совершенству, преодолению своей греховности, то есть, к спасению.

Понятия «праведность» («правда») и спасение в Библии связаны: «Правда Моя близка; спасение Мое восходит» (Ис. 51,5), «…правда Его и спасение Его – как горящий светильник» (Ис. 62,1). Святитель Григорий Нисский вопрошает: «Посему что же такое правда» ? И отвечает на этот вопрос: «Будем алкать своего спасения, жаждать Божией воли, которая желает нашего спасения».

Человек стремящийся к спасению,  хочет жить праведно. Он осознает нищету духовную, скорбит, он кроток и жаждет исправиться перед Богом. Он жаждет освобождения от греха, от его присутствия, его власти, от наказания за грех. Фактически рассматриваемую нами заповедь блаженства можно было бы перефразировать следующим образом: «Блаженны алчущие и жаждущие спасения, жаждущие вечной жизни с Богом». Псалмопевец Давид так выразил это чувство: «Как лань желает к потокам воды, так жаждет душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41,2).

С того момента, как только человек начинает испытывать жажду по правде Божией, начинается его оправдание. Ибо это чувство – дар Божий, благодать Духа Святого. Вот почему Христос называет таких людей блаженными. Их голод и жажда будут утолены, они «насытятся». Но о каком насыщении говорит Спаситель?

В различных толкованиях говорится насыщении как о телесном, так и духовном. Вот как пишет святитель Афанасий Великий: «Они, как сказано, насытятся и здесь, потому что довольны и малым; а гораздо более в жизни будущей, потому что всегда пребудут со Христом, где нет ни печали, ни воздыхания» («Беседы  на Евангелие от Матфея. Гл. 5»).

Телесное насыщение в этой жизни, на этой земле, временно и относительно. Не к нему нужно стремиться, но к жизни по правде Божией. И Бог будет заботиться о таком человеке: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин.4,14). «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6,35). «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф.6,31-32).

Полное же насыщение, полное удовлетворение стремлений человеческого духа, а отсюда и высшую радость, блаженство, праведники получат в вечной жизни с Богом: «Я же в правде явлюсь лицу Твоему, насыщусь, когда явится мне слава Твоя» (Пс. 16,15).

 

III. Жить по правде

 

Как жить по правде?

 

1. Прежде всего, следует стремиться познать и принять всем сердцем заповеди Божии.

 

Стремление к постижению правды Божией воспел царь и пророк Давид:

«Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих…

Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.

Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих…

Откровения Твои - утешение мое, - советники мои…

Дай мне уразуметь путь повелений Твоих...

Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее...

Руки мои буду простирать к заповедям Твоим,

которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих» (Пс. 118).

 

2. Брать пример со Спасителя. Иисус Христос - образец праведности, «Солнце правды». «Так надлежит нам исполнить всякую правду», - сказал Он, принимая Крещение от  Иоанна Предтечи (Мф.3,15). «Что же значит исполнить всякую правду? - пишет святитель Иоанн Златоуст. - Правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнить эту правду должны были все люди, но никто из них не исполнил её, то приходит Христос и исполняет эту правду» («Слово в день Богоявления»).

Спаситель призывает Своих учеников превзойти в праведности книжников и фарисеев. Но это должна быть не только внешняя, обрядовая  праведность. Ее недостаточно для  спасения.  Необходима внутренняя нравственная чистота. На примере ветхозаветных заповедей Христос объясняет, насколько более высокие нравственные требования предъявляет людям Его учение:

 «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (арам. «пустой человек» - ВК), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5. 21-22).

 «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5. 27-28).

Господь говорит о нерасторжимости брака: «Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную.  А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф. 5. 31 -32).

 «Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5. 33-37).

 «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;  и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;  и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5. 38- 42).

«Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5. 43-47).

Спаситель учил праведности не только словом, но и всей Своей земной жизнью, вплоть до последнего вздоха.

 

3. Стараться жить по заповедям Божиим..

Недостаточно только интереса к правде, любознательности или праздного любопытства. Жизнь по правде требует не столько познавательного усилия, сколько мужества решиться на нравственный поступок. Люди часто не желают знать правды Божией, потому что не готовы исполнить ее, жить по ее заповедям.

Пилат спрашивал Христа: «Что есть истина?» (Ин. 18,38), не решаясь свершить справедливый суд над человеком, невиновность которого была для него очевидна.  Правда была для него очевидна. Но она требовала защитить праведника Иисуса вопреки соблазну угодить толпе и цезарю. Можно вопрошать о правде и одновременно бояться ее, не желать принимать.

Для того, чтобы жить по правде, необходимо, прежде всего, принять две заповеди, в которых Христос сконцентрировал Закон Божий:  «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36 - 40).

Жить по этим заповедям, значит утолять жажду из источника «воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,14).

Следует помнить, что истинная любовь к Богу проявляется в отношении к другим людям, в каждом из которых запечатлен «образ Божий».  Преподобный авва Дорофей образно говорил: «Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называет центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами.

Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга - Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу.

Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».

Стремясь исполнить правду Божию, начни с того, чтобы выбор между собственной выгодой и любовью к ближнему всегда совершать в пользу ближних.


Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Виталий (27.01.2013) | Автор: Виталий Коваленко
Просмотров: 3213
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017