Сегодня: 19.05.2024, Воскресенье.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л1: Десять заповедей Божиих. - Вопрос 2: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху....

Глава 2.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх 20:4-5).

Вторая заповедь, обращенная когда-то к древнему израильскому народу, была направлена непосредственно против идолопоклонства. Дело в том, что израильтяне жили в окружении языческих народов и часто оставляли истинную веру, переходя к язычеству. В наше время уже не встретишь такого всеобщего почитания языческих богов, какое было в древности. Но, как известно, в каждом человеке коренятся страсти, которые могут им овладеть и стать его идолом.

 

§ 1 Грех чревоугодия

 В книге святителя Василия, епископа Кинешемского, «Беседы на Евангелие от Марка» рассказывается об одном французе, для которого вкусно есть и пить было единственной целью в жизни. Для удовлетворения этой страсти он не жалел ни сил, ни средств, ни времени. Этот человек с увлечением изучал поварское искусство и достиг в этой области удивительных познаний. Он знал все редкие кушанья, которые когда-либо подавались к столу у королей всего мира. Знал, как приготовить каждое из этих блюд, и его ежедневное меню могло привести в восторг самого прихотливого и избалованного сластолюбца. Из самых отдаленных стран мира он выписывал экзотические и дорогие продукты для своего стола. Он истратил на это всё своё громадное состояние, полученное по наследству. А когда вовсе обнищал и понял, что прежняя жизнь уже невозможна, пошел на рынок и купил на последний франк жирного петуха. Изжарив его по всем правилам кулинарного искусства, несчастный француз съел его и... застрелился[1]. Эта история служит примером того, как страсть (в данном случае - чревоугодие) становится идолом в душе человека.

 

§ 2 Добродетель соблюдения поста

Во избежание порабощения души страстями святые отцы рекомендуют противопоставлять им добродетели. Так, верным средством против страсти чревоугодия является пост. Святой Тихон Задонский в своей книге «Сокровища духовные от мира собираемые» говорит: «...есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост бывает тогда, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост бывает тогда, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов»[2]. Это означает, что главное в посте – воздержание от зла, а воздержание от некоторых видов пищи стоит на втором плане и является всего лишь средством к воздержанию от зла. Пост приносит человеку огромную пользу, которая состоит в следующем:

а) плоть становится подвластной духу (1Кор 9:27);

б) душа становится способной к молитве. Таким образом, пост - это средство к Богопознанию (Моисей постился сорок дней, прежде чем получил заповеди (Исх 34:28); пророк Илия постился сорок дней и сподобился видеть Господа в веянии тихого ветра (3Цар 19:8-12); пророк Даниил постился три недели и сподобился видений и откровений Божиих (Дан 10:3);

в) пост есть Богопочтение (Лк 2:36-37);

г) пост есть умилостивление праведного гнева Божия (Ион 3:5-10).

В Священном Писании есть очень много свидетельств о посте. Он был установлен еще при первом человеке (Быт 2:17), постились пророки и все Божьи люди, постился Господь Иисус Христос (Мф 4:4) и его апостолы (Деян 9:9, 13:2-3, 14:23).

Некоторые люди утверждают, что не могут жить без мяса. Устройство организма человека показывает совершенно противоположное. Организм человека ближе к организмам животных травоядных, нежели плотоядных. У человека, как у травоядных, есть слепая кишка, человек пьет губами, а плотоядные лакают языком; человек разжевывает пищу, а плотоядные проглатывают ее кусками. У человека нет ни быстроты, чтобы догнать зверя, ни когтей и клыков, чтобы схватить добычу и разорвать ее на части. По сотворении первых людей Господь сказал им: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу» (Быт 1:29), - и только после потопа благословил употребление мяса: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт 9:3). Из всего сказанного следует, что организм человека вполне может обойтись без мяса, хотя бы какое-то время, а утверждающие обратное просто подвержены страсти чревоугодия.

 

§ 3 Грех любостяжания

Рассмотрим еще один возможный идол в душе человека – любостяжание.

Любостяжание – это неумеренное желание богатства и приобретения имущества. Апостол Павел называет любостяжание корнем всех зол и идолослужением (1Тим 6:10, Кол 3:5). И в Ветхом, и Новом Заветах мы встречаем предостережение от этой страсти (Втор 8:12-14, Лк 12:16-21). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», – советует Господь Иисус Христос своим последователям (Мф 6:33). Благоразумные христиане, внимая советам Господа, противопоставляют этой страсти щедрость и нестяжательность. «Отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор15:11). Господь призывает нас быть милосердными, ибо «...милосердие и сострадание уподобляют нас Богу», - говорит Иоанн Златоуст[3].

 

§ 4 Добродетель милосердия

 Одним из проявлений милосердия является милостыня. Особенно ценна пред Богом тайная милостыня (Мф 6:2-4). В качестве иллюстрации можно привести житие свт.Николая Чудотворца, где повествуется о том, как он тайной милостыней спас от греха обнищавшего богача и трех его дочерей[4].

 Ценна пред Богом и милостыня невольная, т.е. когда у нас что-нибудь отберут, украдут, или мы что-то потеряем и не будем отчаиваться и роптать, а возблагодарим Господа.

 Однажды у преп. Арефы Печерского воры похитили большое богатство. От сильной скорби о потере имущества он заболел, однако и в болезни не переставал роптать на свою участь. Через некоторое время Арефа увидел себя на некоем судилище, где были ангелы и множество бесов. Бесы говорили, что он должен быть предан им, т.к. не прославил Бога за утрату имущества. И тогда преподобный в страхе закричал: «Господи, помилуй! Твое оно – не жалею!» Тотчас бесы исчезли, а ангелы возрадовались о кающемся грешнике[5].

 При оказании помощи ближним и при исполнении их просьб следует проявлять рассудительность. У преп. Варсонофия Великого мы находим такой совет: «...если знаешь, что просящий просит без нужды, не давай ему, но скажи: «Мне дана заповедь от аввы ничего не давать не имущему нужды». И это не будет жестокость. Из двух вредных вещей, которых избежать нельзя, должно выбирать менее вредную. Поэтому лучше отказать просящему, чем причинить ему душевный вред»[6]. Однако в ряде случаев не так просто бывает определить, что вызвало просьбу ближнего – его страсть и духовная слабость или действительная нужда. В таком случае святые отцы советуют лучше не отказывать никому на просьбу о материальной помощи, чем упустить случай помочь действительно нуждающемуся: дающему всегда будет духовная польза от его доброты. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).

 

[1] Святитель Василий, епископ Кинешемский (Преображенский). Беседы на Евангелие от Марка. М., 2005 г. Стр. 28

[2] Св. Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое». Гл. 89 «Пост», стр. 395, М. 2000 г.

[3] Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 6 на второе Послание к Тимофею  (2Тим 11:20-21), § 3

[4] Жития святых. 6 декабря

[5] Киево-Печерский патерик. ЗАО «Тираж-51», 1996 г. Житие преподобного Арефы

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (08.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 3751
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024