Глава 2.
Вторая заповедь
Не
делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и
что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не
служи им (Исх 20:4-5).
Вторая
заповедь, обращенная когда-то к древнему израильскому народу, была
направлена непосредственно против идолопоклонства. Дело в том, что
израильтяне жили в окружении языческих народов и часто оставляли
истинную веру, переходя к язычеству. В наше время уже не встретишь
такого всеобщего почитания языческих богов, какое было в древности. Но,
как известно, в каждом человеке коренятся страсти, которые могут им
овладеть и стать его идолом.
§ 1 Грех чревоугодия
В
книге святителя Василия, епископа Кинешемского, «Беседы на Евангелие от
Марка» рассказывается об одном французе, для которого вкусно есть и
пить было единственной целью в жизни. Для удовлетворения этой страсти
он не жалел ни сил, ни средств, ни времени. Этот человек с увлечением
изучал поварское искусство и достиг в этой области удивительных
познаний. Он знал все редкие кушанья, которые когда-либо подавались к
столу у королей всего мира. Знал, как приготовить каждое из этих блюд,
и его ежедневное меню могло привести в восторг самого прихотливого и
избалованного сластолюбца. Из самых отдаленных стран мира он выписывал
экзотические и дорогие продукты для своего стола. Он истратил на это
всё своё громадное состояние, полученное по наследству. А когда вовсе
обнищал и понял, что прежняя жизнь уже невозможна, пошел на рынок и
купил на последний франк жирного петуха. Изжарив его по всем правилам
кулинарного искусства, несчастный француз съел его и... застрелился[1]. Эта история служит примером того, как страсть (в данном случае - чревоугодие) становится идолом в душе человека.
§ 2 Добродетель соблюдения поста
Во
избежание порабощения души страстями святые отцы рекомендуют
противопоставлять им добродетели. Так, верным средством против страсти
чревоугодия является пост. Святой Тихон Задонский в своей книге
«Сокровища духовные от мира собираемые» говорит: «...есть пост
телесный, есть пост и душевный. Телесный пост бывает тогда, когда тело
постится от пищи и пития; душевный пост бывает тогда, когда душа
воздерживается от злых помыслов, дел и слов»[2].
Это означает, что главное в посте – воздержание от зла, а воздержание
от некоторых видов пищи стоит на втором плане и является всего лишь
средством к воздержанию от зла. Пост приносит человеку огромную пользу,
которая состоит в следующем:
а) плоть становится подвластной духу (1Кор 9:27);
б)
душа становится способной к молитве. Таким образом, пост - это средство
к Богопознанию (Моисей постился сорок дней, прежде чем получил заповеди
(Исх 34:28); пророк Илия постился сорок дней и сподобился видеть
Господа в веянии тихого ветра (3Цар 19:8-12); пророк Даниил постился
три недели и сподобился видений и откровений Божиих (Дан 10:3);
в) пост есть Богопочтение (Лк 2:36-37);
г) пост есть умилостивление праведного гнева Божия (Ион 3:5-10).
В
Священном Писании есть очень много свидетельств о посте. Он был
установлен еще при первом человеке (Быт 2:17), постились пророки и все
Божьи люди, постился Господь Иисус Христос (Мф 4:4) и его апостолы
(Деян 9:9, 13:2-3, 14:23).
Некоторые
люди утверждают, что не могут жить без мяса. Устройство организма
человека показывает совершенно противоположное. Организм человека ближе
к организмам животных травоядных, нежели плотоядных. У человека, как у
травоядных, есть слепая кишка, человек пьет губами, а плотоядные лакают
языком; человек разжевывает пищу, а плотоядные проглатывают ее кусками.
У человека нет ни быстроты, чтобы догнать зверя, ни когтей и клыков,
чтобы схватить добычу и разорвать ее на части. По сотворении первых
людей Господь сказал им: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая
есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий
семя, – вам сие будет в пищу» (Быт 1:29), - и только после потопа
благословил употребление мяса: «Все движущееся, что живет, будет вам в
пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт 9:3). Из всего сказанного
следует, что организм человека вполне может обойтись без мяса, хотя бы
какое-то время, а утверждающие обратное просто подвержены страсти
чревоугодия.
§ 3 Грех любостяжания
Рассмотрим еще один возможный идол в душе человека – любостяжание.
Любостяжание
– это неумеренное желание богатства и приобретения имущества. Апостол
Павел называет любостяжание корнем всех зол и идолослужением (1Тим
6:10, Кол 3:5). И в Ветхом, и Новом Заветах мы встречаем
предостережение от этой страсти (Втор 8:12-14, Лк 12:16-21). «Ищите же
прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», –
советует Господь Иисус Христос своим последователям (Мф 6:33).
Благоразумные христиане, внимая советам Господа, противопоставляют этой
страсти щедрость и нестяжательность. «Отверзай руку твою брату твоему,
бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор15:11). Господь
призывает нас быть милосердными, ибо «...милосердие и сострадание
уподобляют нас Богу», - говорит Иоанн Златоуст[3].
§ 4 Добродетель милосердия
Одним
из проявлений милосердия является милостыня. Особенно ценна пред Богом
тайная милостыня (Мф 6:2-4). В качестве иллюстрации можно привести
житие свт.Николая Чудотворца, где повествуется о том, как он тайной
милостыней спас от греха обнищавшего богача и трех его дочерей[4].
Ценна
пред Богом и милостыня невольная, т.е. когда у нас что-нибудь отберут,
украдут, или мы что-то потеряем и не будем отчаиваться и роптать, а
возблагодарим Господа.
Однажды
у преп. Арефы Печерского воры похитили большое богатство. От сильной
скорби о потере имущества он заболел, однако и в болезни не переставал
роптать на свою участь. Через некоторое время Арефа увидел себя на
некоем судилище, где были ангелы и множество бесов. Бесы говорили, что
он должен быть предан им, т.к. не прославил Бога за утрату имущества. И
тогда преподобный в страхе закричал: «Господи, помилуй! Твое оно – не
жалею!» Тотчас бесы исчезли, а ангелы возрадовались о кающемся грешнике[5].
При
оказании помощи ближним и при исполнении их просьб следует проявлять
рассудительность. У преп. Варсонофия Великого мы находим такой совет:
«...если знаешь, что просящий просит без нужды, не давай ему, но скажи:
«Мне дана заповедь от аввы ничего не давать не имущему нужды». И это не
будет жестокость. Из двух вредных вещей, которых избежать нельзя,
должно выбирать менее вредную. Поэтому лучше отказать просящему, чем
причинить ему душевный вред»[6].
Однако в ряде случаев не так просто бывает определить, что вызвало
просьбу ближнего – его страсть и духовная слабость или действительная
нужда. В таком случае святые отцы советуют лучше не отказывать никому
на просьбу о материальной помощи, чем упустить случай помочь
действительно нуждающемуся: дающему всегда будет духовная польза от его
доброты. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).
[1]
Святитель Василий, епископ Кинешемский (Преображенский). Беседы на Евангелие от
Марка. М., 2005 г.
Стр. 28
[2] Св.
Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое». Гл. 89 «Пост», стр.
395, М. 2000 г.
[3] Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 6 на
второе Послание к Тимофею (2Тим
11:20-21), § 3
[4] Жития
святых. 6 декабря
[5]
Киево-Печерский патерик. ЗАО «Тираж-51», 1996 г. Житие преподобного Арефы
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|