Сегодня: 18.11.2017, Суббота.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л1: Десять заповедей Божиих. - Вопрос 3: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (Исх 20:7).

Глава 3.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно  (Исх 20:7).

Вторая заповедь, обращенная когда-то к древнему израильскому народу, была направлена непосредственно против идолопоклонства. Дело в том, что израильтяне жили в окружении языческих народов и часто оставляли истинную веру, переходя к язычеству. В наше время уже не встретишь такого всеобщего почитания языческих богов, какое было в древности. Но, как известно, в каждом человеке коренятся страсти, которые могут им овладеть и стать его идолом.

 

Третья заповедь закона Божия требует, чтобы мы Имя Божие произносили с благоговением и остерегались употреблять его всуе. Велик наш Бог, велико и имя Его. Оно «свято и страшно» (Пс 110:9). Как же иначе произносить Его, как не с глубоким благоговением? Можно ли употреблять Его всуе, т.е. напрасно, легкомысленно, без нужды, без уважения или, еще хуже, ложно и неправедно? А ведь это, к несчастию, часто бывает у нас.

 Итак, рассмотрим сначала грехи против третьей заповеди, а затем перейдем к добродетелям.

 

 § 1 Богохульство

 Богохульство – это дерзкие слова и суждения против Бога. По закону Моисееву этот грех наказывался смертью: выводили виновного из стана, возлагали на него руки и побивали камнями (Лев 24:14-16, Числ 15:30-36).  Апостол Павел отлучал от Церкви богохульников (1Тим 1:20). Святые заграждали их уста, ревнуя о Славе Божией. В частности, святой Евфимий Новый наказал немотой некоего иудея за хулу на Господа Иисуса Христа[1].

 Святые апостолы считали, что грех богохуления свойствен таким людям, у которых нет страха Божия и которых даже наказания и вразумления от Бога не приводят к раскаянию и исправлению. Проявление этого греха среди верующих они считали делом немыслимым (1Пет 4:14). Однако грех выказывает себя не только в виде слова, но и мысли. Святые отцы советуют пресекать эти греховные мысли усердной молитвой.

 

§ 2 Ропот на Бога

 Этот грех обыкновенно совершают люди, испытываемые скорбями, болезнями, страданиями и т.д. Пытаясь найти ответ на вопрос: «За что мне это?», - человек готов обвинить в своих бедах кого угодно, только не себя.

 Господь все творит ради нашего блага, желая спасения грешников. Как же иначе спасать душу, если не через скорби и страдания? «Если вы терпите наказания, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр 12:7). Нам необходимо со смирением принимать то или иное жизненное обстоятельство, даже если вопрос «За что мне это?» пока остается открытым. Вполне возможно, что со временем жизнь сама ответит на этот вопрос. В любом случае, мы, как творение Божие, должны благодарить Творца за все, что происходит в нашей жизни. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет Имя Господне благословенно» (Иов 1: 21).

 В качестве иллюстрации того, что все происходящее с нами глубоко промыслительно, приведем один случай. Один благочестивый инок, придя из своего пустынного монастыря в ближайший город, увидал, как торжественно хоронят главу города, известного своей порочной жизнью, злого и несправедливого. «За что такой честной смерти и погребения удостоился этот недостойный человек?» – подумал инок. Возвращаясь в монастырь, инок увидел недалеко от монастырских стен настоятеля своей обители, лежащего на дороге: благочестивый старец был растерзан зверем. Зная святую жизнь старца, погибшего внезапной насильственной смертью, инок начал сомневаться в правосудии Божественном. Тогда по повелению Божию является ему ангел и открывает, почему неправедный властитель удостоился честной смерти, а святой старец насильственно погиб. «Властитель города хотя был человеком порочной жизни, но у него было одно доброе дело, – вот за это доброе дело он и получил в награду себе честную смерть, затем его ожидает грозный суд Божий и осуждение за прочие неправедные дела; святой старец подвергся скоропостижной смерти за то, что он имел один грех, заслуживающий наказания; благость Божия, в очищение за этот грех, вменяет ему бедственную смерть, так что за этим временным бедствием он является пред Богом очищенным и оправданным»[2].

 

§ 3 Благоговейное употребление клятвы Именем Божиим

 «А я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:34-37).

 Современные Господу Иисусу Христу иудеи, желая по букве исполнить третью заповедь, т.е. запрещение злоупотребления Именем Божиим, клялись небом, землей, Иерусалимом, своей головой и, таким образом, без употребления Имени Божия все клялись всуе и во лжи. Эти клятвы и запрещает Господь Иисус Христос, ибо все сотворено Богом: клясться каким-либо Его творением – все равно, что клясться Сотворившим. Христианин должен быть настолько честным, что ему должны верить по одному его слову: "да, да" или "нет, нет".

 Лев Толстой в своем богохульном романе «Воскресение» осуждает присягу, считая ее клятвой, которую запретил Господь Иисус Христос. И многие этим соблазняются. Однако Священное Писание ясно указывает на непредосудительность такой клятвы и изображает общее ее употребление и в Ветхом, и в Новом Заветах. Ею клянутся патриархи, пророки, благочестивые цари (Быт 21:23-24; Пс 88:4-5; Иер 4:2 и т.д.). Сам Господь Иисус Христос, будучи вопрошен первосвященником с клятвою, уважил клятву и дал ему прямой ответ о Божестве Своем (Мф 26:63-64). Апостол Павел клянется, призывая Бога в свидетельство истины своих слов (Рим 1: 9; 2Кор 1:23).

 

§ 4 Внимание к молитве

 Святые отцы в своих творениях настоятельно рекомендуют сохранять внимание во время молитвы. Обобщая святоотеческий опыт и особенно указывая на опыт св. Иоанна Лествичника, митрополит Антоний Сурожский в своей книге «Школа молитвы» дает следующие советы: «... выбери молитву "Отче наш", или любую другую, встань перед Богом и внимательно произнеси слова молитвы. Через некоторое время заметишь, что мысли твои блуждают, тогда снова начни молиться с тех слов, которые последними произнес внимательно. Может быть, тебе придется сделать это десять, двадцать или пятьдесят раз и так и не произнесешь полностью всю молитву, но в этой борьбе ты сумеешь сосредоточиться на словах так, что произнесешь Богу серьезно, трезвенно, благоговейно слова молитвы, в которых участвует твое сознание. При таком методе обучения молитве отводится определенное время, и если молитва внимательна, то продолжительность этого времени значения не имеет. Святой Иоанн Лествичник воспитал этим простым методом десятки монахов: строго определенное время и беспощадное внимание»[3].

 

[1] Житие св. Евфимия Нового. Афонский патерик. 13 мая

[2] Пролог. 21 июля

[3] Митрополит Антоний Сурожский. Школа молитвы. Клин, 2002 г. Стр. 56

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (08.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 652
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017