Сегодня: 23.09.2017, Суббота.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л1: Десять заповедей Божиих. - Вопрос 4: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, ....

Глава 4.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу Твоему  (Исх 20:8-10).

«И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт2:3).

 

Православная церковь всегда праздновала и до сих пор празднует субботний день, т.к. он напоминает нам о сотворении мира. Это выражается в том, что в субботний день всегда совершается богослужение, причем отличающееся от будничного (более того, в период Великого поста Таинство Евхаристии совершается только два раза в неделю – в воскресенье и в субботу). Кроме того, в субботу, также как и в воскресенье, телесный пост смягчается, а земные поклоны отменяются. Но воскресенье почитается христианами больше, чем суббота. Это объясняется тем, что после сотворения мира произошло грехопадение людей, в результате чего стало необходимым искупление и воссоздание человеческого рода, которое впоследствии совершилось через Воскресение Господа нашего Иисуса. Это событие дает всем христианам радостную уверенность в возможности собственного воскресения для вечной жизни.

Первые христиане уделяли особое внимание воскресному дню. Это видно и из текстов Священного Писания, и из творений апостольских мужей, и из житий святых.

Например, в книге «Деяний» (Деян 20:7) говорится о том, что апостол Павел и  другие христиане собирались для преломления хлеба в первый день недели, т.е. в воскресенье. Это означает, что именно в этот день совершалось общественное богослужение.

Святой Игнатий Богоносец в послании к Магнезийцам пишет: «Жившие в  древнем порядке вещей приступили к новому упованию и уже не субботствуют, но наблюдают в своей жизни день Господень, в который воссияла и наша жизнь через Него и через смерть Его»[1].

Таким образом, особое почитание Бога, а значит и основное богослужение, после Воскресения Иисуса Христа стало проводиться в воскресенье, и каждый, считающий себя христианином, стремился присутствовать на нем. Например, святая мученица Сира, жившая в VI в. в Персии, была заключена в темницу за исповедание имени Христова. При наступлении одного из праздничных дней она сильно скорбела душой о том, что не может, вместе с другими христианами, посетить храма Божия. Однако по просьбе одного из своих единоверцев, Сира была отпущена из темницы на время богослужения. С великой радостью она поспешила в храм, а утром возвратилась обратно в место своего заточения[2].

Итак, для полноценного исполнения четвертой заповеди нам необходимо посещать богослужения: ведь как можно лучше «помнить и чтить» этот день, посвящать его Господу, если не участвовать в коллективном Его прославлении и не приступать всей Церковью к Таинствам? Причем следует помнить, что нужно посещать богослужения не только в воскресные дни, но и в другие праздничные дни, установленные Церковью.

Самой торжественной службой в Православной церкви является литургия. Божественная литургия совершается по трем причинам:

а) Во славу и похвалу Бога и Спасителя нашего и в воспоминание смерти  и Воскресения Его, как Сам Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19);

б) Ради упокоения душ усопших благочестивых христиан;

в) Ради освящения живых, которое возможно только через Причащение Святых Христовых Таин.

Зачем же верующему человеку причащаться? Разве не достаточно посещать богослужения ради совместной молитвы?

Для начала необходимо вспомнить о том, что человек есть духовно-телесное единство. Для поддержания телесных сил человеку обязательно нужно принимать пищу. Ни один человек, даже самый аскетически настроенный, так и не смог совершенно отказаться от пищи и, особенно, от воды. Причастие – это тоже пища, но пища духовная, необходимая для души и духа человека. Ведь христианин должен постоянно бороться с греховными движениями своей души, а для этого ему необходима сила Божья как некое лекарство от духовной смерти. И эта драгоценная сила Божия преподается нам именно через причастие Святых Христовых Таин. Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день … Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин 6:53-56). Таким образом, в Таинстве Причащения мы принимаем в себя всю сущность Христа, т.е. всего Бога. Наш разум не может вместить в себя эту Божественную тайну. Мы должны принять ее на веру, впрочем, как и многое другое, относящееся к мистической стороне нашей духовной жизни.

Таким образом, посещение богослужения для христианина должно быть началом духовного препровождения церковного праздничного дня. Остаток дня может быть посвящен посещению больных, помощи нуждающимся, другим делам милосердия и чтению духовных книг.

 

[1] Цит. по: Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель: "Жизнь с Богом", 1988. C. 111-116

[2] Четьи-Минеи. 24 августа

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (08.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 637
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017