Глава 7.
Седьмая заповедь
Не прелюбодействуй (Исх 20:14).
§ 1 Грех блуда
Слово
«блуд» имеет два значения. Первое значение можно назвать церковным. В
житии святого Вонифатия повествуется о том, что Вонифатий со своей
госпожой Аглаидой имел «преступную связь». Здесь словосочетание
«преступная связь» следует понимать как связь, «преступающую» Божьи
законы, а не законы Римской империи, которые в те времена не запрещали
сожительство[1]. Итак, блуд в церковном значении – это незаконное, безбрачное сожитие.
Второе
значение слова «блуд» - это уклонение от прямого пути. Например,
человек заблудился в лесу, то есть сбился с верной дороги.
§ 2 Грех прелюбодеяния
«Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это» (Притч 6:32)
Митрополит
Филарет Дроздов в своем «Христианском катехизисе» дает следующее
определение слова «прелюбодеяние». Прелюбодеяние – когда находящиеся в
супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним.
В
Ветхом Завете прелюбодеяние было наказываемо смертью (Втор 22:22-24).
Во времена Нового Завета прелюбодей отлучался от Церкви на семь лет.
Господь
Иисус Христос поднял седьмую заповедь на более высокий нравственный
уровень: «… всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже
прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф 5:28). Женщина также
виновна в этом же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием
привлечь к себе особое внимание, прельстить собой.
§ 3 Грех кровосмешения
«Есть
верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое
блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены
имеет жену отца своего» (1Кор 5:1).
Кровосмешение
– это грех, когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие
родственники. Церковь запрещает браки между близкими родственниками
вплоть до двоюродного родства. Церковь также запрещает браки между
людьми, находящимися в духовном родстве. Например, запрещается брак
между братом мужа и сестрой жены.
§ 4 Средства для борьбы с блудной страстью
1)
Первое средство – это, конечно же, молитва. Например, «Боже, очисти мя
грешного» или молитва Иисусова. Можно также обращаться к святым,
победившим в себе с Божьей помощью блудную страсть. Это святой Иосиф,
один из патриархов Ветхого Завета, святая Мария Египетская,
Киево-Печерские святые Моисей Угрин и Иоанн Многострадальный,
преподобный Мартиниан Кесарийский и т.д.
2) Чтение Священного Писания и духовных книг занимает наш ум душеполезными мыслями, не давая место греховным.
3)
Все святые подвижники, достигшие высокой степени целомудрия, признают,
что пост является превосходным средством для обуздания своих страстей и
порабощения тела духу. «Бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою,
необходимо усмирить голодом и жаждою», - говорит блаженный Августин о
посте[2].
4)
Память о смерти, о Страшном Суде, об аде и вечных мучениях покажет нам
всю опасность временного греховного наслаждения. «Помни о суде и не
усилятся в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство», - говорит
святой Кирилл Иерусалимский[3].
§ 5 Добродетель супружеской любви и верности
Брак
первоначально был установлен Самим Богом в раю через сотворение жены в
помощь мужу и через благословение, данное им Творцом. Новое
подтверждение и освящение брак получает от Господа Иисуса Христа (Мф
19:5-6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью (Еф
5:31-32).
Главной целью брака
является взаимное совершенствование мужа и жены. Супруги «восполняют»
друг друга через взаимное общение, нравственно влияя друг на друга, и
помогают друг другу в духовном развитии и выполнении совместного
назначения в жизни. Это говорит о том, что мужчина и женщина в браке
становятся одной нераздельной личностью, одним духом и одной плотью,
находят друг в друге взаимную поддержку и дополняют друг друга. «Потому
оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и
будут одна плоть» (Быт 2:24).
Священное
Писание указывает на еще одну цель брака – целомудрие. Сохраняя
взаимную любовь и преданность, вступающие в брак должны хранить
супружескую чистоту и верность. «Жена не властна над своим телом, но
муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор 7:4). «Кто
разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот
прелюбодействует» (Мф 19:9).
Некоторые
считают, что главной целью брака является деторождение. Но если это
так, то бесплодие должно было бы являться основанием для развода.
Однако нигде в Священном Писании нет повеления разводиться в случае
бесплодия одного из супругов. Наоборот, Писание изобилует
противоположными примерами. Авраам и Сарра только в глубокой старости
сподобились иметь ребенка, Захария и Елисавета были уже людьми
преклонного возраста, когда у них родился будущий Креститель Господень
Иоанн и т. д. Поэтому деторождение можно назвать, скорее, следствием
брака, но не его целью.
§ 6 Добродетель девства
Несмотря
на всю возвышенность и святость христианского брака, Священное Писание
ставит девство выше супружества. Господь Иисус Христос говорит, что не
все хотят воспринять подвиг девства, многие желают вступать в брак: «…
не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф 19:11). Таким образом,
Господь благословляет и супружество, и девство, но христианин всегда
должен помнить, что главная цель его жизни – подниматься по ступеням
добродетелей для достижения святости и более чистосердечного служения
Богу. И в этой связи девство, избавляя от многих житейских забот,
является одним из необходимых условий безраздельного, самоотверженного
служения Богу.
[1]
Четьи-Минеи. 19 декабря
[3]
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и
тайноводственные. Москва, 1991
г. Огласителькное поучение второе, § 2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|