Глава 8.
Восьмая заповедь
Не укради (Исх 20:15).
§ 1 Грех воровства
«Ни воры, ни лихоимцы, … ни хищники – Царства Божия не наследуют»
(1Кор 6:10).
Воровство – это присвоение того, что тебе не принадлежит. Почему же нельзя присваивать чужую собственность?
Господь
является Творцом и Создателем нашей вселенной, в том числе и людей. Это
означает, что всё, что находится на планете Земля, принадлежит Богу, и
только Он властен распределять между людьми какие-либо блага. Человек
же имеет право только на то, что дано ему Господом, и, соответственно,
не имеет права на все остальное. Святитель Игнатий Брянчанинов в своем
«Отечнике» приводит замечательный пример уважения к чужой
собственности. Как-то преподобный Иоанн Персянин шел по дороге и увидел
золотую монету, но прошел мимо. Проходя во второй раз по этой дороге,
он снова увидел эту монету и снова прошел мимо. В третий раз
преподобный Иоанн поднял золотую монету, затем объявил о находке в
окрестностях. И только после того, как не нашлось хозяина монеты, он
отдал эти деньги человеку, которому был должен[1].
§ 2 Грех обмана
Обман
– это сознательное введение кого-либо в заблуждение, в том числе
присвоение чужого хитростью. К греху обмана можно отнести махинации
всякого рода, мошенничество, обвешивание на рынках и т. д.
В
житии святого Спиридона Тримифунтского рассказывается об одном купце,
который часто приходил к святому за материальной помощью, а через
некоторое время возвращал долг. Святитель Спиридон ему полностью
доверял, и купец сам забирал деньги из ящика, а потом возвращал их туда
же. Но однажды он решил обмануть святого и оставить долг у себя. Вскоре
купцу опять понадобились деньги, и он явился к святителю. Святитель
Спиридон, по обыкновению, отправил его к ящику, в котором на этот раз
денег не оказалось, т. к. купец когда-то их туда не положил. Покаявшись
в грехе и получив наставление от святого Спиридона, купец отправился
домой, но уже без денежной помощи от святителя[2].
§ 3 Грех святотатства
Святотатство – это поругание, оскорбление чего-то заветного, святого, а также присвоение предметов и вещей, посвященных Богу.
В
житии святого Стефана Сурожского описывается случай, произошедший через
несколько лет после смерти святого. Некий воинственный князь из
русского города Новгорода осадил город Сурож и вошел в него с мечём в
руках. Затем вступил в храм святой Софии и решил ограбить все, что было
на раке святителя. Но в тот же час «лице его своротилось назад, князь
пал и пена шла изо рта его». Придя в себя, князь приказал ничего не
трогать и изъявил желание креститься, а после Kрещения и молитвы
святому Стефану Сурожскому получил исцеление по его молитвам[3].
§ 4 Грех лихоимства
«Не
отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого,
что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не
отдавай в рост»
(Втор 23:19-20).
В
Ветхом Завете Господь повелевает отдавать что-либо в рост только
иноплеменникам. В древности господствовали очень грубые нравы и,
видимо, было принято отдавать всё и всем в рост. Поэтому Господь этим
повелением одухотворяет действия древних израильтян, приказывая не
брать никаких процентов хотя бы со своих единоплеменников.
В
Новом Завете Господь Иисус Христос призывает давать взаймы, «не ожидая
ничего» (Лк 6:35). Это означает, что мы, давая деньги взаймы, не имеем
права требовать их обратно.
§ 5 Прочие грехи против восьмой заповеди
К
грехам против восьмой заповеди следует также отнести грабеж –
присвоение чужого имущества через насилие; тунеядство – проживание за
чужой счет, ибо апостол Павел говорит: «Если кто не хочет трудиться,
тот и не ешь» (2Фес 3:10).
Кроме того, 42 и 43 правила святых апостолов запрещают христианам всякого рода азартные игры.
§ 6 Добродетель правдивости
Со
святым Епифанием Кипрским в юности произошел следующий случай. Однажды
мать послала его на рынок продать осла, т. к. не на что было купить
хлеба, а осел был упрям и не годился для работы. На рынке к Епифанию
подошел человек и предложил назначить для осла настоящую цену, чтобы не
прогневать Бога и не обманывать друг друга. На что юный Епифаний
ответил: «Мать от нужды послала меня продать осла, потому что нам
нечего есть, а осел вовсе не годится для работы, поэтому я тебе его не
продам, ибо боюсь Бога и не желаю тебе зла». Покупатель удивился разуму
и честности мальчика и, хотя и не купил осла, дал Епифанию денег на хлеб[4].
§ 7 Добродетель бескорыстия
Всякое
доброе дело необходимо совершать просто, от чистого сердца и без
всякого расчета и ожидания будущего воздаяния. Христиании, сделав
доброе дело, должен постараться забыть о нем, ибо эти воспоминания
будут наводить его на мысли о том, что ему тоже кто-то обязан сделать
добро. По этой причине истинные христиане стараются творить добро
тайно. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что
делает правая» (Мф 6:3).
[1] Святитель
Игнатий Брянчанинов. Отечник. Авва Иоанн Персянин.
[2]
Четьи-Минеи. 12 декабря
[3]
Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. Грехи против
восьмой заповеди закона Божия. Святотатство
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|