Сегодня: 25.07.2017, Вторник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л2: Девять заповедей блаженства - Вопрос 3: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5:5).

Глава 3.

Третья заповедь блаженства.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5:5).

   Митрополит Филарет Дроздов в своём «Христианском катехизисе» даёт следующее определение кротости. Кротость – это тихое расположение духа, соединённое с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Кротость выражается особенно в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими. Это не слабость характера, не трусость, это свойство, противоположное гневу, злобе и мстительности.

   Что же говорит Священное Писание о кротости? «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим», - говорит Спаситель (Мф 11:29). Апостол Павел учит Тита «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3:2). В Ветхом Завете также есть изречения о кротости: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс 36:11).

   Что же значит – «кроткие наследуют землю»? Наследовать землю – это образное выражение, происходящее, вероятно, от наследования земли обетованной иудеями. Поэтому его можно считать равнозначительным выражению: получить обильные благословения, высокие блага. По отношению к христианам это выражение нужно понимать так: христиане получат наследие, как говорит псалмопевец Давид, «на земле живых» - там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (Пс 26:13).

   Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» рассуждает о степенях христианской кротости [1]. «Начало безгневия, - говорит св. Иоанн, - есть молчание уст при возмущении сердца». Значит, всем раздражительным или гневливым, прежде всего, нужно приучить себя молчать, когда раздражается сердце, потому что в раздражённом состоянии несдерживающий себя человек усиливает в себе гнев, и слова, им произнесенные в таком состоянии, могут оказаться необдуманными, грубыми, обидными. И наоборот: заграждающий уста свои при раздражении постепенно умиряет в себе гнев и приближается к кротости.

   «Средина [кротости] – молчание помыслов при тонком смущении души» (там же). Поэтому необходимо со временем переходить от безмолвия уст к безмолвию помыслов, т.е. не позволять помыслам склоняться на сторону гнева, когда, например, мы не говорим другому ничего обидного, но помышляем об оскорблении нашей чести, о нарушении наших прав, и тем питаем гнев. Необходимо смирить себя внутренне, представить, что оскорбление от ближнего или неумышленно, или заслужено нами или придумать любую другую причину, не обвиняющую ближнего, чтобы не допустить в себе начало гнева.

   Конец кротости, по мнению Иоанна Лествичника, – это непоколебимое душевное спокойствие при порывистом дыхании нечистых страстей. Такую кротость имели те христиане, которые при жестоких истязаниях, под бичами и палицами, под градом камней молились за своих мучителей: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян 7:60). К такой кротости должны стремиться все мы, если желаем того блаженства, которое обещано кротким.

   Святитель Иоанн Златоуст призывает нас подражать Господу Иисусу Христу, как совершеннейшему примеру кротости. «Будем подражать Христу. Его называли бесноватым и неистовым люди, получившие от Него бесчисленные благодеяния, и называли не однажды и не дважды, но много раз; однако Он не только не мстил, но и не переставал им благодетельствовать… Но каким образом мы можем стяжать эту кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, - если будем скорбеть о них и плакать… Где скорбь, там гнев не возможен; где печаль, там нет места злобе; где сокрушение духа, там не может быть негодования» [2].

   Преподобный Пимен Великий даёт следующий совет о кротости: «Злом никогда не победить зла; если кто-либо причиняет  тебе зло, то окажи таковому добро; тогда твоя добродетель препобедит его злобу» [3].

   Преподобные отцы учили кротости не только словом, но и личным примером. Преподобный Ефрем Сирин, любя в уединении заниматься Богомыслием, не ходил на общую трапезу, но ученик его в известное время приносил ему пищу. Однажды ученик нечаянно уронил сосуд и разбил, а кроткий Ефрем сказал ему на это: «Не печалься, сын мой! Если не хотела к нам прийти пища, то нам должно идти к ней». Он и в самом деле пошёл, сел подле разбившегося сосуда и начал собирать пищу [4].

   В Тверском монастыре преподобного Саввы был один инок. Игумен Савва много раз обличал и наказывал этого монаха за его беспорядочную жизнь. Выведенный однажды из терпения такими обличениями игумена, монах с остервенением бросился на него и вырвал ему почти всю бороду. Когда же братия спросила игумена, как он велит наказать виновного в такой дерзости, Савва отвечал: «Я наказываю за монастырские беспорядки и за обиду братии, а за свои обиды не следует мстить: надобно всё терпеть» [5].

   В жизни царя Давида был период, когда ему пришлось бежать из своего дворца от преследований собственного сына Авессалома, решившего убить родного отца и занять царский престол. И вот, однажды, навстречу царю Давиду и его верным слугам вышел некий Семей, родственник уже покойного на то время Саула – первого царя израильского. «И бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида… и так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи,  убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился… И сказал Авесса, сын Саруин, царю: … Пойду я и сниму с него голову… И сказал царь: … Пусть он злословит; ибо Господь повелел ему злословить Давида, … если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина» (2 Царств 16:5-13). Семей желал Давиду зла вместо славного возвращения. Впоследствии восстание было подавлено, многие выходили навстречу царю для выражения своей радости по поводу возвращения Давида. «И поспешил Семей, сын Геры, Вениамитянин из Бахурима, и пошёл с иудеями навстречу царю Давиду» (2 Царств 19:16). «И сказал царю: не поставь мне, господин мой, в преступление, и не помяни того, чем согрешил раб твой в тот день, когда господин мой царь выходил из Иерусалима, и не держи того, царь, на сердце своем» (2 Царств 19:19). «И сказал царь Семею: ты не умрёшь. И поклялся ему царь» (2 Царств 19:23).

   Священное Писание призывает нас быть кроткими, даёт нам примеры кротости, а также говорит нам о кротком обхождении с грешниками: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал 6:1).

   В житии преподобного Иакова Постника повествуется о том, как преп. Иаков впал в тяжкие грехи против шестой и седьмой заповеди Закона Божия и после этого сказал самому себе: «Теперь всё равно: я погиб безвозвратно, а поэтому брошу иночество, пойду в мир и стану работать диаволу». И с этими словами вышел из своей пещеры и пошёл, куда глаза глядят. На дороге встретился ему один человек, который пригласил старца посетить его пустынную келью. Преподобный Иаков рассказал хозяину о жалкой истории своего падения, горько рыдая и восклицая: «Горе мне, в страшные грехи я впал!» Пригласивший его, видя отчаяние монаха, умолял не оставлять надежду на своё спасение, каяться и уповать на прощение и милосердие Господне: приводил пример Давида, впадшего в тяжкие грехи и покаявшегося; пример апостола Петра, отрекшегося от Христа и впоследствии прощённого… Гостеприимный хозяин кельи даже просил преподобного Иакова остаться у него, но, получив отказ, снабдил его необходимой пищей и сопровождал его некоторое время, весь путь умоляя прибегнуть к покаянию. Чем же всё закончилось? Кроткое и благоразумное обращение с грешником принесло благие плоды: Иаков от отчаяния перешёл к надежде на милосердие Божие, обратился к Богу с мольбой о помиловании и получил впоследствии прощение [6].

   Совершенно противоположным образом поступил апостол от семидесяти Карп с согрешающими нерадивыми христианами. Он просил Господа наказать их. И однажды апостол увидел глубокую пропасть, на краю которой стояли те два человека, о наказании которых он молился. Господь спросил: «Хочешь ли, чтобы эти люди погибли?» Св. Карп с радостью отвечал, что об этом и молился. Но Господь сказал ему: «Бей Меня, снова мучь, распинай, Я всё готов терпеть, но не могу терпеть погибели грешников» [7].

   Некоторые люди недоумевают: почему Священное Писание называет кроткими тех, кто участвовал в войнах и собственноручно убивал других людей, пусть они и являлись врагами? Например, Библия говорит, что «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ 12:3). Но из той же Библии мы знаем, что Моисей убил египтянина, защищая своего соплеменника (Исх 2:12). На это недоумение отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Поражать – ещё не значит быть суровым, и щадить – не значит быть кротким; кроток тот, кто может переносить нанесённые ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обиженных и сильно восстаёт против обижающих. Напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мёртвого, а не кроток, не скромен. Это не добродетель, а порок» [8].

   Итак, кроткий человек переносит обиды в свой адрес и защищает несправедливо обиженных. Когда оскорбляли непорочную личность Иисуса Христа, Он ни единым словом не выразил огорчения; но когда увидел оскорбление храма Божия, то обнаружил Свой праведный гнев и святое негодование не только словом, но и действием, изгоняя зло бичом.

 

[1]  Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 8-е, § 4

[2]  Толкование на Евангелие от Иоанна 10:14-15. Беседа 60-я, § 4

[3]  Житие преподобного Пимена Великого, август 27.

[4]  Житие преподобного Ефрема Сирина, 28 января.

[5]  Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды. III заповедь блаженства,  гл. 7, § 21.

[6]  Житие преподобного Иакова Постника, 4 марта.

[7]  Житие апостола Карпа, 26 марта.

[8]  Толкование святителя Иоанна Златоуста на 131-й псалом, § 1

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (10.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 1612
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017