Сегодня: 17.11.2017, Пятница.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л2: Девять заповедей блаженства - Вопрос 4: Блаженны алчущии и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф 5:6).

Глава 4.

Четвертая заповедь блаженства.

Блаженны алчущии и жаждущие правды, ибо они насытятся

(Мф 5:6).

   Правда – это исполнение воли Божьей или исполнение заповедей Божиих, т. е. добродетельная жизнь.

   Святые отцы советуют в духовной жизни избирать из всех добродетелей одну, к которой особенно расположена душа, и совершенствовать ее, не оставляя, конечно же, и прочие добродетели без внимания. «Что некто из отцов спрашивал великого авву Нестероя, друга аввы Антония: «Какое бы доброе дело делать мне?» Авва отвечал ему: «Не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив - и Бог был с ним; Илия любил безмолвие - и Бог был с ним; Давид был кроток - и Бог был с ним. Итак, смотри: чего желает по Богу душа твоя, то и делай, и блюди сердце твое» [1].

   И история подвижничества преподобных отцов показывает нам, что святые прославлялись  особенно в служении какой-либо одной добродетели: один подвизался преимущественно в милосердии, другой в терпении и т.д.

   Приведём случай из жизни митрополита Антония Сурожского. «Помню, как я был разочарован первый раз, когда пошёл к своему духовнику, - рассказывает митрополит Антоний о своих первых шагах в духовной жизни. – Он был монахом, я стремился к подвижнической жизни и думал: вот пойду к нему, поисповедуюсь, и он мне укажет такую меру подвига и святости, которой я буду добиваться. Я поисповедался. Он меня выслушал и говорит: «А теперь постой и подумай – из того, что ты мне сказал и от чего внутренне отрёкся, за что ты можешь взяться?» … Я надеялся, что он мне скажет: «Берись за всё, борись со всем адом сразу», - а он меня спрашивает: «Скажи, ты песчинку можешь сдвинуть?» И только потом я понял, как он был прав, как это было мудро. Потому что если начать с малого, то можно перейти к большему, но если начинать с большого, то к малому не вернёшься и большего не исполнишь» [2].

   С чего же необходимо начинать добродетельную жизнь? «Как стяжать добродетель?» - спросили однажды подвижника Иоанна. Старец отвечал: «Кто бы ни пожелал стяжать добродетель, если прежде не возненавидит противный ей порок, не может снискать ее. Желаешь воздержания — возненавидь пресыщение. Желаешь ли стать целомудренным — должен возненавидеть сладострастие. <…> Хочешь стать милостивым — возненавидь сребролюбие. <…> Хочешь ли обуздать язык — загради уши свои, чтобы не слышать многого» [3].

   Святитель Иоанн Златоуст советует в деле спасения начинать с лёгкого, чтобы постепенно дойти до совершенства. «Подражайте в этом случае хотя бы прилежанию малых детей. Они прежде всего заучивают начертание букв, потом стараются узнать их в сложении, и наконец таким путем доходят и до чтения. Будем и мы поступать так же. Разделивши добродетель на части, прежде всего научимся не клясться, не преступать клятвы, не злословить; потом, переходя к другой букве, научимся не завидовать, не любить плоти, не угождать чреву, не упиваться, не быть жестокими и нерадивыми; от этих добродетелей опять перейдем к духовным, и будем стараться о воздержании и презрении чрева, о целомудрии, праведности, презрении славы, о кротости и сердечном сокрушении, – все это совокупим вместе и напишем в нашей душе. И во всем этом мы можем упражняться дома со своими друзьями, с женой, с детьми» [4].

   Преподобный авва Дорофей повторяет мысль святителя Иоанна. «Каждый, желающий спастись, должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: «Уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс 33:15). Например, если кто был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, должен не только не гордиться, но и смиряться [5].

   Господь Иисус Христос объявляет недостойными Царства Небесного тех, кто хоть и не делает беззаконий, но не творит и добра. Евангельский богач попадает в ад не за какие-нибудь притеснения, насилия и обиды, а за неучастие и невнимание к нуждам и страданиям лежавшего пред вратами его дома нищего (Лк 16:19-31). Юродивые девы остались за дверями брачного чертога потому, что не могли встретить Жениха, не имея елея, т.е. доброты сердечной, которая всегда готова выразиться в добрых делах, подобно тому, как готовый елей всегда может быть возжён в светильнике (Мф 25:1-13). Ангелу Лаодикийской Церкви Господь повелел сказать: «Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3:14-15).

   Святитель Иоанн Златоуст предлагает нам средство для «уклонения от зла и сотворения блага». «Когда ты отходишь ко сну, … начинай суд совести, требуй от неё отчёта, какие имел в течение дня порочные помыслы, задумывая обманы, или строя козни ближнему, или допуская развратные пожелания, всё это во время такого спокойствия выставь на вид, поставь совесть судьёй этих порочных помыслов, истребляй их, суди, наказывай согрешающую душу… Это пусть будет каждый день, и не прежде засыпай ты, человек, пока не размыслишь о грехах, совершённых тобой в продолжение дня; тогда, без сомнения, в следующий день ты будешь не так скор на подобные предприятия» [6].

   Каждый вечер необходимо испытывать себя, как проведён день, и обязательно придавать значение всему происходящему, т.к. всякое малое пренебрежение в скором времени приведёт к пренебрежению большему и в конце концов к бездеятельности в духовной жизни. «Если бы мы, - говорит авва Дорофей, - не нерадели о малом и о том, что нам кажется ничтожным, то не впадали бы в великое и тяжкое… Ибо оттого, что человек дозволил себе малое зазрение ближнего, оттого, что говорит: «Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник?» - от сего самого ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего» [7].

   В постоянном самоиспытании, в постоянном самоконтроле, в покаянии и исправлении должна проходить жизнь христианина. Этим путём проходили святые, и они могут служить нам примером. «Смотрите на образ Пречистой Владычицы Богородицы, - говорит святитель Феофан Затворник, - и возревнуйте подражать Ей, как дети матери. Учитесь молитве, Богомыслию, прилежному чтению слова Божия у той, Которая, во все времена пребывания Своего во храме, паче всего другого прилежала сим благочестивым занятиям, переходя от чтения к Богомыслию и от Богомыслия к молитве. Учитесь благодушному довольству своим состоянием у Той, Которая не возгнушалась домом и сожительством древоделателя, когда видела на то указание Божие. Учитесь смирению у Той, Которая, несмотря на великие совершенства телесные и духовные, не считала Себя стоящей какого-либо внимания пред очами Божиими и, когда ангел приветствовал её благодатною и благословенную в женах, смутилась и недоумевала, как могло идти к ней такое приветствие. Учитесь состраданию у Той, Которая не могла равнодушно сносить стыда чужого ей семейства по случаю недостатка вина на браке. Учитесь переносить скорби и телесные болезни у Той, Которой Самой прошло оружие сердце. Учитесь не жить только, но и умирать у Той, Которая с масличной ветвью в руках радостно отошла ко Господу» [8].

   Митрополит Платон Киевский так говорил о подражании святым: «В сонме святых есть люди всех званий и состояний, существующих на земле, а следственно есть и такие, которые во время земной их жизни находились в таких же житейских положениях, в каких находимся мы».

   Что же из этого надлежит заключить? А то, что, если праведники, находясь на земле в одинаковом с нами положении, могли при помощи Божией сделаться святыми и достигнуть Царства Небесного, это возможно и для нас [9].

   Действительно, разве святые не были людьми с такой же душой и телом, как и у других людей; разве они не были подвержены тем же страстям, разве они не имели духовных немощей и не находились в таких же обстоятельствах, как мы? Разница между святыми и нами одна: они ревностно желали спасения и для получения его употребляли все усилия, мужественно боролись с соблазнами и искушениями, охраняли себя от грехов, а когда впадали в них, очищали их покаянием, и с помощью благодати Божией стремились к вечному блаженству.

 

[1]  Древний патерик. Гл. 1, § 17

[2] Митрополит Антоний Сурожский. Пастырство. Стр. 324

[3] Луг духовный. Гл. 187.

[4]  Толкование святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Мф 3:7-14. Беседа 11, § 8.

[5]  Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 12

[6]  Толкование свт. Иоанна Златоуста на Псалом 4, § 8.

[7]  Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 6.

[8] Цит. по: Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды. IV заповедь блаженства, гл. 4, § 6

[9]  Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды. IV заповедь блаженства, гл. 4, § 7.

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (14.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 489
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017