Сегодня: 25.07.2017, Вторник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л2: Девять заповедей блаженства - Вопрос 5: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5:7).

Глава 5.

Пятая заповедь блаженства.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5:7).

   Пятая заповедь говорит нам о необходимости для нас, грешников, милости Божьей, т.е. прощения наших грехов, невзыскания по грехам нашим, дарования нам покаяния и в конце концов помилования нас на Страшном Суде Божьем. Поэтому так часто на богослужениях мы можем слышать молитву: «Господи, помилуй». И если мы действительно считаем себя грешниками, видим свои грехи, желаем помилования от Бога, то нам необходимо оказывать милость нашим ближним.

   Милость ближнему может оказывать любой человек, т.к. милость может быть различной так же, как различны потребности человека: например, есть нужды телесные, а есть и духовные. О делах милости телесной говорит Сам Господь при изображении Страшного Суда Своего: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:35-36). Исходя из этого отрывка Священного Писания, можно указать на следующие дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть не имеющего необходимой одежды, посетить больного или находящегося в заключении. К вышеперечисленному списку можно также добавить погребение за свой счёт или на собранные для этой цели пожертвования умерших в бедности.

   Апостол Иаков в категоричной форме указывает христианам на необходимость творения милости телесной: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2:15-17). Апостол Иаков называет немилостивых людей неверующими, потому что «корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим 6:10) и невозможно одновременно «служить Богу и мамоне» (Мф 6:24).

   Святитель Иоанн Златоуст рассуждает о том, какую пользу для души получает раздающий милостыню: «Смотри, сколько добра происходит отсюда: подающий милостыню… научается презирать деньги; научившийся презирать деньги исторг корень зол – сребролюбие. Потому-то он делает добро не столько другим, сколько себе, и не только потому, что милостыне предлежит воздаяние и награда, но и потому, что душа делается мудрой и высокой. Дающий милостыню приучается не дорожить ни деньгами, ни золотом, а приучившийся к этому сделал весьма великий шаг к Небу и уничтожил бесчисленные предлоги к вражде, ссоре, зависти и печали, ибо знаете и сами, что всё зло от денег и что из-за денег бесчисленные брани» [1].

   Далее святитель говорит о том, что милостыня измеряется не количеством денег, а сопутствующей ей любовью. «Бог обещал царство не за таланты золота, но за чашу студёной воды, за усердие» [2]. Господь Иисус Христос ставил в пример бедную вдову, положившую в сокровищницу храма мизерную сумму денег. «Истинно говорю вам, - сказал Господь, - что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21:1-4).

   Приведем два примера проявления милосердия и последующего помилования от Бога. Многие из жителей Александрии, видя беспредельную сострадательность святителя Иоанна Милостивого к бедным, были сердечно тронуты его примером, продавали свои имения и приносили ему деньги для раздачи милостыни. В числе этих благотворителей был один человек, который продал всё своё имущество и принёс деньги святителю, прося молитв о своём сыне, отплывшем на корабле в Африку. Святитель Иоанн собрал весь клир и помолился о возвращении сына этого благодетеля целым и невредимым вместе с кораблём, на котором он отплыл. Между тем, этот юноша, о котором так усердно молились в Александрии, скончался, и брат его отца, взяв с собою остатки его имения, сел на корабль и отплыл обратно в Александрию, но у самых берегов Александрии буря разбила корабль. Спаслись только люди, а всё имущество пошло на дно. Несчастный человек, узнав о гибели сына и потере оставшегося имущества, едва сам не умер с горя. Но вскоре Сам Господь утешил его. В следующую же ночь он увидел некоего мужа, похожего на святого Иоанна, который сказал ему: «Не ты ли просил меня молить Господа, чтобы Он спас твоего сына? Поверь мне, если бы сын твой не умер, он сделался бы порочным человеком. Что же касается до имения твоего, которое было на корабле, то знай, что ему предназначено было погибнуть со всеми людьми, бывшими на корабле, и единственно молитвы и доброе дело твоё спасли брата твоего. Итак, встань и благодари Бога, Который сохранил тебе брата и спас сына твоего, призвав его в Свои обители» [3].

   И ещё одни пример, произошедший сравнительно недавно – в XIX веке. В Петербурге жил один знатный дворянин. Однажды на него возвели клевету перед государём, отдали под суд, и дело грозило тюрьмой. Несчастный с горя заболел и слёг. В это время приехал в Петербург подвижник Валаамского монастыря отец Назарий, лично знакомый с этим дворянином, и зашёл утешить его в скорби. Супруга дворянина встретила его и попросила молитв. На что старец отвечал: «Конечно, надо помолиться Господу: но необходимо попросить ходатайства и приближённых государя; дайте мне немного денег, я сам попрошу их за вас». Старцу подали золота. «Нет, - сказал он, - это мне не годится; нет ли медных монет или мелкого серебра?» Подали тех и других. Отец Назарий взял деньги и ушёл. Поздно вечером приходит он опять к дворянину и говорит, что царские приближённые обещали помочь и что надо успокоиться и ждать радостных известий. И, действительно, вскоре пришло известие о благополучном окончании дела. Радостная весть благотворно подействовала на больного, и тот стал просить подвижника назвать приближённых царя, которые помогли в этом деле. И тут открылось, что отец Назарий не ходил к приближённым царя, а целый день ходил по улицам города и раздавал нищим деньги, взятые у страждущего дворянина. «Итак, благодарите Господа, - сказал старец в заключение. – Он, Милосердный, внял молитвам убогих и положил на сердце доброму государю ещё раз пересмотреть ваше дело; да не забывайте и вельмож Его, ваших благодетелей, нищих и убогих, они много могут у Господа Бога!» [4].

   Теперь рассмотрим дела милости духовной, к которым относится наставление грешника на истинный путь, молитва к Богу за ближних, прощение обид, утешение печальных и т.д.

   Был некто по имени Серапион, родом египтянин, прозванный Синдонитом, потому что никогда не носил ничего, кроме синдона, т.е. льняной одежды. Он очень много упражнялся в нестяжательности, за что и назывался бесстрастным. Хорошо выучившись грамоте, он наизусть выучил Божественное Писание. В одном городе он продал себя за двадцать монет комедиантам–язычникам и, запечатавши эти монеты, хранил их при себе. До тех пор он оставался у них, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и непрестанно проповедуя слово Божие, пока не сделал комедиантов христианами и не убедил их оставить театр. После этого он открыл им, что, будучи свободным подвижником, продал себя им ради их же спасения и вернул им те двадцать монет. «Возьмите же своё золото: я оставляю вас и пойду помогать другим» [5].

   Из Священного Писания мы знаем, что иерусалимская община молилась Богу об избавлении апостола Петра от опасности, т.к. он был заключен в темницу. В ночь, когда Ирод хотел вывести апостола из темницы для суда и, вероятно, для убиения, св. Пётр, связанный железными цепями, спал между двумя воинами; перед дверями темницы тоже были воины. Ангел же Господень провёл Петра через все запертые двери, освободив из заключения. Это молитва христиан к Богу совершила избавление апостола Петра от рук гонителя церкви Ирода (Деян 12:3-11).

   Мы уже говорили, что дела милости телесной должны сопровождаться любовью. Как говорится в Священном Писании: «При благотворениях не делай упрёков, и при всяком даре не оскорбляй словами» (Сир 18:15), - так и дела милости духовной невозможны без любви. Без любви невозможно прощать обиды, молиться за ближних и особенно за врагов, без любви невозможно разделить никакие душевные страдания ближнего.

   Два брата  пошли на торг продавать свои домашние вещи. Когда они разошлись друг с другом, то один из них впал в грех против седьмой заповеди. Пришедши, другой брат сказал ему: «Пойдем в келью нашу, брат!» - «Не пойду», - отвечал он. «Почему же?» - спрашивал брат. «Потому что, когда ты отошёл от меня, я впал в грех». Желая приобрести его, брат стал говорить ему: «И со мной то же случилось, как я отошёл от тебя; но пойдём, покаемся прилежно, - и Бог простит нам». И, пошедши, рассказали они старцам о случившемся с ними. Старцы дали им заповедь – каяться. И один из них каялся за другого, как будто сам он согрешил. Бог, видя таковой подвиг любви его, через несколько дней открыл одному старцу, что за великую любовь несогрешившего брата Он простил согрешившему. Вот это поистине значит: положить душу за брата своего [6].

   Один брат говорил авве Пимену: «Если увижу брата, о падении коего слышал я, то мне не хочется принимать его в свою келью; если же увижу брата доброго, то принимаю его с радостью». Старец отвечал ему: «Если ты делаешь немного добра для брата доброго, то для падшего сделай вдвое более, ибо он слаб» [7].

   «Однажды пришли к авве Ахилле три старца, из коих об одном носилась худая молва. Один из старцев сказал: авва, сделай мне один невод! Не сделаю, - отвечал он. Другой сказал: окажи такую милость, чтобы в монастыре нам иметь что-нибудь на память о тебе, сделай нам один невод! Мне недосуг, - отвечал он. Наконец сказал ему брат, о котором была худая молва: сделай мне невод, чтобы иметь мне что-нибудь от рук твоих, авва! Ахилла тотчас ответил ему: для тебя сделаю. - После сего два старца спросили его наедине: почему, когда мы просили тебя, ты не хотел для нас сделать; а ему сказал: для тебя сделаю? - Вам сказал я: не сделаю, - и вы не оскорбились, потому что сослался я на недосуг; а если ему не сделаю, то он скажет: старец, услышав о грехах моих, не хотел сделать для меня, и таким образом мы тотчас отсекли бы эту нить; но я ободрил его душу, да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2 Кор 2:7)» [8].

 

[1] Толкование святителя Иоанна Златоуста на послание к Филиппийцам. Предисловие к посланию, § 3.

[2] Толкование святителя Иоанна Златоуста на Послание к Филиппийцам (Фил 4:10-14). Беседа XV, § 3.

[3] Житие святителя Иоанна Милостивого, 12 ноября.

[4] Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды. V заповедь блаженства, гл. 7, § 4.

[5] Житие преподобного Серапиона Синдонита, 14 мая.

[6] Древний патерик. Гл. 5, § 30 (27).

[7] Скитский патерик. Гл. 35.

[8] Древний патерик. Гл. 10, § 17 (14).

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (14.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 1110
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017