Сегодня: 22.07.2017, Суббота.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л2: Девять заповедей блаженства - Вопрос 6: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8).

Глава 6.

Шестая заповедь блаженства.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8).

   «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» (Мф 15:19-20).

   Человек, приступающий к очищению сердца, в первую очередь должен отречься от дел, оскверняющих его, т.е. от злых дел и помышлений. Без этого нет надежды не только лицезреть Бога, но и даже самый маленький уголок Царствия Божьего. Как говорится в Священном Писании: «Неправедные Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:9).

   Каким же образом чистые сердцем могут лицезреть Бога? Ведь евангелист Иоанн Богослов утверждает, что «Бога не видел никто никогда» (Ин 1:18). Апостол Павел говорит то же, что и апостол Иоанн: «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим 6:16).

   Здесь речь идёт о том, что существо Бога выше всякого познания. Мы можем познать Бога настолько, насколько Он Сам откроет Себя нам. Например, мы можем познавать Бога естественным путём, т.е. через его творения, в частности через природу; и сверхъестественным путём, т.е. через Откровение Божие, в частности через Библию. Бога можно увидеть только глазами веры, т.е. духовными глазами, т.к. «Бог есть Дух» (Ин 4:24).

   Характер взаимоотношений Бога и человека в христианском богословии описывается понятием «синергизм» (от греч. – «содействие, сотрудничество»). Синергизм означает, что ни человек не может спасти сам себя, ни Бог не может спасти человека без воли самого человека. Спасение совершается Богом, но только при условии, что человек пожелает сделать всё возможное, чтобы стать богоподобным по своим духовным и нравственным свойствам [1].

   В книге митрополита Антония Сурожского «Школа молитвы» приведён следующий пример. «Много лет назад ко мне пришёл человек и стал просить: «Покажите мне Бога!» Я сказал, что не могу этого сделать, и прибавил, что если и мог бы, то он не увидел бы Бога. Потому что я тогда думал и теперь думаю: чтобы встретить, уви­деть Бога, нужно иметь что-то общее с Ним, что-то, что даст нам глаза, чтобы увидеть, и восприимчи­вость, чтобы уловить, почуять. Этот человек спро­сил меня тогда, почему я так о нем думаю, и я пред­ложил ему размыслить и сказать, какое место в Еван­гелии его особенно трогает, чтобы мне попытаться уловить, в чем его сообразность с Богом. Он сказал: «Да, такое место есть: в восьмой главе Евангелия от Иоанна рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии». Я ответил: «Хорошо, это один из самых прекрасных и трогательных рассказов; а теперь сядьте и поду­майте: кто вы в этой сцене? На стороне ли вы Госпо­да и полны милосердия, понимания и веры в эту жен­щину, которая способна покаяться и стать новым че­ловеком? Или вы - женщина, которая изобличена в прелюбодеянии? Или один из старейшин, которые все один за другим вышли вон, потому что знали свои грехи? Или же один из молодых, которые колеблются и медлят?» Он подумал и сказал: «Нет, я – единственный из иудеев, который не вышел и стал забивать эту женщину камнями». Тогда я сказал: «Благодарите Бога, что Он не дает вам встретиться лицом к лицу с Ним теперь!» [2].

   Этот пример ясно показывает нам, что лицезрение Бога возможно лишь при стремлении к богоуподоблению.

   Одним из условий достижения чистоты сердечной святые отцы считают уединение. Из житий святых мы можем узнать о том, как многие благочестивые христиане, предпочитая житейской суете уединение в пустыне, достигали святости. Уединение избавляет от внешних соблазнов и развлечений и предоставляет полноценную возможность войти в себя, наблюдать за всеми внутренними движениями своей души, открывать слабые её стороны, яснее видеть свои грехи и опасности со стороны духовных врагов.

   Совет об уединении подходит и нам, людям, постоянно находящимся в общении с другими людьми. Конечно же, мы не можем окончательно уйти в затвор, пребывая при этом в своём собственном доме. Но возможность уединиться на короткий промежуток времени есть почти у каждого. Пять или десять минут уединения помогут нам вернуть покой душе, услышать себя и, помолившись Богу, дальше идти по своему жизненному пути.

   Часто жизнь человека полна не только радости, но и, наоборот, скорбей и страданий, которые, при правильном отношении к ним человека, также, как и уединение, способствуют очищению сердца. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14:22).

   В начале 40-х годов XIX века в одной из южных губерний России случилось следующее замечательное событие. Жила там вдова. По происхождению своему принадлежавшая к высшему сословию, но вследствие разных обстоятельств доведённая до самого бедственного и стеснённого положения, она с двумя молодыми дочерями своими терпела великую нужду и горе и, не видя ниоткуда помощи в своём безвыходном положении, стала роптать сначала на людей, потом и на Бога. В таком душевном настроении она заболела и умерла. По смерти матери положение двух сирот стало ещё более невыносимо. Старшая из них также не удержалась от ропота и также заболела и умерла. Оставшаяся младшая дочь до чрезмерности скорбела как о кончине матери и сестры и о своём одиночестве, так и о своём крайне беспомощном положении; и наконец также тяжко заболела. Знакомые её, принимавшие в ней участие, видя, что приближается её кончина, предложили ей исповедаться и приобщиться Святых Таин, что она и исполнила, а потом в качестве завещания просила всех, чтобы, если она умрёт, её не хоронили до возвращения любимого ею духовника, который в то время по случаю был в отсутствии. Вскоре после сего она и скончалась; но ради исполнения её просьбы не торопились её хоронить, ожидая приезда означенного священника. Проходил день за днём: духовник умершей, задержанный какими-то делами, не возвращался, а между тем, к общему удивлению всех, тело умершей нисколько не подвергалось тлению; и она, хотя охладевшая и бездыханная, более походила на уснувшую, чем на мёртвую. Наконец, только на 8-ой день после её кончины, приехал её духовник и, приготовившись к служению, хотел похоронить её на следующий день, по кончине её уже девятый. Во время отпевания неожиданно приехал, кажется, из Петербурга, какой-то её родственник и, внимательно всмотревшись в лицо лежавшей во гробе, решительно сказал: «Если хотите, отпевайте её, как вам угодно; хоронить же её ни за что не позволю, потому что в ней незаметно никаких признаков смерти». Действительно, в этот же день лежавшая во гробе очнулась, и, когда её стали спрашивать, что с ней было, она отвечала, что она действительно умирала, видела исполненные неизречённой красоты и радости райские селения. Потом видела места мучений и там в числе страдавших видела свою мать и сестру. Потом слышала голос: «Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы они переносили их с терпением, смирением и благодарением, то за терпение кратковременной тесноты и нужды сподобились бы вечной отрады в виденных тобою блаженных селениях. Если хочешь быть с ними, иди и ты и ропщи». С этими словами умершая возвратилась к жизни [3].

 

[1] А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. Глава 3 "О бытии Бога", § 2, «Бога нет, потому что...», пункт 4.

[2] Митрополит Антоний Сурожский. Пастырство. Стр. 117

[3] Из писем о. Амвросия Оптинского, см. Душ. чт., апрель, 1893 года.

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (14.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 935
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017