Сегодня: 19.11.2017, Воскресенье.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л2: Девять заповедей блаженства - Вопрос 7: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф 5:9).

Глава 7.

Седьмая заповедь блаженства.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

(Мф 5:9).

   Каким образом мы можем творить мир?

   Во-первых, каждый из нас не должен позволять страстям возмущать себя и стараться всячески соблюдать себя в мирном расположении, как заповедует апостол: «Будьте в мире между собою» (1 Фес 5:13); и «Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор 13:11). Все ссоры, раздоры и разногласия между людьми происходят оттого, что мы всё ещё не научились удерживать порывов страстей в своём сердце, т.е. не научились быть мирными.

   Во-вторых, умиротворяя себя, мы должны поступать со всеми дружелюбно, не подавать причины к несогласию и всеми силами предотвращать его. Например, если произошло несогласие из-за оскорбления в наш адрес или из-за посягательства на нашу собственность, - используя все доступные меры, необходимо прекратить несогласие, хотя бы при этом нужно было пожертвовать и чем-либо принадлежащим нам.

   В-третьих, мы должны быть миротворцами и относительно наших ближних, примирять враждующих.

   К некоторому старцу пришёл незнакомый человек и сказал: «Я и брат мой друг с другом поссорились, но, к несчастью, он не хочет примириться, хотя я всеми силами стараюсь о том. Человек Божий, сделай милость, уговори его!» Старец с радостью принялся за дело и уже почти добился своего, как не согласившийся на примирение брат сказал: «Не могу примириться, ибо крестом поклялся вечно враждовать на него». Тогда старец, улыбаясь, сказал ему: «Клятва твоя имеет такую силу: «Сладчайший Иисусе! Заклинаю себя крестом Твоим, что не буду исполнять Твоих заповедей и хочу повиноваться воле врага Твоего Диавола». Друг мой! Не только должно отвергнуть то, на что мы в злой час решились, но должно раскаяться в этом: должно сокрушаться о том, в чём против души своей согрешил. Если бы Ирод раскаялся, а не поступил по своей клятве, он не сделал бы величайшего в свете зложелания – не умертвил бы Предтечу Христова». Выслушав эти слова из уст старца, незнакомец в тот же час примирился со своим братом [1].

Какие же есть средства для достижения мира между людьми?

   1. Молитва.

   «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44).

   Молитва благотворна для самого молящегося, т.к., молясь Богу о прощении греха враждующим, христианин погашает и последние искры озлобления и недоброжелательства, какие могут скрываться в сердце его. Благотворна молитва и за враждующего, т.к. в таком состоянии он является страждущим духом и ему необходимо исцеление через вразумление от Бога.

   2. Благотворение.

   «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его» (Рим 12:20).

   Святитель Тихон Задонский имел обыкновение утолять злобу своих безрассудных врагов предложением им в виде подарка чего-либо питательного, например, чая.

   3. Удаление от споров.

   Споры зачастую нарушают мир в душе. Например, старец Силуан Афонский никогда не спорил. Вот как отзывался о преподобном Силуане афонский монах Трофим: «Я всегда любил его и радовался, встречаясь с ним, но мне казалось, что слишком прямо говорит он с Богом, и я, правду сказать, боялся за него». – «Как же он говорил, что вы боялись за него?» - «Он хоть очень просто, но как-то так смело и дерзновенно говорил о молитве и о Боге, как о родном Отце, что я, бывало, останавливал его и говорил: «Перестань, отец…» Мне казалось, что он потерял страх Божий». – «А когда вы его останавливали, то как он отвечал?» - «Он всегда был ровный. Остановлю, и он замолчит». – «А сердился ли он, когда вы его останавливали?» - «О нет! Он был мягкий человек. И не помню, чтобы он когда-нибудь рассердился» [2].

   4. Смирение перед враждующим.

   Авва Павел Космит и Тимофей, брат его, живя в скиту вместе, часто между собой спорили. Наконец авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?» На это брат Тимофей отвечал ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступая так, они были мирны и покойны в остальные дни свои [3].

   Один инок, оскорблённый братом, пришёл к нему для примирения, но тот даже не открыл дверей. Отвергнутый, инок пошёл после этого к одному опытному старцу и рассказал ему об этом. «Знаешь ли, - сказал старец, - … ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя, - себя обвини, а его оправдай». Инок сделал по совету старца, пошёл к своему брату и … не успел толкнуть двери, как тот отворил их тотчас и встретил его с распростёртыми объятиями [4].

   5. Предварительное приготовление себя к перенесению вражды.

   Перед смертью аввы Романа собрались к нему ученики его и спрашивали: «Как нам после тебя управляться?» Старец отвечал им: «Знаю, что никому из вас я не поручал никакого дела, если прежде не положил в уме своём не гневаться, когда слово моё не будет исполнено. Таким образом всё время наше мы прожили в мире» [5].

   Апостол Павел в послании к Римлянам призывает христиан быть «в мире со всеми людьми», но высказывается не в категоричной форме, а в условной: «Если возможно с вашей стороны» (Рим 12:18). Он так говорит, потому что прекрасно понимает, что абсолютный мир между людьми почти невозможен, т.к. между людьми, стремящимися к благочестию, и людьми, творящими беззаконие, всегда будут разногласия. Мир между благочестивым человеком и нечестивым может быть восстановлен только в случае оставления нечестивым своих греховных дел и обращения на путь правды и истины. Вот как об этом рассуждает святитель Григорий Богослов: «Да не подумают, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить, ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единогласие, но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Но когда дело идёт об явном нечестии, тогда должно идти скорее на огонь и меч, нежели приобщиться лукавого кваса и прилагаться к заражённым» [6].

   Люди, идущие по пути мира, уподобляются Самому Богу, т.к. Бог есть Бог мира (1 Кор 14:33). Миротворцы уподобляются Богочеловеку Иисусу Христу, примирившему людей с Богом, и за принесение мира на землю Господь назовёт их «сынами Божиими» (Мф 5:9). «Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий спокойствие человеческому обществу делается подражателем истинному Богу», - говорит святитель Григорий Нисский.

 

[1] Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды. VII заповедь блаженства, гл. 9, § 6

[2] Старец Силуан. Москва, 1991, часть I, глава XVI. Некоторые посмертные отзывы о старце.

[3] Скитский патерик. Будь миротворцем.

[4] Пролог, 17 сентября.

[5] Скитский патерик. Будь миротворцем.

[6] Святитель Григорий Богослов «Слово о мире».

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (14.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 845
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017