Сегодня: 25.07.2017, Вторник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л2: Девять заповедей блаженства - Вопрос 9: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня...

Глава 9.

Девятая заповедь блаженства.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:11-12).

   В восьмой и девятой заповедях блаженства говорится о гонениях на христиан. В чём же разница между этими заповедями?

   Прежде, чем ответить на этот вопрос, обратимся к категориям святых, которые подвергались при жизни гонениям. Это мученики, исповедники и страстотерпцы.

   Мученичество за Христа состоит в принятии смерти за слово Божие и свидетельство Христово. Список мучеников огромен. К этой категории святых относятся такие известные святые, как святой великомученик Димитрий Солунский,  святой великомученик Георгий Победоносец, святая великомученица Екатерина, святая великомученица Варвара, святой мученик Вонифатий, святая мученица Татиана и т.д. Здесь также было бы уместно вспомнить о ещё не канонизированном воине Евгении Родионове, замученном в Чечне 23 мая 1996 года. В течение трёх месяцев он отказывался снимать с себя нательный крестик и принимать мусульманскую веру. Подвергаясь унижениями и избиениям, он умер, как истинный христианин, сохранив верность Христу.

   Следующая категория святых, претерпевших гонение, – это исповедники. Исповедник – это святой, подвергшийся при жизни преследованиям за проповедь христианства, но умерший не мученической смертью. Например, святой исповедник Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, скитался по тюрьмам и ссылкам около одиннадцати лет, подвергаясь постоянным преследованиям, но умер своей смертью в 1961 году в Симферополе.

   Третья категория святых, претерпевших гонение, – это страстотерпцы. Страстотерпец – это святой, принявший смерть от политических противников и прославляемый за непротивление. Первыми русскими страстотерпцами, прославленными Церковью, стали благоверные князья Борис и Глеб. Именно их канонизация послужила примером для прославления в лике святых убиенного императора Николая II и его семьи на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. По словам митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), «в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово «стратотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников». Говоря непосредственно о царственных страстотерпцах, митрополит Ювеналий, являющийся Председателем Синодальной Комиссии по канонизации святых, отметил, что «последовательно и методично убивая всех попавших им в руки Романовых, большевики прежде всего руководствовались идеологией, а потом уже политикой: ведь в народном сознании Император ещё продолжал оставаться Помазанником Божиим, а вся Царская Семья символизировала Россию уходящую и Россию уничтожаемую» [1].

   Итак, в чём же разница между восьмой и девятой заповедями блаженства?

   В восьмой заповеди говорится о гонимых за правду, сюда можно отнести и святых страстотерпцев. Страстотерпец хоть и подражает Христу в непротивлении, но погибает не за исповедание веры в Христа. Ведь святых царственных страстотерпцев и святых братьев Бориса и Глеба не заставляли отречься от Христа, и именно в этом разница между страстотерпцами и мучениками, между восьмой и девятой заповедями блаженства. Исповедников Христовых также можно отнести к девятой заповеди блаженства.

   Итак, страстотерпцы погибали за правду Христову, а мученики и исповедники страдали за веру в Христа. Именно таким образом следует различать эти категории святых.

   В девятой заповеди блаженства Господь говорит о гонениях за веру в Него. Спаситель ещё до Своей крестной смерти предупреждал апостолов о ненависти к ним за их проповедь со стороны нечестивых людей. «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками» (Мф 10:17-18).

   «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё…Претерпевший же до конца спасется» (Мф 24:9,13).

   Каковы же были причины гонений на христиан?

   В Римской империи закон почитался превыше всего, поэтому преследование христиан происходило строго по римскому законодательству: в частности, был закон о святотатстве, согласно которому наказывались следующие деяния: оскорбление богов, оскорбление законов, оскорбление императора, участие в иноземном культе.

   Христиане категорически отказывались поклоняться языческим богам, а также отказывались участвовать в культе императора, который состоял в воскурении фимиама перед статуей императора. Христиане собирались по ночам для совершения богослужений, и за это их называли заговорщиками. Христиане участвовали в Таинстве Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса. Как известно, язычников на богослужение не пускали, и те решили, что на христианских собраниях поедают людей.

   В советские времена верующих людей ложно обвиняли в контрреволюционной деятельности или в шпионаже. Например, архиепископа Луку Войно-Ясенецкого при третьем аресте обвинили в создании контрреволюционной церковно-монашеской организации, шпионаже в пользу иностранной разведки и убийстве пациентов на операционном столе.

   Чем же облегчались страдания святых мучеников за Христа?

   1. Размышлением о страданиях Христа Спасителя.

   «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь, и не ослабеть душами вашими» (Евр 12:1-3).

   «Христос подвергся за нас позорнейшей смерти, - рассуждает авва Исайя. – Потому и мы ради Его заповедей и за свои грехи должны терпеливо и равнодушно переносить справедливые и несправедливые оскорбления и бесчестия» [2].

   2. Надеждой на будущее воздаяние.

   Святые мученики взирали на свой великий подвиг и на все предлежащие страдания, как на что-то малое и незначащее, и были уверены, что их ожидало блаженство вечное - что после кратковременных земных страданий они перейдут в тот светлый мир, где уже «не будут ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр 7:16).

   3. Особенным действием Божественной благодати, которое проявлялось в необыкновенном терпении святых мучеников в перенесении всех истязаний и мучительств.

   Божественная благодать иногда так утешала святых мучеников во время страданий, что они веселились духом. Так о святом мученике Феофиле, бывшем прежде языческом философе, говорится, что святой веселился в муках, как не чувствующий боли, и лицо его было радостно [3].

   «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор 10:13).

   4. Чудесным явлением Иисуса Христа.

   Иногда Сам Господь Иисус Христос в видимом образе являлся страдавшим за веру в Него и Своим явлением утешал их так, что они без малейшего смущения, с невозмутимым миром душевным принимали казнь. Например, святой архидиакон Стефан, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога», в то время как враги его «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян 7:54-55). Объятый радостью Божественного видения, он, побиваемый камнями, мирно перешёл в вечно блаженный мир.

 

[1] Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года, Материалы, М. 2001 г, Стр. 269, 73-74.

[2] Преподобный авва Исаия,  http://www.pagez.ru/ds/zapovbl.php

[3] Житие святого мученика Феофила Кесарийского, февраль 6.

 

Список использованной литературы:

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1990 г.

Шиманский Г. И. Нравственное богословие. Киев, 2005 г.

Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды. Изд. «Паломник»., 1998 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. М., 2000 г.

Митрополит Антоний Сурожский. Школа молитвы. Клин, 2002 г.

Митрополит Антоний Сурожский. Пастырство. Минск, 2006 г.

Митрополит Филарет Дроздов. Христианский катехизис. Москва, 1997 г.

Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения. Москва, 1999 г.

Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. С-Пб., 1996 г.

Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Издание Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997 г.

Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. М., 2006 г.

Епископ Пётр. Указание пути к спасению. Издательство Сретенского монастыря, 2001г.

Святитель Иоанн Златоуст. Избранные поучения. Москва, 2002 г.

Скитский патерик. М., 2001 г.

Древний патерик. М., 1997 г.

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М., 2002 г.

Евсевий Памфил. Церковная история. С-Пб., 1998 г.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник. М., 2007 г.

Митрополит Вениамин Федченков. Молитва Господня. Издательство «Родник», 1998 г.

Протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 г.

Старец Силуан. М., 1991 г.

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (14.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 1051
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017