О молитве Господней (Мф 6:9-13; Лк 11:1-4)
Молитва
«Отче наш» является самой главной молитвой для христианина. Ее дал нам
Сам Господь Иисус Христос через своих учеников – апостолов. Все просьбы
в молитве Господней направляют нашу душу к Богу как Единому Щедрому и
Милостивому, Долготерпеливому и Многомилостивому (Пс 144:8).
Молитва «Отче наш» по своему составу разделяется на призывание, семь прошений и славословие.
Призывание «Отче наш, сущий на небесах»
1. «Отче»
Любую
беседу, любую просьбу мы начинаем с имени того, к кому обращаемся.
Поэтому в молитве Господней первым словом является слово «Отче», или
Отец – Отец Небесный.
До
пришествия Христа верные Богу люди в лучшем случае могли быть рабами
Божиими. Души всех людей сходили в ад, даже самых праведных, в ожидании
Пришествия Освободителя и Спасителя Иисуса Христа. Только после
воплощения Христа стало возможным наше усыновление. «А тем, которые
приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин
1:12). Только после воплощения Христа мы получили возможность называть
Бога Отцом. Несмотря на нашу греховность и недостоинство, когда мы
каемся и сокрушаемся сердцем, мы можем взывать, как взывал блудный
сын: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк 15:18).
2. «наш»
Чаще
всего, произнося слова «Отче наш», верующие подразумевают «Отче мой»
или не вкладывают в слово «наш» никакого смысла. Христианин, произнося
слово «наш», должен подразумевать единство всех людей, Отцом которых
является один Бог. И это единство должно проявляться в любви друг к
другу: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да
будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в
Нас едино, - да уверует мир, что ты послал Меня. И славу, которую Ты
дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне;
да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и
возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин 17:20-23). Когда мы молимся за
кого-нибудь, тотчас этот человек становится для нас в некотором смысле
«своим». И молясь, например, за своих врагов, мы тем самым изгоняем из
нашего сердца злобу, меняем наше отношение к этим людям, они становятся
нам ближе и ближе, и здесь может произойти чудо – наш «враг» тоже может
резко поменять отношение к нам, перейдя от вражды к доброжелательству.
При всём нашем несовершенстве в любви необходимо молиться и за других,
и Бог за наши молитвы всё приведёт к добру и истинной любви.
3. «сущий на небесах»
Одним
из свойств Божиих является вездесущие. Господь пребывает не только на
небе, как думают некоторые (Пс 138:7-12). «Он недалеко от каждого из
нас», - говорит апостол Павел философам в афинском ареопаге (Деян
17:27). Святые воспринимали Бога, можно сказать, рядом, ощущали
постоянно Бога в мыслях и сердце. «Всегда видел я пред собою Господа…»
(Пс 15:8).
Слова «сущий на
небесах» можно заменить одним словом «небесный», и даётся в молитве это
словосочетание в дополнение к слову «Отец». «Отец» - это любовь,
милость, прощение, попечение, надежда, радость, а «Небесный» - это
святость, совершенство, возвышенность Бога над всей тварью. Отец
Небесный зовёт нас с земли к Небу, т.е. к Себе.
До
Христа Спасителя не только язычники, но и иудеи имели
материалистические воззрения о Боге. Язычники представляли своих богов
со свойственными грешному человеку страстями. Иудеи о Боге так не
думали, но всё же искали у Него преимущественно земных благ. Поэтому
Господь Иисус Христос указывает на то, что Отец – сущий на небесах, и
тем самым призывает людей возвыситься от земных пристрастий к духовным
благам через стремление к святости, как свят Бог Небесный. «По примеру
призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо
написано: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:15-16).
Итак,
«Отец» - говорит о любви Бога к нам, «наш» - о любви людей друг к другу
и к Богу, «Небесный» говорит о том (месте), где эти обе любви
соединяются, о единстве людей с Богом и о единстве всех людей, которое
существует не здесь, в этом мире, а там, уже в мире ином, там, где
блаженство и торжество истинной любви.
Да святится имя Твое
Словами
«да святится имя Твое» мы молим Отца Небесного о том, чтобы Он сподобил
нас святить имя Его, т.е. прославлять имя Его словом и делом. Святить
имя Божие словом означает произносить имя Божие с благоговением.
Святить имя Божие делом означает жить так, как требует этого святость
Божия.
Прославляя имя Божие
словом и делом, мы будем содействовать к прославлению имени его и в
ближних наших, т.к., видя нашу добродетельную жизнь, и другие будут
стремиться в своей жизни к прославлению Бога. «Так да светит свет ваш
пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца
вашего Небесного» (Мф 5:16).
При
императоре Максимине (309-313) случился голод с моровой язвой. В это
время, по свидетельству Евсевия Кесарийского, забота о ближнем и любовь
христиан ко всем стали известны всем язычникам. Христиане в таких
бедствиях делом доказали свое сострадание и человеколюбие, постоянно
оказывая заботу больным и погребая умерших; также они собирали в одно
место измождённых голодом со всего города и раздавали им хлеб. Эти
поступки христиан такое произвели действие, что все прославили Бога
христианского, а самих христиан признали благочестивыми людьми[1].
Языческий
юноша Пахомий отправился на войну под знамёнами кесаря Константина
против Максенция. Во время похода отряд остановился на ночлег в одном
селении. Жители селения с радушием приняли усталых путников и приносили
им кто хлеб, кто молоко, кто плоды – у кого что было. «Видно, в нашем
отряде много родственников здешним жителям?» - спросил Пахомий старого
воина. «Совсем нет, здесь живут так называемые «христиане», они
поклоняются Христу, как Богу, и их Бог повелевает им любить всех и
помогать всем – знакомым и незнакомым, и другу и недругу, и своему и
чужому. Из любви к своему Богу они так и делают». «Этот Бог хорош, -
подумал юный Пахомий, - если останусь жив, по окончании войны
постараюсь узнать Его полнее». Война закончилась, Пахомий невредимо
возвратился домой, исполнил свой обет и сделался вскоре благочестивым
христианином, а потом вождём подвижников христианских в пустынях,
городах и вертепах[2].
Да придет Царствие Твое
Под
словом Царство необходимо понимать Царство благодати и Царство славы.
Царство благодати выражено в следующих цитатах Священного Писания:
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21); Царствие Божие – это
«праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). Праведность –
это шествие христианина по пути исполнения заповедей Божиих, она
водворяет в душе христианина мир Божий, наполняет радостью в святом
Духе. Царство благодати будет водворяться в нашей душе по мере
появления в ней плодов Духа Святого: любви, радости, мира,
долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал
5:22-23).
Царство славы
наступит после Страшного Суда. «Придите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). К
этому Царству стремилась непрестанно душа апостола Павла: «желаю
разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп
1:23). Мученики всем своим существом стремились к Царству славы, идя с
радостью на пытки и верную смерть.
Да будет воля твоя и на земле, как на небе
Исполнение
воли Божьей «на небеси» происходит через ангелов, и в этом прошении мы
молим Бога о таком же исполнении воли Божьей людьми на земле. Когда-то
Адам и Ева исполняли волю Божью в раю, а затем произошло грехопадение,
которое является ничем иным, как исполнением своей воли, т.е.
своеволием.
Примером
покорения воле Божьей является Божья Матерь. «Се, раба Господня; да
будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38), - ответила Дева Мария Архангелу
Гавриилу на благую весть о том, что Она станет Матерью Сына Божия.
Пророк Давид взывает: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты –
Бог мой» (Пс 142:10). Совершенным примером исполнения воли Божьей
является Господь Иисус Христос. Вся Его жизнь является исполнением воли
Божьей, в частности, моление о чаше в Гефсиманском саду (Лк 22:40-46).
Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день
Человек
является духовно-телесным единством. Деятельность души до смерти
невозможна без тела. Поэтому в данном прошении мы молим о необходимой
пище, о необходимой одежде, о необходимой крыше над головой и т.д. Без
этих необходимых вещей невозможна никакая жизнь человека, в том числе и
духовная. Поэтому это прошение, также как и предыдущие, можно назвать
духовным, особенно потому, что под словосочетанием «хлеб насущный»
святые отцы понимают Причащение Святых Христовых Таин.
В
этом прошении, как и в призывании молитвы Господней, есть слово «наш».
Через это слово мы просим, чтобы Господь дал необходимое также и нашим
ближним, и в этом проявляем свою любовь к ближнему.
«На
каждый день» означает, что мы просим лишь на один день, чтобы забота о
будущем не была чрезмерной и мы надеялись на Бога, Который в миг может
изменить нашу жизнь.
И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему
Молитву
«Отче наш» можно прочитать в Евангелии от Матфея и в Еванеглии от Луки.
Евангелист Матфей, в частности, в этом прошении называет грехи долгами.
Это означает, что всякий грех является долгом перед Богом.
Действительно, все мы несказанно обязаны Богу, т.к. от Него получаем
жизнь, силы телесные и душевные, пищу, одежду, в конце концов, Господь
нам грешным даёт возможность спасения и блаженства в Царствии Небесном.
Всё вышеперечисленное мы получаем не за какие-либо заслуги, а как дары
Божии, которые мы порой оскверняем или которыми просто пренебрегаем,
т.е. зарываем данный нам талант.
В
этом прошении мы просим у Господа прощения наших грехов. Но условием
прощения наших грехов является прощение с нашей стороны грехов наших
ближних. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам
Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и
Отец ваш не прости вам согрешений ваших» (Мф 6:14-15).
И не введи нас во искушение
Искушение – это стечение обстоятельств, при которых возможно грехопадение. Искушения возможны:
а)
от мира: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет
любви Отчей» (1 Ин 2:15); «не обманывайтесь; худые сообщества
развращают добрые нравы» (1 Кор 15:33); «блажен муж, который не ходит
на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании
развратителей».
б) от плоти:
«плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу
противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал 5:17).
в)
от дьявола: дьявол действует на искушаемых посредством каких-либо
впечатлений, а иногда действует непосредственно на разум, волю,
стараясь склонить человека к действиям, противным воле Божьей.
Но избави нас от лукавого
Под
словом «лукавый» подразумевается дьявол с его бесами. «Трезвитесь,
бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев,
ища кого поглотить» (1 Пет 5:8). Средствами борьбы против дьявола
являются, например, призывание имени Божия, т.е. молитва, и пост: «Сей
род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9:29).
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь
Славословие
молитвы Господней есть только у евангелиста Матфея (Мф 6:13).
Славословие – это воздаяние славы Богу. Святитель Иоанн Златоуст
рассуждает о славословии в толковании на книгу Бытия. «Мы для того
созданы разумными и столько возвышены над бессловесными, чтобы
возносили к Создателю всяческих непрестанные хвалы и славословия. Наш
долг – непрестанно прославлять Господа нашего и словами, и
добродетельной жизнью»[3].
[1] Евсевий Памфил. «Церковная история», кн. 9, гл. 8
[2] Житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая
[3] Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Беседа 26, § 6 на Бытие 8:1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|