Сегодня: 25.09.2017, Понедельник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л3: О молитве Господней - Вопрос 1: О молитве Господней (Мф 6:9-13; Лк 11:1-4)

О молитве Господней (Мф 6:9-13; Лк 11:1-4)


 

   Молитва «Отче наш» является самой главной молитвой для христианина. Ее дал нам Сам Господь Иисус Христос через своих учеников – апостолов. Все просьбы в молитве Господней направляют нашу душу к Богу как Единому Щедрому и Милостивому, Долготерпеливому и Многомилостивому (Пс 144:8).

   Молитва «Отче наш» по своему составу разделяется на призывание, семь прошений и славословие.

Призывание «Отче наш, сущий на небесах»

  1. «Отче»

   Любую беседу, любую просьбу мы начинаем с имени того, к кому обращаемся. Поэтому в молитве Господней первым словом является слово «Отче», или Отец – Отец Небесный.

   До пришествия Христа верные Богу люди в лучшем случае могли быть рабами Божиими. Души всех людей сходили в ад, даже самых праведных, в ожидании Пришествия Освободителя и Спасителя Иисуса Христа. Только после воплощения Христа стало возможным наше усыновление. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12). Только после воплощения Христа мы получили возможность называть Бога Отцом. Несмотря на нашу греховность и недостоинство, когда мы каемся  и сокрушаемся сердцем, мы можем взывать, как взывал блудный сын: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк 15:18).

   2. «наш»

   Чаще всего, произнося слова «Отче наш», верующие подразумевают «Отче мой» или не вкладывают в слово «наш» никакого смысла. Христианин, произнося слово «наш», должен подразумевать единство всех людей, Отцом которых является один Бог. И это единство должно проявляться в любви друг к другу: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино, - да уверует мир, что ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин 17:20-23). Когда мы молимся за кого-нибудь, тотчас этот человек становится для нас в некотором смысле «своим». И молясь, например, за своих врагов, мы тем самым изгоняем из нашего сердца злобу, меняем наше отношение к этим людям, они становятся нам ближе и ближе, и здесь может произойти чудо – наш «враг» тоже может резко поменять отношение к нам, перейдя от вражды к доброжелательству. При всём нашем несовершенстве в любви необходимо молиться и за других, и Бог за наши молитвы всё приведёт к добру и истинной любви.

   3. «сущий на небесах»

   Одним из свойств Божиих является вездесущие. Господь пребывает не только на небе, как думают некоторые (Пс 138:7-12). «Он недалеко от каждого из нас», - говорит апостол Павел философам в афинском ареопаге (Деян 17:27). Святые воспринимали Бога, можно сказать, рядом, ощущали постоянно Бога в мыслях и сердце. «Всегда видел я пред собою Господа…» (Пс 15:8).

   Слова «сущий на небесах» можно заменить одним словом «небесный», и даётся в молитве это словосочетание в дополнение к слову «Отец». «Отец» - это любовь, милость, прощение, попечение, надежда, радость, а «Небесный» - это святость, совершенство, возвышенность Бога над всей тварью. Отец Небесный зовёт нас с земли к Небу, т.е. к Себе.

   До Христа Спасителя не только язычники, но и иудеи имели материалистические воззрения о Боге. Язычники представляли своих богов со свойственными грешному человеку страстями. Иудеи о Боге так не думали, но всё же искали у Него преимущественно земных благ. Поэтому Господь Иисус Христос указывает на то, что Отец – сущий на небесах, и тем самым призывает людей возвыситься от земных пристрастий к духовным благам через стремление к святости, как свят Бог Небесный. «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:15-16).

   Итак, «Отец» - говорит о любви Бога к нам, «наш» - о любви людей друг к другу и к Богу, «Небесный» говорит о том (месте), где эти обе любви соединяются, о единстве людей с Богом и о единстве всех людей, которое существует не здесь, в этом мире, а там, уже в мире ином, там, где блаженство и торжество истинной любви.

Да святится имя Твое

   Словами «да святится имя Твое» мы молим Отца Небесного о том, чтобы Он сподобил нас святить имя Его, т.е. прославлять имя Его словом и делом. Святить имя Божие словом означает произносить имя Божие с благоговением. Святить имя Божие делом означает жить так, как требует этого святость Божия.

   Прославляя имя Божие словом и делом, мы будем содействовать к прославлению имени его и в ближних наших, т.к., видя нашу добродетельную жизнь, и другие будут стремиться в своей жизни к прославлению Бога. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16).

   При императоре Максимине (309-313) случился голод с моровой язвой. В это время, по свидетельству Евсевия Кесарийского, забота о ближнем и любовь христиан ко всем стали известны всем язычникам. Христиане в таких бедствиях делом доказали свое сострадание и человеколюбие, постоянно оказывая заботу больным и погребая умерших; также они собирали в одно место измождённых голодом со всего города и раздавали им хлеб. Эти поступки христиан такое произвели действие, что все прославили Бога христианского, а самих христиан признали благочестивыми людьми[1].

   Языческий юноша Пахомий отправился на войну под знамёнами кесаря Константина против Максенция. Во время похода отряд остановился на ночлег в одном селении. Жители селения с радушием приняли усталых путников и приносили им кто хлеб, кто молоко, кто плоды – у кого что было. «Видно, в нашем отряде много родственников здешним жителям?» - спросил Пахомий старого воина. «Совсем нет, здесь живут так называемые «христиане», они поклоняются Христу, как Богу, и их Бог повелевает им любить всех и помогать всем – знакомым и незнакомым, и другу и недругу, и своему и чужому. Из любви к своему Богу они так и делают». «Этот Бог хорош, - подумал юный Пахомий, - если останусь жив, по окончании войны постараюсь узнать Его полнее». Война закончилась, Пахомий невредимо возвратился домой, исполнил свой обет и сделался вскоре благочестивым христианином, а потом вождём подвижников христианских в пустынях, городах и вертепах[2].

 

Да придет Царствие Твое

   Под словом Царство необходимо понимать Царство благодати и Царство славы. Царство благодати выражено в следующих цитатах Священного Писания: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21); Царствие Божие – это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). Праведность – это шествие христианина по пути исполнения заповедей Божиих, она водворяет в душе христианина мир Божий, наполняет радостью в святом Духе. Царство благодати будет водворяться в нашей душе по мере появления в ней плодов Духа Святого: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал 5:22-23).

   Царство славы наступит после Страшного Суда. «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). К этому Царству стремилась непрестанно душа апостола Павла: «желаю разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп 1:23). Мученики всем своим существом стремились к Царству славы, идя с радостью на пытки и верную смерть.

 

Да будет воля твоя и на земле, как на небе

   Исполнение воли Божьей «на небеси» происходит через ангелов, и в этом прошении мы молим Бога о таком же исполнении воли Божьей людьми на земле. Когда-то Адам и Ева исполняли волю Божью в раю, а затем произошло грехопадение, которое является ничем иным, как исполнением своей воли, т.е. своеволием.

   Примером покорения воле Божьей является Божья Матерь. «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38), - ответила Дева Мария Архангелу Гавриилу на благую весть о том, что Она станет Матерью Сына Божия. Пророк Давид взывает: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты – Бог мой» (Пс 142:10). Совершенным примером исполнения воли Божьей является Господь Иисус Христос. Вся Его жизнь является исполнением воли Божьей, в частности, моление о чаше в Гефсиманском саду (Лк 22:40-46).

 

Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день

   Человек является духовно-телесным единством. Деятельность души до смерти невозможна без тела. Поэтому в данном прошении мы молим о необходимой пище, о необходимой одежде, о необходимой крыше над головой и т.д. Без этих необходимых вещей невозможна никакая жизнь человека, в том числе и духовная. Поэтому это прошение, также как и предыдущие, можно назвать духовным, особенно потому, что под словосочетанием «хлеб насущный» святые отцы понимают Причащение Святых Христовых Таин.

   В этом прошении, как и в призывании молитвы Господней, есть слово «наш». Через это слово мы просим, чтобы Господь дал необходимое также и нашим ближним, и в этом проявляем свою любовь к ближнему.

   «На каждый день» означает, что мы просим лишь на один день, чтобы забота о будущем не была чрезмерной и мы надеялись на Бога, Который в миг может изменить нашу жизнь.

 

И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему

   Молитву «Отче наш» можно прочитать в Евангелии от Матфея и в Еванеглии от Луки. Евангелист Матфей, в частности, в этом прошении называет грехи долгами. Это означает, что всякий грех является долгом перед Богом. Действительно, все мы несказанно обязаны Богу, т.к. от Него получаем жизнь, силы телесные и душевные, пищу, одежду, в конце концов, Господь нам грешным даёт возможность спасения и блаженства в Царствии Небесном. Всё вышеперечисленное мы получаем не за какие-либо заслуги, а как дары Божии, которые мы порой оскверняем или которыми просто пренебрегаем, т.е. зарываем данный нам талант.

   В этом прошении мы просим у Господа прощения наших грехов. Но условием прощения наших грехов является прощение с нашей стороны грехов наших ближних. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не прости вам согрешений ваших» (Мф 6:14-15).

 

И не введи нас во искушение

   Искушение – это стечение обстоятельств, при которых возможно грехопадение. Искушения возможны:

а) от мира: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин 2:15); «не обманывайтесь; худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор 15:33); «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей».

б) от плоти: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал 5:17).

в) от дьявола: дьявол действует на искушаемых посредством каких-либо впечатлений, а иногда действует непосредственно на разум, волю, стараясь склонить человека к действиям, противным воле Божьей.

 

Но избави нас от лукавого

   Под словом «лукавый» подразумевается дьявол с его бесами. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет 5:8). Средствами борьбы против дьявола являются, например, призывание имени Божия, т.е. молитва, и пост: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9:29).

 

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

   Славословие молитвы Господней есть только у евангелиста Матфея (Мф 6:13). Славословие – это воздаяние славы Богу. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает о славословии в толковании на книгу Бытия. «Мы для того созданы разумными и столько возвышены над бессловесными, чтобы возносили к Создателю всяческих непрестанные хвалы и славословия. Наш долг – непрестанно прославлять Господа нашего и словами, и добродетельной жизнью»[3].

 

[1] Евсевий Памфил. «Церковная история», кн. 9, гл. 8

[2] Житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая

[3] Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Беседа 26, § 6 на Бытие 8:1

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (14.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 775
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017