Сегодня: 21.07.2017, Пятница.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

"Блаженны милостивые...". Часть 1

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Пятая заповедь: «Блаженны милостивые …»

                       

                                                                                                                                                                                                                                                                         makarioi oi elehmones oti autoi elehqhsontai                 

                                                                                                                                                                                                                                                                         (Макарии ги элэимонес готи аути  элэифисонтэ)

                                                                                                                                                                                                                                                                         Блажени милостивии, яко тии помиловани будут

                                                                                                                                                                                                                                                                         Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 

                                                                                                                                                                                                                                                                        (Мф. 5,7)

 

Вопросы лекции:

1. Милостивые и милосердные.

2. Дела милосердия.

 

I. Милостивые и милосердные.

В различных словарях русского языка слово «милость» истолковывается как доброе, великодушное отношение, доброе дело, добрый поступок, благодеяние, пожертвование, подаяние, благосклонность, доверие, расположение к низшему лицу со стороны вышестоящего лица и т.п.  

Производное от него слово «милостивый» означает «снисходительно-доброжелательный», «ласково-благосклонный», «проявляющий, выражающий милость», «добросердечный», «сердобольный», «милосердный».  Близкое по смыслу к «милости» слово «милосердие» означает сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку;

В греческом тексте Евангелия от Матфея слову «милостивые» соответствует «элэимонес», производное от «элэос» (милость, милосердие, сожаление, сострадание). Оно характеризует доброжелательное, сострадательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку и противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

Словом «элеос» и производными от него переданы в греческом тексте Ветхом завете несколько древнееврейских слов, отражающих различные аспекты Божественного и человеческого милосердия, милости, сострадания. Так, например, в Торе более двухсот раз употребляется  слово «хэсед» (hesed), обозначающее милость, милосердие, доброту, преданность и верность.

Слово «хэсэд»  использует пророк Осия, передавая слова Бога, обращенные к Израилю: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6,6.). Его повторяет Спаситель,  обращаясь к иудеям: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9,13);  «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 12, 7).

Важно отметить, что «хэсэд»  обозначает милость и милосердие,  проявляемые к тем, кому человек ничем не обязан. Добро, сделанное другому человеку по обязанности, в древнееврейском языке передается словом «эмет». Оно выражает принцип  ветхозаветной этики - если кто-то сделал тебе добро, то ты тоже должен сделать ему добро,  образно говоря, «вернуть долг».

Руководствуясь правилом - «если ты будешь хорошим по отношению к другим, то и они будут хорошими по отношению к тебе», старался действовать даже такой не очень симпатичный литературный персонаж, как Молчалин из «Горя от ума» А.С. Грибоедова:

«Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья

 - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

 

Евангельский пример милости бескорыстной, а не ответной, должной дан в притче о милосердном самарянине:  

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10,25-37).

В еврейском тексте Библии выделяется форма милосердия, связанная с особым отношением к тем, к кому расположено сердце милующего. В этом случае используется  слово «хэн» (חנן – hen, милосердный, милостивый), также переводимое на греческий язык как «элеос». Оно встречается в Торе около 240 раз и означает добро, милость, милосердие, сопряженные с  благожелательностью, благоволением.

В Торе также используется слово «рахамим» (от «rehem» - материнское лоно), которым обозначается милость, милосердие, соединенные с состраданием.  Это свойство, характерное, прежде всего, для материнской, родительской любви. Оно подразумевает максимальное участие человека в милосердной помощи, включая слезы сострадания, понимание, способность и  готовность прощать.

Слово «рахамим», которое встречается Торе более 40 раз,  часто характеризует милосердие Бога в отношении как отдельного человека, так и избранного Им народа. В греческом тексте Библии оно чаще всего выражается словом «харис», которое в дохристианском смысле означало «привлекательность», «очарование». В Синодальном переводе, в зависимости от контекста, оно передано по-разному: «благодать», «любовь», «подаяние», «доброе дело», «благодарение», «благодарность», «нежность», «щедроты», «сострадание», «милосердие», «милость».

До нас не дошел древнееврейский текст Евангелия от Матфея, поэтому можно только предполагать, какое слово использовал Христос в Нагорной проповеди, произнося  Пятую заповедь блаженства. Знаменитый немецкий библеист и востоковед  Франц Юлиус Делич (1813–1890), сделал обратный перевод Нового Завета с греческого на язык Христа – древнееврейский. «Блаженны милостивые» звучат в его переводе  как «ашрей ха-рахманим». Слово «рахманим», происходящее, как и «рахамим», от корня «рэхем», употребляется в Ветхом Завете всего один раз: «ядей нашим рахманиот». В синодальном переводе - «руки мягкосердых женщин» (Плач Иеремии 4, 10).

Сейчас общепринято мнение о том, что Спаситель в Пятой заповеди блаженства почти дословно цитирует книгу Притчей Соломона: «кто милосерд к бедным, тот блажен» (Притч. 14,21). Особенно заметно это совпадение в церковнославянском тексте Библии - «ми́луяй же ни́щыя блажéнъ». В еврейском тексте Притчей Соломона  в указанном месте  используется слово «хен». От него же образовано «ханан» («hanan») -  «помиловать» как проявление  благожелательности, великодушия, милости,  милосердия.

 Учитывая все вышесказанное, можно передать смысл Пятой заповеди следующим образом: Блаженны милосердные, способные на сострадание, готовые откликнуться на чужую боль,  как на свою, помочь другому человеку, ибо  к ним благоволит Бог, к ним будет проявлена милость, они будут помилованы.

Награда милостивым на земле состоит в том, что они осознают, что делают добро, что они полезны людям. Это дает моральное удовлетворение, приносит внутренний мир, тишину, спокойствие. «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою»  (Притч. 11,17).

Выдающийся иудейский богослов, учитель апостола Павла, христианский святой (память 2/15 августа) Гамалиил утверждал: «Если ты милостив, то и Бог будет милостив к тебе, но если ты не имеешь милости к другим, то и Бог не будет иметь милости к тебе». В полной мере это проявится на Последнем Суде. Апостол Иаков пишет о том, что  «Будет суд без милости не оказавшему милости (Иак.2:13).

В Неделю о Страшном Суде в православных храмах на литургии читается притча из Евангелия от Матфея:

« Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,31-46).

 

Святитель Григорий Богослов, обращаясь к евангельской притче о Страшном Суде, говорит о том, что, делая добро ближнему, мы делаем его самому Христу. Верующий призван почтить Христа в каждом страдающем человеке. От нашего милосердия к ближним зависит наше собственное помилование:

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».  Те же, кто не совершил дел милосердия, будут осуждены, причем «не за грабительство, не за святотатство, не за прелюбодеяние или что-либо другое, запрещенное законом, будут осуждены они, но за то, что не послужили Христу в лице нуждающихся.

Пришел нищий? Вспомни, как ты был беден и как обогатился. Хлеба просит или воды, или может быть, другой Лазарь отверженный лежит у твоих дверей? Устыдись таинственной трапезы, к которой ты приступал, хлеба, которого причастился, чаши, которой приобщился, посвящаемый в страдания Христа. Странник припал к тебе, бездомный, бесприютный? Прими в лице его Странствовавшего ради тебя, Странствовавшего среди своих, Вселившегося в тебя благодатью и Привлекшему тебя к горнему жилищу. Будь Закхеем - мытарем вчера, но щедрым сегодня... Лежит больной и раненый? Своего здоровья устыдись и ран, от которых освободил тебя Христос. Если видишь нагого, одень его, почитая твою собственную ризу нетления, которая есть Христос, ибо все мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Слово 14-е, «О любви к бедным»).

Святой праведный Иоанн Кронштадский: «За милость к братии, сам получишь милость от Бога; за милость временную -  милость вечную, за милость малую - милость бесконечно великую: ибо удостоишься не только помилования от вечнаго за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечное блаженство» («Из духовного наследия св. прав. Иоанна Кронштадского»).

Святейший патриарх Кирилл: «Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, что он входит в нашу жизнь. Ведь люди так устроены, что любят тех, кому сделали добро, и ненавидят тех, кому причинили зло. Отвечая на вопрос о том, кто есть наш ближний, Господь говорит: это тот, кому мы делаем добро. Такой человек перестает быть для нас чужим и далеким, становясь воистину ближним, ибо отныне ему принадлежат часть нашего сердца и место в нашей памяти.

Но если мы, живя в семье, не помогаем друг другу — значит, самые родные нам люди перестают быть нашими ближними. Когда муж не поддерживает жену, а жена — мужа, когда дети не служат опорой престарелым родителям, когда вражда противопоставляет родственников друг другу, то разрушаются внутренние скрепы, связующие человека с человеком, а наши близкие, в нарушение заповедей Божиих, становятся нам дальше дальних.

Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними. Значит, ответом нам станет их добросердечие, и мы будем помилованы от людей. Между нами и теми, к кому проявили мы участие, установятся особые отношения. Таким образом, милосердие подобно ткани, в которой накрепко переплетаются нити человеческих судеб» (Слово пастыря. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. О заповедях Блаженств).

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Виталий (12.03.2013) | Автор: Виталий Коваленко
Просмотров: 820
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017