Сегодня: 25.04.2024, Четверг.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Виталий
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

"Блаженны милостивые...". Часть 2

II. Дела милосердия

 

В русском богословии, по традиции, заложенной Петром Могилой («Катихисис малый»)  принято выделять дела милосердия телесные (материальные) и духовные.

Святитель Филарет (Дроздов) в «Пространном Православном Катeхизисе Православной Кафолической Восточной Церкви» пишет: «Пятая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть милостивы.

Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости - телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).

Телесные дела милости таковы: 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить. 3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде. 4. Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. 6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).

Духовные дела милости суть следующие. 1. Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его) (Иак.5,20). 2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться о нем Богу. 5. Утешить печального. 6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие. 7. От всего сердца прощать обиды (О пятой заповеди блаженства).

 

 

Дела милосердия материальные:

1. Накормить голодного, дать пищу тому, который по болезни или по другим обстоя­тельствам не может добывать ее собственными трудами и нуждается в помощи других людей. К этому Бог призывает людей через ветхозаветных пророков: «Раздробляй алчущим хлеб твой» (Ис. 58, 7).

2. Напоить жаждущего, имеющего по немощи или другим обстоятельствам нужду в этой помощи. Дело милости этой не останется без награды по словам Спасителя: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9,41).

2. Одеть имеющего недостаток в необходимой одежде или дать ему средства на приобретение ее. Святитель Иоанн Златоуст, желая возбудить милосердие в людях, говорил: «Вот сильная стужа; нищий лежит на помосте, одетый в рубище, умирая с холода, скрежеща зубами, и видом и одеждою возбуждая сострадание; но ты, одетый тепло и опьяневший, проходишь мимо, не обращая на него внимания…

Если же ты презираешь такого человека, то как Бог простить тебе грехи твои против Него? Не заслуживает ли это геенны? И вот что странно: нередко тело мертвое, безжизненное, уже не чувствующее почестей, ты прикрываешь множеством разнообразных позолоченных одежд; а тело страждущее, болезненное, мучимое и изнуряемое голодом и холодом, ты презираешь; более угождаешь тщеславию, нежели страху Божию...

тотчас начинаются еще укоризны на подходящего бедняка. Почему, говоришь ты, он не работает? Зачем ест хлеб, не трудясь? Но ты сам, скажи мне, своими ли трудами приобрёл то, что имеешь? Не отцовское ли получил наследство? А если бы ты и трудился, то неужели поэтому ты можешь укорять другого? Разве ты не слышал слов Павла: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро»'? И это говорит после того, как сказал: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:13, 10)» (Толкование на Послание к евреям. Беседа 11).

4. Посетить находящегося в заключении. Святитель Иоанн Златоуст (Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 60): «Не будем пренебрегать таким делом и занятием… Если скажешь, что там содержатся не честные, добрые и кроткие люди, но убийцы, грабители, воры, пре­любодеи, люди распутные и злодеи, то и в этом опять укажешь мне побуждение, почему необходимо посещать такие места. Ибо не то нам за­поведано, чтобы миловать добрых и наказывать злых, но повелено всем оказывать человеколюбие. «Будьте, -  сказано, - подобны Отцу небесному,  ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45).

5. Посетить больного, послужить ему, помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к кончине. Святой Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский, так призывал к соблюдению этого правила: больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить, сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также можешь пострадать. Когда иной тяжко стонет от болезни: пролей и ты слезы сострадания, и воздохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исцеление болящего (Правила святого Геннадия, патриарха Константинопольского о вере и жизни христианской).

6. Принять странника в дом и сделать для него все, что внушает христианская любовь и что позволяют сделать средства. «Устрой жилище, - говорит святой Златоуст, - куда бы приходил Христос, скажи: «Это келья Христова, этот дом назначен для Него». Хотя бы это жилище было небогато, Он не гнушается. Христос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове; доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен…» (Толкование на Деяния апостолов. Беседа 45).

7. Погребать умерших в убожестве и оказывать к тому содействие по состоянию. Святой Геннадий Схоларий: «Если больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его своими руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его как должно» (Правила святого Геннадия, патриарха Константинопольского о вере и жизни христианской).

 

Дела милосердия духовные

Русский богослов протоиерей Григорий Михайлович Дьяченко (1850-1903) пишет в книге  «Катихизические поучения, изъясняющие учение православной Церкви, с библейскими и историческими приложениями»:

Первое дело милости духовной есть  увещанием обратить грешника от заблуждения пути его. Как велико несчастье человека, когда он стоит на пути заблуждения и греха, так велика и заслуга того, кто не только сам удаляется от грехов, но заботится и других удерживать от них. Апостол Иаков учит: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19-20).

Второе дело милости духовной  неведущего научить истине и добру. Эта обязанность лежит не на одних пастырях церкви, но в некоторой мере на всех вообще. Святой Тихон (Задонский): «Пастырское дело есть публично и везде слово Божие проповедать, настоять благовремение и безвременне, обличать, запрещать, умолять (2 Тим. 4, 2), а твое - не публично, но тайно, дружески, между тобой и братом, где благодать Божия подает тебе случай. Иной отвечает: «Я де невежда; как мне ближнего увещевать или учить». Ответ: «Любовь сыщет слова, коими можешь назидать ближнего; она представит тебе способ, ум и язык твой направить».

Третье дело - подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности. Очень часто таким советом можно предохранить ближнего от великих бедствий.

Четвертое дело духовного милосердия - молиться Богу о ближнем. Часто других дел милосердия мы не можем оказать ближнему, а молиться можем все и о всех. И не имея, по-видимому, никаких средств благотворить ближним, мы можем делать всякого рода добро им, вознося теплые молитвы о них ко Всемогущему. Ибо Сам Господь сказал: «И если чего по­просите у Отца во имя Мое, то сделаю, да про­славит­ся Отец в Сыне» (Ин. 14, 13).

Пятое дело духовного милосердия - утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать; так печаль связывает деятельность душевных сил. Поэтому великое благодеяние — утешением облегчить скорбь души и направить ее к богоугодной деятельности. Святой Григорий Богослов: «Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем: несчастье иного облегчается сокрушением, соболезнованием».

Шестое дело духовного милосердия - не воздавать злом за зло, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (Пет. 3, 8, 9).

Седьмое дело духовного милосердия - от сердца прощать обиды. Этому Господь учит словом и примером. «Прощайте, - заповедует Он, - если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11, 25); так как и Сам Он «не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1 Пет. 2, 23); напротив, и со креста молит Отца небесного за Своих распинателей, взывая: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Прости обиды тем, кто согрешил против тебя, ибо за это и тебе так же обещано прощение грехов»».

 

Особое место в делах милосердия занимает молитва  -  о наших ближних, о согрешивших, о тех, кто не знает Бога. Наша молитва за них - это акт милосердия и она приносит Божье благословение. Серафим Саровский советовал: «Если не имеешь при себе ничего, что мог бы дать нищему, помолись Господу о нем».

 

Условия евангельского милосердия:

1. Сострадание. 

Преподобный Симеон Новый Богослов (Слово семидесятое): «Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым: надо, чтобы при этом была милость сердечная.

И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, обнищавшему ради нас, и не имеют, что дать бедным, но, вспоми­ная о бедных, вдовах, сиротах и больных, нередко и видя их, снедаются жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: Не плакал ли я о том, кто был в горе? (Иов. 30, 25)».

Говоря об этом условии, уместно вспомнить библейское  выражение, которое переведено на  русский язык как «благоутробное милосердие» (Лк.1,78).

По слову святителя Григорию Нисскому «милость есть усиление любви» (О блаженствах. Слово 5).

 

2. Благотворить должно добровольно, охотно, радушно, с любовью к нуждающимся, с чувством благодарности к принимающему, помня, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20, 35). Надо стараться своей помощью не унизить, не оскорбить человека, которому желаем помочь. Иоанн Златоуст: «Творить милостыню, значить не просто давать, но с усердием, с радостью и с чувством благодарности к принимающему: «Не с огорчением», – сказано, – «и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Итак, если кто дает не с таким расположением, тот лучше не давай, потому что это не милостыня, а напрасная трата» (Толкование на Послание к филиппийцам. Беседа первая).

3. Не творить добро по принципу «На Тебе, Боже, что нам негоже!».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Нам так трудно расставаться со своим добром, до того трудно отцепиться от вещей и денег, что если случается потерять все это по каким-нибудь причинам, то мы не рады бываем и жизни. Господи, расположи наши сердца к раздаянию хотя бы того, без чего мы легко можем обойтись, избавь нас от страсти любоимения и отучи нас возлагать свою надежду на богатство, такое непрочное и мимотекущее!...

Дела милостыни тогда приятны Господу, когда делаются из своей собственности, приобретенной честным трудом, а не хищением, обманом и неправдою. И чтобы подавать милостыню достаточную, надобно ограничивать свои издержки, например, не покупать излишне дорогие вещи, без коих легко можно обойтись, ибо это есть похищение собственности бедных, так как избытки наши принадлежат только им».

 

4.  Милостыню должно творить втайне! «Всякому просящему у тебя дай, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.5,42).

Следует «помогать другим не по тщеславию и самолюбию, не из желания благодарности и вознаграждения от Бога, а из искренней любви к ближнему! А если еще будешь «трубить» о своих делах, то тщеславие присоединишь к лицемерию. И тогда видимое другими твое добро превратится для тебя в явное зло. 

 Поэтому остерегайтесь! Делая добро, лучше и самому не знать о своем добре, то есть сразу же забывать его. И переходить к другим добрым делам. И тогда правая рука не успеет и не пожелает узнать, что делает левая. А Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Пока мы еще в мире с теми, кому немного благотворим, то как будто и не вспоминаем своих малых услуг и добра, а вот стоит только возникнуть ссоре или вражде, как мы уже начинаем перечислять свои добрые дела по отношению к нынешнему "врагу" и сетовать на его неблагодарность. Вот тут-то и обнаруживается вся тщеславная пустота наших дел» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

 

Отцы Церкви учат, что Богу неугодны благотворительность лицемерная, имеющая целью заслужить людские похвалы, благотворительность корыстная, с расчётом на ответные блага, благотворительность от неправедных средств.

Иоанн Златоуст так говорил о последней: «Удержи руки от лихоимства – и тогда простирай их на милостыню. Если же мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то хотя бы одевали и не тем, что похитили, - и в этом случае не избежим наказания. Иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению.

Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие. Ведь и Каину лучше было совсем не приносить ничего. И если он, принесши меньшее, прогневал Бога, то как же не прогневает Его тот, кто подает чужое? Я тебе заповедал, скажет Бог, не похищать, а

ты чествуешь Меня похищенным? Ужели ты думаешь, что для Меня приятно это?» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 73).

 

Как взращивать добродетель милосердия?

 

I. Брать пример со Спасителя.

Богочеловек  Иисус Христос - образец милосердия для нас:

Из милосердия Иисус исцелял больных: «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14,14).

Из милосердия Иисус возвращал зрение слепым: «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? – Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним» (Мф. 20,29-34).

Из милосердия Он очищал прокажённых: «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист» (Мк. 1,40-42).

Из милосердия Иисус исцелял одержимых: «И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (Мк. 9:20-27).

Из милосердия Господь воскрешал умерших: «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7,12-15

Из милосердия Иисус накормил тысячи людей: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» (Мф. 15,32-38).

2. Подражать святым угодникам Божиим.  В истории Церкви бесчисленное множество примеров истинного милосердия. Святой Мартин Милостивый (память 25 октября), живший в IV веке, служил в римской армии. Оставляя у себя из своего жалования лишь столько, сколько требовалось для пропитания, отказывая себе во всем, он на остальные средства помогал несчастным, одевал нагих и кормил бедных.

Однажды, проходя через ворота города, Мартин встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от жестокой стужи. Прохожие  не обращали на него никакого внимания и оставляли без всякой помощи. У Мартина также ничего не было. Он не мог дать нищему никакой милостыни, так как перед этим раздал все свои деньги. Тогда он снял с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину. Житие святого отождествляет этого нищего с Христом.

Святой праведный Филарет Милостивый  (память 14 декабря), живший в   Малой Азии в VIII веке, был богат. Любил нищих и убогих и щедро наделял их. После набега разбойников на его селение у него осталось два вола, лошадь, корова и немного земли (пашни). Подобно праведному Иову, он не возроптал, но предал себя воле Божией и не перестал помогать бедным. Так сначала он отдал одного вола, потом и другого поселянину, у которого свои волы пали на пашне. Отдал неимущему теленка, а затем и последнюю меру пшеницы. Внучка его, Мария, отобранная в числе красивейших девушек для царских смотрит, стала женой императора. К праведному Филарету пришли слава и богатство. Но, как и прежде, он щедро раздавал милостыню,  устраивал трапезы для нищих и сам прислуживал им.

3. Стремиться соблюдать евангельские заповеди:

«…будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36);

«...во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Мф. 7, 12).

Если мы желаем себе от других сострадания и помощи, когда терпим болезни, беды, нужду, то и другие, по всей справедливости, вправе ожидать от нас такого же сострадания и такой же помощи.

Святитель Григорий Богослов: «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал  -  упавшего и разбившегося;  веселый  -  унывающего; наслаждающийся счастьем  -  утомленного несчастьями. Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты - один из тех, кто может оказывать благодеяния, а не из тех, кто нуждается в благодеянии, что не ты смотришь в чужие руки, а другие - в твои...

Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению... так и всякий имеющий тело близок к недугам телесным... Пока ты плывешь при благоприятном ветре, подавай руку терпящему кораблекрушение; пока ты здоров и богат, помогай бедствующему... Если и ничего не имеешь, поплачь вместе со страждущим: великое лекарство для него  -  милость, исходящая из твоего сердца; и искренним состраданием намного облегчается горе» (Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. Милосердие).

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Виталий (12.03.2013) | Автор: Виталий Коваленко
Просмотров: 2796
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024