Сегодня: 26.04.2024, Пятница.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

"Блаженны нищие духом...". Часть 2.

II. Смирение – главная   христианская добродетель.

В русском Православном богословии утвердилось представление о смирении как синониме  нищеты духовной.

Нищета духовная - это смирение, вытекающее  из осознания своего несовершенства.

Углубляясь в дальнейшее объяснение понятия «смирения», следует помнить, что его содержание   также соответствует слову  πραεις («кроткий»), которое использовано в Третьей заповеди блаженства.  Еще более полно наши представления о смирении передаются словом ταπεινός (тапейнос  -  скромный, покорный, незаметный, мелкий, согбенный…) которое много раз встречается в Новом Завете.

Исходя из смысла слова «тапейнос» часто  истолковывается Первая заповедь блаженства, а также  смирение  как христианская добродетель.  Основанием для этого  служит близость двух древнееврейских слов: ani - «нищий» и anaw - «смирный, кроткий, «смиренный».

Из этого выведена  близость или даже тождественность «птокос пневматос» и «тапейнос». Последнее слово часто переводится на русский язык как «смирение»,  а содержащие его строки Священного Писания нередко приводятся в толкованиях на Первую заповедь блаженства:

«Научитесь от Меня», - наставляет Спаситель, - «ибо Я кроток и смирен (тапейнос - ВК) сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11, 29).

«Бог гордым противится, а смиренным («тапейнос» - ВК) дает благодать» (Иак. 4,6; I Петр. 5, 5) .

«Он смирил («этапиносэ» - ВК) Себя, быв послушным даже до смерти» (Флп. 2, 8).

Исходя из вышесказанного,  в православном представлении  смирении как христианской добродетели можно выделить три различных проявления, приблизительно соответствующих  греческим понятиям птокоспраистапейнос:

Смирение по отношению к Богу – стремление подчинить свою волю Божьей, благой и всесовершенной,  безропотное перенесение жизненных невзгод и трудностей, упование на Божие милосердие.

Смирение по отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Способность  на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес первым произнести искреннее «прости». Искренняя незлобивость, основанная на осознании того, что Господь любит каждого человека, так же, как и тебя,  в том числе и того, с которым произошло разногласие. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим.

Смирение по отношению к самому себе – осознание своей собственной греховности, личных недостатков, а не выискивание их у других людей. Способность в  любом конфликте винить прежде всего самого себя.

Смирение вовсе не предполагает потворство злу или безропотное созерцание его.  Злу нужно противостоять, следуя при этом совету апостола Павла - «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).

 

Какие свойства личности препятствуют смирению?

1. Гордыня (гордость), ее проявления  - самолюбие,  высокомерие и  самонадеянность.

В «Толковом словаре» В.И. Даля гордость и гордыня - синонимы.

«Толковый словарь» С.И. Ожегова дает следующее определение:

«Гордость – завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими. Гордыня - непомерная гордость».

В современном русском языке слово «гордость» иногда применяется не только в отрицательном, но и положительном смысле («национальная гордость», «ими гордится страна» и т.п.). Отрицательный аспект слова обозначается как «гордыня».

В русском богословии слова гордыня и гордость – синонимы.

Интересно сравнить значение тех слов в оригинальном тексте Ветхого и Нового заветов, которые в Синодальном переводе передаются как «гордость», а в других – как  «высокомерие», «надменность».

Греческий языкHuperephania (гиперефаниа). Переводится на русский как высокомерие, гордость.  Состоит из двух слов: huper – «над», «выше по положению», «более чем» и  phaino – «зажигать» (сиять) в значении «показывать», часто переводимое как «выглядеть», «казаться».

Мк. 7,20-23: «Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.  Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость (huperephania - ВК), безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека».

Древнееврейский языкgaavah или gaown от глагола gaah – «возноситься», «казаться величественным». На русский язык переводится как «надменность»,  «превосходство», «высокомерие», «гордость», «вознесение».

Притчи 16,18: «Погибели предшествует гордость» (gaown).

В Библии эти слова всегда означают качество, противное Богу. Поэтому гордыня  считается источником всякого другого греха и зла.  «Начало греха – гордыня» (Сир.10,15).

Авва Пимен: «Гордость  - «медная стена» между нами и Богом».

Гордость - верный знак пустого человека, раба страстей, знак души, к которой учение Христа не нашло доступа.

 

Признаки, по которым  можно выявить в себе гордость?

 

Преподобный  Иоанн Лествичник: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».

Иаков, архиепископ Нижегородский (в миру Иосиф Иванович Вечерков, 1792-1850) советовал, говоря о гордости:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, в т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко» (Как распознать в себе гордость?)

Если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все признаки гордости.

Некий старец увещал брата, чтобы тот не гордился; а тот отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «В чем проявляется наша гордыня:

- не благодарим Бога за Его милости к нам, приписываем своим заслугам те блага, какие получаем от Него;

- не полагаемся на Бога, не просим у Него помощи. Наоборот, полагаемся на свои силы, ищем помощи у людей, обращаемся к чародеям и ворожеям.

Мы тяжко страдаем самонадеянностью, не просим даже благословения Божия в молитве на начало дня и всякого дела, на сон грядущий.

- обижаемся на других людей, помним зло, неспособны простить;

- стремимся выделиться, показаться лучше других;

- отваживаемся на дела, превышающие наши силы, а потом стонем и изнываем под непомерной тяжестью их.

- завидуем достоинствам других людей и осуждаем их недостатки, часто мнимые;

- не желаем уступить;

- не видим своих ошибок, либо не желаем признаться в них; 

- раздражаемся и досадуем, когда ожидая похвал и одобрений не получаем их.

- не терпим упреков, даже справедливых.

Мы любим только похвалы, а в лучшем случае молчаливое признание наших мнимых достоинств и ни малейшего замечания ни от кого, даже своего духовного отца, начальника по работе, родителей дома не можем смиренно принять, уж не говоря о том, чтобы поблагодарить Господа, открывающего нам глаза на наши недостатки через людей. 
По словам святителя Феофана, от прикосновения пальцем наша гордыня кричит: «Кожу дерут!».

Гордыня требует о других служения нам. Мы ждем услуг от своих ближних, но уклоняемся от служения им.

Мф. 20, 20-28: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего - то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим. Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;            так как Сын Человеческий не [для того)пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Ин. 13, 5-7, 12-15: «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Как бы преобразилась наша жизнь, если бы каждый из нас положил за правило предупреждать желания своих ближних, стремиться по мере сил своих, дарований и возможности служить ближним, забывая себя, чтобы по слову Господа, быть всем слугою. И если вы будете поступать так по велению души, от чистого сердца, то несомненно почувствуете радость, блаженство смирения» («Опыт построения исповеди»).

 

Гордость часто имеет печальные последствия болеющего ей:

Преподобный  Иоанн Лествичник: «Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься». 

Иван Александрович Ильин: «Гордость не знает о смирении, именно поэтому ей предстоят многие и жестокие унижения...».

Лев Николаевич Толстой: «Много есть наказаний гордому человеку, но главное и самое тяжелое наказание то, что, какие бы ни были у него достоинства и как бы он ни старался, люди не любят его».

 

Святитель Игнатий Брянчанинов указывает на две разновидности  гордости - явную и скрытую:

Явную гордость распознать очень легко, потому что она всегда говорит: «Я больше, чем… Я лучше, чем… Я умнее, чем… Я мудрее, чем…». Этот вид гордости является ничем иным, как «раздутым самолюбием».

Скрытая гордость говорит: «Я меньше, чем… Я хуже, чем… Я страшнее, чем… Я бесполезнее, чем кто-то другой». Этот вид гордости является «сдутым самолюбием». Скрытая гордость ничем не лучше явной и наносит духовному состоянию точно такой же вред.

 

2. Тщеславие. Симптомы его: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерывное ориентирование на других, на то,  что они скажут, как  это покажется им, что  что подумают.

Бес тщеславия радуется, говорит преподобный Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия: «Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану - тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание - еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами….

Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот - драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит - благодаря тщеславию - умирает лучшее, что есть в нас, значит - мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками».

Гордость – результат развития тщеславия. Они, пишет преподобный Иоанн Лествичник, соотносятся как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Человеческая слава уничтожает в нашей душе смирение. Поэтому надо предпринимать все меры к ограждению себя от страсти тщеславия. Для этого, если суммировать мнения святых отцов, можно посоветовать:

- не радоваться, когда слышим похвалу в свой адрес;

- скрывать свои добрые дела и никому не говорить о них;

- свои таланты не закапывать, но и не выставлять на всеобщее обозрение без крайней нужды;

- если вдруг на память придет какое-нибудь наше доброе дело, необходимо приписать его силе божественной благодати, возблагодарить Господа и тотчас о нем забыть;

- не искать дружбы с богатыми, влиятельными и знаменитыми людьми, блеск славы которых может прельстить наше падшее сердце.

 

3. Ложное смирение.

Смирение может быть истинным и ложным.

Смирение истинное проявляется в способности видеть все свои многочисленные несовершенства и падения.

Смирение истинное проявляется, когда мы можем сделать что-то плохое другому, отомстить, унизить, упрекнуть, но по собственной воле отказываемся от этого деяния.

Смирение истинное – способность без ропота принимать скорби и испытания.

Смирение истинное – это способность  жить в мире с Богом, с людьми, со своей совестью, с самим собой, так как  мы просим в ектеньях: «да тихое и безмолвное житие проживем во всяком благочестии и чистоте».

Смирение истинное не придает  ценности земным благам,  не удостаивая тленное и суетное  вниманием.

Смирение истинное не ведает  отчаяния или пессимизма. Оно полно упования на Божие милосердие, на реальную возможность стать лучше. Оно проникнуто радостной надеждой на то, что с Его помощью мы станем добродетельными и угодными Ему детьми.

Об истинном  смирении кто-то высказался так: «Оно не имеет языка, чтобы говорить зло о других, не имеет глаз, чтобы видеть чужое зло, не имеет ушей, чтобы слышать чужое злословие».

Смиренный человек, по мысли Владимира Николаевича Лосского, защищен от уныния в случае падения, потому что знает свою ограниченность.

Смирение истинное защищает человека от такого проявления гордыни, как боль самолюбия. «Самолюбие - главная рана, нанесенная человеку первородным грехом...», - пишет Н.А. Бердяев.

Смирение истинное – высокая добродетель, которую трудно обрести.

Истинное смирение как синоним нищеты духовной -   дар Божий, действие Божественной благодати в уме и сердце человека.

 

Часто человек надевает  личину смирения, которую демонстрирует окружающим.  Цель такого ложного смирения двоякая:

- предстать в таком виде, чтобы его считали смиренным и даже хвалили за эту добродетель;

-  чтобы остановить чье-то обличение или любое другое умаление  своего  образа в глазах людей.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов об истинном и ложном смиренномудрии

Истинное смирение невидимо как невидим  податель его - Бог. Оно закрыто молчанием, простотою, искренностью, непринужденностью, свободою.

Ложное смирение - всегда с сочиненною наружностью: ею оно себя публикует.

Истинное смирение не видит себя смиренным. Напротив того оно видит в себе множество гордости.

Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается.

Может ли предаться печали тот, кто заблаговременно признал себя достойным всякой скорби?

Может ли устрашиться бедствий тот, кто заблаговременно обрек себя на скорби, кто смотрит на них, как на средство своего спасения.

Возлюбили угодники Божии слова благоразумного разбойника, который был распят близ Господа. Они при скорбях своих говорили: Достойное по делам нашим восприемлем; помяни нас, Господи во царствии Твоем. Всякую скорбь они встречают признанием, что они достойны ее.

Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды, — он видит в этом человеке орудие правосудия, или промысла Божия.

Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве.

Ветвь плодоносная нагибается к земле, пригнетаемая множеством и тяжестью плодов своих. Ветвь бесплодная растет к верху, умножая свои бесплодные побеги.

Душа, богатая евангельскими добродетелями, глубже и глубже погружается в смирение, и в глубинах этого моря находит драгоценные перлы: дары Духа.

Не суди о человеке по наружности его; по наружности не заключай о нем, что он горд, или смирен. Не судите на лица, но от плод их познаете их. Господь велел познавать людей из действий их, из поведения, из последствий, которые вытекают из их действий.

 

Основные проявления ложного смирения:

- смиреннословие, которое состоит в употреблении смиренных по виду и содержанию слов и выражений; такой человек часто употребляет выражения: «спаси Господь», «буди воля Божия», «как Богу угодно», «слава Богу за все», «прости меня», «я недостойный», «я самый грешный», «я непутевый», «я ничего не знаю и не понимаю», «не суди и не будешь судим», «не осуждай» и т.п.

-  говорение тихим голосом с мягкой (елейной) интонацией;

-  деланные позы, складывание рук, взор и движения, с целью выказать «смирение»;

-  намеренная небрежность в одежде и внешнем виде;

-  употребление различных духовных цитат и крылатых фраз, с целью подчеркнуть свою «духовность»;

- указание другим на необходимость смиряться;

- пресечение обличений или оскорблений от других ложным поклоном и «смиренными» словами «прости меня грешного», «не судите» и т.п.

Обладатель ложного смирения никогда не достигнет смирения истинного.

 

Как «стяжать» истинное смирение?

Во-первых, неустанно просить у Господа смирения. Мф. 7, 7-11: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».

Во-вторых, пытаться жить по Евангельским заповедям. 

Игнатий Брянчанинов: «Хочешь ли стяжать смирение? - Исполняй евангельские заповеди: вместе с ними будет вселяться в сердце твое, усвоиваться ему, святое смирение, т.е. свойства Господа нашего Иисуса Христа».

В-третьих, постоянно помнить о том, что все, что у нас есть,  дано Богом, причем во временное пользование. Максим Исповедник: «Мое только то, что я отдал».

В-четвертых, наблюдать за собой в то время, когда нам делают замечания, когда нас оскорбляют или ущемляют наши права.

Если мирное состояние не покидает нашу душу, то все нормально. Если же нас охватывает волнение, мы начинаем возмущаться и спорить, бороться за свои «права», то надо признаться себе в том, что мы еще далеки от истинного смирения.

 

Христианское смирение нужно строго отличать от своекорыстного самоунижения, роняющего человеческое достоинство -  подхалимства, заискивания и т. п.

Нельзя принимать за смирение готовность  одного человека пресмыкаться, раболепно преклоняться, угодничать, унижаться  перед другими людьми, какой бы они пост не занимали.  

Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Есть святой поклон, идущий от уважения к образу Божию в ближнем. 

И есть поклон порочный, поклон корыстный, человекоугодливый и одновременно человеконенавистный.

Такого поклона просил сатана у Богочеловека, предлагая за него все царствия мира и славу их.

Сколько и ныне поклоняющихся для получения земных преимуществ! Те, которым они поклоняются, похваляют их смирение. А тех, кто не пресмыкаются – упрекают в гордыне.

Будь внимателен, наблюдай: поклоняющийся тебе, поклоняется ли из уважения к человеку, или же его поклон только потешает твою гордость для получения какой-нибудь выгоды».

Смирение – не утрата чувства человеческого достоинства, не признание  себя ничтожеством перед другими людьми.  

Об истинном и ложном смиренномудрии»).

«Достоинство человеческой личности, согласно христианскому мировоззрению, заключается в заложенном в каждом человеке образе и подобии Божием»

(«Декларация о правах и достоинстве человека». Принята X Всемирным Русским Народным Собором в 2006 году).

Святитель Николай Сербский: «Никто от тебя не требует, чтобы ты себя унижал, но ты должен лишь признать, что ты ниже Господа. Только тогда появится возможность положить первый камень в основание духовного здания своей души. После этого ты сможешь выстроить целиком весь первый этаж своей райской пирамиды, который прочен будет, как из железа» (Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств). 

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Виталий (05.10.2012) | Автор: Виталий Коваленко
Просмотров: 2410
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024