Сегодня: 23.04.2024, Вторник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

"Блаженны плачущие...". Часть 1.

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

     

                                                                                                       Вторая заповедь: «Блажени плачущие…» (Мф. 5,4)

 

                                                                                                                                                                                                      «Когда же умягчится сердце, тогда легко совладать с ним;

                                                                                                                                                                                                       тогда оно готово бывает на все и становится гибким, что твой шелк;

                                                                                                                                                                                                       тогда что ни скажи ему - все сделает. Скажи ему: «плачь» –

                                                                                                                                                                                                       заплачет; скажи: «исповедуй грехи» - исповедует; скажи ему:

                                                                                                                                                                                                       «перестань грешить!» - оно ответит: «перестану, перестану».

Святитель Феофан Затворник

 

Вопросы лекции:

1. Блаженный плач.

2. Умягчение сердца.

 

***

В православном богословии принято понимание заповедей блаженства как «духовной пирамиды», последовательно  возводящей  христианина в Царствие Небесное. Профессор Лопухин В.П.  пишет в «Толковой Библии»: «Объясняя логически ход мыслей Спасителя в блаженствах, представляют  дело так. Первоначально в человеке бывает сознание своей внутренней бедности, нищеты духа; следствием этого бывает скорбь, которая происходит от сознания своей виновности и несовершенства; а отсюда появляется кротость и стремление к правде. По мере того, как это стремление удовлетворяется и человеку даруется прощение, в нем пробуждается милосердие и любовь к другим, он очищается от грехов и стремится сообщить мир, которого он сам достиг, другим».

 

В  славянском и русском текстах Нового Завета заповедь о плачущих следует за первым блаженством. Однако в некоторых древнейших списках стихи 4 и 5 Евангелия от Матфея переставлены местами и после «блаженны нищие духом»  следует «блаженны кроткие». Из такой последовательности заповедей, например,  исходил святитель Григорий Нисский в своих  толкованиях на Заповеди блаженства: 

«Не взошли мы еще на вершину горы… хотя и миновали уже два некие холма, блаженствами возведенные в блаженную нищету и высшую нищеты кротость, откуда слово ведет нас к большим еще возвышениям, и показывает между блаженствами третью по порядку возвышенность…: блажени плачущии: яко тии утешатся?

(Cвт. Григорий Нисский. О блаженствах).

 

Иное число заповедей блаженства и их порядок приведены также в Евангелии от Луки (Лк. 6,20-22).  Исходя из вышесказанного, отдельные богословы полагают, что Спаситель  не указывал на определенную последовательность в нравственном самоусовершенствовании своих последователей, но  «хотел просто перечислить свойства и характер людей, имевших сделаться гражданами учреждаемого Им Небесного Царства …» (Лопухин В.П. Толковая Библия. Евангелие от Матфея ).

 

 

I. Блаженный плач

makarioi oi penqountes oti autoi paraklhqhsontai

Блажени плачущии, яко тии утешатся

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

 

 

 

 

О каких «плачущих» говорит заповедь?

Использованное в греческом тексте Нового завета слово πενθου̃ντες (пэнфунтэс), переведенное как «плачущие», характеризует скорбь, являющуюся следствием страданий и соединенную с пролитием слез.

Существительное πένθος (пенфос) происходит от πάσχω – «страдаю». Оно означает горе, траур, сокрушение об утрате бесконечно дорогого. Обычно это слово употребляется тогда, когда речь идет о смерти. Пенфос  характеризует не столько внешнее причитание, сколько внутреннее  состояние человека.

Соответствующее  греческому «пенфос» арамейское слово «bakah» (бака)  означает - рыдать, плакать, оплакивать, скорбеть, сетовать, печалиться, грустить.  Оно использовано, например,  в Быт. 37,34, когда Иаков узнает от сыновей о смерти Иосифа: «И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни».

«Блаженны скорбящие…» -   так изложил начало второй заповеди блаженства епископ Кассиан (Безобразов), чей перевод Нового завета характерен стремлением к буквальной точности.

 

Какая скорбь, чей плач блаженны? В православном богословии существуют два подхода в ответе на этот вопрос.

 

1 .Плач о грехах

 

 «Толкование нашего святого отца Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, на святого Матфея евангелиста. Беседа 15»:

«И здесь опять не просто разумеет плачущих, но плачущих о своих грехах, так как есть другой плач, вовсе непозволительный – плач о житейских предметах, на что указал и Павел, говоря: «ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а мирская печаль производит смерть» (2 Кор.7,10)».

В своем толковании святитель Иоанн Златоуст отождествляет пенфос (скорбь, плач) со словом  lжph (лупэ), использованном апостолом Павлом и переведенном на русский язык как «печаль».  

«Печаль мирская» («плач мирской»)» есть печаль без надежды на Бога, происходящая не от сознания своей греховности перед Богом, а из-за неудовлетворения своих желаний. «Печаль ради Бога» («Плач ради Бога») - печаль за свои грехи, ведущая к покаянию.

 

Опираясь на толкование святителя Иоанна Златоуста,  митрополит Филарет Московский в «Пространном катехизисе»  пишет: «Во второй заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слёзы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев».

 

О чьих грехах скорбят, плачут, печалуются те, кто блаженны:

1. Прежде всего, о своих собственных.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге  «Закон Божий» прямо пишет:

 «Блаженны плачущие (о грехах своих); потому что они утешатся».

Слезы, связанные с покаянием («метанойя»),  искренним осознанием своей греховности, осуждением своих грехов и твердым намерением искупить их, исправить свою жизнь дают блаженство. У человека возникает ощущение, будто гора спала с плеч.

Святитель. Игнатий Брянчанинов:  

«Плач - благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна.

Такая душа омывает свои пятна святою водою - слезами; стирает пятна святою печалью.

Несказанное утешение, несказанная лёгкость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении, - слез, являющихся по причине ощущения нищеты духовной.

Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение, - какое же он приготовить блаженство в будущем веке?

…Ты сделал грехи? - Пролей слезы».

(Аскетические опыты, том 1. О Евангельских блаженствах).

 

Много плакали те, кто более других людей ощущал свою  духовную нищету. Вот как сокрушался о своих грехах царь и  пророк Давид: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6, 7).

Протоиерей Серафим Слободской, ссылаясь на святого Климента Римского, ученика апостола Петра, пишет, что каждую ночь, когда раздавался крик петухов, апостол, точно кем-то разбуженный, вскакивал с постели, повергался на землю и плакал часами, омывая своими слезами тяжкий грех троекратного отречения от Христа.

 

Почему святые плачут о своих грехах больше тех, кто буквально утопает в пороках? Святые, постоянно сравнивая себя с Иисусом Христом, Солнцем Правды, отчетливо видят свое несовершенство и плачут от осознания его, ибо Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

«И те святые, которые глубоко в сердце приняли эти слова, не могут не плакать непрестанно, не могут не томиться печалью о том, что так бесконечно далеко нужно идти до совершенства, равного совершенству Бога» (Святитель Лука.  «Блаженны плачущие!»).

 

2. О грехах других людей.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «плакать (Христос)  нам повелевает не о своих только грехах, но и о грехах других. Так поступали святые, как-то: Моисей, Павел, Давид; все они часто оплакивали чужие грехи».

Нужно обладать горячей любовью к людям, чтобы плакать как святой апостол Павел. Когда на пути своем в Иерусалим он остановился в Ефесе и призвал пресвитеров для прощания, то признался: Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20,31).

Известие о грехах ближних не вызывало  у праведников осуждение, но повергало их в скорбь. В «Древнем патерике» повествуется о том, как один из отцев, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: «сей ныне пал, а я – завтра».

Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928) советовал  тем, кому придет в голову осуждение, немедленно повторить слова из молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».

 

3. О грехах народа и даже человечества.

Святые печальники молятся обо всех людях. Они страдают, мучаются в своей святой душе, видя то, что творится в мире, они плачут над тем злом, которым полон весь мир, ибо «мир во зле лежит» (1 Ин. 5:19).

Они уподобляются Спасителю, который скорбел, увидев Иерусалим, потому что любил народ, живший в нем: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк.13. 34-35).

 

 

2. Скорбь об утраченном

 

Но только лишь плачущих о грехах, своих и чужих, называет блаженными Господь?

Вот как отвечает на этот вопрос святитель Григорий Нисский:

«… кажется мне, не хорошо ограничиться такою одною мыслию, будто бы словом сим уделяется блаженство одним плачущим о грехах….

Посему посмотрим сперва, что такое в человеческой жизни самый плачь, и отчего иногда бывает он?

Всякому явно, что …. плачь есть скорбное некое ощущение утраты...

Слово ублажает плачь, признавая его блаженным не потому, что таков он сам по себе, но потому, что от него происходите…

Почему блажени плачущии ныне? Потому что тии утешатся в бесконечные веки».

 

Святитель Григорий Нисский указывает на то, что смысл этой заповеди лучше всего истолковывается в притче о богаче и Лазаре:

«… чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16, 25).

Старец Паисий Афонский говорил, что у христиан за каждую болезнь, за каждую несправедливость, если они с терпением и доверием Богу принимают все это, на небе открыт счет, куда откладывается небесное вознаграждение. Бог как бы так говорит каждому человеку:

«Ты много маялся, мучился в этом мире? Я дам тебе самое блаженное место в Раю. Ты потерял зрение и всю жизнь прожил слепым? Я дам тебе самое светлое место в Раю. Ты родился инвалидом и уродом? Я дам тебе всю красоту горнего мира, красоту вечную, которую никто и никогда не отнимет у тебя. Ты был слабоумным? Я дам тебе все сокровища премудрости и ведения, и ты будешь знать то, чего не знают мудрецы и профессора мира сего и чего ни один человек никогда не предполагал знать».

Земная несправедливость, все земные страдания и горечь будут побеждены и исправлены в будущем веке, где каждый получит воздаяние от Бога, соответственно тому, как он прожил на земле .

 

Профессор В.П. Лопухин полагает, что Спаситель во второй заповеди блаженства обращается ко всем  людям, пребывающим в скорби, независимо от того, чем она вызвана: «Говорить, что здесь разумеется плач о грехах и т. п., значит опять удаляться в область отвлеченностей.

Согласно нашему объяснению, Христос, видя пред Собою нищих духом, может быть, видел и плачущих. Без сомнения, такие люди знакомы и каждому, даже обыкновенному проповеднику. Если же не было около Христа плачущих теперь, то Он мог видеть их раньше. Он их приветствовал во втором блаженстве, отчего бы ни зависел их плач....

Конечно, для всех плачущих самое естественное состояние в том, что они утешатся. Слово утешатся не вполне, впрочем, выражает мысль греческого слова παρακαλέω, которое означает собственно вызывать, призывать… увещевать, убеждать, просить о помощи и оказывать помощь…

Поэтому смысл рассматриваемого блаженства может быть таков: блаженны плачущие, ибо они получат помощь, от которой их слезы прекратятся…».

 

Для людей свойственно всеми силами избегать печали, скорби и боли. Идеал гедонизма (от лат. hedone - «наслаждение», «удовольствие») – «стремиться к удовольствию и избегать страдания». Но не напрасно этот мир зовется «долиной плача» (Пс. 83, 6).

Господь сказал Своим ученикам:  «отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк. 8,34). На этом крестном пути идущего ждут страдания и слезы. Но если человек  достойно пройдет его, то придет туда, где нет слез,  горя и тоски - в царствие Небесное.

 

Святитель Николай Сербский: «В эту жизнь ты послан не для того, чтобы иметь счастье, а для того, чтобы его заслужить» («Мысли о добре и зле»).

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «В раю люди не плакали. В царствии Божием люди плакать не будут, о чем можно догадаться из Откровения святого Иоанна Богослова:

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21,1-4).

Придет царство Божие, в котором Бог утрет всякую слезу, и не будет там места нашему горю. К этому вечному и безмерному счастью должны мы идти путем печали и слез, ибо христианская жизнь есть тяжелый крестный путь, полный страданий, орошаемый потоками слез. Если достойно пойдем этим путем, если будем омывать наши грехи наше недостоинство, то придем туда, где сияет вечный свет, где царит вечная радость, где нет никакого горя, никаких слез и тоски» («Блаженны плачущие!»).

Продолжение

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Виталий (22.10.2012) | Автор: Виталий Коваленко
Просмотров: 3400
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024