Сегодня: 24.11.2017, Пятница.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

"Блаженны плачущие...". Часть 2.

II. Умягчение сердца.

Способность плакать - естественная способность человека. Люди знают, что плач  приносит облегчение боли и уменьшение страданий,  отмечают его  удивительное свойство – очищать душу.

Царь Давид обращается к Творцу (Пс.41,4): «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?». 

В Евангелии от Луки (Лк. 7, 36-39) говорится о женщине, омывшей ноги Иисусу своими слезами и отиравшей их волосами своими. Это были слезы благоговения и слезы поклонения, слезы, текущие от благодарности в сердце.

Господь плакал у гроба Лазаря, потому что любил его (Ин. 11, 35). Мария Магдалина плакала об умершем Иисусе (Ин.20,11).

Однако есть и другие слезы -  слезы злобы, ненависти униженной гордости. Много слез проливается оттого, что остаются неудовлетворенными человеческие стремления к мирским благам, что остаются посрамленными наши желания, рушится план жизни, который мы начертали себе сами, по своей прихоти.

 

Святитель Николай Сербский:

«… не все слезы - евангельские слезы. Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном.

Евангельские слезы - это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца.

Евангельские слезы - это те слезы, что горюют о потерянном Рае.

Евангельские слезы - это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев.

Евангельские слезы - это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви»

 (Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств).

 

 

Есть люди вообще неспособные к плачу, у которых, как говорят, черствое, «каменное» сердце. Каковы причины такого состояния органа, которому в Священном Писании  отводится  центральное   место  в «восприятии духовных воздействий» (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О духе, душе и теле. Глава вторая. Сердце как орган высшего познания)?

 

Вот некоторые из них:

1. Высокомерие. 

У высокомерного человека нет слез. Он даже хвалится тем, что никогда не плачет и никогда не заплачет. Он не понимает, что это слабость, а не сила. На тончайшем слое пересохшей земли  зерно может прорасти. Но влага, в которой нуждается росток, таится в глубине. Нужна глубокая вспашка, чтобы влага вышла наверх. Так и гордое сердце должно испытать сильнейшее потрясение, переворачивающее душу, чтобы заплакать слезами покаяния.

Те, что никогда не плачут, никогда не почувствуют утешения. Слезы евангельские признак не слабости, но силы. «Слезы - елей очей», говорил Антоний Великий. Самые большие грешницы: Мария Египетская, Таисия и Пелагия омыли свои души слезами и стали святыми. Так было и с тысячами других.

2. Привязанность к  греху.

Вспомним, как Блаженный Августин обращался в молитвах Богу, повторяя: «Дай мне целомудрие и послушание, но не сейчас».

Пророк Иеремия (18,12): «Но они говорят: «не надейся, мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца».

3. Отчаяние.

Оно  заставляет замолчать голос надежды и ставит под сомнение милость Божью. Человек говорит: «Бог этого не может простить!». 

4. Беспечность. Некоторые  рассматривают жизнь как один сплошной праздник, и пока он продолжается, они ни о чем не хотят думать.

5. Тщеславие. Человек убеждает себя и всех, что он не так уж плох, что с ним все в порядке, что он гораздо лучше многих других людей. Он уподобляется фарисею из евангельской притчи (Лк.18, 9-14).

6. Самонадеянность. Человек рассуждает примерно так: «Я знаю, что грешен и даже вижу свои грехи. Но мои грехи не страшны, не смертельны, как у других людей. Я делаю много хорошего и Господь простит меня….».

7. Откладывание покаяния. В Послании Иакова (4, 14) сказано: «Вы ... пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Прежде чем откладывать что-то на завтра, следует подумать о том, а будет ли это «завтра»? Не откладывайте лечение на потом! Иначе можно оказаться в вечности без Бога.

 

Как узнать -  способны ли мы к плачу, ведущему к обетованному утешению? Попробуем честно ответить на вопросы, характеризующие отношение к собственным грехам:

1. Видите ли Вы свои  грехи либо оставляете их без внимания?

2. Находите ли Вы удовольствие в грехе?

3. Утешаете ли себя словами  – «Не согрешишь, не покаешься». 

4. Сожалеете ли Вы о том, что совершили грех?

5. Болит ли Ваше сердце при воспоминании о грехе?

6. Исповедуете ли Вы  свои грехи?

7. Испытываете ли  Вы  ли облегчение и утешение после искренней исповеди? 

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Опыт построения исповеди»:

«Давайте проверим свою совесть, свое сердце!

1. Плачем ли мы о том, что осквернили и непрестанно оскверняем в себе образ Божий грехами своими? Что мы ежедневно бросаем в грязь этот образ страстями житейскими, пристрастием к миру, неверием, гордостью, ненавистью, завистью, невоздержанием, пьянством и прочими страстями и через это крайне прогневляем своего Творца и раздражаем Его долготерпение!

2. Плачем ли мы о том, что только носим имя христианина, данное при крещении; не исполняем закон и живем как неверующие во Христа - прилепились к земле, не думаем о Небе, о тамошней жизни, не имеющей конца, о смерти, о неготовности нашей к страшному и праведному испытанию на всемирном Суде?

Мы беспечны в деле нашего спасения, какие там слезы - мы даже забываем совершенно обо всем этом!

3. Плачем ли мы о том, что сердце наше неустанно порывается делать все противное Господу? Сколько молимся, каемся, читаем, поем, сколько причащаемся Святых Животворящих Тайн, которые могут и каменное сердце претворить и сделать мягким, как воск, а не изменяемся по нерадению. И мы не плачем, что не приносим Богу плодов, плодов веры и любви, плода кротости и незлобия, плода воздержания, чистоты и целомудрия, плода милостыни и проч.

4. Плачем ли мы, когда:

а) ощущаем прилив к сердцу нечистых помыслов;

б) увлекаемся гордостью, злобой, завистью, жадностью, скупостью;

в) ко врагу своему чувствуем не любовь, а вражду;

г) увлекаемся страстью пьянства, сребролюбия и любостяжания;

д) смущаемся и увлекаемся противлением и непослушанием родителям, начальникам или к старшим»2-я заповедь блаженства»).

 

Как смягчить «черствое сердце»?

 

Помнить о Христе, страдавшем за всех людей, и просить Его помощи.  

«Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову»  (Пс. 115, 3-4):

Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Просили у Господа два возлюбленные Его уче­ника престолов славы - Он даровал им Чашу Свою (Мф. 20:23). Чаша Христова - страдания. Чаша Христова доставляет на земле причаст­никам своим участие в благодатном царстве Хри­стовом, приготовляет для них на Небе престолы вечной славы. Все мы безответны пред Чашею Христовою; никто не может жаловаться на нее, отказывать­ся от нее, потому что Заповедавший вкушение ее Сам прежде всех испил ее» (Аскетические опыты. Том 1. Чаша Христова).

 

Бороться с собственной гордыней.

Читая Священное Писание, думай о  том, почему плакал царь Давид: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» (Пс. 37,19), почему апостол Петр сказал Христу: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5,8), почему апостол Павел  называл себя величайшим грешником (1 Тим. 1:15).

Это поможет быть искренним, повторяя перед  причащением слова молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». 

Видя грех другого человека, постарайся не осуждать, но подумать: «А я ведь хуже, чем он».

 

Осторожнее относиться к смеху.

Спаситель прямо предупреждает: «Горе вам, смеющиеся (греч. гелонтэс,  от гэла - смеяться, веселиться, ликовать, насмехаться) ныне! Ибо восплачете (греч. пенфисэтэ) и возрыдаете (греч. клаусэтэ, от клэо – рыдать, оплакивать)» (Лк. 6,25).

Апостол Павел пишет христианам Ефеса: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство (греч. эутрапелия  - балагурство, шутовство, веселая болтовня) не приличны» (Ефес. 5,4).

 

Вместе с тем, Священное Писание  не воспрещает радость и смех.

«Время плакать (евр. bakah, греч. клаусэ) , и время смеяться (евр. sachaq,  греч. гэласэ (Еккл.3,4).

Апостол Павел пишет: «Радуйтесь (хэрин) с радующимися (хэронтон) и плачьте (клэин) с плачущими (клэонтон)» (Рим.12,15) .

В изложении апостола Луки заповедь о плачущих звучит следующим образом:  «Блаженны плачущие (клэонтэс ) ныне, ибо воссмеетесь (гэласэтэ)» (Лук.6, 21)

 

«Все свойства нашей природы имеют начало в нашей сотворенности, а следовательно - в замысле о нас Творцом Богом. И смех восходит к этому изначальному замыслу, но не является им. Причастный смерти и греху, человек раздвоен, искажен. Пребывающий между добром и злом, он двоится и в своих проявлениях, качествах и свойствах.

Это особенно очевидно на примере смеха. Мы будем говорить об этом подробнее ниже. Пока же важно отметить следующее: смех нам присущ, мы «люди смеющиеся», но что такое есть смех, можно примерно уяснить, рассмотрев все уровни этого явления смеха от низшего, падшего, демонического, до высокого, святого и благодатного».

(Иеромонах Серафим (Параманов. О смехе и веселии).  

 

Архиепископ Иоанн (Шаховской):

«Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех - несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех - грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица.

Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете (см.: Лк 6, 25). Заплачете! Потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему можно приложить, но к тому, что достойно муки.

Благостная улыбка есть зеркало найденной гармонии. Святые улыбаются, не смеясь. Смех как полнота чистой радости есть состояние будущего века. «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6, 21)Аскетический опыт осветления и преображения человека советует даже улыбаться, не открывая зубов (лучше немного меньше радости, чем хотя бы самая мимолетная нечистота в ней!).

Анекдотический смех, которым смеются в кинематографах, театрах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим, над совестью его и над грехами, для увеселения и для забвения печали, без смысла и тщеславно смеша других, все это - болезнь духаМожно сказать даже точнее: это - симптом болезни духа.

В мире духов живут нечистые духи; они видны бывают на лицах, закатывающихся смехом... Ангельская радость озаряет лицо улыбкой.

Добрым смехом бесшумно развеять можно скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже - убийства... Хорошим смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.

Едкий смех - не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это - пародия на евангельскую соль мудрости. Пародия, искривляющаяся в улыбке.

Острота слова всегда взрезывает душу. Но острота, будучи даже одинаковой у двух ножей - хирургического и разбойничьего, производит совсем разное действие. Одна, взрезывая, пропускает свет небесный и теплоту Духа или вырезает гноение, обрезает мертвость; другая - безблагодатная острота - режет, кромсает душу и часто убивает.

Остры только святые, и только святое остро. Грязные же духи пародируют остроту, и много людей в мире изощряется в высказывании себя чрез эти остроты.

Предел духовной нечистоты смеха - гомерический хохот, гоготание... Такой смех настигает людей недалеко от обильных трапез.

Блюдущий себя, благоговеинствующий пред тайной своей жизнибудет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Богом. Все будет у него - помощью невидимых хранителей его - чисто и ясно.

Святые светили миру и плачем своим, и улыбкой. Как дети. Ибо только у детей и у подлинно верующих во Христа людей есть чистота жизни, видимая телесными глазами, даже в чертах лица.

Просто и чисто все у детей, еще не коснувшихся тленного духа. Смерть еще не выявилась в усмешке их смертной природы, им дана весна жизни, как начаток и как воспоминание рая; и вот, они чисто смотрят, чисто смеются, нелукаво говорят, легко плачут, легко забывают свой плач...

«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф 18, 3)... Ясно - почему.

Высшая похвала человеку - сказать: «У него детский смех»... смех непорочный, близкий к райской гармонии»

(Апокалипсис мелкого греха. О смехе).

 

***

В качестве выводов по лекции хочется привести слова святителя Николая Сербского: «Вторую заповедь блаженства сравнивают со вторым этажом возводимого здания. Первый этаж не радует глаз своей красотой, как и железо не слишком привлекает взоры, однако он крепок и надежен, как и железо. Он  больше в земле, чем над землей, он почти незаметен, как и всякий фундамент. Смирение не относится к блистающим добродетелям. Первый этаж весь сложен из мыслей о своем личном ничтожестве и из ощущений своей немощи и ничтожности.

Второй этаж - весь из слез. Слезы - чудесный материал! Такой нежный, но какой надежный! Он переливается, как камень опал. И действительно, весь второй этаж, этаж из слез, выглядит, будто выстроен из драгоценного камня опала...

Человек, перед тобой есть выбор лишь между плачем и плачем, но не между плачем и не плачем. Или ты будешь плакать отчаянно и безнадежно перед слепой и глухой пропастью небытия,  или перед живым Утешителем. Если будешь плакать перед живым Утешителем, получишь утешение. Сам Господь явится тебе, как утешение твое. И в тиши твоей утешившейся души Он Сам будет дальше созидать твою райскую пирамиду»

(Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств).

 

 

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Виталий (22.10.2012) | Автор: Виталий Коваленко
Просмотров: 671
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017