ПСИХОЛОГИЯ. Лекция 1-1. Понятия "Дух", "Душа" и "Тело" по творениям свт. Феофана.
Тело наше состоит из разных органов, из коих каждый совершает свое отправление, существенно необходимое для жизни телесной.
Главных органов три:
1) желудок с легкими, сердцем, артериями и венами, лимфатическими
сосудами и множеством других сосудов, сосудцев и желез, служащих для
разных отделений из крови и соков тела; отправление всех их - питание
тела, или плототворение;
2) система мускулов и костей, отправление коих есть движение внутри и вовне;
3) система нервов, центр коих - голова, спинной мозг и система
ганглий - где-то под брюшною и грудною преградою, а разветвления
проникают все тело; отправление ее - чувствительность.
Когда ход этих отправлений и взаимное их отношение в порядке, тело
здорово и жизнь - вне опасности; а когда этот порядок нарушается, тело
заболевает и жизнь в опасности. Каждое отправление имеет свою
потребность, которая дает себя живо чувствовать живущему, требуя
удовлетворения. Потребности желудочной, или питательной и плототворной,
части суть пища, питие, воздух, сон; потребность мускульно-костяной
части есть потребность напрягать мускулы, которую всякий чувствует,
долго засидевшись, и прямо потребность движения, заставляющая ходить,
гулять, работать что-нибудь; потребность нервной части - приятное
раздражение нервов всего тела, как мерность тепла и холода и подобное, и
особенно приятное раздражение пяти наших чувств, в которых нервная
система вышла наружу для общения с внешним миром.
Все это, как видите, телесно - душе какое бы до всего этого дело. Но
как она, по теснейшему сочетанию с телом, приняла его в свою личность,
то своими считает и все потребности телесные. Оттого говорим: я хочу
есть, пить, спать, хочу ходить, гулять, работать, хочу видеть разноцвет,
слышать разноголосие, обонять разноухания и прочее. Усвоив себе все
потребности телесные, душа своим делом считает и удовлетворение их и
хлопочет о пище, питии, сне, одежде, крове и о всем прочем, всячески
желая добиться того, чтоб тело было покойно и не тревожило ее своими
докучливыми требованиями. Это отношение души к телу, которое она держит
не учась, а сама со¬бою, по внутреннему некоему понуждению,
обнаруживается в ней вроде некоего инстинкта — животолюбием, телолюбием,
желанием покоить тело и доставать все для того потребное.
Совокупность всего этого и есть телесная сторона человеческой жизни.
Но не все здесь одинаково телесно, или плотяно и чувственно. Крепко
плотяна только питательная часть, но и она облагораживается
приспособлением ее удовлетворения к потребностям и целям собственно
душевным. Органы же движения и чувства служат более нуждам души, чем
тела. А один орган, стоящий будто вне системы прочих органов, именно
орган слова, исключительно есть орган души, назначенный для служения ей
одной.
Телесная, плотская, чувственная- неодобрительная в нравственном
отношении - жизнь есть та, когда человек, увлекаясь крайне животолюбием и
телолюбием, поставляет главною для себя целью и заботою покой тела, или
всестороннее удовлетворение потребностей лишь телесных с забвением о
душе и тем паче о духе. При этом каждая телесная потребность,
естественно-простая, распложается во множество прививных потребностей
чрез привычку и пристрастие к разным способам ее удовлетворения.
Возьмите пищу, или питие, или одежду. Что, кажется, проще всего сюда
относящегося? А между тем сколько потребностей неотлучных: хоть умри, да
подай! Оттого видим, что иные минуты не имеют свободной, бегая за
нужным для удовлетворения их, при всем том, что десятки других лиц
заняты для них тем же. У таких неизбежно должны голодать душа и дух,
если они еще не совсем заглушены, забиты и погружены в чувственность.
Распределим действия души на три разряда - мыслей, желаний и чувств,
назвав каждый особою стороною души - мыслительною, желательною и
чувствующею. Возьмем это разделение и начнем обозревать каждую сторону.
Сторона мыслительная. Если внутри нас видится смятение, то оно
наибольший простор имеет в мыслях, желания же и чувства мятутся уже под
действием мыслей. Но в разряде мыслей не все есть беспорядочное
движение; есть в среде их ряд серьезных занятий. Они-то, собственно, и
составляют настоящее дело жизни душевной со стороны мыслей. Вот эти
занятия:
1. Как только заметили Вы что-либо вовне посредством своих чувств или
выслушали рассказ других о том, что они заметили своими чувствами,
тотчас все то воображение воображает и память запоминает; и в душу
ничто не может войти помимо воображения и памяти. Затем и последующая
деятельность мыслительная опирается на воображении и памяти. Чего не
сохранила память, того не вообразишь, о том и думать не станешь. Бывает,
что мысли прямо рождаются из души, но и они тотчас облекаются в образ.
Так что мыслительная сторона души вся есть образная.
2. Но воображение и память добывают и хранят только материал для мыслей.
Само движение мыслей исходит из души и ведется по законам ее.
Припомните, как Ваш меньшой брат, увидев какую-либо новую вещь, тотчас
обращался к Вам или другим с вопросами: «А что это? А кто это сделал? А
из чего это?» - и не успокаивался, пока не решат ему всех этих вопросов и
не удовлетворят его. Мыслительность души начинается именно с
порождением сих вопросов и рождает мысли в ответ на них или принимает
готовые уже об этом мысли от других. Воображение и память не мыслят. Они
- чернорабочие силы, подъяремные. Способность души, из которой исходят
такие вопросы и которою доискиваются и порождаются мысли в ответ на
них, называется рассудком, которого дело рассуждать, обдумывать и
находить требуемые решения. Понаблюдайте за собою - и найдете, что
ничего у Вас не делается без обдумывания и соображения. Всякую малость
приходится обсуждать. Как бы мгновенно это ни делалось, повсюду входит
соображение и идет по означенным прежде вопросам.
3. Когда Вы обдумываете, то тут нет еще определенной мысли. Мысль
определенная установляется, когда найдете решение какого-либо из
вопросов. Рассудок Ваш все роется, ища, что такое есть какая-либо вещь,
откуда она и для чего она и прочее. Когда же найдете сами такое решение
или, выслушав его от других, согласитесь с ним, обыкновенно говорите:
«Теперь понимаю, толковать больше нечего, дело решенное». Это решение
дает покой Вашей мыслительности относительно занимавшего Вас предмета.
Тогда рассудок Ваш обращается к другим предметам, а сложившаяся мысль
сдается в архив душевный - память, откуда по требованию нужды берется
как пособие к решению других вопросов, как средство к слаганию других
мыслей. Совокупность всех сложившихся таким образом понятий составляет
образ Ваших мыслей, который Вы и обнаруживаете при всяком случае в речах
своих. Это есть область Вашего знания, добытого Вами трудом мысленным.
Чем больше у Вас решено вопросов, тем больше определенных мыслей или
понятий о вещах; чем больше таких понятий, тем шире круг Вашего знания.
Таким образом, как видите, выше памяти и воображения у Вас стоит
рассудок, который своим мыслительным трудом добывает для Вас
определенные о ве¬щах понятия или познания.
Не на всякий вопрос удается нам добыть определенный ответ. Большая
часть их остается нерешенными. Думают-думают, и ничего определенного не
придумают. Почему говорят: может быть, так, а может быть, этак. Это дает
мнения и предположения, которых в общей сложности у нас не больше ли,
чем сколько есть определившихся познаний.
Когда кто, обсуждая известный класс предметов, добудет сам и от
других позаимствует так много определенных о них мыслей и понятий, а
нерешенное в них успеет дополнить таки¬ми удачными мнениями и
предположениями, что может счесть этот круг предметов достаточно
познанным и уясненным, тог¬да приводит все добытое в порядок, излагает в
связи и последовательности и дает нам науку о тех предметах. Наука -
венец мыслительной работы рассудка.
Все это я рассказываю Вам затем, чтобы яснее Вам было, в чем должна
бы состоять естественная, законная деятельность нашей мыслительной силы.
Ей следовало бы трудолюбно обсуждать незнаемое еще, чтобы познать то.
Научниками быть дано очень немногим, не всем можно и проходить науки, но
обсуждать окружающие нас вещи, чтоб добыть определенные о них понятия,
всем и можно, и должно. Вот этим и следовало быть у всех занятою
мыслительной силе. Сколько она добудет- это судя по своей крепости, но
она должна быть всегда занята серьезным делом обдумывания и обсуждения
действительностей. Между тем что видим в нашей мысленной области?
Непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной
цели и порядка. Помышления за помышлением восстают и то идут в ряд, то
поперечат друг другу, то забегают вперед, то возвращаются назад, то
отбегают в сторону, ни на чем не останавливаясь. Это не рассуждение, а
блуждание и рассеяние мыслей; следовательно, состояние, совсем
противоположное тому, чем бы следовало являться нашей мыслительной
силе, - болезнь ее, столь внедренная в нее и общая всем, что вы ни
одного не найдете человека, который бы мог постоянно вести серьезный
труд мышления, не подвергаясь рассеянию и блужданию мыслей, отрывающих
его от дела и увлекающих в разные стороны. Часто мы задумываемся. Что
это за состояние? Вот что: мысль сходит в архив памяти и помощию
воображения перебирает там весь собравшийся хлам, переходя от истории к
истории по известным законам сцепления представлений, приплетая к
бывалому небывалое, а нередко даже невозможное, пока не придет в себя и
не возвратится к действительности окружающей. Говорят: углубился.
Углубился, но в пустоту, а не в серьезное обсуждение дела. Это есть то
же, что сонное мечтание, - праздномыслие и пустомыслие. Понаблюдайте за
собою - и увидите, что большая часть времени проходит у нас именно в
таком пустомыслии и блуждании мыслей. Иной день (и не больше ли таких)
ни одной серьезной мысли не вспадет на ум. Прошу обратить на это
внимание и заняться решением вопроса: пристало ли так действовать
разумной твари? А я между тем обращусь к другим разрядам душевной
деятельности.