Сегодня: 23.09.2017, Суббота.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Риторика

Лекция 3. Риторический канон и его составляющие. I этап: изобретение.

Лекция № 3.

Общая риторика

Переходим к рассмотрению риторического канона.

Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?

Ещё древние риторы задумывались над этим. Они изучили путь превращения мысли в слово, описали его и предписали правила этого превращения. Поскольку этот путь был выработан в античный период, который считается классическим для развития риторики, его назвали классическим риторическим каноном (в переводе с греческого «канон» – образец, правило, норма).

 

Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов:

 

I этапинве́нция (лат. – invention – изобретение) –  изобретение  содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

 

II этапдиспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

 

III  этапэлоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

 

IV этапмемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

 

V этапа́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

 

Тема № 1. Изобретение

Изобретением называется создание содержания высказывания. Создать содержание высказывания значит ясно и четко определить: что, кому, с какой целью, каким образом, в какой форме, при каких обстоятельствах надлежит сообщить и о чем следует умолчать.

Изобретение является важнейшей частью риторики. Приступить к публичной речи, не обдумав предварительно ее содержание - значит в лучшем случае пустословить, но обычно безответственные, бессодержательные и бесцельные высказывания влекут за собой отрицательные последствия. И чем совершеннее по форме оказываются такие необдуманные речи, тем больший вред они наносят.

Изобретение включает: 1) анализ проблемной ситуации, определение предмета речи и создание темы высказывания; 2) развертывание темы, нахождение, отбор и согласование аргументов.

Анализ проблемной ситуации, нахождение и формулировка темы

Цель риторического высказывания - решение проблемы, значимой для аудитории. Ритор не выдумывает проблемы, но разрешает реальные жизненные задачи. Чтобы принятое решение было правильным и действенным, вносимые ритором предложения должны быть обоснованы, поняты, оценены и сознательно приняты аудиторией, а не навязаны ей. Поэтому положения, которые содержатся в риторическом высказывании, подлежат обсуждению. «Мы совещаемся, - указывает Аристотель, - относительно того, что, по-видимому, допускает возможность двоякого решения». Проблемная ситуация, с анализа которой начинается изобретение, включает: 1) аудиторию; 2) проблему и предмет речи, которые подлежат обсуждению; 3) самого ритора с его знаниями, способностями, опытом и риторической подготовкой.

Аудитория - совокупность лиц, к которым обращается ритор. Аудитория представляет собой не случайное стечение людей, но их объединение на основе общих целей и интересов. В зависимости от объема и уместных средств общения (устного, письменного, печатного, электронного) аудитории подразделяются на сосредоточенные ораторские (малые, средние, большие) и рассредоточенные - аудитории письменной и печатной речи, сложные образования с точки зрения содержания речи и соотношения видов и форм  словесности.

К малым относятся аудитории, в которых возможен непосредственный диалог. Особенности работы в малых аудиториях состоят в том, что каждый участник общения легко включается в речь. Поэтому малые аудитории используются для обучения, собеседований, совещаний. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых аудиториях. Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическая речь содержит импровизацию.

К средним относятся аудитории, в которых ритор может создавать границу между ним и слушающими. Для ритора средняя аудитория наиболее благоприятна, потому что легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взглядом и жестом. Непосредственный диалог в средних аудиториях затруднен, поэтому для организации диалогической речи они членятся на группы по несколько человек.

Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для преподавания и проповеди, в которых сочетаются монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи. Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную подготовку.

К большим относятся аудитории  до нескольких сот и даже тысяч человек. Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное напряжение голоса, как и использование аппаратуры, стесняет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны.

Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому  выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или порицания.

Рассредоточенные аудитории представляют собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной (компьютерной) передачи информации.  Общение с такого рода аудиторией не будет являться главной составляющей нашей непосредственной миссионерской деятельности, но тем не менее навык работы и с такой аудиторией должен быть также присущ миссионерам.

Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Задача ритора состоит в том, чтобы усмотреть существующую проблему, выделить ее, оценить ее значение, но ни в коем случае не создавать проблему там, где ее нет. Существенной особенностью проблемы как объекта риторического высказывания является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Аудитория должна быть заинтересована в проблеме, способна и готова к ее решению. Поэтому главная задача ритора состоит в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь ее решения, побудить аудиторию к действию.

Статус проблемы представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию.

Если проблема заключается в самом факте и рассматривается круг вопросов о том, что именно произошло, то мы имеем дело со статусом установления  - обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный факт. Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем дело со статусом определения. Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорным является смысл, квалификация факта - неясно, какое конкретно решение следует принять, то мы имеем дело со статусом оценки.

Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным. Очевидно, например, к чему может привести обсуждение вины человека, если не установлено, совершил ли он в действительности поступок, который ему приписывают.

Правило последовательности мысли относится к любой проблеме: например, о том, что в воспитании самое трудное  дело - направление свободы воли, можно говорить только в том случае, если не нужно доказывать, что свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать. Если же аудитория сомневается в этом, то очевидно, что обсуждение темы придется начать с вопросов о необходимости воспитания (статус определения) или о наличии у человека свободы воли (статус установления).

Предмет высказывания - мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным.

Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. В данном случае предметом речи является «направление свободы человеческой», но ритор мог избрать и иной предмет речи для решения стоявших перед его аудиторией проблем.

Предмет высказывания определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. Предмет речи определяется таким образом, чтобы он мог быть значимым и актуальным.

Темой высказывания называется главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением («В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой»).

Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит одну и только одну тему, из которой развертывается все ее содержание. В свою очередь, тема представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения и потому имеющая в качестве предмета речи одно понятие или образ.

Правильно сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям.

1.   Тема представляет собой по возможности простое и завершенное предложение.

2.   Тема  должна быть краткой и легко воспроизводимой.

3.   Тема должна быть понятной как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке темы следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением.

4.   Тема должна быть приемлемой для аудитории. Поэтому при ее формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов.

5.   Тема должна быть интересной и актуальной. Поэтому ритор, формулируя тему, стремится привлечь к ней внимание и интерес аудитории.

6.   Формулировка темы должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны и мало кому интересны.


Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Риторика | Добавил: о_Евгений (29.11.2010) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 41821
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017