Лекция № 11
ЛОГИЧЕСКИЙ ТАКТ И МАНЕРА СПОРИТЬ
По отношению к доводам противника людям, желающим
преуспеть в спорах, следует избегать двух крайностей: 1) не должно
упорствовать, когда или довод противника очевиден, или очевидно правильно
доказан; 2) не должно слишком легко соглашаться с доводом противника, если
довод этот покажется ему правильным.
Упорствовать, если довод противника сразу очевиден
или доказан с несомненной очевидностью, неумно и вредно для спорящего. Это
ведёт только на путь софизмов - если нельзя выйти из затруднительной ситуации
честно и достойно, то для этого пытаются применить нечестные уловки. Иногда для
слушателя или для читателя они проходят незаметно, особенно если спорящий
пользуется авторитетом. Но в глазах оппонента и лиц, понимающих суть дела, это
не придаёт уважения человеку, пытающегося к таким уловкам прибегнуть. Ясно, что
человек не имеет достаточно мужества и честности, а также и любви к истине,
чтобы сознаться в ошибке. К сожалению, такое упорство встречается даже и в
научных спорах. В спорах общественных, политических и тому подобных, где
необходимо считаться с психологией народных масс и нечестными приёмами
некоторых оппонентов, считают иногда необходимым не признавать открыто своей
ошибки, по крайней мере, до истечения известного времени, когда острота вопроса
упадёт. Иногда даже с точки зрения тактики выгодно сразу прямо, открыто и
честно признать свою ошибку: это может поднять уважение и доверие к
поступающему таким образом. Смелое и открытое, сделанное с достоинством
сознание ошибки невольно внушает уважение. Надо помнить и то, что, раз ошибку
заметили, её уже не скроешь: оппонент, вероятнее всего, сумеет использовать её
во всём объёме и в своих интересах.
Довольно часто приходится наблюдать случаи излишнего
упорства и в частных обычных спорах. Оно порой доходит здесь до того, что
переходит в так называемое «ослиное упорство» и становится просто смешным.
Защитник своей ошибки начинает громоздить в её пользу такие невероятные доводы,
такие софизмы, что слушатель спора иногда просто только рукой махнет. Особенно
случается это с юными самолюбивыми спорщиками.
Однако, если спор важен и серьёзен, ошибочно и
принимать доводы противника без самой бдительной осторожности. Здесь, как и во
многих других серьёзных случаях, надо, как гласит одна старая русская
поговорка, «семь раз примерить и один отрезать». Нередко бывает и так, что
довод противника покажется нам с первого раза очень убедительным и неопровержимым,
но потом, поразмыслив как следует, мы убеждаемся, что он произволен или даже
ложен.
Иногда осознание этого приходит ещё в споре. Но
довод уже принят, и приходится, что называется, «брать согласие на него обратно» - что всегда
производит неблагоприятное впечатление на слушателей и может быть использовано
во вред нам, особенно нечестным и наглым оппонентом. Если же мы убедимся, что
приняли «фальшивую бумажку за настоящую», когда исправить ошибку совершенно
невозможно, остаётся только запомнить это и облечь в форму опыта, который порой
«дороже денег». Зато наперёд мы будем осторожнее принимать чужие доводы. И чем
важнее, серьезнее спор, тем должна быть выше наша осторожность и
требовательность для согласия с доводами противника (при прочих равных условиях).
Мерила этой требовательности и осторожности для
каждого отдельного случая - здравый смысл
и особый логический такт. Они
помогают решить, очевидно ли данный довод достоверен и не требует дальнейшей
проверки или же лучше подождать с согласием на него; достаточен ли он при данном
споре или недостаточен. Если довод кажется нам убедительным, мы не можем найти
против него возражений, но осторожность всё-таки требует отложить согласие с
ним и прежде поразмыслить о нём получше, то мы обычно прибегаем к трём
способам, чтобы выйти из затруднения. Самый прямой и честный - условное принятие довода. «Принимаю ваш
довод условно. Допустим пока, что он истинен. Как из него следует ваш тезис?».
Или «какие ещё доводы вы хотите привести?» и т. п. При таком условном
доводе и тезис может быть доказан только условно: если истинен этот довод, то
истинен и тезис. Но самый употребительный прием - другой: объявление довода произвольным. Мы требуем доказательств его от
противника, несмотря на то, что довод и кажется нам достоверным.
Наконец, очень часто пускаются в ход разные уловки,
начиная с позволительных, вроде обычного оттягивания ответа на довод (в
надежде, что придёт в голову возражение против него или же мы окончательно
уверимся в его истинности), кончая разными непозволительными уловками, о
которых речь будет дальше.
Большое, нередко огромное значение в споре имеет
манера спорить. Здесь тоже существует множество различных разновидностей и оттенков.
Одни споры ведутся по-джентльменски, по-рыцарски; другие - по принципу: «на
войне — как на войне». Третьи - просто «по-хамски». Джентльменский спор - самая
высокая форма спора. В таком споре никаких непозволительных уловок не допускается.
Спорящий относится к оппоненту и его мнениям с уважением, никогда не спускаясь
до высмеивания, пренебрежительного тона, насмешек, грубостей или неуместных
острот. Он не только не пытается исказить доводы противника или придать им
более слабую форму, но, наоборот, - старается оценить их во всей их силе,
отдать должное той доле истины, которая в них может заключаться, быть
справедливым к ним и беспристрастным. Иногда даже он сам от себя углубляет
доводы противника, если противник упустил в них какую-нибудь важную, выгодную
для него сторону. Тем большее его внимание могут привлечь возражения против
этих доводов. В высших формах спора - в споре для исследования истины и
некоторых случаях спора для убеждения - эта манера спорить чрезвычайно
способствует достижению задачи спора. Для неё требуется ум, такт и душевное
равновесие.
Но во многих «боевых» спорах, спорах с софистами,
которые не стесняются в приёмах, эта манера спорить не всегда приемлема. Как не
всегда приемлемо «рыцарство» на войне: иной раз приходится жертвовать им для
самозащиты, для высших интересов, если противник, пользуясь нашим «рыцарством»,
сам не стесняется ни в каких приёмах. Тут поневоле приходится применяться к
требованиям практики - позволительны и меткая, убийственная острота, и разные
уловки, чтобы избежать уловок противника, и тому подобное. Но и здесь есть
черта, за которую честный в споре человек никогда не перейдёт. За этой чертой
начинаются уже «хамские» приёмы спора.
«Хамский спор», прежде всего, отличается открытым
неуважением или пренебрежением к мнениям оппонента. Если спорящий допускает
грубые уловки, вроде «срывания спора» или «палочных доводов» (об этом речь
пойдёт ниже), если он допускает пренебрежительный или презрительный тон, хохот,
глумление над доводами противника; если он унижается до грубых слов, близких к
брани, насмешливо переглядывается со слушателями, подмигивает им и т. д.
и т. п. - то это всё особенности той манеры спорить, которую нельзя
не назвать «хамской». И чем больше проявляется при этом апломба и наглости, тем
элемент «хамства» ярче и отвратительнее. Спорить с противником, который
придерживается этой манеры спора, без необходимости не следует.
Из других подобных видов манеры спорить следует,
пожалуй, отметить также нежелательную «чичиковскую» манеру, при которой
получается только видимость спора; по крайней мере, серьёзный спор в такой
манере невозможен. Чичиков, как известно, «если и
спорил, то как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а
между тем приятно спорил». «Чтобы ещё более
согласить своих противников, он всякий раз подносил им свою серебряную с
финифтью табакерку, на дне которой лежали две фиалки, положенные туда для
запаха». Эти споры «с фиалками» - на любителя. Они к месту разве в
гостиных, где больше приветствуется пустословие, нежели серьёзный спор.
Огромнейшее значение для манеры спора имеют умение
владеть собой и особенности темперамента. Чрезвычайно важно, спорим ли мы
спокойно, хладнокровно или возбужденно, взволнованно, яростно. Здесь в виде
правила можно сказать: при прочих
условиях, приблизительно равных, всегда и неизменно одолевает более
хладнокровный спорщик. У него огромное преимущество: мысль его спокойна,
ясна, работает с обычной силой. Если есть относительно лёгкое возбуждение
борьбы, некоторый эмоциональный подъём, усиливающий работу мышления, тем,
конечно, лучше; они не мешают хладнокровию спора. Но чуть появляется
возбуждённость, тут человек начинает уже волноваться и горячиться. Его
умственная работа сейчас же ослабевает, и чем он возбужденнее, тем её результаты,
в общем и целом, хуже. Такой человек не может вполне владеть ни своими силами,
ни запасом своих знаний.
Мало того, спокойствие спорящего, если оно не
подчеркивается намеренно, часто действует благотворно и на горячего противника,
и спор может получить более правильный вид. Наоборот, горячность и раздражение стремятся
тоже передаться оппоненту. Спокойная, уверенная и рассудительная аргументация
нередко действует удивительно убеждающе. Рассудительный, спокойно-уверенный тон
действует приятно на разгорячённые умы, как холодный душ на разгорячённое тело,
и импонирует слушателям. Если человек при этом достаточно умён и умеет
говорить, то успех его почти несомненен. Уверенное спокойствие в таких случаях
огромная сила. Вообще, хороший спор требует прежде всего спокойствия и
выдержки. Горячий спорщик, постоянно впадающий в возбуждённое состояние,
никогда не будет мастером устного спора; каким бы знанием теории спора и логики
ни обладал, как бы остр ум его при этом ни был.
Но и здесь, конечно, надо избегать крайностей.
Спокойствие не должно переходить в вялость и в квёлость. Не должно применять и
того утрированного, преувеличенного спокойствия и хладнокровия, какое многие
применяют, когда противник особенно горячится. Сознание, что это подчёркнутое»
хладнокровие подливает только масло в огонь, иногда заставляет ещё более подчёркивать
его. В споре для убеждения - это непростительный промах: ввести в раздражение не
значит способствовать убеждению.
Скачать этот материал: |
| Архив: *.rar |
Документ: *.doc |
Категория: Риторика | Добавил: о_Евгений (21.09.2011)
| Автор: о_Евгений
|
Просмотров: 2184
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|