Сегодня: 24.07.2017, Понедельник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Риторика

Лекция 5. Изложение - основной элемент расположения.

Лекция № 5.

Изложение – основной элемент расположения

 

Изложение - часть высказывания, назначение которой состоит в представлении фактического материала. Самыми сильными доводами, как известно, являются факты («факты – вещь упрямая»), поэтому изложение занимает особое место в  композиции произведения.

Главное правило расположения изложений состоит в том, что чем более значительными и неоспоримыми представляются факты, тем ближе к началу речи  помещается изложение. Если же излагаемые факты подлежат обсуждению с точки зрения их значимости или достоверности, то и само изложение помещается ближе к концу высказывания.

Строение изложения весьма сложно. Во-первых, изложение строится в формах повествования, описания и объяснения. Во-вторых, последовательность изложения отражает структуру индуктивного (индукция - метод мышления, при котором из частных суждений выводится общее) или дедуктивного (дедукция - метод мышления, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих) умозаключения, причем оба способа могут сочетаться. В-третьих, в построении изложения особую роль играет выбор слов и речевых приемов, отражающих отношение говорящего к сообщаемым фактам.

Повествование - словесное изображение последовательности взаимосвязанных событий, составляющих конкретный факт.

Предмет повествования - действие, поэтому обозначение действия является смысловой основой повествования.

Повествование строится от первого или не-первого лица - в нём выражается отношение говорящего к предмету речи. Существует общая конструкция повествовательного текста, называемая сюжетом, которая образует его смысловую цельность и завершённость.

Повествование есть «рассказ о событиях в последовательном порядке»: факт, о котором повествуется, раскладывается в последовательную цепочку отдельных «атомарных» событий. Такая цепочка выделенных и изображаемых событий называется фабулой. Но факт не сводится к фабуле. Из фабулы, как из строительного материала, воздвигается здание сюжета, который представляет собой  оценку и распределение фабульных событий с точки зрения их значения для внутреннего единства и осмысления факта, о котором идёт речь в повествовании. Элементы сюжета: экспозиция (представление действующих лиц, проблемы и исходной ситуации), завязка (образование проблемы), нарастание действия (столкновение позиций и усиление напряжения), кульминация (момент максимальной напряженности), развязка или кризис (разрешение проблемы). По наличию этих элементов в тексте всегда можно определить, завершено повествование или нет.

Составляя повествование, автор движется от факта к сюжету, а от сюжета - к фабуле, разрабатывая фактический материал и организуя его систематическое и последовательное представление.

Описание - словесное изображение предмета мысли. Предмет описания обозначается именем и предстаёт как индивидуальный цельный завершённый образ, который проявляется в признаках, выделяющих и обособляющих изображаемый предмет и  делающих его сопоставимым с другими подобными.

Описание может строиться или от частного - последовательного представления частей предмета, к общему - единому образу или назначению предмета, или от общего к частному, то есть от единого образа, который предстаёт как характеристика или определение, к его частям.

При построении описания изображаемый предмет должен представляться органично и правдоподобно.

Органичность - соответствие описания восприятию изображаемого предмета.

Правдоподобие - соответствие описания опыту читателя, которое позволяет воспринимать описываемый предмет как действительно существующий или возможный.

Кроме органичности и правдоподобия, хорошее описание отличается интересом и информативностью.

Интерес создаётся в основном движением мысли от известного к такому неизвестному, которое представляется ценным получателю речи.

Информативность - новый взгляд на известный предмет, открывающий в нём нечто значительное. Основными приёмами создания информативности описания являются изменение плана и перспективы. Представление новизны возникает обычно не от предмета описания как такового, но от оригинального взгляда на предмет.

Построение описания.

В первую очередь нужно максимально ясно и отчётливо  представить в зрительном воображении предмет описания как целое на фоне окружения, переходя затем к воображению его частей.

Затем определяется содержание описания - рассматриваются внешние и внутренние характеристики предмета: место, положение, состояние, действие, порядок, части предмета в отношении к целому и отбираются наиболее важные части с точки зрения задачи описания. Для характеристики предмета находятся его отличительные и переменные признаки, которые отражают индивидуальные свойства данного предмета, его качественные и количественные  особенности.

Далее подбираются словесные характеристики элементов описания, при этом основное внимание уделяется эпитетам и общим обозначениям действий и состояний. Эпитеты должны создавать максимально конкретный чувственный,  в первую очередь зрительный,  воспроизводимый воображением образ предмета.

Порядок рассматривания предмета в воображении играет важную роль в описании: воображаемый предмет движется относительно зрителя (или зритель относительно  предмета) таким образом, в таком плане и в таком темпе, что видно осмысленное строение и соотношение  частей предмета, и это движение отображается словом.

Рассмотрим пример описания:

НАЛИМ - это единственный пресноводный представитель целого отдела рыб - безколючих, к которому относятся треска, навага и другое семейство - камбалы. Из последних, впрочем, один вид, Platessa flesus - камбала, встречается и в Ладожском озере, входит в устья Невы и других рек, а в Северной Двине и в Висле поднимается, по-видимому, очень высоко.

По своему наружному виду налим имеет некоторое, хотя и довольно отдаленное, сходство с сомом. Голова у него очень широкая, сильно приплющена, как у лягушки, на подбородке находится небольшой усик; глаза малые, пасть широкая, усаженная очень мелкими многочисленными зубками, вроде щетки, и верхняя челюсть несколько длиннее нижней. Грудные плавники короткие; два первых луча брюшных, находящиеся впереди последних, вытянуты в нитевидные отростки; спинных плавников два и короткий передний близко примыкает ко второму, который простирается до закругленного хвостового плавника; последний имеет очень большое количество лучей (36-40) и соединен с заднепроходным, тоже очень широким. Все тело покрыто очень мелкими, нежными чешуйками, которые сидят глубоко в коже, притом покрытой обильной слизью, почему налима весьма трудно удержать в руках.

Цвет тела налима зависит от качества воды и весьма разнообразен; обыкновенно же вся спинная сторона, равно как и плавники, на серовато-зеленом или оливково-зеленом фоне испещрены черно-бурыми пятнами и полосками, брюхо и брюшные плавники остаются беловатыми. Вообще, кажется, чуть не повсеместно отличают две породы, т.е. разновидности налимов, одну пеструю, мраморную и другую совсем черную. По моим наблюдениям, чем моложе налим, тем он темнее; самцы также темнее самок, но главное наружное отличие между полами состоит в том, что у молочников голова относительно тоще, а туловище тоньше. Кроме того, самцы вряд ли достигают половины веса самок и гораздо многочисленнее.

Приведённое описание по назначению является учебным, поэтому в нём максимально соблюдены требования точности, ясности, полноты, последовательности и наглядности.

-     Точность описания проявляется в тщательном отборе словесных характеристик данных о предмете, в отнесении предмета описания к родовой категории,  в нахождении необходимых сравнений и в указании признаков, по которым предмет описания может быть легко отождествлён и различен с подобными.

-     Ясность проявляется в отборе словесных средств, которые исключают двусмысленность выражений.

-     Полнота проявляется в том, что описание является исчерпывающим:  сообщаются необходимые и достаточные данные о предмете таким образом, что предмет представлен как целое и в соотношении своих основных частей.

-     Наглядность описания проявляется в том, что автор создаёт запоминающийся образ предмета, используя конкретные характеристики. Но самое главное в том, что последовательность описания строится так, как будто читатель держит в руках налима, последовательно разглядывая его от головы через брюхо к хвосту и затем через спину опять к голове, затем обращает внимание на общий вид и свойства рыбы - форму тела, чешую и слизь, после чего переходит к сопоставлениям разновидностей налимов.

-     Последовательность проявляется в правильном расположении описания: оно начинается с общего - отнесения вида к роду и с указания на распространение рода; затем автор последовательно переходит к частному - строению тела налима, его окраске и завершает описание указанием на половые, возрастные  различия и разновидности налимов.

Последовательность описания может быть от общего к частному (деталям), от частного (деталей) к общему, но наилучшим является смешанное построение: от общего к деталям, а затем опять к обобщению. Именно такое построение и использует автор текста про налима Л.П. Сабанеев (известный зоолог, натуралист, популяризатор и организатор охотничьего и рыболовного дела (2-я половина XIX века).

Виды описания: 1) портрет - словесное изображение личности; 2) характеристика - представляет собой систематическое перечисление качеств или свойств предмета мысли с целью представления его структуры и сопоставительной оценки. Предметом характеристики может быть как индивидуальный объект, так и класс объектов; 3) Реферативное описание представляет собой изложение системы взглядов или теории, позволяющее составить объективное суждение о ней на основе данных, которые приводятся составителем реферата. Поэтому в реферативном изложении особенно важны отбор и точное представление данных, а не композиция.

Реферативное описание представляет собой компрессию (сжатие при сохранении основного содержания) источника и должно удовлетворять следующим минимальным условиям:

- отражать основные понятия источника, которые выражены терминами или свойственными источнику специфическими оборотами; это значит, что автор реферативного описания ясно представляет себе систему понятий и категорий источника и стремится не заменять свойственные  источнику обороты речи своими, а при необходимости сохраняет специфический термин, толкуя его значение;

 - отражать главные положения и выводы источника в том виде, в каком они объективно в нём представлены, максимально близко к тексту, ничего не примышляя от себя, но при необходимости лишь сокращая избыточные выражения и обороты;

- отражать композицию и членение (на главы, разделы и т.д.) источника, полностью воспроизводя его смысловую структуру;

- не подменять изложение содержания его оценкой или собственной интерпретацией, используя при изложении максимально нейтральные языковые средства;

Таким образом, реферативное изложение представляет собой как бы уменьшенную в несколько раз наглядную модель источника, которая сохраняет его строение и пропорции.

Реферат, исполнение которого предполагает анализ множества источников и последовательное изложение системы взаимосвязанных положений и категорий, называется аналитическим разбором, или аналитическим изложением.

Аналитическое изложение является почти обязательной частью любой работы на соискание ученой степени - дипломного сочинения, диссертации, научного доклада. Но оно часто необходимо в критических и полемических, например апологетических сочинениях, так как основательная критика требует ясного представления того, что именно и почему критикуется. 

Аналитический разбор - самый сложный вид описания, так как он требует профессионального владения материалом и внимательного изучения источников.

Объяснение представляет собой сообщение мыслей автора о предмете речи, толкующих изложенные факты, раскрывающих их содержание или выражающих отношение к ним автора.

Объяснение является самой распространённой формой речи, поэтому на его построение как композиционно-речевой конструкции редко обращают специальное внимание, но на самом деле объяснение достаточно сложно, так как представляет собой не просто речь о предмете, но содержит такое истолкование высказываний, которое делает их понятными и осмысленными.

Нижеследующие принципы являются в той же мере техническими, в какой и этическими, потому что нарушение их влечёт за собой неясность и непоследовательность объяснения  и недоверие аудитории к ритору.

1) неизвестные или неясные аудитории факты и понятия приводятся к принятым понятиям и фактам, известным и усвоенным ею.

2) позиция, с точки зрения которой толкуются факты или события, должна быть совершенно ясной, понятной и осознанной самим толкователем и должна быть выражена им прямо, последовательно и бескомпромиссно.

3) само объяснение, толкующее факты, должно быть отделено от их изложения - повествования и описания. Причём объяснение предлагается, но не навязывается аудитории, и каждый читатель или слушатель может свободно принять или не принять его.

Изложение как целое.

Как было отмечено выше, изложение как часть высказывания, в которой сообщаются факты, подтверждающие главное положение, должно содержать в себе наиболее сильные и убедительные аргументы. Эти аргументы, однако, предстают, по выражению Аристотеля, как «нетехнические», поскольку они не содержат рассуждения в виде явных умозаключений.

На самом деле, изложение фактов подразумевает, что такое умозаключение делает аудитория: ритор при этом либо прямо заявляет о своей позиции, либо она подразумевается, и аудитории предлагается присоединиться к позиции ритора на основе фактов, изложенных под определённым углом зрения, если само изложение представляется ей удовлетворительным.

Итак, изложение может включать в себя все композиционно-речевые конструкции (описание, повествование, рассуждение, определение, объяснение, побуждение), расположение которых в составе изложения подчиняется требованиям целесообразности и логики.

Общие рекомендации.

- изложение должно быть правдоподобным. Это значит, что из состава данных, соответствующих действительности (а не вымышленных), отбираются и представляются те факты и в такой форме, чтобы изложение не вызывало сомнений в реальности приводимых данных.

- изложение должно быть приемлемым. Факты, которые приводятся в изложении, и выражения, которые используются для изображения фактов, должны тем или иным образом соответствовать нравственному чувству аудитории.

- изложение должно быть ясным. Слова и фразы, которые использует автор, должны быть знакомы аудитории.

- изложение должно быть интересным. Излагая факты, автор переходит от более известного аудитории к менее известному.

- изложение должно быть последовательным. Факты должны быть организованы в определённом смысловом порядке и не должны повторяться.

 - изложение должно быть завершённым. Сообщаемые и изображаемые факты и события характеризуются единством предмета изложения; изложение завершается выводом или объяснением.

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Риторика | Добавил: о_Евгений (29.11.2010) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 4812
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017