Сегодня: 26.09.2017, Вторник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Сектоведение

Лекция 10. Психология контроля сознания (часть 2)


                                                                                   Приёмы манипуляции

 

Процесс вербовки начинается с привлечения внимания: «У Вас есть проблемы? У Вас очень серьёзные проблемы! Никто кроме нас не может Вам помочь их решить!» «Общество несовершенно? Оно идёт к погибели! Мы знаем путь к спасению. Мы спасём Вас!». Бывший сайентолог Джон Атак пишет: «Первая ступень вербовки – сосредоточить внимание человека на самых проблемных для него моментах жизни («катастрофа»). Гипнотерапевты называют это «эмоциональным принуждением». Любая сильная эмоция подавляет критическое мышление».

Психика человека достаточно тонка и не любит прессинга. Негативная информация о личных свойствах человека, к тому же поданная нетактично, без учета личностных особенностей человека, приносит свои пагубные плоды:  «Сообщать человеку, … что у него есть личностные проблемы (не зная, есть ли у него желание, время, деньги для устранения проблем …), значит наносить психическую травму обследуемому. Внушение необходимости пройти цикл семинаров, убеждение в том, что это единственно надежный путь решения проблем, формирует психологическую зависимость, является формой манипуляции сознанием. Психологическая зависимость ослабляет способность личности нести ответственность за себя, свои решения и поступки, мыслить самостоятельно, ограничивает адаптивный потенциал личности» («Анти-сайентология», СПб., СПбГМТУ, 1999, стр. 19).

 

 

«Младенец»

 

В сектах новообращённого воспринимают как «младенца» и соответственно к нему относятся. Прежние ценности обращённого всячески дискредитируются, прошлое, в лучшем случае представляется  лишь ступенью к настоящему, настоящее же – только в секте, только в ней всё как надо, всё правильно. Человека заставляют копировать не только поведение старших «братьев и сестёр», но и приучают его мыслить как они. Взрослого человека могут заставить играть в детские игры, начнут проявлять мелочную опеку, на лекциях будут говорить банальные вещи. Например, ««Хаббардовский курс: ключ к жизни», который якобы освобождает его (проходящего сайентологические процедуры) от всего полученного им ранее образования, «возвращая его на уровень овладения грамотой». На самом деле результат этого курса, в течение которого «тренеры» относятся к новым адептам как к дошкольникам, – выработка детской модели поведения, что вызывает еще большую зависимость человека от секты» («Капкан безграничной свободы» (сборник статей о сайентологии), М., Братство Святителя Тихона, 1996, стр.  21).

 

 

Запрет самостоятельного мышления


В секте постепенно отучают от психологической независимости. Сектант не имеет самостоятельной ценности как личность. Его ценность определяется только степенью вовлечённости в организацию, самостоятельное мышление блокируется.

 

 

«Кнут и пряник»

 

Данный приём осуществляется следующим образом: при «правильном» поведении человеку уделяют внимание, говорят комплименты, восторгаются его способностями и талантами, часто не существующими. Но стоит человеку задать неудобный вопрос, и всё меняется: с ним избегают встречаться глазами, комплименты прекращаются, отношение резко ухудшается. Это приводит к тому что, постепенно человек начинает подстраиваться под то, чего от него ожидают, выбирая для себя модель поведения, навязанную сектой, которая приводит к психологически комфортным для него реакциям окружающих  людей.

 

 

Трансовые практики  

 

Применение практик, приводящих к гипнотическому трансу, в сектах является не исключением, а повсеместным правилом. Вот, например, с чего начинают обработку своих будущих адептов  сайентологи: «Введение новичка в сайентологию, то есть индоктринация, обычно начинается с «Рутинных подготовительных курсов общения», или РПК. Обещается, что курсы должны повысить способность к общению. Однако, по словам одного эксперта, они являются «самой очевидной формой гипноза из всех видов внушения, используемой деструктивными культами». В первом РПК двух человек заставляют молча сидеть напротив друг друга  с закрытыми глазами. Во втором они часами должны напряженно вглядываться друг в друга до тех пор, покуда не начнут галлюцинировать и не впадут в эйфорию. Следующая ступень – так называемая РПК-О «Быколовка»: обучаемый должен сидеть без движения, а «тренер» делает все возможное, чтобы помешать ему. Затем учащийся читает вслух разрозненные фразы из «Алисы в стране чудес»; после этого он выражает согласие с фразами, читаемыми наугад из той же книги. Обучение продолжается на РПК – 3, причем обучаемый бесконечное количество раз задает «тренеру» два вопроса: либо «А рыбы плавают?», либо «А птицы летают?». В последнем РПК обучаемый вновь задает те же вопросы, пытаясь не обращать внимания на слова и поведение «тренера», какими бы странными они не были. Повторение – это один из способов вызвать состояние гипнотического внушения или транса» («Капкан безграничной свободы», стр. 20).

 

Медикаменты

 

В практике некоторых сектантских организаций известны случаи применения медикаментозных средств. В сатанинских, а также в некоторых других сектах, употребляют наркотические средства. В целом нельзя сказать, что медикаментозное воздействие применяется во всех сектах. Примером применения медикаментов в сектантских организациях может служить сайентологическая практика так называемого «очистительного марафона»: «Во время этого «марафона» человека заставляют принимать лошадиные дозы витаминов и микроэлементов и по пяти часов в день бегать, и парится в сауне. Известно, что чрезвычайно высокие дозы витаминов могут вызывать различные физиологические ощущения, в том числе и состояние, близкое к наркотическому опьянению… Длительное пребывание в сауне также способствует ослаблению способностей к критическому мышлению» («Капкан безграничной свободы», стр. 20).

 

 

Ложь

 

В сектах  часто прибегают ко лжи. При этом ложь оправдана в глазах сектантов и служит, как они считают, благим целям. Например, сайентологи (Александр Дворкин, «Сектоведение», Нижний Новгород, Братство во имя св.князя Александра Невского, 2000, стр. 40, 177) при заманивании к себе людей используют так называемый «Оксфордский тест», с помощью которого предлагают определить основные внутренние проблемы человека. Реально же данный тест не имеет никакого отношения ни к психологии, ни к Оксфордскому университету.

 

 

«Загруженная» лексика

 

Мы уже отмечали выше, что язык человека определяет его мышление. Зная это, в сектах стремятся создать свой искусственный язык, понятный только членам секты. С помощью этого приёма, человека вырывают из привычной для него культурной среды. Человек начинает ощущать, что его понимают только в секте, что за её пределами он теряет способность понимать окружающих и общаться с ними на одном языке.

 

 

«Эзотерический разрыв»

 

«Эзотерический разрыв» – это порционный доступ к информации. Особенно наглядно эта практика осуществляется сайентологами, когда человек, проходя одни ступени обучения, не имеет представления о содержании других, что даёт возможность подготовить адепта к приёму той информации, которая в случае предоставления её с самого начала была бы просто отвергнута.


Поиск «врага»

 

Человеку, занятому борьбой с врагами, некогда думать. Ненависть – это сильнейшая эмоция, которая занимает все мысли и чувства человека. Помимо того, на происки врагов можно «списать» все неудачи секты.

Психологи считают, что одной из причин подобного обмана является то, что обманщик не разделяет социальных ценностей своей жертвы. Причем, согласно исследованиям западных ученых, чаще  всего лгут «…субъекты с малой устойчивостью к стрессу, повышенной тревожностью, невротичностью, а так же склонные к совершению антисоциальных поступков» (Экман Пол, «Психология Лжи», СПб., «Питер», 2000, стр. 254).

Часто лидеры сект совершенно не испытывают боязни разоблачения своей лжи. Скорее наоборот – они уверены в своем умении обманывать. Как известно, такая самонадеянность и отсутствие боязни разоблачения являются признаками психопатической личности. Напомним, что к психопатическим чертам личности относятся так же: поверхностное обаяние, отсутствие раскаяния или стыда в своих поступках, антисоциальное поведение без очевидных угрызений совести, патологический эгоцентризм и неспособность к любви. По всей видимости, многие лидеры сект страдают отклонениями в психическом здоровье.

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Института судебной психиатрии им. Сербского Ф.В.Кондратьев отмечал: «Уже давно установлено, что в основе вовлечения в тоталитарные секты лежит психотехнология формирования DDD – синдрома (deception, dependency, dread – обман, зависимость, страх), то есть составных частей того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD – синдром соответственно включает в себя сокрытие действительных целей культа, камуфлирование первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жёсткой эксплуатации, подавление собственной личности с полным подчинением культу и страх как главный инструмент манипулирования, основанный на постоянном чувстве вины».

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Сектоведение | Добавил: о_Евгений (27.12.2011) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 593
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017