Сегодня: 25.09.2017, Понедельник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Сектоведение

Лекция 2. Признаки и классификация сект.

                                                          Лекция № 2

                           Признаки и классификация  сект

 

Условно признаки сект можно разбить на две большие группы: социально-психологические и вероучительные (этико-теологические). Православная миссия не ставит перед собой задачу уничтожить сектантские религиозные движения юридически; её цель – духовно просветить последователей сект, помочь им возрасти «в слове правды» (Евр.5:13) для того, чтобы, по выражению апостола, они были «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14); наша цель – помочь этим ищущим Бога людям обрести истинный путь к Нему. Поэтому социально-психологические признаки могут быть использованы в практике общения с представителями светской власти, с представителями прессы и светской общественностью. Цель такого общения – формирование общественного мнения по вопросу сектантства на доступном светскому обществу языке. Но в деятельности православной миссии на первое место должны быть выдвинуты богословские вопросы, учитывающие вероучительные признаки сект. Сатана – «лжец и отец лжи» (Ин.8:44). И сектантство – это поле лжи. Дело Церкви – не допустить разрастания данного поля методами просвещения и духовного попечения.

 

Социально-психологические признаки сект

 

В западных странах, например в Германии, религиоведы выделяют следующие социально-психологические признаки сект: «Секулярная трактовка понятия «секта» включает в себя такие аспекты, как угроза государству и обществу в контексте уголовного права, обучение специальных кадров, обязанных выполнять приказы при полном психическом самоотрешении, коллективная потеря чувства реальности при особом внимании к общности, личному смирению и набожности, нанесение ущерба основополагающим правам человека в процессе обращения с ним как с членом объединения» (Мирошникова Е. «Церковь» и «секта» в немецком религиоведении. // Религия и право №4-5. М., Институт религии и права, 1999. С. 34).

Свой вклад в указание признаков сектантства с некоторых пор вносят и политические структуры. Например, Национальная Ассамблея Франции 10.01.96 г. дала следующее определение сект: «Секты – это группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми рекомендациями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными)  и влекущие за собой опасности для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Эти группы используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов» («Секты против Церкви». М., Московская Патриархия, 2000. С. 264).

По мнению профессора церковной истории Российского Православного Университета А.Л. Дворкина, секты имеют следующие признаки: «Признаки секты – это обман при вербовке, психологическое насилие, контролирование всех аспектов жизни своих членов и наличие механизмов для такого контроля, различные уровни истины для различных уровней организации, обожествление наличествующего лидера либо самой организации и целый ряд других признаков, вполне узнаваемых и вполне конкретных» (Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2001. С. 142).

«Рансеньеман Женеро» – спецслужба МВД Франции, занимающаяся, в частности, наблюдением за деятельностью сект, сформулировала десять критериев («Прозрение». Православный информационно-просветительский журнал. N2(5). М., Московская Патриархия, 2000. С. 48), на основании которых организацию можно классифицировать как сектантскую:

 

1. Дестабилизация сознания;

2. Навязывание разрыва с прежним окружением;

3. Непомерные финансовые притязания (поборы);

4. Покушения на физическое здоровье;

5. Вербовка детей;

6. Нарушения общественного порядка;

7. Привлечение к суду или следствию по серьёзным обвинениям;

8. Нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);

9. Попытки проникновения во властные структуры;

10. Антиобщественные высказывания.

 

В отчёте № 2468 Комиссии по расследованию деятельности сект Национальной ассамблеи Франции говорится о том, что в ходе расследования были выявлены «многочисленные и разнообразные правонарушения, совершаемые сектами.. Речь идет в первую очередь о правонарушениях, относящихся к физическим посягательствам на личность, таких как надругательство, нанесение телесных повреждений, побои, незаконное лишение свободы, отказ в оказании помощи людям, находящимся в опасности, или злоупотребления, связанные с медициной….Кроме того, во многих случаях секты обвинялись в распространении ложных сведений, в клеветнических доносах, нарушении прав частной жизни» («Секты против Церкви». Указанный сборник. С. 495).

Постановление об ограничении и пресечении деятельности сект на территории стран, входящих в Евросоюз, принятое на заседании Европейского парламента 12 февраля 1996 года, в частности отмечает: «…определенные секты, организованные структуры которых не ограничиваются отдельной страной и которые действуют во всем Европейском Союзе, постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как-то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность. …Призываем правительства стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а в случаях, когда речь идет о сектах, которые вовлечены в незаконные или преступные деяния, найти возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту» (Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза XXI века» Нижний Новгород. Указ. сборник. С. 24).

Конечно, совокупность вышеперечисленных признаков сект не является исчерпывающей, но и приведённых признаков достаточно для осознания всей серьезности проблемы сектантства.

 

Вероучительные  (этико-теологические) признаки сект

 

Догматы, вероучительные положения имеют значение первостепенной важности для христианина, потому что они формируют мировоззрение верующего и, следовательно, связаны со всем строем жизни человека, включая психологический, мистический и этический аспекты. Отсюда становится очевидным, что для христианина при рассмотрении темы сектантства главными всегда будут вопросы вероучительного характера.

Главный вопрос, на который должен ответить православный миссионер, чтобы определиться в своём взгляде на ту или иную религиозную группу, – это соотношение её вероучения с догматами Православной Церкви. Для этого, в первую очередь, необходимо сравнить учение секты  с Никео-Константинопольским Символом Веры.

Конечно, несмотря на сходство многих сект, между ними есть и существенные различия, заключающиеся, в первую очередь, в исповедании различных учений. Поэтому в практической деятельности миссионер, естественно,  полемизирует не с сектами вообще, а с приверженцами определённой организации. Практика обращения к авторитету святоотеческих писаний при общении с сектантами чаще всего безрезультатна, так как творения святых отцов или принципиально не признаются сектами, или отвергается православное понимание святоотеческих наставлений. Чаще же всего сектанты  просто не знакомы со Священным Преданием, поэтому апелляция к словам Библии будет более действенной.

Исходя из Священного Писания, можно выделить следующие признаки сектантства:

- основатели сект часто выдают себя за новые воплощения Иисуса Христа (например, Виссарион) или заявляют, что пришли завершить миссию Христа, которую Он якобы не выполнил (например, Мун). К этим людям вполне применимы слова Спасителя: «…ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят» (Мф.24:5);

- практически все сектантские движения пытаются «исправить» Евангелие или его толкование. Обычно это делается в «благих» целях – очистить Евангельскую Весть от «ложных» толкований христиан. Однако Священное Писание предупреждает нас: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15);

- секты никогда не принимают православного учения о Пресвятой Троице: они либо  искажают его, как, например, секта мормонов, которая проповедует тритеизм (союз трёх богов), либо отвергают вообще, считая языческим, например, секта «Свидетели Иеговы». Вместе с тем, уже в текстах Священного Писания Ветхого Завета мы находим прикровенные указания на троичность Лиц в Боге: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26).  Тексты Нового Завета ещё очевиднее свидетельствуют о троичности Лиц Бога, например: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19);  «…по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1Пет.1:2);

- оккультные секты делают акцент на личные мистические переживания, полагая их в основу своего вероучения, однако «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14);

- лидеры сект часто претендуют на обладания пророческими дарами. При этом критерии истинности этих пророчеств, указанные в Библии (то есть исполнение пророчества в будущем и согласованность пророческой вести с верностью библейскому учению), не используется: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Втор.18:22); «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,  и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", –  то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;  Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор.13:1-4);

- зачастую секты нагнетают эсхатологические настроения среди своих последователей, иногда называя конкретную дату конца света, что самым очевидным образом противоречит следующим словам Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36);

- в оккультных сектах постоянно навязывается дискредитация разума, отдаётся предпочтение методам «интуитивного» познания, рациональное мышление объявляется  ущербным. Логика и рациональное мышление для оккультиста являются вторичными по отношению к мистическим озарениям. Христианство не отрицает мистических откровений о Боге, но настаивает на том, что мистические прозрения должны сочетаться с трезвенным  и разумным отношением к ним: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет.5:8).  В Священном Писании говорится о разуме: «если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум» (Прит.2:3-6); «тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,  дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,  от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» (Прит.2:11-13). Дискредитация разума приводит к разрушению логического мышления сектантов, что делает их ум менее критичным и облегчает руководству сект возможность манипулирования своими членами.

Православие разделяет внецерковное пространство на две категории – «ересь» и «язычество»: «Ересь (hairesis – выбор, избранный образ мыслей)…Ересь означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясного выраженного и сформулированного догмата христианской веры и вместе с тем – выделение из состава церкви нового общества» («Христианство». Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. Т.1. С. 534). Еретиком может быть только тот, кто исказил вероучение Церкви и тем отделил себя от церковного общения.

Язычество, в его традиционном понимании, представляет собой поклонение идолам, отвержение истинного Бога. О «воле языческой» апостол Петр пишет: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Пет.4:3). Вот как определяет понятие «язычество» Полный Православный энциклопедический словарь: «Язычники, язычество – под именем язычников разумеются народы, не верующие в единаго Бога, и придерживающиеся многобожия. Слово язычник, язычники…означает, собственно, каждый отдельный народ и все народы…. В религиозном отношении особенно часто это наименование употребляется о безбожниках, неверующих, неведующих истиннаго Бога, идолопоклонниках, нечестивых и прочих» (Полный Православный богословский энциклопедический словарь. М., Концерн «Возрождение», 1992.  Т. 2. С.2397).

Православной миссионер должен понимать, что очень многие современные секты носят языческий характер. И если еретик может вернуться в лоно Церкви через таинство Покаяния, то язычник, никогда не бывший членом Церкви, может войти в Неё только через  таинство Крещения.

 

Классификация сект

 

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации сектантских организаций. Связано это с трудностью указания чётких параметров, наличие которых позволяло бы отнести конкретную общину к определённой группе сект. Например, мормоны называют себя христианами и немало говорят о Христе, при этом их доктрины имеют явно оккультный характер и ни с какими формами традиционного христианства несовместимы. Как их классифицировать? Как псевдохристианскую секту или как оккультную организацию? Парапсихология  – что это? Псевдонаучная секта или просто оккультная группа? Часто одна и та же организация может иметь признаки, позволяющие отнести её к совершенно различным категориям сект. Поэтому, относя секту к той или иной группе, необходимо осознавать известную долю условности осуществляемой классификации. Для общего понимания проблемы можно привести несколько видов классификаций:

 

Классификация по происхождению и сфере влияния:

 

Условно, в рамках данной классификации, секты можно разделить на:

- западные – то есть секты, происходящие из Европы и Америки, имеющие христианские корни (например, «Свидетели Иеговы», мормоны);

- восточные – то есть секты, в основе которых лежат переработанные и искажённые индуизм, буддизм, ислам  (например, Общество Сознания Кришны, Брахма-Кумарис);

- национальные – российские секты (например, Церковь последнего завета (Виссарионовцы), Богородичный Центр);

- транснациональные  секты (международные). Сюда относятся секты, имеющие целую сеть своих филиалов по всему миру (например, муниты, те же «Свидетели Иеговы»).

 

Классификация по принципу самоопределения или имитации:

 

- псевдохристианские секты («Поместная церковь» Уитнесса Ли, «Бостонское движение», «Семья» («Дети Бога»), «Движение веры», «Богородичный центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели Иеговы» и т.д.).

Характеристика: стилизуются под христианскую конфессию. Для данного типа групп характерны: искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционно сложившимися богословскими школами, наличие собственных «откровений», имеющих для сектантов большее значение, чем Божественное библейское Откровение, обострённо негативное отношение к традиционному христианству, провозглашение собственных специфичных условий спасения.

 

- псевдовосточные секты (Брахма-Кумарис, культ Сатья Саи Бабы, Сахаджа Йога, культ Ошо Раджниша, Тантра-Сангха, культ Шри Чинмоя,  Общество Сознания Кришны и т.д.).

Характеристика: приписывают себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости с христианским вероучением. Однако в традиционном индуизме отсутствует прозелитизм, а потому индуистом нельзя стать, им можно только родиться. В индуизме огромное значение придаётся цепи ученической преемственности. Духовным учителем (гуру) может стать только тот, кто сам имел духовного учителя из общепризнанной духовной школы. Для подобных сект характерна подмена основных условий  исповедания традиционного индуизма. Философия псевдоиндуистских сект полна заимствований из христианства, отсутствующих в оригинальной индийской философии, которые вводятся с целью создания более привлекательного имиджа  секты в глазах людей, воспитанных в христианской культуре. Это приводит к формированию синкретических вероучений, исполненных внутренних противоречий. Скажем, представление о законе кармы логически несовместимо с верой в Личностного Бога, а  идея освобождения ученика от кармы его духовным учителем представляет собой искажённое заимствование христианского таинства Покаяния и прощения христианина Богом.

 

- псевдонаучные (парапсихология, сайентология и т.д.).

Характеристика: стилизация научности, «игра» в науку. При этом научные критерии решения проблем полностью отсутствуют. Напомним, главным критерием научности является экспериментальная доказуемость утверждаемых положений. Совокупность утверждений, противоречащих научным, то есть экспериментально обоснованным выводам, можно считать лишь лженаукой. В подобных организациях есть  лишь один критерий истинности любого утверждения – мнение лидера организации.  Группы такого рода можно назвать наукообразными по форме и оккультными по содержанию.

 

- культы здоровья (последователи Порфирия Иванова, ребёфинг (дыхательная психотехника), «Христианская наука» и т.д.). 

Характеристика: общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия; утверждается, что именно на путях данного движения возможно их обретение. При этом  либо обожествляется лидер, как в случае с колдуном Порфирием Ивановым, либо сакрализуется методика, как, например, методика ребёфинга, либо основателю секты приписывается пророческий дар, как, например, основоположнице движения «Христианская наука» Энн Морс Бейкер.

 

- оккультные направления (агни-йога, теософия, антропософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиромантия и т.д.).

Характеристика: претендуют на обладание некими «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практикуют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъестественные способности, возможности нового видения и понимания устройства мира. Имеют развитую философию человекобожия.

 

- неоязыческие («Веда», «Вервольф», «Вятичи», «Индеанисты» и т.д.).

Характеристика: возрождают языческие культы. По сути, неоязычество состоит из оккультной «начинки» и фольклорного «одеяния». Ради  подтверждения исторической легитимности проводятся параллели между славянской и индийской мифологиями. Для  того чтобы придать своему учению авторитет древности, называют получившийся суррогат сохранённым священным преданием древних славян, которое донесли до нас тайные адепты язычества. На основе всего вышесказанного сочиняют собственную «религию». Большинство современных неоязыческих сект в действительности не имеют никакой реальной исторической связи с древним язычеством.

 

- коммерческие секты (все  организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии (например, «Гербалайф»)).

Характеристика: коммерческая деятельность организаций данного типа окрашена в мистические тона. Провозглашается спасительная идея, например, спасение человечества от ожирения с помощью «чудо-продукта». Создается миф о необычном появлении «чудо-продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.

 

Необходимо заметить, что существуют и другие типы классификаций. Например, можно классифицировать секты по времени их основания. Дореволюционные классификации разделяли сектантские движения  на простонародные и интеллигентские; а также на евангелические, т.е.  опирающиеся на Священное Писание, и духовные, в основу которых положен духовный опыт основателя секты. Но все подобные типы классификаций на сегодняшний день имеют значение лишь при изучении истории сектоведения. В  практике  современного сектоведения они не используются.

 

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Сектоведение | Добавил: о_Евгений (27.09.2011) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 7680
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017