Сегодня: 23.09.2017, Суббота.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Сектоведение

Лекция 4. Христианство и секты (часть 2)

Лекция № 4

Христианство и секты (продолжение)

 

Православная миссия: определение, практический опыт и пути развития миссионерской деятельности Церкви по отношению к сектантству

 

а) Определение и основные направления миссии

 

Миссию Церкви можно определить как восстановление всех людей в единстве с Богом, примирение всех с Богом и друг с другом через проповедь, учение и исцеление.

В 1995 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял «Концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В ней раскрывается православное богословское понимание миссии. Для нас эта Концепция, наряду с определениями архиерейского Собора 1994 г. и Основами Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой на архиерейском Соборе 2000 г., является каноническим основанием современного понимания миссии. Основные тезисы «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» таковы:

- миссия, или свидетельство, присуща самой природе Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему творению (Мк.16:15). Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Еф.2:20), но и особенно потому, что через Неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня, и Она постоянно возрастает через увеличение числа своих членов. Она непрерывно растет как единосущная той Церкви, Которая родилась в день Пятидесятницы. Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей, как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20);

- православное понимание миссии основывается также на тринитарном её измерении. Источник миссии – Пресвятая Троица, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом в Святом Духе. Это послание включено в план Домостроительства нашего спасения, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Отсюда смысл миссии Православной Церкви заключается в том, что она не нацелена только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но на передачу опыта Богообщения в жизни общины, существующей в Боге. Тринитарное понимание миссионерской деятельности предполагает, что её задача состоит в проекции на человеческие отношения тех отношений, которые существуют внутри Пресвятой Троицы. Бог в Самом Себе есть жизнь общины, жизнь Трёх Лиц, и Божие участие в истории направлено на приведение человечества (и творения вообще) в эту общину самой жизни Бога;

- миссия Церкви имеет сокровенную связь с Воскресением Христовым, когда апостолам было дано повеление идти и научить все народы (Мф.28:18-20). Благовестие Церкви, таким образом, должно свидетельствовать о Христе Воскресшем и вводить в мир Его Царства,  открывающееся в совершении Евхаристии. Через Литургию и исполнение заповедей происходит явление в силе Животворящего Духа Святого Самого Иисуса Христа как Господа и введение в мир действительного Царства Божия.

- православное понимание миссии предполагает, что вселенская миссия является эсхатологическим событием, когда Евангелие будет проповедано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14). Именно эта эсхатологическая перспектива определяет правильную цель миссии - преображение всего космоса (человечества и природы), «да будет Бог все во всем» (1Кор.15:28). Поэтому миссия состоит в том, чтобы «приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывая новое содержание в старый образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения» (из «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной       Церкви»).

Таким образом, под миссией Церкви понимается неотъемлемая качественная характеристика Церкви. Вся жизнь Церкви основывается на «пограничных» отношениях «Церковь – мир». В этом смысле каждый член Церкви призывается свидетельствовать о Христе: быть христианином значит быть миссионером.

 

Формы православной миссии, определённые в Концепции:

 

информационная миссия (православное свидетельство через СМИ и издание специальной миссионерской литературы);

апологетическая миссия (свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими и сектантскими лжеучениями);

воспитательная миссия (работа с готовящимися ко Святому Крещению и с теми, кто, будучи крещен, не получил соответствующего научения в вопросах веры);

внешняя миссия (свидетельство истины Православия среди народов, не имеющих христианских основ национальной культуры, но проживающих на канонической территории РПЦ. Другими словами – это служение по распространению и утверждению духа христианства вне формальных границ Церкви, что включает в себя приведение ко Христу людей через проповедь, оглашение и Крещение);

внутренняя миссия (направлена на работу с теми, кто был крещён, но остался не просвещён. Именно для этих людей существует угроза быть в первую очередь вовлечёнными в секты).

 

б) Практический опыт антисектантской деятельности в России

 

В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова религиозная ситуация в России и на Украине несколько стабилизировалась по сравнению с 90-ми годами прошлого века. По данным Центра религиоведческих исследований (Москва), сейчас в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлечённых в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них – молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

По подсчётам президента Центра религиоведческих исследований А.Л.Дворкина, только «штатных» сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

По данным, приведённым А.Л.Дворкиным, на территории России действуют «импортированные» секты, такие как сайентологи, муниты, кришнаиты, «Свидетели Иеговы». К отечественным сектам А.Л.Дворкин относит «Богородичный центр» (Москва), Ашрам Шамбалы (Новосибирск), секту Виссариона (Красноярский край), «Радастея» (Урал) и др. Самая мощная из продолжающих свой численный рост сегодня сект –  неопятидесятническое движение, которым охвачены весь Урал, Сибирь и Дальний Восток. По-прежнему активно растёт численность последователей «Свидетелей Иеговы» и мормонов (ситуация по сектам на Украине практически идентична той, которая существует в России – почти один и тот же набор сект и почти та же самая статистика).

В остальных сектах сегодня приток членов равен оттоку – максимально использовав материальные, физические и моральные ресурсы своего последователя, секта через несколько лет более в нём не нуждается.

По данным экспертов, секты активно скупают недвижимость, организуют лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по якобы нарушенным законам свободы совести, стремясь укрепить свои позиции в обществе постсоветского пространства.

Пытаясь обобщить 10-15-летний опыт церковного и общественного противодействия сектам в России и на Украине, можно выделить основные направления этой  деятельности:

 - информационно-просветительское (сбор, анализ и обработка данных по конкретным сектантским организациям с целью донесения объективной информации об учении и практике секты до общества посредством СМИ, печатных изданий, брошюр и т.д.);

- консультативно-психологическое (консультации профессионалов (священников, психологов, юристов), организованные для адептов сект и их родственников с целью выхода из секты или ослабления ее влияния);

- активно-полемическое (противодействие сектам в рамках закона (контрпропаганда, пикетирование и т.п.), ведение открытой полемики в СМИ);

- образовательное (открытие различного рода образовательных курсов для подготовки миссионеров, владеющих, в том числе, и практическими навыками антисектантской деятельности);

- реабилитационное (реабилитация и социальная адаптация бывших адептов сект. Возможно привлечение бывших сектантов к апологетической деятельности).

Реализация 1-го и 3-го направлений данного перечня достаточно очевидна, наиболее активно она осуществляется православными миссионерами в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Екатеринбурге, Новосибирске, Курске, крупных городах Украины; направления 4-е и 5-е на сегодняшний день только организуются или полностью отсутствуют в большинстве регионов России и Украины.

 

в) Пути развития миссионерской деятельности Церкви

 

Как видим, одним из аспектов современной церковной миссии является различного рода взаимодействие с людьми, вовлечёнными в сектантские новообразования. Но этим миссия, разумеется, не исчерпывается. Как мы уже отмечали выше, вся жизнь Церкви основывается на «пограничных» отношениях «Церковь – мир». Любое миссионерское взаимодействие, которое мы определяем термином «православное свидетельство», может быть обличительным, увещевательным, консультативным и т.д., в зависимости от обстоятельств контакта с сектантом и степени подготовки миссионера. Определяющим фактором здесь становится уровень полученного специального образования.

Духовное образование мирян становится сегодня одной из главных задач Русской Православной Церкви. Миряне проходят катехизацию через различные курсы и церковно-приходские школы для того, чтобы они становились активными христианами, но, к сожалению, катехизация не переходит в миссионерское делание прихожан в миру, а иногда превращается в самоцель. Конечно, само по себе духовное образование (на самых различных уровнях) уже есть великое благо, а так как мы невольно сравниваем положение Церкви 15-20 лет назад с современным, то существующая сегодня практика катехизации является большим шагом вперёд. Но за этим шагом обязательно должен последовать следующий – применение своих знаний в церковной жизни и в миру.

Оккультные учения, деструктивные, тоталитарные секты и неоязычество всех видов не просто наступают, а, маскируясь под подлинную духовность, ставят своей задачей вытеснение Церкви на задворки духовной жизни. Они с готовностью примут ситуацию, в которой Православие, ограничившись богослужебной и требной практикой,  оставит своё миссионерское служение. Нельзя забывать, что каждый рядовой адепт секты является проповедником, у нас же эти обязанности по-прежнему полностью лежат на плечах священнослужителей. Поэтому проповедники-сектанты приходят в каждый дом, умеют войти в доверие; пройдя специальную подготовку в секте и являясь профессиональными миссионерами, они теснят  православных миссионеров-любителей, даже если ими являются священнослужители. В православной же среде мы видим, к сожалению,  всё ещё очень робкое участие мирян в миссионерской деятельности и даже принципиальное непонимание многими священнослужителями того факта, что апостолат мирян – наша основная сила в обществе,  без которой невозможно изменить религиозную ситуацию в государстве. Трудясь на привычном для него месте, активный православный мирянин может благовествовать о спасении на языке понятном миру.

Неприятие ценностей современной массовой культуры не означает бегства от них. Мы должны не только понять вызовы нашего времени и эту систему ценностей, но и научиться с этой системой работать, как это сделала в древности Церковь, придя в дома к укоренившемся в язычестве крестьянам и освятив в их повседневном быту то, что сочла возможным. Например, святые отцы Церкви освятили солнцеворот (солнцестояние), соединив его с празднованием Рождества Христова, ввели масленицу в круг церковных событий. Появилось большое число чинопоследований, освящающих крестьянский труд. Это был подвиг снисхождения Церкви к тем, кому трудно было подняться к высотам христианских традиций. Впоследствии эта косная крестьянская масса стала самым верным оплотом Церкви. К сожалению, сегодня мы наблюдаем отсутствие подобного смелого миссионерского духа, способного освящать жизнь в миру и задавать ей истинную шкалу ценностей.

Долгие годы наша духовная практика проходила только как практика покаяния. Боязнь греха и бегство от него, сокрушение и плач сердечный необходимы человеку, живущему истинной духовной жизнью, но сокрушения недостаточно, необходимо деятельное покаяние, делание добра, так как «вера без дел мертва» (Иак.2:26). Вспомним заповеди блаженства:  плач о своих грехах – это только начало поиска правды и миротворчества (Мф.5). Катехизация, как усвоение церковного взгляда на мир, для подавляющего числа мирян будет наполняться смыслом и конкретными делами только при дальнейшей их ориентации на миссионерскую деятельность. Это изменение теплохладного, порой магически-потребительского отношения к вере на подлинно христианское горение и труд во имя помощи своим ближним. При такой постановке дела происходит очень быстрый отбор самых деятельных прихожан, в которых нуждается сегодня Церковь. Миссионерство само притягивает к себе талантливых людей.

На основании «Концепции возрождения миссионерской деятельности РПЦ», на епархиальном уровне должны комплектоваться библиотеки и создаваться миссионерские курсы и училища, необходимо также возродить институт епархиальных миссионеров, которыми могут быть как отдельные священнослужители, так и миряне, имеющие для этого специальную подготовку и получившие благословение епархиального архиерея.

После принятия «Концепции» в некоторых епархиях стали образовываться миссионерские отделы, Миссионерским отделом Московского Патриархата начал выпускаться журнал «Миссионерское обозрение», где рассказывается об историческом опыте миссии, о современных тенденциях и практике в этой сфере. Однако, как показывает опыт, миссионерская деятельность на местах, в основном, держится на энтузиазме очень небольшого числа священнослужителей и мирян. За эти годы было проведено три Миссионерских съезда, на ежегодных Рождественских чтениях в Москве работают миссионерские секции, но на всех этих мероприятиях можно встретить практически один и тот же круг лиц. Видимо, после стольких лет гонений и запугиваний, нам стоит огромных трудов осознать необходимость не только восстановления разрушенных святынь и возобновления богослужений, но и восстановления апостольского измерения Церкви, чтобы, по слову св. апостола Павла, мы стали «соработниками Бога» (1Кор.3:9).

Для  возрождения миссионерской деятельности на основе положений «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», необходимо:

 

- совершенствование  всей системы духовного образования. Для семинарий и духовных училищ – введение в учебную программу миссионерских дисциплин с обязательной практикой участия в конкретных миссионерских епархиальных программах. Для церковно-приходских школ – ориентация учащихся мирян на активную миссионерскую деятельность под духовным окормлением благословлённого на эту деятельность и получившего соответствующее образование священнослужителя. В качестве примеров можно отметить некоторые учебные заведения РПЦ, готовящие специалистов в области православной миссии. Это Белгородская миссионерская семинария, Православный Свято-Тихоновский гуманиатрный университет в Москве и Санкт-Петербургские епархиальные миссионерские курсы;

 

- создание на епархиальном уровне, если можно так выразиться, «курсов повышения квалификации священнослужителей». Это может быть, например, постоянно действующий семинар, организованный местным миссионерским отделом, где не только читаются лекции по тем или иным вопросам миссии, но и обсуждаются актуальные темы церковной жизни;

 

- введение на епархиальном уровне института духовной цензуры с целью ограждения паствы от экстремистской, раскольнической и просто безграмотной литературы, распространение которой порождает соответствующие умонастроения в православной среде (например, муссирование в некоторой части православных изданий темы  мировых заговоров порой напрямую связано с цитированием оккультной и фашистской литературы, которая в подобных изданиях таким образом пропагандируется; необходимо заметить, что подобное нагнетание апокалипсических настроений и страхов, поиски внешних врагов вместо личного покаяния характерны для сектантского мировоззрения и служат в сектах целям контроля сознания адептов). Только литература, одобренная духовной цензурой, может получить архиерейское благословение;

 

- обязать церковные лавки не распространять литературу, изданную без благословения. Конечно, невозможно запретить выход в свет того или иного издания, но если на приходах будет проводиться разъяснительная пастырская работа с мирянами, то можно надеяться, что введение духовной цензуры будет оправданным и принесёт свои плоды.

 

Разумеется, все эти нововведения возможны только с благословения церковного священноначалия.

 


Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Сектоведение | Добавил: о_Евгений (16.11.2011) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 1098
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017