Лекция № 7 Секты в современном мире (продолжение)
Секты в России
Сектантство
в России существовало всегда (говоря о России, мы будем иметь в виду и Украину,
если речь будет идти об общих тенденциях развития сектантства; в тех же
случаях, когда возникнет необходимость упомянуть конкретно об украинской
специфике, мы будем это делать). В современной России бурная деятельность сект
началась в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Распад СССР, перемена в образе
жизни бывшего советского человека, начавшаяся переоценка прошлого страны и, как
следствие, разрушение ценностных установок общества – все это способствовало
формированию в обществе чувства растерянности и неуверенности в завтрашнем дне.
Отсутствие психологической стабильности, полная религиозная безграмотность
населения создали питательную среду для сектантства.
Все
вышеназванные факторы не могли не сыграть свою роковую роль в том, что
первоначально деятельность сект не встречала никакого отпора. Многие из
сектантских лидеров встречались с высшим
руководством страны, что также способствовало усилению их активности в России. Но постепенно
накапливавшийся опыт практического знакомства с
деятельностью сект положил начало формированию ответной негативной
реакции со стороны общества («По
плодам их узнаете их» (Мф.7:16)). Первыми на проблему откликнулись
родители, чьи дети попали в секты. Стали появляться родительские комитеты. Созданные на
общественных началах, они объединили родителей и близких родственников
пострадавших.
К
сожалению, как в период своего зарождения, так и сейчас родительские комитеты не представляют собой серьёзной силы. Судя по всему, войдя в
стадию своего становления, они из неё так и не вышли. Данные организации разъединены. В основном,
не имеют никакого финансирования. Люди, состоящие в этих организациях, не
получают за свою деятельность никакого материального вознаграждения. Они очень
немногочисленны, в их рядах отсутствует
единая выработанная позиция по вопросу решения проблемы сект. Чаще всего
данные организации занимаются сбором и распространением информации о
деятельности сект, работают с СМИ, пытаются настоять на решении о судебном
запрете деятельности сект в нашей стране, поддерживают, большей частью
психологически, тех, кто так или иначе пострадал от деятельности сект.
Эффективность их работы невысока. Отношение к Православной Церкви в целом
доброжелательное, хотя данные сообщества по своей сути являются светскими
организациями. Идейное обоснование своей деятельности они черпают из западных
психолого-социологических источников.
Христианская
апологетика, в том числе и православная, в нашей стране развита всё еще очень слабо. Практическое
использование дореволюционного опыта в решении этого вопроса сегодня не
является эффективным. Такая богословская дисциплина, как сектоведение, практически
ещё не развита. Единая политика, проводимая Православной Церковью по отношению
к сектам, отсутствует. Есть твёрдо
занятая позиция, основанная на неприятии сектантства и его чуждости
традиционному христианству, но, к сожалению, механизмы работы с проблемой не
выработаны. Серьёзная апологетическая деятельность не проводится. Существуют лишь
отдельные специалисты, которые занимаются изучением данной проблемы и формируют
вокруг себя небольшие группы единомышленников, создавая на этой базе различные центры по
противодействию сектам. Основная задача таких сообществ лежит в области
богословско-полемических исследований. Впрочем, рост внимания к данной
проблематике со стороны высшей православной иерархии и мирян вселяет оптимизм и
позволяет надеяться на то, что Православная Церковь выработает механизмы
решения проблемы сектантства.
Секты распространяют ряд мифов об антисектантских
организациях. Прежде всего, является
мифом утверждение о существовании некоего заговора против сект. Как заявляют представители сектантского мира,
существует некое общемировое движение, которое делает всё возможное, чтобы
уничтожить новые религиозные объединения. В действительности не только не
существует никакого общемирового антисектантского движения, но отсутствует даже
единое мнение по отношению к проблеме
сектантства среди специалистов в данной области. Культивируя данный миф, секты
стремятся создать себе в СМИ образ гонимых борцов за «свободу совести», чтобы
тем самым воспрепятствовать любой критике в адрес своей деятельности.
Второй миф – это миф
о существовании неких насильников-депрограмматоров, которых нанимают за
большие деньги родственники сектантов, чтобы вызволить своих близких из сект.
Эти «злобные люди» похищают адептов, мучают и заставляют их отрекаться от своей
веры. В реальности в России и на Украине (в отличие от европейских стран) нет и
никогда не было так называемых «профессиональных» депрограмматоров. Никто в
России не выкрадывает сектантов, никто, кроме самих сект, не занимается
«промыванием мозгов» их адептам. Никто из общепризнанных активистов,
представителей антисектантских организаций, не применяет к последователям
сектантских движений насилия и не призывает к нему. Работа большинства
организаций, занимающихся проблемой сектантства, состоит, в основном, в сборе,
подготовке к печати, тиражировании и распространении достоверной информации о
деятельности сект.
Третий
миф: люди, работающие в данных
организациях, делают на этом деньги. Подобное утверждение безосновательно,
так как антисектантская деятельность не является коммерческой и может
существовать, базируясь либо на спонсорской поддержке, либо на личной
филантропии апологета. На практике спонсорская поддержка или мизерна, или
полностью отсутствует. Достаточно хотя бы поверхностного знакомства с
практической деятельностью антисектантских обществ, чтобы понять, что они
бедны. Мы видим немало красочных журналов,
распространяемых миллионными тиражами, например, Свидетелями Иеговы. Но вручал
ли Вам когда-нибудь прохожий на улице хотя бы скромно оформленную брошюру,
содержащую разоблачающую информацию о сектах?
Четвёртый
миф: все те, кто противодействует
сектам, плохо образованы. Сразу
возникает вопрос: что позволяет сектантам сделать заявления подобного рода?
Среди специалистов, изучающих сектантство, есть представители различных
профессий: психологи, врачи, теологи, философы, религиоведы, многие из них
имеют ученые степени. Поэтому обвинение этих людей в незнании предмета, с
которым они имеют дело, также безосновательно. Более того, уровень образования
членов антисектантских организаций зачастую превышает уровень образования как
руководства сект, так и их рядовых последователей.
Каково
отношение к сектам в антисектантских обществах? Сотрудники данных обществ не
испытывают, в большинстве случаев, ненависти к рядовым членам сект и не желают
им зла, напротив, их отношение к сектантам можно охарактеризовать, скорее, как
сочувствующее. Доминирует желание помочь разобраться людям в той лжи, которой
они опутаны.
Большинство антисектантских обществ ставит перед собою
цель добиться реализации следующих задач:
– обеспечения гражданам РФ и Украины свободного
доступа к информации о деятельности и религиозной практике сектантских
организаций;
– соблюдения сектантскими организациями,
осуществляющими свою деятельность на территории России и Украины, законодательств
этих государств, особенно в сферах здравоохранения и образования;
– запрета деятельности тех сектантских объединений,
которые в своей практике совершают деяния, предусмотренные Гражданским и Уголовным Кодексами РФ и Украины;
– отмены повторной юридической регистрации религиозных
организаций, запрещенных органами юстиции РФ и Украины, но изменивших своё
официальное название.
Также антисектантские общества считают недопустимой
ситуацию «конфессиональной анонимности» и активного использования сектантскими
движениями так называемых «фронтовых организаций», то есть организаций,
создаваемых сектами с целью сокрытия своей деятельности и её дальнейшего
осуществления под другими названиями.
Секты и социум
Секты существуют рядом с нами. Взаимный контакт сект и
общества (социума) неизбежен. Отсюда возникает вопрос: что определяет отношение
сектантских сообществ к государству, семье, светскому законодательству?
Прежде всего, их вероучения, в которых
заложены основные принципы отношения к миру и представление о собственном
статусе в нём. Все секты провозглашают свою «богоизбранность», свою
элитарность. Окружающий мир в лучшем случае считается несовершенным, из
чего следует вывод, что его надо сделать лучше путем обращения всех в
свою веру. В худшем случае считается, что мир есть зло, он находится во власти
дьявола. Тогда терпимость к миру меняется на жёсткое противостояние ему. Мы – хорошие,
они – плохие. Мы спасёмся, они погибнут. Необходимо учитывать, что мотивация
к действию у сектантов намного выше, чем у большинства людей, степень
преданности своей организации также обычно очень высока. В сектах отучают от
самостоятельного мышления, в них учат подчиняться. Зная о существовании подобных сектантских
установок, нетрудно понять, какие проблемы возникают при столкновении интересов
общества и интересов сект.
Скачать этот материал: |
| Архив: *.rar |
Документ: *.doc |
Категория: Сектоведение | Добавил: о_Евгений (23.11.2011)
| Автор: о_Евгений
|
Просмотров: 3008
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|