Сегодня: 26.09.2017, Вторник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Сектоведение

Лекция 7. Секты в современном мире (часть 2)

Лекция № 7

Секты в современном мире (продолжение)


Секты в  России

 

 

Сектантство в России существовало всегда (говоря о России, мы будем иметь в виду и Украину, если речь будет идти об общих тенденциях развития сектантства; в тех же случаях, когда возникнет необходимость упомянуть конкретно об украинской специфике, мы будем это делать). В современной России бурная деятельность сект началась в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Распад СССР, перемена в образе жизни бывшего советского человека, начавшаяся переоценка прошлого страны и, как следствие, разрушение ценностных установок общества – все это способствовало формированию в обществе чувства растерянности и неуверенности в завтрашнем дне. Отсутствие психологической стабильности, полная религиозная безграмотность населения создали питательную среду для сектантства.

Все вышеназванные факторы не могли не сыграть свою роковую роль в том, что первоначально деятельность сект не встречала никакого отпора. Многие из сектантских  лидеров встречались с высшим руководством страны, что также способствовало усилению  их активности в России. Но постепенно накапливавшийся опыт практического знакомства с  деятельностью сект положил начало формированию ответной негативной реакции со стороны общества («По плодам их узнаете их» (Мф.7:16)). Первыми на проблему откликнулись родители, чьи дети попали в секты. Стали появляться  родительские комитеты. Созданные на общественных началах, они объединили родителей и близких родственников пострадавших.

К сожалению, как в период своего зарождения, так и сейчас  родительские комитеты не представляют  собой серьёзной силы. Судя по всему, войдя в стадию своего становления, они из неё так и не вышли.  Данные организации разъединены. В основном, не имеют никакого финансирования. Люди, состоящие в этих организациях, не получают за свою деятельность никакого материального вознаграждения. Они очень немногочисленны, в их рядах отсутствует  единая выработанная позиция по вопросу решения проблемы сект. Чаще всего данные организации занимаются сбором и распространением информации о деятельности сект,  работают с СМИ,  пытаются настоять на решении о судебном запрете деятельности сект в нашей стране, поддерживают, большей частью психологически, тех, кто так или иначе пострадал от деятельности сект. Эффективность их работы невысока. Отношение к Православной Церкви в целом доброжелательное, хотя данные сообщества по своей сути являются светскими организациями. Идейное обоснование своей деятельности они черпают из западных психолого-социологических источников.

Христианская апологетика, в том числе и православная, в нашей стране развита  всё еще очень слабо. Практическое использование дореволюционного опыта в решении этого вопроса сегодня не является эффективным. Такая богословская дисциплина, как сектоведение, практически ещё не развита. Единая политика, проводимая Православной Церковью по отношению к сектам, отсутствует.  Есть твёрдо занятая позиция, основанная на неприятии сектантства и его чуждости традиционному христианству, но, к сожалению, механизмы работы с проблемой не выработаны. Серьёзная апологетическая деятельность не проводится. Существуют лишь отдельные специалисты, которые занимаются изучением данной проблемы и формируют вокруг себя небольшие группы единомышленников, создавая  на этой базе различные центры по противодействию сектам. Основная задача таких сообществ лежит в области богословско-полемических исследований. Впрочем, рост внимания к данной проблематике со стороны высшей православной иерархии и мирян вселяет оптимизм и позволяет надеяться на то, что Православная Церковь выработает механизмы решения проблемы сектантства.

Секты распространяют ряд мифов об антисектантских организациях. Прежде всего, является мифом утверждение о существовании некоего заговора против сект. Как  заявляют представители сектантского мира, существует некое общемировое движение, которое делает всё возможное, чтобы уничтожить новые религиозные объединения. В действительности не только не существует никакого общемирового антисектантского движения, но отсутствует даже единое  мнение по отношению к проблеме сектантства среди специалистов в данной области. Культивируя данный миф, секты стремятся создать себе в СМИ образ гонимых борцов за «свободу совести», чтобы тем самым воспрепятствовать любой критике в адрес своей деятельности.

Второй миф – это миф о существовании неких насильников-депрограмматоров, которых нанимают за большие деньги родственники сектантов, чтобы вызволить своих близких из сект. Эти «злобные люди» похищают адептов, мучают и заставляют их отрекаться от своей веры. В реальности в России и на Украине (в отличие от европейских стран) нет и никогда не было так называемых «профессиональных» депрограмматоров. Никто в России не выкрадывает сектантов, никто, кроме самих сект, не занимается «промыванием мозгов» их адептам. Никто из общепризнанных активистов, представителей антисектантских организаций, не применяет к последователям сектантских движений насилия и не призывает к нему. Работа большинства организаций, занимающихся проблемой сектантства, состоит, в основном, в сборе, подготовке к печати, тиражировании и распространении достоверной информации о деятельности сект.

Третий миф: люди, работающие в данных организациях, делают на этом деньги. Подобное утверждение безосновательно, так как антисектантская деятельность не является коммерческой и может существовать, базируясь либо на спонсорской поддержке, либо на личной филантропии апологета. На практике спонсорская поддержка или мизерна, или полностью отсутствует. Достаточно хотя бы поверхностного знакомства с практической деятельностью антисектантских обществ, чтобы понять, что они бедны.  Мы  видим немало красочных журналов, распространяемых миллионными тиражами, например, Свидетелями Иеговы. Но вручал ли Вам когда-нибудь прохожий на улице хотя бы скромно оформленную брошюру, содержащую разоблачающую информацию о сектах?

Четвёртый миф: все те, кто противодействует сектам,  плохо образованы. Сразу возникает вопрос: что позволяет сектантам сделать заявления подобного рода? Среди специалистов, изучающих сектантство, есть представители различных профессий: психологи, врачи, теологи, философы, религиоведы, многие из них имеют ученые степени. Поэтому обвинение этих людей в незнании предмета, с которым они имеют дело, также безосновательно. Более того, уровень образования членов антисектантских организаций зачастую превышает уровень образования как руководства сект, так и их рядовых последователей.

Каково отношение к сектам в антисектантских обществах? Сотрудники данных обществ не испытывают, в большинстве случаев, ненависти к рядовым членам сект и не желают им зла, напротив, их отношение к сектантам можно охарактеризовать, скорее, как сочувствующее. Доминирует желание помочь разобраться людям в той лжи, которой они опутаны.

Большинство антисектантских обществ ставит перед собою цель добиться реализации следующих задач:

– обеспечения гражданам РФ и Украины свободного доступа к информации о деятельности и религиозной практике сектантских организаций;

– соблюдения сектантскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории России и Украины, законодательств этих государств, особенно в сферах здравоохранения и образования;

– запрета деятельности тех сектантских объединений, которые в своей практике совершают деяния, предусмотренные Гражданским  и Уголовным Кодексами РФ и Украины;

– отмены повторной юридической регистрации религиозных организаций, запрещенных органами юстиции РФ и Украины, но изменивших своё официальное название.

Также антисектантские общества считают недопустимой ситуацию «конфессиональной анонимности» и активного использования сектантскими движениями так называемых «фронтовых организаций», то есть организаций, создаваемых сектами с целью сокрытия своей деятельности и её дальнейшего осуществления под другими названиями.

 

 

Секты и социум

 

 

Секты существуют рядом с нами. Взаимный контакт сект и общества (социума) неизбежен. Отсюда возникает вопрос: что определяет отношение сектантских сообществ к государству, семье, светскому законодательству? Прежде  всего, их вероучения, в которых заложены основные принципы отношения к миру и представление о собственном статусе в нём. Все секты провозглашают свою «богоизбранность», свою элитарность. Окружающий мир в лучшем случае считается несовершенным, из чего  следует вывод, что  его надо сделать лучше путем обращения всех в свою веру. В худшем случае считается, что мир есть зло, он находится во власти дьявола. Тогда терпимость к миру меняется на жёсткое противостояние ему. Мы – хорошие, они – плохие. Мы  спасёмся, они  погибнут. Необходимо учитывать, что мотивация к действию у сектантов намного выше, чем у большинства людей, степень преданности своей организации также обычно очень высока. В сектах отучают от самостоятельного мышления, в них учат подчиняться.  Зная о существовании подобных сектантских установок, нетрудно понять, какие проблемы возникают при столкновении интересов общества и интересов сект.

 

 


 

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Сектоведение | Добавил: о_Евгений (23.11.2011) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 2205
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017