Сегодня: 22.07.2017, Суббота.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Сектоведение

Лекция 8. Секты в современном мире (часть 3)

 

                                                                                            Лекция № 8

                        Секты в современном мире (окончание)


                                      Секты и государство


Несмотря на то, что существует множество характерных черт, общих для всех сект, между сектантскими движениями есть также и серьёзные различия, в частности, различна степень деструктивности их воздействия на личность адепта. Неправильно было бы ставить знак равенства между сектой АУМ Синрекё, последователи которой печально известны газовой атакой в токийском метро, и «Свидетелями Иеговы», которые пока не замечены в уголовных преступлениях. Далеко не все секты призывают своих членов взять в руки оружие и приступить к террористической деятельности.  Замкнутые секты, в которых имеются «саньясины», то есть люди, живущие в закрытых от социума общинах, имеют возможность более жёстко контролировать своих адептов, чем организации, последователи которых  живут в миру, равно как секты, с преимущественно молодёжным составом, например «Белое братство», часто более деструктивны, чем уже устоявшиеся организации, скажем, мормоны. Имеет значение и то, насколько сформировалось учение секты: чем менее устоялось учение секты, тем менее стабильна сама секта. Ниже перечислены основные проблемы, которые чаще всего возникают у государства с сектами:

 - отказ от участия  в голосовании. Практикуется, например, сектой «Свидетели Иеговы», которая учит,  что существует лишь  одно правительство на земле, так называемая «Правящая корпорация в Бруклине». В глазах сектантов эта корпорация имеет статус правительства;

- захват политической власти, как одна из целей существования организации. Вот что об этом писал Сан Мен Мун, основатель Церкви Объединения: «Когда придет наш час, мы должны привести к власти над миром автоматическую теократию (то есть правление Бога через его земного представителя (в лице Сан Мен Муна. – примечание наше). Итак, мы не можем отделять политику от религии. Разделение между  религией и политикой – это то, что Сатана  любит больше всего… . Когда мы придем к власти в Америке, мы должны будем изменить Конституцию и ввести смертную казнь для любого, кто уличен в физической близости с любым другим человеком, кроме того, который был для него предписан»;

- террористическая деятельность некоторых сект. Печально знаменита в этом смысле секта  АУМ Синрекё;

- уголовные преступления. В них уличены, в частности, представители Общества Сознания Кришны; много проблем с правосудием также у сайентологов;

- сбор разведывательной информации (муниты, сайентологи).

- внушение своим адептам идей подобного рода: «Патриотизм есть последнее убежище подлеца». Отрицание всякой национальной самобытности. Стремление воспитать индивидуума, не имеющего ни исторической памяти, ни психологической привязанности к семье, к Родине;

- информационный террор против неугодных политических деятелей, в основном через подкупленных представителей правозащитных организаций;

- разрушение сектами единого информационного поля. Стабильность в обществе обеспечивается, в том числе и единомыслием его сограждан. Ослабление этого единства ведет к разобщённости, а значит, к ослаблению государства в целом, в конечном итоге – к его распаду (когда Гитлер стремился к захвату СССР, он утверждал, что лучшим условием, при котором он сможет эффективно управлять  этим государством, будет наличие в каждой деревне и в каждом городе разных сект, взаимно враждующих и тем самым ослабляющих друг друга. Принцип «разделяй и властвуй» извечен. Сначала приходит проповедник, за ним – бизнесмен, и, наконец – солдат-завоеватель. Сначала завоевание власти над умами, затем – над финансами, а далее становится возможным осуществление смены политической власти): «…всякое царство, разделившееся в самой себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» (Мф.12:25);

- проникновение представителей сектантских организаций в органы власти. Особенно в этом преуспели представители оккультных движений, вплоть до того, что в российском Министерстве чрезвычайных ситуаций создали лабораторию экстрасенсов, и хотя никаких выдающихся открытий эта лаборатория не сделала, государство продолжает её финансировать, появилась даже специальная воинская часть, укомплектованная колдунами и экстрасенсами. В Министерстве обороны РФ создан Центр экстремальной медицины, в котором тестируют заряженную воду и изучают ауру человека.

Каковы  политические цели тоталитарных сект? Кандидат юридических наук Н.В.Кривельская в своей книге «Секта: угроза и поиск защиты» называет следующие политические цели их деятельности:

«1. Разрушение Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России;

2. подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства;

3. создание в лице религиозного сектантства, преимущественно деструктивного характера, мощного потенциального политического рычага давления на власть;

4. создание взаимосвязанной сети некоторых религиозных деструктивных организаций для сбора разведывательной информации;

5. создание резерва фанатично преданных исполнителей  на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или других антиобщественных акций в городах Российской Федерации;

6. установление контроля над различными государственными чиновниками через влияние на них со стороны руководителей религиозных деструктивных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием)».

Изучая вопрос сектантства, непрерывно сталкиваешься с проблемой нарушения сектами законодательств тех стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность. Обобщая результаты исследований в данной области,  А.Н.Листков, первый заместитель Законодательного Собрания Нижегородской области, кандидат юридических наук отмечает: «Чаще всего сектантов привлекают к юридической ответственности за убийство (ритуальное или для соблюдения тайны), за доведение до самоубийства, истязание, похищение людей, надругательство над могилами, оборот психотропных средств и наркотиков, сексуальные преступления, организацию массовых беспорядков, вымогательство, создание посягающих на личность и права граждан объединений; незаконное применение психотехники, обман и злоупотребление доверием, манипулирование конфиденциальной информацией о гражданах».

Как же должно государство относиться к сектам? Государство по своей природе обязано стремиться к поддержанию собственной целостности и, следовательно, бороться с теми явлениями в обществе, которые представляют для неё угрозу, которые способны её ослабить. Отношение государства к любой организации во многом зависит от толерантности этой организации к существующим и поддерживаемым государством социальным институтам и принципам его построения. Прежде всего, секта не должна входить в конфликт с законодательством той страны, на территории которой она находится. Исповедуемые сектой принципы не должны носить деструктивный характер и подпадать под действие уголовного права. Согласно исследованиям американского ученого Брайана Р. Уилсона, конфликты между сектой и государством могут возникать по следующим причинам:

«1. Расхождение в том, что является истинным знанием,  приводит к конфликтам относительно образования;

2. Отказ признавать законность правовых установлений государства, институционализированные сакральные практики (принесение присяги, клятвы и т.п.);

3. Уклонение от политических установлений общества (отказ от голосования);

4. Отказ от участия в военной деятельности государства по соображениям совести;

5. Отказ признавать брачно-семейные установления, налагаемые государством;

6. Возражения против государственной системы здравоохранения;

7. Пренебрежение экономическими институтами общества.

 

В России, как и на Западе, сложилось своеобразное лобби «сектозащитников». Это люди, которые за деньги сект отстаивают интересы сектантских организаций в структурах государственной власти. Особенно в этом преуспели бывшие преподаватели марксизма-ленинизма и защитники прав самых разнообразных меньшинств, ставящие  перед собой следующие цели (из вышупомянутой книги Кривельской Н.В):

«1. Отстаивание на уровне как законодательной, так и исполнительной власти принципов неограниченной свободы деятельности всех религиозных объединений, в том числе незарегистрированных или зарегистрированных как общественные организации;

2. Недопущение законодательного закрепления терминологии, реально отражающей опасность деятельности религиозных деструктивных организаций, а на уровне исполнительной власти – документов, вводящих ограничения деятельности деструктивных религиозных организаций;

3.  Нейтрализация  утверждений авторитетных психиатров об опасности влияния сект на психофизическое здоровье личности;

4. Психологическое давление на экспертов государственных органов, общественных и традиционных религиозных организаций, негативно оценивающих деятельность деструктивных религиозных организаций и распространяющих среди населения разоблачающую информацию;

5. Организация в печати специальных публикаций о якобы имеющейся в России религиозной нетерпимости и т.п.».

 

 

Секты и семья

 

Руководители сект любят спекулировать семейными ценностями. Часто в секте имитируются семейные отношение: лидер - отец, если лидером является женщина, то она - мать, последователи - дети. Все вместе - единая «семья». Например, муниты считают, что есть только одна «истинная семья» - Сан Мен Мун и его четвёртая супруга, которые играют роль «истинных родителей», последователи - их дети. Установки подобного рода, навязываемые в сектах, порождают, в частности, следующие проблемы:

 

- разрушение семей. Приведём для примера  цитату из труда Береславского (Янкельмана), основателя секты «Богородичный центр»: «Земная мать – прообраз диаволицы. Земной отец – прообраз сатаны. Демоны действуют через мать. Она забирает у сына энергию. Он ходит трупом, а кровавая его ведьма убивает мир. Прошлое подлежит тотальному отречению, полному проклятию с его культурой, идеалами, философиями и утопиями»;

- появление детей, брошенных родителями-сектантами,  и престарелых родителей, оставленных на произвол судьбы детьми, полностью поглощёнными сектой; 

- в результате разрыва связей сектанта с семьёй может резко ухудшиться нервно-психическое здоровье членов его семьи;

- проблемы неполноценного воспитания детей в неполных семьях;

- трагедии, связанные с принудительным разделом имущества адепта секты и  передаче его материальной доли секте;

- вовлечение сектантом своих родных и близких в секту;

- физическое и психологическое насилие, осуществляемое сектантом в своей семье по религиозным мотивам, особенно – над детьми;

- введение сектантом по религиозным мотивам в своей семье режима неполноценного питания, наносящего ущерб здоровью остальных членов семьи;

- возможен отказ от празднования семейных праздников, в частности, дней рождения.

 

Одним из принципов сектантского мышления является ограниченность и нетерпимость, с чем, в первую очередь, сталкиваются близкие сектанта. Нетерпимость к инакомыслию, желание всех сделать похожими на себя порождают множество семейных проблем.

 

 

Секты и система образования

 

 

Секты активно стремятся проникнуть в систему образования. Особенно в этом преуспели муниты, создав школьный учебный курс «Мой мир и я», в котором под маской религиозного плюрализма активно внедряют собственные религиозные доктрины. Причины такого рвения понять нетрудно: ребёнок более беззащитен перед  влиянием извне, чем взрослый человек. Чем младше ребёнок, вовлечённый в секту, тем сильнее способно оказаться её воздействие на его личность. Секты сражаются за умы детей, так как понимают, что будущее за теми, с кем сегодня будут дети.

В сфере науки и образования в деятельности сект можно выявить следующие нарушения:

 

- дискредитация науки. Доктрины сект ничего общего не имеют с наукой. Поэтому они стремятся выдать свои фантазии за новейшие «научные достижения»  (например, это любят делать оккультисты) или дискредитировать научные положения, которые способны разоблачить их несостоятельность (так, например, поступают сайентологи, говоря о психологии и психиатрии). Распространению лженауки способствуют СМИ, которые в погоне за сенсациями злоупотребляют свободой слова и буквально заполняют эфир и газетные полосы самой разнообразной антинаучной информацией;

- активное внедрение псевдонаучных дисциплин. Научные дисциплины в сектах  отсутствуют. Особенно бросается в глаза упорная попытка внедрения в школы такой учебной «дисциплины», как «Валеология» («Наука» о здоровье), которая, по словам доктора медицинских наук священника Анатолия (Берестова), «не соответствует своему названию. Ибо содержание преподавания направлено не на развитие здорового образа жизни, а на развитие у детей грехов: блуда, прелюбодеяния, обмана, плотолюбия, а также связей с демоническим миром»;

- нарушение законодательства РФ и Украины об образовании. Общеобразовательные  школы не имеют права вводить религиозные предметы без разрешения родителей, тем более,  без  их уведомления, что, к сожалению, очень часто происходит;

- применение учебных технологий, разрушающих здоровье детей. Секты могут заставить детей голодать или неполноценно питаться, например, для раскрытия так называемых «сверхъестественных» способностей;

- использование учебного процесса для вербовки в свои организации, что является основной целью работы сект в системе образования;

- в отдельных сектах зафиксированы случаи педофилии.

 

 

Секты и религиозная терпимость

 

 

Где границы терпимости общества? Можно ли во имя свободы одних ограничивать свободу других?  В документе «Всеобщая декларация прав человека», принятом и провозглашенном резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, читаем: «При осуществлении своих прав и свобод каждый должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

К сожалению, недостаток правовой культуры в современном российском и украинском обществе приводит к тому, что многие из нас путают понятие свободы с понятием вседозволенности. Любое здоровое общество должно критично относиться к самому себе, причём это касается всех его институтов. Там, где этот принцип не применяется, появляются признаки деградации. В последнее время участились выпады представителей самых разнообразных сектантских групп в сторону христиан и всех тех, кто разоблачает деятельность сект. Одним из главных обвинений, которые христиане и светские религиоведы постоянно слышат в свой адрес, является обвинение в нетолерантности, религиозной нетерпимости,  в отсутствии любви к ближнему. Попробуем поразмышлять над этим вопросом. Для начала определим, каково подлинное значение такого широко используемого ныне понятия, как  толерантность. В Краткой философской энциклопедии мы находим следующее определение этого термина: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – (от лат. tolerantia – терпение) –  терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного учения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Попытаемся кратко сформулировать те аспекты толерантности, которые логически следуют из данного определения. Толерантность подразумевает: 1) корректное отношение к оппоненту при ведении диалога; 2) отказ от призывов силового давления на оппонента; 3) готовность внимательно отнестись к аргументации оппонента, в случае несогласия –  чётко обосновать свою позицию; 4) использование корректной аргументации для обоснования своих взглядов, не допускающей так называемой «апологетической лжи» –  искажения фактов, их подтасовки, прямого обмана.

Вместе с тем, необходимо помнить, что: 1) терпимость к убеждениям  оппонента не означает отказа от собственных убеждений, то есть,  уважая взгляды  оппонента,  мы не теряем право на собственное мнение; 2) каждый имеет право придерживаться своей точки зрения, но никто не имеет права  искажать позицию оппонента, приписывая ему не разделяемые им идеи; 3) толерантность не означает, что мы теряем право на критический анализ любого явления, а главное – право на открытое выражение своего мнения. Демократия подразумевает право на свободу слова. Современные «сектозащитники», подменяя смысловое значение слова «толерантность», пытаются с его помощью лишить нас права свободного распространение информации, связанной с правдивым освещением деятельности сект. Но любое общество должно критически оценивать те социальные институты, которые функционируют в его рамках, что является признаком здоровья социального организма в целом. Любая же попытка ограничения этого принципа, может привести к появлению нездоровых тенденций в социуме, в худшем случае – к его распаду.

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Сектоведение | Добавил: о_Евгений (23.11.2011) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 2456
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2017