Сегодня: 24.04.2024, Среда.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Сектоведение

Лекция 9. Психология контроля сознания (часть 1)

Лекция № 9

Психология контроля сознания

 

 

Теория контроля сознания

 

а) история вопроса

 

Проблема манипуляции и управления людьми существовала всегда, но истоки той научной теории, к рассмотрению которой мы приступаем, следует искать в середине XX века, когда  разразилась очередная гражданская война в Корее, в результате которой образовалось два государства – Южная Корея и Северная Корея. В военных действиях на стороне Южной Кореи активно участвовали американские войска, а на стороне Северной Кореи – китайская армия. Многие американцы попадали в плен, где их содержали в специально созданных лагерях для военнопленных. Китайцы применили к американским военнопленным методы ненасильственного убеждения, в результате которых многие из них изменили свое отношение к Америке. Исследователь психологии влияния Роберт Чалдини пишет: «Как показало исследование программы лагерей для военнопленных, китайцы широко использовали давление обстоятельств…с целью добиться покорности со стороны узников. Конечно, главной задачей китайцев, было заставить американцев сотрудничать в какой бы то ни было форме… Пленных часто просили делать антиамериканские и прокоммунистические заявления в настолько мягкой форме, что эти заявления казались не имеющими значения («Соединенные Штаты не совершенны», «В социалистических странах нет безработицы»). Однако, подчиняясь этим минимальным требованиям, пленные американские солдаты подталкивали самих себя к выполнению более существенных требований. Человека, который только что согласился с тем, что Соединенные Штаты не совершенны, можно спросить, почему, по его мнению, это так. После этого его можно попросить составить список «проблем американского общества» и подписаться под ним. Затем его можно попросить познакомить с этим списком других пленных. Позднее этому человеку можно предложить написать очерк на данную тему… Зная, что он написал злополучный очерк без особого принуждения, человек менял представление о самом себе,… что часто выливалось в более тесное сотрудничество с врагом» (Роберт Чалдини, «Психология влияния», СПб., 2000. стр. 76).

Американские военнопленные много писали и активно выступали по радио, рассказывая о негативных сторонах американского образа жизни и одобряя коммунизм.  Более всего руководство США было удивлено тем, что методы изменения убеждений, применённые китайской стороной, не являясь насильственными, оказались, тем не менее,  чрезвычайно эффективны.

По окончании войны, в целях обеспечения государственной безопасности США, ряду американских психологов было поручено выяснить методы работы китайских специалистов, которые позволили им достичь столь впечатляющих результатов по изменению убеждений американских солдат. В результате этих исследований уже имевшиеся сведения о методах контроля сознания значительно расширились, заложив научную основу их дальнейшего изучения.

 

б) установочная система 

 

Известно, что каждый человек имеет собственное представление о добре и зле, собственную систему моральных ценностей, которая определяет его поступки и образ жизни. В психологии убеждения подобного рода называются установками, а их совокупность – установочной системой. Можно сказать, что установка – это наша мировоззренческая позиция по тому или иному вопросу.

Установочная система включает в себя следующие элементы (Филип Зимбардо, Майкл Ляйппе, «Социальное влияние», СПб., 2000, стр. 46): а) наши эмоции, испытываемые по отношению к той или иной идее или предмету; б) наше поведение; в) наши намерения, ожидания, планы действий, предваряющие сами действия; г) наши познания, сложившиеся в результате познавательных процессов и включающие в себя как убеждения, так и элементы сведений о данном объекте и о том, как нам «следует» вести себя по отношению к нему.  Все элементы установочной системы связаны друг с другом, поэтому, изменяя один параметр, мы оказываем влияние и на другой. Когда человек сознательно воздействует на установочную систему другого человека, он превращается в манипулятора. Что же такое манипуляция? «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» Контроль сознания и методы подавления личности» (хрестоматия), Минск-Москва, «Харвест  АСТ», 2001, стр. 185).   

Для того чтобы углубить наше понимание термина «установочная система», зададимся вопросом: каково содержание установочной системы сектанта, определяющее образ его жизни? Эмоции: меня там понимают, любят, я там нужен. Поведение: я хожу на встречи, доказываю истинность проповедуемых нам идей всем, кто готов меня выслушать, раздаю литературу. Намерения: я буду продолжать проповедовать идеи «моей» организации, жить, как велит её руководство, раздавать литературу, жертвовать ей деньги и т.д. Познания: попав в организацию, я могу претендовать на спасение, на особые «тайные» знания, на раскрытие сверхъестественных способностей и т.д.  Все вышесказанное в своей совокупности является установочной системой.

 

Рекомендации миссионеру:

 

Люди, имеющие крепкую установочную систему (например, воцерковлённые верующие), более устойчивы к попыткам вербовки. Но установочную систему человека можно сделать ещё более крепкой, и сделать это можно путём инсценировки нападок на его убеждения.  Также неплохой приём  состоит в ознакомлении  человека с применяемыми  в сектах методами вербовки.

 

 

 

в) социальное влияние

 

Одним из главных факторов воздействия на установки человека является фактор группового влияния (Филип Зимбардо, Майкл Ляйппе, «Социальное влияние», СПб., 2000, стр. 69). Сила социального давления станет для нас очевидной, если мы приведём пример массовых мероприятий, таких как митинги и демонстрации, где  общая атмосфера зачастую  захватывает людей, заставляет сопереживать декларируемым идеям  и даже совершать такие действия, которые, возможно, в одиночестве они бы никогда не совершили.     

Секты, стремясь вовлечь человека в свою среду, отрицают всякий индивидуализм, в то время как коллективизм принимает нездоровые формы. Известны случаи, когда членам секты практически запрещали находиться в одиночестве. Они вместе ели, вместе спали, вместе проводили время. Например, в «Церкви Объединения» (секта Муна) навязывается обязательная совместная жизнь с «единоверцами», в отрыве от привычной социальной среды, активно практикуется жизнь в ашрамах среди кришнаитов, причем это лишь малая часть примеров. Но и там, где совместное проживание не практикуется, эффект группового влияния проявляется очень сильно. Во всех сектах любят проводить совместные мероприятия и стремятся не оставлять своих адептов в одиночестве.

Эффект группового давления чрезвычайно важен для понимания процесса вовлечения человека в секту. Причина того, что  групповое влияние столь действенно при трансформации убеждений человека состоит в том, что следование нормам поведения, принимаемым и одобряемым окружающими (нормативное социальное влияние), даёт нам чувство собственной правоты и социальное одобрение. Для большинства людей очень важно, что о них думают другие и как они ведут себя с ними.

Наука, одной из сфер изучения которой является исследование механизмов любого рода групповых влияний, называется социальной психологией. Механизмы этих влияний изучены достаточно хорошо и нет смысла их описывать, желающие без труда найдут подобного рода информацию в специализированной литературе (например, в выше упоминаемой книге Филипа Зимбардо и Майкла Ляйппе). Поэтому здесь мы затронем вопрос социального влияния только в контексте рассматриваемой нами темы сектантских движений.

Человек активно учится не только по учебникам, но и путём  наблюдения за поведением людей и подражания им. Ребенок учится, подражая родителям, одноклассникам, героям мультфильмов, книг и т.д. Взрослея, мы не перестаем сверять свое поведение с поведением окружающих  людей, наша адекватность социуму  вызывает чувство внутреннего комфорта и успокоения, нарушение же приводит ко многим психологическим проблемам. Как мы одеваемся, как ведём себя, как нас воспринимают близкие и посторонние? Все эти вопросы достаточно важны для подавляющего большинства людей. Многие из нас наверняка ощущали дискомфорт, когда на их глазах знакомый или незнакомый человек совершал действия, противоречащие нашим представлениям о нормах поведения в обществе.

Лидеры сект активно эксплуатируют не только способность человека к обучению путём подражания, помещая адепта в среду, где только определённый стиль поведения является нормой и тем самым навязывая его, но и желание проверять свои установки и правильность своего образа жизни через сравнение его с образом жизни окружающих. Сколько людей, присутствуя на собраниях, например, секты «Свидетели Иеговы» задавали себе вопрос: здесь сидит множество людей, красиво одетых, улыбающихся, любезных в обхождении, неужели они все ошибаются? А может быть, ошибаюсь я,  не доверяя им? Почти каждый человек выбирает себе объект для подражания. Если христианин призван уподобляться Христу, то сектант, в первую очередь, подражает лидеру, который выступает как эталон нравственности и норм поведения. Подражание лидеру секты и старшим её членам является одним из важнейших методов формирования сектантского мировоззрения.

 

Рекомендации миссионеру:

 

Эффект группового влияния снижается  или даже полностью нейтрализуется, если при попытке его реализации человек увидит альтернативные ему модели поведения, а также в тех случаях, когда он был предупреждён о возможности подобного рода влияния.

 

Теория когнитивного диссонанса

 

В 1950 году психолог Леон Фестингер в результате своих исследований обнаружил зависимость между поведением человека и его мыслями, чувствами, убеждениями. Суть его открытия сводилась к тому, что между поведением человека, его мыслями и чувствами существует взаимосвязь. Если изменить поведение человека, его мысли и чувства также изменятся, сводя диссонанс к минимуму. Представим, что человек попал в секту. Фактически сразу же его начинают подталкивать к определённому образу поведения: носи такую одежду, посещай мероприятия секты, веди себя как твои «братья и сестры», не выделяйся. Медитируй и молись столько-то и тогда-то, общайся с теми-то и т.д. Человек начинает вести себя как сектант, но это противоречит его прежним убеждениям и образу жизни. Возникает вопрос: почему я веду себя, как эти люди? Частым ответом служит: вероятно потому, что я разделяю их взгляды на жизнь, их систему жизненных ценностей. Поведение человека должно соответствовать его убеждениям, если же этого не происходит, человек начинает ощущать внутренний психологический диссонанс, который необходимо преодолеть и как можно быстрее. Сделать это можно двумя путями: или убедить себя в истинности учения секты и её образа жизни, то есть изменить собственные убеждения, или отказаться от секты, навязываемого ею образа жизни и вернуться к прежнему. Третьего пути нет. Вывод очевиден: подводя человека к определенному образу поведения, можно заставить его изменить свои убеждения, установки и свое мировоззрение в целом.

Вернёмся теперь к установочной системе. Как уже было отмечено выше, одним из основных свойств установочной системы является зависимость всех её составляющих друг от друга.  Изменяя один параметр системы, можно изменить другой. Оказав влияние на поведение человека, можно воздействовать на его убеждения  и сделать адептом секты.

Итак, что же такое контроль сознания? Теория контроля сознания – это  практическое применение хорошо обоснованных и экспериментально проверенных данных научной психологии к феномену быстрых и резких изменений поведения, мышления и чувств у людей, оказавшихся в группах (как религиозных, так и любых других) с высоким уровнем социально-психологического манипулирования и давления. Известный  отечественный исследователь  методик  контроля сознания Евгений Волков дал следующее определение понятию контроля сознания: «Контроль сознания (или «незаконное влияние», как его иногда называют зарубежные специалисты) – это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют» Контроль сознания и методы подавления личности» (хрестоматия), Минск-Москва, «Харвест АСТ», 2001, стр. 368).

 

 

Модели  Маргарет Т. Сингер и Роберта Джея Лифтона

 

Существует несколько ставших уже  классическими моделей контроля сознания сектантов и тех условий, в которых цели методик контроля сознания достигаются наиболее эффективно. Во-первых, можно выделить модель американского военного психолога, ныне адъюнкт-профессора университета в Беркли Маргарет Т. Сингер, которую она сформулировала  в своей книге «Культы среди нас». Маргарет Т. Сингер работала психологом в армейском госпитале Уолтера Рида в 1950 годы. Она исследовала состояние бывших военнопленных корейской войны, а также состояла в группе армейских психологов и психиатров, которой правительство США поручило исследовать феномен трансформации мышления и разработать на будущее стратегию защиты от него. На исследование данной темы Сингер потратила не один десяток лет своей жизни. В результате предпринятых исследований Маргарет Т.Сингер пришла к выводу, что для достижения эффекта контроля сознания, необходимы следующие условия:

1. Завоевание контроля над временем человека, особенно, временем на размышления.

2. Создание у новичка ощущения беспомощности, при одновременной демонстрации модели поведения, выработать которую стремится  руководство секты.

3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений, наказаний, практических действий с целью подавления прежнего социального поведения новичка. Использование измененного состояния сознания для манипуляций жизненным опытом адепта.

4. Создание плотно контролируемой системы, в рамках которой всех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать  свою «врождённую неполноценность».

5. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчёт в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетентности и информированном согласии личности).

Роберт Джей Лифтон наравне с Маргарет Сингер входил в группу, изучавшую  феномен контроля сознания. В своих исследованиях Лифтон также опирался на богатый практический материал, предоставленный корейской войной и последовавшими за ней научными изысканиями. В результате Лифтон выделил следующие восемь критериев этого феномена:

1. Контроль жизненной среды и общения в пределах этой среды: сюда относится  не только общение людей друг с другом, но и проникновение в сознание человека групповых представлений, постепенно начинающих управлять его внутренним диалогом. Человека помещают в психологически замкнутую, а в некоторых случаях и физически ограниченную среду. Замкнутость лишает человека альтернативы, возможности сравнивать свой образ жизни и свои жизненные ценности с любыми другими, смотреть со стороны, что облегчает возможность  манипулирования им.

2. Мистическое манипулирование: специальная технология планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные и «сверхъестественные» события. Все манипулируют всеми ради достижения высших целей. Любое внешнее действие трактуется в мистическом плане: если пошел дождь, то  это случилось из-за того, что Америка не любит «преподобного» Муна, если Вы споткнулись, то это потому, что у Вас появились плохие мысли об организации и т.д. Известны практики, приводящие к эффекту галлюцинаций, которые могут быть интерпретированы в мистическом смысле.

3. Требование чистоты: установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию комплекса вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя виновато и работает ещё усерднее. Каждый человек грешен, у каждого есть свои слабости. В сектах спекулируют на человеческих слабостях. Например, человек начинает критиковать лидера организации, а в ответ слышит: «Брат, разве ты безгрешен? Это тебя искушает сатана! Нашей организацией руководит Бог, если ты сомневаешься в организации, значит, ты не любишь Бога!». В сектах считают, что кроме руководства никто не способен судить о том, как надо жить и во что верить.

4. Культ исповеди: разрушение границ личности, предписание делиться и признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а запоминается или документируется для дальнейшего использования в целях контроля. В ортодоксальном христианстве существует таинство Покаяния, в сектах  же практикуют некую пародию на него. Информация, которую человек сообщает о себе, активно применяется для оказания на него давления, выработки у него чувства вины. В случае выхода из секты эта информация иногда используется для запугивания бывшего последователя с целью скрыть правду о покинутой им организации.

5. Священная наука: вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не оставляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения. Только позиция руководства секты, ее точка зрения является правильной во всех вопросах.

6. «Передёргивание» языка: стремление к ограничению мышления членов группы черно-белыми «мыслепрерывающими» клише, понятными только для посвящённых. Тот, кто контролирует язык человека, – контролирует его мышление. В сектах часто создается свой собственный язык, активно изобретаются новые понятия, в результате чего образуется своеобразный «профессиональный» сектантский жаргон. Человека приучают не только говорить на нем, но и думать. Но ведь слова – это, прежде всего, смысловые понятия, за ними – их содержание. Язык ученого отличается от языка грузчика, язык завсегдатаев ночных клубов отличается от языка любителей филармонии. При общении это очевидно, и разница не в словах, а в жизненных ценностях. Изменяя язык, руководство секты влияет на систему жизненных ценностей своего адепта. Также с помощью этого приема его отделяют от несектантского сообщества. Научившись мыслить на языке секты, человек вскоре замечает, что за ее пределами его не понимают, он начинает ощущать дискомфорт при общении с внешним миром и идет туда, где его поймут, где с ним говорят на одном языке, т.е. в секту. В сектах часто используют общеупотребительную лексику в новом ее истолковании. Например, храм для православного человека – дом Божий, а для Свидетеля Иеговы – дом сатаны.  Теперь представим, что Вы приглашаете  иеговиста в церковь. Как Вы думаете, какую реакцию могут вызвать ваши слова? Как  показывает опыт, даже бывшие члены этой организации испытывают страх перед Церковью, что достигается, в том числе, и с помощью загруженной лексики.

7. Доктрина выше личности: навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности. В секте не подразумевается снисхождение учения к человеку, наоборот, человек должен подстроиться и полностью реализовывать учение на практике.

8. Разделение существования: вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и «расстриги» – не имеют. В секте всех, кто не является ее членами, в лучшем случае считают невеждами, а чаще – просто рабами тьмы, дьявола. На всех, кто не состоит в секте, смотрят «сверху вниз». Потому члены секты не способны к построению равноправного и равноуважительного сотрудничества.

 


Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Сектоведение | Добавил: о_Евгений (27.12.2011) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 5289
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024