Севастопольский Православный Народный Университет

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА»

 

Введение в изучение христианского искусства.

Понятие “Христианское искусство”.  Особенности христианского искусства.  Иконография, ее символика, основные ее законы.  Отличие христианской культуры  от культуры Древнего мира.  Хронологические границы.  

 

 

Раздел 1. Раннехристианское искусство.

 

 

Тема I.  Позднеантичное и раннехристианское искусство.

Понятие “раннехристианский период”, его хронологические границы.  Основание Константинополя и его роль (330).  Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395).

Кризис античной культуры, его проявления, и раннехристианское искусство.

1. Позднеантичное искусство.  Поздний фаюмский портрет (кон  II - III вв.).  Мозаики римских вилл.  Мозаичные полы на вилле Максимина Геркулия (конец III - середина IV вв.), в Северной Африке, Сирии.  Отход от классических основ.  Изменения образа и стиля.  

Позднеантичная скульптура. Традиции римского скульптурного портрета.  Портреты III - V вв.  из Рима, Афин, Константинополя, Малой Азии, Египта.  Погребальные портреты из Пальмиры.  Статуи тетрархов из собора Сан-Марко в Венеции и Ватикана (кон  III в).  Рельефы триумфальной арки Константина (315).  Колосс Константина (320-е гг.).  

2. Раннехристианское искусство до официального признания христианства. Изменения в содержании образов по сравнению с позднеантичным искусством.  Новые психологические и стилистические черты  под влиянием христианского мировоззрения.

Росписи синагоги и христианской церкви в Дура Европос (ок.  232).   Живопись катакомб (II - IV вв.).  Катакомбы Рима.  Античные и христианские мотивы.  Символика и аллегория.  Особенности стиля: традиционные черты и новые, неантичные принципы.

 

3. Раннехристианское искусство после официального признания христианства.

Перелом в религиозной политике Римской империи в начале IV в. Официальное признание христианства (313).  Возникновение христианской архитектуры.  Широкое строительство церквей, начиная с IV в., его интенсивность на протяжении всего раннехристианского периода.

Архитектура. Базилики IV - VI вв.  План, конструкции, внешний вид, организация интерьера, символика его частей.  Черты, унаследованные от античной архитектуры и принципиальные отличия от нее.  Особая роль внутреннего пространства.

Базилики Рима.  Широкое распространение типа римской базилики в землях средиземноморской классической культуры и в Европе.  Разнообразие вариантов.  Базилики IV - VI вв.  в Иерусалиме, Вифлееме, Фессалониках, Константинополе, в Западной Европе, в Северной Африке.  

Базилики на христианском Востоке (Сирия, Армения, Малая Азия, Месопотамия, Египет), их отличия от римского базиликального типа.  

Базилики Равенны VI в.    Особенности; сочетание в них черт римской и сирийской архитектурных школ с элементами центризма столичной архитектуры.

Центрический тип раннехристианской архитектуры IV - начала VI вв.  Символика центрического здания.  Перспективы развития.  Мартирии, мавзолеи, центрические церкви, баптистерии.  

Баптистерии V века  в Равенне (крещальни православных и ариан), особенности архитектурного типа и его символика.  Античные мотивы в декорации интерьера Баптистерия православных.  Крестовые в плане сооружения.  

Центрические постройки на христианском Востоке (церкви в Эсре и Босре в Сирии, начало VI в.), отличия от центрической архитектуры Италии и Константинополя, конструктивные новшества, сходство с сирийскими базиликами.

Купольные базилики раннехристианского периода. Появление в V в. купольной базилики (Малая Азия). Купольная базилика - новый архитектурный тип.    Причины, приведшие к переформированию базиликального сооружения в купольный тип.  Особенности конструкции.  Перспектива развития такого архитектурного типа.

 

4. Раннехристианское искусство IV - начала V  вв. Задачи монументального церковного искусства.  Первые программы монументального оформления церковных интерьеров.  Главные идеи и темы.  Вознесение.  Богоявление.   Небесный Иерусалим.  Христос - Добрый пастырь, Христос - судия с апостолами, Передача Закона и ключей и др.  Образы мучеников.  Эсхатологические мотивы в декорации храмов (феникс, апокалиптические старцы, символические изображения семи церквей Апокалипсиса, Этимасия).  

Формирование нового художественного языка.  Варианты этого процесса на территориях Средиземноморья (Италия, Греция, Малая Азия), и в землях христианского Востока (Сирия, Палестина, Месопотамия, глубинные районы Малой Азии, Египет).  Разница художественных традиций.  

Раннехристианские мозаики Сирии и Палестины.  Христианское искусство в Италии и Греции.  Использование художественного стиля античного искусства.  Сомнение в возможности воплощения священного образа в антропоморфном облике.  Иконоборческие настроения в первой половине IV в.  (письмо Евсевия Кесарийского к Константине, дочери Константина Великого, об иконе Христа).  Декоративные, буколические и аллегорические мотивы в римских мозаиках первой половины IV в.  

Перелом в отношении к антропоморфному христианскому образу после середины IV в., его причины и результат.  Роль Никейского (325) и Константинопольского (381) (I и II Вселенских) соборов, осуждение  арианства.  Формулирование основных догматов христианской веры; Символ веры.  Значение их для утверждения антропоморфных христианских образов.  

Мозаики в мавзолее Санта Костанца и в базилике Санта Пуденциана в Риме, в баптистерии Сан Джованни в Неаполе, в капелле Сан Аквилино в Милане.  Мозаики Ротонды св.  Георгия в Фессалониках.  Образы мучеников в раннехристианской иконографии.  

Характеристика стиля мозаик IV - начала V вв.  Античный художественный язык и первые попытки найти новые, неантичные средства выразительности.

 

5. Искусство V в.  Эфесский (431) и Халкидонский (451) (III и IV Вселенские) соборы.  Церковный раскол после  Халкидонского собора, церковное обособление Сирии, Египта, Армении.  Христианское учение о единстве двух природ во Христе.   Значение этого догмата для развития искусства, для формирования христианского образа и стиля.           

Создание новых иконографических программ мозаических декораций храмов.  Иллюстративно-историческая тематика.  Эпические циклы.  Наставительные мотивы.  Прообразовательная тематика.  Большие параллельные циклы композиций на темы Ветхого и Нового Заветов.  Символическая тематика.  Композиции: Христос - Добрый пастырь,  Церковь и Синагога, Небесный Иерусалим и др.  

Декорации погребальных капелл  и капелл, посвященных свв.  мученикам (Милан).  Дальнейшее развитие этих иконографических тем (исторической, символической, прообразовательной).  

Иконографические программы мозаик V века  в базиликах Рима, в Фессалониках, в мавзолее и в баптистериях в Равенне.  Античные аллегории и новые христианские аллегории и символы.  Привязанность к античному наследию и необходимость выразить аскетическое содержание христианского образа.  Способы преодоления этого противоречия.  Роль восточных элементов в сложении стиля христианского искусства Греции и Италии.  

Эволюция искусства в V веке.  Близость к античным понятиям и вкусам в первой трети века (мозаики базилик Рима, баптистерия православных и мавзолея Галлы Плацидии в Равенне,  капеллы в Милане, ротонды св.  Георгия в Фессалониках).  

Изменение характера искусства со второй половине V века.  Мозаики позднего V в.  в Равенне Новое содержание образов и новый художественный язык в мозаиках второй половины V в.  Отход от принципов античной классики.  Элементы стилизации и аскетизации; акцент на духовном содержании образа.  

Разница мозаик Греции и Италии.  Различные пути и способы отхода от классической основы. Раннехристианское искусство Рима, его наибольшая приверженность античным традициям; роль Рима в утверждении и распространении иконографических формул.    Византийский экзархат в Равенне.  Равенна - очаг византийского искусства в Италии (до конца ХII в.).  Мозаики Равенны позднего V в.  как произведения ранневизантийского искусства; сложение в них основных черт византийского стиля.  

Искусство христианского Востока в V в. Сирия, Палестина, коптский Египет.  Напольные мозаики, рельефы, мелкая пластика, ткани.

            6. Скульптура раннехристианского периода. Виды и типы скульптуры.  Большие и малые формы.  Языческие и христианские мотивы.  Колонна императора Феодосия (379-395) на ипподроме в Константинополе.  Императорские портреты V - начала VI в.  Христианские сюжеты и образы.  Сложение христианской иконографии в круглой пластике и рельефе (Христос - Добрый Пастырь, евангельские сцены, христианские символы).  Использование традиционных типов и форм античной пластики: статуя в рост ("Добрый Пастырь"), поясной портрет ("Евангелист" из Археологического музея в Стамбуле), рельеф.  Христианские саркофаги, иконография рельефов на их сторонах.  Надгробные стелы.  

Малые формы пластики.  Резьба по слоновой кости.  Диптихи, их назначение и тематика (портреты императоров и консулов, цирковые представления, языческая мифология, христианские сюжеты).  Ампулы из Святой земли, их назначение, тематика сцен, иконография.  Блюда и пиксиды со сценами на античные, библейские и евангельские темы.  Серебряные блюда (изображение Феодосия Великого с сыновьями из Мадридского музея).  

Эволюция раннехристианской пластики на протяжении IV - начала VI вв.  Отмирание монументальной скульптуры в Византии, причины этого явления.  Процветание малых форм пластики в Византии.  

 

Раздел 2. Византийское искусство.

 

 Общие понятия. Периодизация византийского искусства.  

Особенности византийского общества и культуры.  Государство и Церковь Элитарная городская культура.  Православный монастырь, аскеза, духовное созерцание.  Значение этих понятий для византийского искусства.

Константинополь и периферия.  Понятие “восточно-христианское искусство".  Роль местных школ.  Восточные регионы: Армения, Грузия, Каппадокия, Сирия, Палестина, Месопотамия, коптский мир.  Славянские страны: Болгария, Сербия, Русь.  Работы греческих мастеров в разных странах византийской ориентации  и на латинском Западе.

Значение античности для искусства Византии.  Периоды особого интереса к эллинскому художественному наследию, его причины, проблема византийских “ренессансов”.

Иконография византийского искусства.  Устойчивость иконографических типов.  Идея идентичности образа с  “божественным прототипом”.  Сложение иконографии отдельных образов, сцен и ансамблей росписей храмов.  Иконография знаменитых чудотворных икон Христа и Богоматери, варианты этих иконографических типов.  Античные прототипы христианской иконографии.  Роль искусства христианского Востока в процессе создания иконографических схем.

Понятие византийского стиля.  Этапы высшей его зрелости.  Классическая его основа.  Способы видоизменения классических черт в целях спиритуализации образа и дематериализации форм.  Эллинистические и восточные черты стиля, их синтез.  Символика черт византийского стиля.

 

Тема II. Византийское искусство VI - VII веков

 

Эпоха Юстиниана, "Симфония"; централизация власти, Церкви, культуры.  Константинополь - центр византийской культуры.  Ориентация на древний Рим.  Формирование византийского стиля, передающего духовность христианского образа.

 

1. Архитектура VI в. Распространение купольного типа зодчества и причины его преобладания.  Оформление христианской литургии.  Роль восточных традиций в архитектуре VI в.  Ведущая роль Константинополя в истории византийской архитектуры (с VI в.).  Сводчатая архитектура как отражение особенностей восточно-христианского мировоззрения.

Центрическая архитектура.  Церковь св.  Сергия и Вакха в Константинополе.  Сходство и отличие от центрической архитектуры Сирии (церковь св.  Георгия в Эзре).  Особенности пространственной композиции.  Способы “дематериализации” стен.  Церковь Сан Витале в Равенне.  Сходство с церковью св.  Сергия и Вакха.  

София Константинопольская.  Время и история строительства.  Архитекторы.  План.    Конструктивные особенности.  Материал.  Организация внутреннего пространства, его выразительность и символика.  

Купольная базилика - основной тип зодчества VI в.  Видоизменение принципов купольной базилики V в.  Идейный смысл этого процесса.  Конструктивные трудности.  Церковь св.  Ирины в Константинополе, история постройки, перестройка в VIII в., реконструкция её облика VI в.

Купольные базилики центрического типа.  Храмы свв.  Апостолов в Константинополе и св.  Иоанна в Эфесе, соединение базилики, крестообразных и купольных зданий.

Тип компактной купольной базилики.  Дворцовая церковь в Каср-ибн-Вардане (Сирия) и церковь Марии в Эфесе.  Оригинальность конструкции, черты ее сходства с конструкцией Софии Константинопольской.  Приближение к крестово-купольной системе.  Перспектива развития.

Вариант купольной базилики типа церкви св.  Тита в Гортине (Крит).

Архитектура VI в.  в Армении и Грузии.  Центрические постройки.  Типология.  Сходство с архитектурой Сирии и отличия от нее.  Местный стиль.  

Общие черты церковного зодчества юстиниановской эпохи.

 

2. Живопись VI в.  Окончательное оформление византийского художественного стиля.  Духовное  содержание образа.  Мозаики Арианского баптистерия и Архиепископской капеллы в Равенне.

Мозаики первой половины VI в.  в Равенне (Сант Аполлинаре Нуово, Сан Витале, Сант Аполлинаре ин Классе), в монастыре св.  Екатерины на Синае, на Кипре (церковь Панагии Канакарии), в Паренцо (базилика св.  Евфрасия).  Проблема мастеров.  Роль Константинополя.  Императорские заказы.  

Мозаики в базиликах свв.  Косьмы и Дамиана и в Сан Теодоро в Риме.  Близость византийскому искусству.  Особенности римских мастерских.  

Символический характер иконографических программ.  Отказ от повествовательных исторических циклов.  Теофания.  Прообразовательная символика.  Тема Страшного Суда и Небесного Иерусалима.  Тема жертвы.  Литургический аспект.  Роль и место образов мучеников.  Патрональные и донаторские темы.  

Несохранившиеся мозаики VI в.  в храме Софии и в церкви свв.  Апостолов в Константинополе.  Их описания и символика.

Идеалы восточного христианского монашества и отшельничества в Египте, Сирии, Палестине.  Понятие аскезы и духовного восхождения.  Влияние “пустыни” на искусство Империи.  Имперский компонент в византийском искусстве VI в., его риторичность, триумфальность, роскошь.  Столичное  происхождение такого искусства.  

 

3. Искусство христианского Востока в VI в.   Малая Азия, Сирия, Палестина, Каппадокия, Армения, коптский Египет.  Мозаики полов христианских базилик VI в.  на территориях Турции, Ливана, Сирии, Ирака, Иордании, Израиля.  Темы и сюжеты.  Христианские символы и античные аллегории.  Тематика Рая.  Сцены борьбы тварей (животных, птиц)  - аллюзии на тему Страшного Суда.  Сцены охоты и игры.  Орнаменты.

Миниатюры иллюстрированных рукописей Сирии, Малой Азии, Армении.  Евангелие Раббулы, Россанский кодекс, Синопский фрагмент, Венский Генезис, Эчмиадзинское евангелие.  Принципы художественного оформления кодекса с текстами четвероевангелия и евангельских чтений (евангелия-апракос).  Таблицы канонов Евсевия Кессарийского.  Листовые и маргинальные миниатюры.  Подробные циклы иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам.  Разработанность иконографии, ее особенности.  Особенности стиля.  Эллинистические традиции и местные черты восточно-христианского искусства.

 

Тема III.  Искусство VII - нач.  VIII вв. , до иконоборчества.

 

1. Разнообразие и сложность искусства VII в.  Разнообразие в поисках стиля, подходящего для выражения спиритуалистического содержания образа.  Два основные направления.  Одно из них - продолжение традиций искусства VI в.  типа мозаик Равенны и Синая: мозаики первой половине VII в.  в базилике св.  Димитрия в Фессалониках и в церкви Панагии Ангелоктисты на Кипре.  Иконографические программы.  Изменения образа и стиля по сравнению с моделями VI в.  

Второе направление в искусстве VII в.  - утонченное, аристократическое, связанное с элитарной столичной  культурой.  Мозаика из церкви св.  Николая в Фанаре в Константинополе (2 половины VII в.); мозаики в церкви Успения в Никее (возможно конца VII в.); фрески в базилике Санта Мария Антиква в Риме (первый слой) (конца VII в.); фрески в церкви Санта Мария фуори ле мура в Кастельсеприо (возможно конца VII - начала VIII вв.); фрески в церкви Богородицы на о.  Наксосе.  Общие черты этих ансамблей.  Традиционализм.  Эллинистические основы стиля.   Способы одухотворения  античного образа и классического художественного языка.  Продолжение традиций ранневизантийской живописи (типа миниатюр Венского Диоскорида начала VI в.).  Вопрос о работах греческих мастеров в Италии в конце VII - начале VIII вв.

Мозаические мастерские Рима.  Мозаики в ротонде Сан Стефано (642 - 649), в базилике Санта Аньезе фуори ле мура (ок.  625), в капелле Сан Венанцио в Латеранском баптистерии (VII в.), в церкви Сан Пьетро ин Винколи (ок.  680), в Оратории папы Иоанна VII (нач.  VIII в.).  Характер образов, особенности стиля.  Художественные традиции Рима и Равенны VI в., влияния византийского искусства VII-начала VIII вв.  Греческие монастыри в Риме.  Влияние восточно-христианского, сиро-палестинского искусства на римское.

 

2. Древнейшие иконы. Происхождение иконы, роль моленного образа.  Теологическая концепция иконы.  Мистическая идентичность образа с божественным прототипом.  Черты сходства с фаюмским портретом и существенные отличия от него.  Техника древних икон.  Эллинистические и восточно-христианские черты в ранних византийских иконах.  Стилистические группы среди икон VII-VII вв. , их связь с художественными направлениями монументальной живописи.

Монастырь св.  Екатерины на Синае - иконы Христа Пантократора, апостола Петра, Богоматери со свв.  Федором и Георгием и др.  Иконы из этого монастыря (находящиеся в Киеве) (свв.  Сергия и Вакха,  мученика и мученицы, Иоанна Предтечи, Богоматери с младенцем).

Иконы Рима конца VII - начала VIII вв.  Икона Богоматери Одигитрии в базилике Санта Мария Нуова (Санта Франческа).  Вопрос о происхождении (греческое, римское или палестинское).  Икона Богоматери - Царицы небесной (Мария Регина) в базилике Санта Мария ин Трастевере.  Сходство и различия с византийским образцом.

 

Тема IV. Искусство эпохи иконоборчества (726 - 842)

 

1. Общая характеристика. Иконоборчество и его догматическая программа.  Причины его возникновения, история, социальная природа.  

Облик интерьера храма эпохи иконоборчества по описаниям современников.  Развитие декорации, орнамента.  Мотивы украшения храмов - кресты, символические композиции (“Поместные соборы” в церкви Рождества в Вифлееме).

Культивирование светского искусства.  Образцы для мастеров иконоборческого времени - произведения светского искусства доиконоборческой эпохи (мозаики полов во дворцах и виллах, серебряные изделия, пиксиды, диптихи из слоновой кости и др. ).

Искусство эпохи иконоборчества.  Мозаики мечети Омейядов в Дамаске и мечети  Омара (храма Скалы) в Иерусалиме.  Мотивы и стиль.  Соединение традиций эллинизма и Востока.  Памятники христианского искусства на Востоке (Сирия, Палестина, Каппадокия, Египет) в период иконоборчества.  

Искусство эпохи иконоборчества в Риме.  Греческие монастыри.  Роль греческих мастеров.  Продолжение традиций VI - VII - начала VIII вв.  Значение для римской мозаической школы искусства Равенны VI в.  Влияние искусства христианского Востока.  Римские мозаики периода понтификата папы Пасхалия (817-824) (базилики Санта Прасседе, Санта Мария ин Домника, Санта Чечилия) и папы Григория IV (827-844) (базилика Сан Марко).  Фрески 2-ой половины VIII в.  в базилике Санта Мария Антиква.  Римские иконы VIII в.

Оппозиция иконопочитателей.  Богословское обоснование возможности и необходимости иконы.  Первая победа иконопочитателей в 787 г.  Мозаика в церкви Успения в Никее.  Окончательная победа иконопочитателей в 842 г.

Искусство Византии в первые годы после победы иконопочитания.  Разработка новых иконографических схем.  Роль искусства восточно-христианского региона.  Иллюстрированные псалтири “монастырской” редакции (Хлудовская, Парижская, монастыря Пантократора на Афоне).

 

2. Архитектура VII - середины IХ вв.  Сложение крестово-купольного типа храма. Нашествие арабов, потеря территорий, упадок городов, обеднение жизни в VII - VIII вв.  Резкое сокращение строительства.  Малочисленность построек.  Утрата масштаба юстиниановского зодчества.   Основная черта эпохи - появление крестово-купольного храма.  Перспективность этого типа в дальнейшем зодчестве Византии.

Основное церковное строительство этого времени:

а).  Перестройки старых юстиниановских купольных базилик (церковь св.  Ирины, ок.  740).  Характер изменений.

б). Сохранение традиций юстиниановского зодчества –  воспроизведение купольной базилики VI в.  Связь с “компактными” купольными базиликами типа Каср ибн Вардан: церковь в Дере-Ази - начало IХ в., церковь св.  Николая в Миррах Ликийских - VIII в.  Сближение с крестово-купольным типом.

в).  Первые крестово-купольные сооружения: церкви Успения в Никее (кон.  VII - нач.  VIII вв. ) и Софии в Фессалониках (нач.  VIII в. ).  Их план, конструкция, внешний облик, развитие центрального пространства и усложнение алтаря, их стены и опоры, характер интерьера, дифференциация пространственных зон, образная выразительность.  Существенные отличия как от юстиниановской архитектуры, так и от храмов типа базилики в Дере-Ази.  Удачность конструктивного решения для купольного типа здания.  Идеальное соответствие требованиям литургии.

Вопросы о времени и пути сложения крестово-купольной системы.  Ранние постройки крестового плана (Гераса, V в. ), крестово-купольного типа, но несводчатые (Куманин-Джами, VI в. ) и полностью крестово-купольные (Осиос Давид в Фессалониках, V в. ).  Существование крестово-купольного архитектурного типа (здания малого масштаба) на периферии уже в ранние века.  Причины повышенного интереса к этому типу начиная с VIII в.  и полного преобладания его начиная с IХ в.

 

Тема V. Архитектура и искусство средневизантийского периода

(вторая половина IХ - ХII вв. ).

 

1. Общие черты культуры и искусства средневизантийского этапа.  Полное оформление всех принципов “византинизма”.  Наивысшая духовная насыщенность образов византийского искусства и наибольшая отточенность его стиля.  Широта экспансии византийского искусства во все православные страны и в Италию.  Периодизация искусства этих столетий: македонский период (середина IХ - середина ХI вв. ) и комниновский период (середина ХI - конец ХII вв. ).

 

2. Архитектура IX - XII вв.

Константинополь. Возникновение в столице особого вида крестово-купольного храма - так называемого “храма типа вписанного креста”, или “храма на четырех колоннах”.  Его отличия от основной крестово-купольной архитектуры.  Зальный характер.  Колонна как  основной тектонический и эстетический элемент.  Изменения в интерьере, отпадение хор. Cеверная церковь монастыря Липса (908).  План.  Реконструкция Миго, ее обоснование.  Архитектурная композиция.  Внешний облик.  Внутреннее пространство.  Элементы декора.  Идейное осмысление.

Другие константинопольские постройки этого периода: Мирелейон (Будрум - Джами, 930 -е гг. ); церковь Христа Всевидящего (Эски Имарет Джами, ок.  1087); церковь св.  Федора (Килиссе Джами, ок.  1100); Календер Джами (начало ХII в. ); церкви монастыря Пантократора (Дзейрек Джами, ХII в. ).  Общие черты стиля и индивидуальные особенности каждой из построек.  Эволюция константинопольской архитектуры на протяжении Х-ХII вв.

Тип крестово-купольного октогонального храма на тромпах.  

г).  Собор монастыря Неа Мони на Хиосе.  Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде.  Церковь Успения в монастыре Дафни.

Архитектура Греции средневизантийского периода.  

Эволюция архитектурных форм на протяжении ХI - ХII вв.  Афины: церковь свв. Апостолов, церковь свв.  Федоров, Капникарея, Малая Митрополия.  Фессалоники: церковь Панагии тон Халкеон.  Территория Греции: церковь Богоматери в монастыре Осиос Лукас в Фокиде, церковь в Мербаке, церковь в Элисе  (Гастунь).  Общие особенности архитектуры Греции в отличие от Константинополя.

Архитектура в Малой Азии, Армении, Грузии.  

Особенности крестово-купольного типа, строительных материалов и архитектурного стиля в каждом из этих регионов.  

Византийская архитектура в Италии.  

Венеция, собор Сан Марко.  История постройки.  Её прототипы.  Особенности плана, типологии, конструкций, внутреннего пространства.  Оригинальность архитектурных задач и их решения.  Сицилия.  Соединение романских, византийских и арабских элементов.  Собор в Чефалу.  Строительство в Палермо: церковь Санта Мария дель Амиральо (Марторана), Палатинская капелла, церковь Сан Катальдо, собор в Монреале.

 

Тема VI. Искусство Македонского периода (середина IХ - середина ХI вв. ).

 

Византийское искусство после победы иконопочитания.  Антропоморфные принципы в церковном искусстве, возобладание классических традиций.

 

1. Монументальная живопись македонского периода.

Иконография.  Изменения в росписях церквей по сравнению с доиконоборческой эпохой.  Сложение системы декорации крестово-купольного храма.  Основные моменты иконографии такой системы и их смысл.  Символика росписи.  Иерархия размещения образов и сцен.  Связь с учением Псевдо-Дионисия Ареопагита о небесной иерархии.  Экфрасис патриарха Фотия на освящение Новой церкви (“Неа”) Василия I.  Символика росписи.  Литургический аспект.  

Важнейшие темы росписи православного храма: христианского Космоса, Церкви, Домостроительства Спасения, искупительной Жертвы, Страшного Суда и  Небесного Иерусалима.  Различные иконографические варианта образа Христа и Богоматери, их символика.  Тема христианского миссионерства.  Роль апостолов.  Образы святых и их место в храмовой декорации.  Пространственные зоны и символическая топография храма.  Принципы прочтения программы росписи в различных направлениях: вертикальном, горизонтальном, крестообразном, объединяющем сцены в важнейших сакральных местах храма (например, в рукавах креста), и др.  

 

 Мозаики и фрески IХ - Х вв.  Мозаики Софии Константинопольской середины IХ в.  (апсида и вима).  Образы и стиль.  Эллинистические основы, их трансформация.  Классицизм в искусстве послеиконоборческого периода.  Мозаики Софии Константинопольской второй половины IХ в.  в нартексе (Лев VI, коленопреклонённый перед Христом) и на северной стене (святители).  Реконструкция программы мозаической декорации Софии Константинопольской.  Изменения в характере образов и стиля по отношению к мозаикам сер.  IХ в.

Мозаики в куполе храма Софии в Фессалониках второй половины IХв.  Возвращение к традициям искусства VI в.  Различие направлений в византийском послеиконоборческом искусстве IХ в.  Вопрос о влиянии восточно-христианского искусства.

Мозаики Х в.   в Софии Константинопольской (Константин и Юстиниан с дарами у трона Богоматери).  Фрески Х в.  в Малой Азии и Каппадокии.  

 

2. Мозаики и фрески первой половины ХI в.  

Мозаики и фрески в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде, в Софии Киевской, в монастыре Неа Мони на Хиосе, в соборе св.  Софии в Фессалониках, в соборе Софии в Охриде.  Иконографические программы, их сложность, масштабность, их общие, типовые черты и оригинальные темы в каждой из них.  Стиль мозаик и фресок первой половины ХI в.  Художественные приёмы.  Принципиальные отличия от искусства Х в.  Доминирующий в искусстве этого периода образ, его духовное содержание.  Отражение в нём особенностей византийского религиозного сознания.  Понятия духовного созерцания, умозрения, аскезы.  Церковная и монастырская жизнь этого периода.  Учение Симеона Нового Богослова (+1022).  

Эволюция византийского искусства на протяжении македонского периода.  Классицистические его основы в начале послеиконоборческого пути и спиритуалистическая его сущность в последней фазе этого периода.

 

3. Миниатюры македонского периода

Понятие “Македонский ренессанс”.  Копирование эллинистических и раннехристианских образцов.  Деятельность придворного скриптория во второй половине IХ в.  и в первой половине Х в.  Личность Константина Порфирородного и его роль в византийской культуре первой половины X в.  Иллюстрированные рукописи этого времени.  Иконографический состав миниатюр к этим кодексам.   Стиль миниатюр периода Македонского Ренессанса.  

Перелом в искусстве миниатюры во второй половине X в.  Отход от принципов классицизма, новая стилистика, ее характерные черты.  Процесс одухотворения образа.  Использование иных, чем в искусстве мозаики и фрески, приемов для достижения новой выразительности. Иллюстрированные  Минологии.   

 

4. Иконы Македонского периода (Х - первой половины ХI вв. ).

Изменение техники иконописания.  Темпера.  Иконы из монастыря св.  Екатерины на Синае.  Период "Македонского ренессанса": Четырехчастная икона с изображением Истории царя Авгаря; "Омовение ног".  Вторая половина X в. : "Апостол Фома", "Свв.  Николай Чудотворец и Зосима".  Конец X - начало XI в. : "Св.  Николай Чудотворец".  Появление типологии большого храмового образа с изображениями на полях.

 

5. Художественные ремесла Македонского периода.  Расцвет искусства резьбы по слоновой кости.  Глиптика.  Эмали.  Предметы церковного и светского назначения.

 

6. Искусство христианского Востока в Македонский период

Фрески пещерных храмов Каппадокии Х в.  (Токкале Килиссе, Эль Назар, Агиос Евстатиос, Чауш Ин и др. ).  Чуждость константинопольскому классицизму.  Архаичность.  Старые восточно-христианские традиции.  (Кушлук в Келеджларе, капелла св.  Варвары в Сонгале и др. ).

Живопись IХ - Х вв.  в Грузии (фрески в Давид Гареджи) и в Армении (миниатюры иллюстрированных манускриптов).  Общее с искусством Каппадокии и особенности локальных школ.

 

Тема VII. Искусство Комниновского периода (середина ХI - ХII вв. )

 

1. Общая характеристика культуры Комниновского периода.  Отточенность всех категорий византийского искусства, иконографии, образа и стиля.  Включение в “искусство византийского круга” православных славянских стран и стран кавказского региона.  Очаги византийского искусства в Италии.  Национальные школы.  Константинополь и периферия.  Многообразие художественных направлений.  Эволюция искусства и ее фазы.  Главные тенденции.  

 

2. Искусство раннекомниновского периода.  Вторая половина ХI в.

Перемены в искусстве Византии в середине ХI в.  Схизма 1054 г.  и вопрос о её роли в истории византийской культуры.  Начало правления комниновской династии.  Новые установки в сравнении с аскетическим направлением первой половины (особенно второй четверти) ХI в.  Роль классической модели.  Соотношение христианского спиритуализма и классической гармонии.  Период наибольшего равновесия этих понятий в византийском искусстве.  Отличия от классицизма Македонского ренессанса.

Монументальная живопись.  Мозаики в церкви Успения в Никее, Софии Константинопольской, в монастыре Дафни.  Фрески в монастыре Бачково в Болгарии. Иллюстрированные рукописи.  Расцвет искусства миниатюры во второй половине ХI в.  Столичные мастерские.  Скрипторий при императорском дворце.  Скрипторий Студийского монастыря.  Типология иллюстрирования манускрипта этого периода.  Миниатюры листовые, на полях (маргинальные) и среди текста.  Орнаменты, их типы и стиль, их символика.  Иллюстрирование Евангелий, Псалтири, книг Ветхого Завета, Минологиев, Сборников Слов и поучений и др.  Миниатюры: Слова Иоанна Златоуста, Париж.  Нац.  б-ка, gr.  79 (I078 г.); Евангелие Афинской Нац.  б-ки, 57; Евангелие из Гос.  Ист.  Музея, Син.  5I8; Новый Завет с Псалтирью из Б-ки МГУ (1072 г.).

 

3. Комниновское искусство ХII века.

Основная тенденция в  искусстве ХII в.  - все большая спиритуализация образа и стиля.  Различные методы и приемы мастеров, возникавшие для достижения этой цели.

Первая половина ХII в.  Основные художественные направления.

1).  Классические принципы в искусстве и способы их трансформации.  Мозаики в соборе Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, в церкви Митрополии в Серрах.

2).  Ориентация на искусство 1-й половины ХI века, типа мозаик в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде.  Причины использования таких образцов.  Фрески на Кипре (в Асину, в Амасгу); мозаики в Италии (капелла Зен в соборе Сан Марко в Венеции, базилика св.  Урсиана в Равенне, собор в Триесте); фрески в Новгороде (София Новгородская, Николо-Дворищенский собор, Антониев монастырь).  Эти же традиции  в искусстве 2-й половины ХI века. Мозаики в соборе Сан Марко в Венеции (главный портал и алтарь) и в церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло.  Фрески в церкви св.  Леонтия в Водоче и в кафоликоне монастыря Елеусы в Велюсе.  Фрески в нартексе собора св.  Софии в Фессалониках.  

3).  Поиски новой выразительности образа и стиля.  Напряженность и экспрессия.  Иллюстрированные кодексы: сочинение Евфимия Зигавина “Догматическое всеоружие” в Ватикане (gr.  666), Евангелие 1112 г.  в Ватикане (cod.  Urb.  2), Евангелие 1133 г.  (лист в музее Каннелопулоса в Афинах) и др.  Группа рукописей с миниатюрами типа двух кодексов Омилий Иакова Кокинавафского в Париж.  Нац.  б-ке и в Ватиканской б-ке.

 

4. Середина и вторая половина ХII века.

Продолжение классического направления в византийской живописи.  Работы константинопольских мастеров в 1140-50-х гг.  в Сицилии.  Мозаики собора в Чефалу, Палатинской капеллы и  церкви Санта Мария дель Амиральо (Мартораны) в Палермо.  Фрески в церкви Осиос Давид в Фессалониках (1180-е) и Димитровского собора во Владимире (ок.  1195).  Классические принципы и их небольшие видоизменения.  Эволюция образа и стиля в искусстве такого типа на протяжении ХII века.

Другие художественные направления второй половины ХII в. :

“Динамический”, или “экспрессивный” стиль. Ключевой памятник эпохи 2-й половины ХII в. –  росписи церкви св.  Пантелеймона в Нерези (1164).  Роль света.  Линейная стилизация.  Экспрессия образов и всех форм.    Иконографическая программа, ее символика.  Типы образов, их содержание.  Другие ансамбли “динамического” стиля: фрески в монастырях Рабдуху и Ватопед на Афоне, в монастыре св.  Неофита на Кипре, в церкви Джурджеви Ступови (Столпы св.  Георгия) в Расе в Сербии, в церквях Новгорода (Аркажи, Нередица) и в Старой Ладоге, в базиликах Италии (фрески в Аквилее, мозаики собора в Монреале).

"Маньеристический" стиль, или так называемый “позднекомниновский маньеризм” (фрески в церквах: Свв.  врачей, Св.  Стефана и св.  Николая Касници в Кастории, св.  Георгия в Курбинове, Панагии ту Лагудера на Кипре).

Особое направление искусства позднего ХII века - фрески в монастыре св.  Иоанна на Патмосе.  Монументализация.  Вновь обращение к традициям искусства 1-й половины ХI в., но без аскетических установок последнего.  Формирование понятий, свойственных искусству ХIII в.

 

5. Иконы комниновской эпохи.

Собрания икон в монастырях Афона, Синая, Патмоса.  Размеры и назначение.  Алтарные и храмовые образы.  Двусторонние иконы.  Чины с двунадесятыми праздниками, страстным циклом.  Иконы инологии.  Иконы с образами Христа и Богоматери.  Иконографические типы.  Прославленные и чудотворные иконы.  Мозаические и темперные иконы.  Технические средства и стилистические приемы.  Отражение в иконописи тех же процессов, что в настенной живописи.  

Иконы конца ХI – 1-й половины ХII вв.  Идеальный византийский образ и стиль.  Икона Владимирской Богоматери Елеусы (Умиление).   Другие иконы такого содержания и стилистического круга.  Мозаическая икона Богоматери Одигитрии из греческого патриархата в Стамбуле и другие образы такого типа.

Иконы середины и 2-й половины ХII века.  Наиболее классическое направление искусства этого периода.  "Св.  Георгий" и "Св.  Дмитрий", в рост - две мозаические иконы из монастыря Ватопед на Афоне; "Христос Пантократор" - две мозаические иконы (Берлин и Флоренция); "Лествица", "Чудо архангела Михаила в Хонах" и другие иконы из монастыря св.  Екатерины на Синае; икона св.  Григория Чудотворца из Эрмитажа, и др.  

Иконы экспрессивного стиля позднего ХII в.  "Праздники" из монастыря св.  Екатерины на Синае.  "Маньеристический" вариант искусства такого типа.  Икона "Благовещение" (Синай).

Антепендиумы.  Венецианская Pala d'oro; византийские эмали.  Малый иконостас или антепендиум.  Алтарные преграды, размещение в них икон.

 

6. Искусство христианского Востока комниновского периода.

Палестина.  Королевство крестоносцев в Иерусалиме.  Иллюстрированные рукописи (Псалтирь Мелисанды и др.).  Византийская иконография.  Особый стиль: соединение византийских черт с чертами романского искусства.  

Ливан и Сирия.  Фрески (ХII - ХIII вв. ) в Амьюне, Кусбе, Хамматуре, Мармусе.  Оживление христианского искусства при крестоносцах.  Отличия от романской европейской живописи.  Сохранение традиций местного христианского искусства доарабского периода.

Каппадокия.  Росписи пещерных храмов Караба-Килиссе, Каранлик-Килиссе, св.  Варвары и др.  Особенности иконографии.  Комниновский стиль и его переработка.

Грузия.  Мозаики  храма в Гелати.  Фрески храма в Атени.  Грузинские рукописи.

Сванетия.  Росписи “царского” мастера Теодора (Ипрари, Лагурка).

Армения.  Иллюстрированные рукописи.

 

7. Византийское искусство в Италии. Фрески греческого мастера конца ХII в.  в базилике Сант Анджело ин Формис.

Работы греческих мозаичистов в Сицилии при дворе норманнских королей Сицилии.  I период работ (при короле Рожере II, 1140-50-е гг. ) - в Палермо (Палатинская капелла, Марторана) и в Чефалу (кафедральный собор).  II период работ (при короле Вильгельме I, 1150-60-е гг. ) - Палатинская капелла, собор в Чефалу.  III период работ (при королях Вильгельме II и Танкреде, 1180-90) - собор в Монреале.

Характеристика стиля каждого периода.  Высокое качество работ греческих мозаичистов.  Работа сицилийских художников вместе с греческими в Монреале.

Иконографические программы сицилийских храмов.  Изменения в византийской программе из-за базиликальной формы архитектуры.  Включение в программы черт западной иконографии.

Работы греческих мозаичистов во второй половине ХI - ХII вв.  на севере Италии: в Венеции, Торчелло, Равенне, Триесте.  Собор Сан Марко в Венеции.  Разные этапы работ: вторая половина ХI в. , нач.  ХII в.  и конец ХII в.  Образы и стиль мозаик каждого из этапов.  Общая иконографическая программа конца ХII в.  Венецианская школа мозаики и роль греческих мастеров.

 

Тема VIII. Искусство ХIII в.

 

1. Общие сведения. Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г.  Сожжение и разграбление города.  Гибель памятников и художественных мастерских.  Последствия для всей последующей византийской культуры.  

Латинская империя на территории Византии.  Образование самостоятельных греческих государств (Эпир, Фессалия, Морея, Никейская и Трапезундская империи) на свободных от латинской оккупации территориях.  Роль Никеи, атмосфера её культуры.  

Эмиграция греческих мастеров.  Широкое проникновение византийского искусства в славянские страны и на Запад.  Роль местных художественных школ.  Особое значение сербской школы.  

 

2. Архитектура ХIII в.

Отсутствие церковного строительства в Византии в период Латинской империи.  Расцвет архитектуры в Сербии.  Начало сербской архитектурной школы: возведение церкви Богоматери (Великой церкви) в монастыре Студеница при Стефане Немани (1183).  Оригинальность типологии, отличия от византийского крестово-купольного храма, элементы базиликальной архитектуры, черты европейской романской архитектуры во внешней декорации фасадов, порталов и окон.  Типология храмов Рашской школы.  Церкви в Милешеве, Градаце, Сопочанах.  Типология византийской архитектуры в Эпире.  Церковь Богоматери Перигоритиссы в Арте и проблема влияний романской архитектуры; оригинальность архитектурного облика и организации внутреннего пространства.  Традиционный тип крестово-купольного храма на Балканах в ХIII в.  Церковь Богоматери Перивлепты в Охриде.  

 

3. Живопись ХIII в.

Проблематика искусства ХIII в.  Греческое искусство на оккупированных землях.  Византийское искусство на чужой, негреческой почве.  Инициативность искусства ХIII в. , его цельность.  Обращение к эллинистическим традициям и его причины.  Работа греческих мастеров на латинских заказчиков.  Мастерские крестоносцев.  Процесс сложения нового, палеологовского стиля к концу ХIII - началу ХIV в.  

Основные черты искусства ХIII в.  Монументальность, классический стержень, новый тип образа, его отличия от всего предшествующего византийского искусства.

Периодизация и особенности разных фаз искусства ХIII в.,.  События 1261 г.  Перелом в судьбах Византии, и ведущая роль Константинополя.

Первый этап.  Искусство первой четверти ХIII в.

Фрески в церкви Богоматери монастыря Студеница.  Архиепископ Савва, его роль в сербской церковной жизни и культуре; приглашение им греческих мастеров.  Иконографические особенности ансамбля.  Старые, позднекомниновские, и новые особенности в типологии образов и в чертах стиля.  Фрески Студеницы как памятник, стоящий у истоков новых путей развития искусства в ХIII в.

Иконы начала ХIII в.  Иконы на Кипре и в монастыре св.  Екатерины на Синае.

Иллюстрированные рукописи первой четверти ХIII в.  Евангелия ГРБ, cod.  gr.  9, Евангелия cod. Iviron 55, и др.  Традиции позднекомниновского маньеризма, их видоизменение под влиянием новых принципов искусства ХIII в.

Второй этап.  Искусство второй четверти ХIII в.

Фрески в монастыре Милешево.  Особенности иконографии.  Донаторская композиция.  Портреты персон сербской династии Неманичей.  Особенности стиля фресок Милешева, его генезис.  Общевизантийские черты, характерные для раннего этапа классики ХIII в.  Местные элементы.

Третий этап.  Искусство 60х-70х гг.  ХIII в.

Отвоевание Константинополя в 126I г.  Новая, палеологовская династия.  Особенности атмосферы культуры при Михаиле Палеологе.  

Фрески в монастыре Сопочаны - высшая точка в развитии искусства ХIII в.  Фрески в церкви Апостолов в монастыре Печ.  Сходство и различие с фресками Сопочан.  Группа иллюстрированных кодексов типа Евангелия Paris gr.  54, Iviron 5, Athen 118, и др.  Общее с живописью Сопочан.  

Последний, четвёртый этап.  Искусство 80-90х гг.  ХIII в.

Мозаики в церкви Богородицы Перигоритиссы в Арте.  Фрески в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, иконографическая программа ансамбля, особенности иконографии в росписи нартекса; ветхозаветные прообразовательные сюжеты; гимнографические сюжеты.  Художники Михаил и Евтихий из Фессалоник.  Стиль их искусства.  Приписываемые им иконы конца ХIII в.  Другие иконы и иллюстрированные рукописи позднего ХIII в.

Специфические особенности искусства этого периода.  Усложнение иконографических программ; новые темы, их истоки и символика, их корни в искусстве ХII в.  и перспективы развития в поздней византийской живописи.  Характер образа и стиля.  Подражание образцам Македонского Ренессанса и одновременно поиски новой выразительности.  Классицизм и повышенная монументальность.  Ораторский пафос искусства позднего ХIII в. , его причины.

 

Тема IX. Искусство ХIV - первой половины ХV вв.

Искусство эпохи династии Палеологов (I261 - 1453)

 

1. Поздний период истории византийского государства, его особенности.  Слабость Империи, экономический упадок, угроза турецкого завоевания.  На этом фоне - последний и великий расцвет изобразительного искусства, его причины, его характер.  

 

2. Архитектура Палеологовской эпохи.

Константинополь.  Отсутствие крупного церковного строительства.  Пристройки в первой четверти ХIV в.  к старым ансамблям монастырей Паммакаристос и Хора, к церкви св.  Фёдора.  Камерный масштаб, традиционность конструкций, особенности декорации стен, колористические эффекты.

Фессалоники.  Возведение в первой половине ХIVв.  ряда крупных церквей: свв.  Апостолов, Екатерины, Ильи пророка.  Тип пятикупольного храма.  План и типология церкви Ильи пророка.  Традиции и новшества.  Стилистические особенности фессалоникской архитектуры.  

Мистра.  Церкви: Митрополии, Богоматери Афендико, Перивлепты.  Особенности планов.  Базиликальные пространства, с куполами и хорами.  Роль капелл и параклесионов, их типология.

Сербия.  Особенности местной архитектурной традиции.  Соединение крестово-купольной и базиликальной архитектуры, элементы романской и готической декорации стен, порталов, окон.  Типология моравской архитектуры.  Храмы в Раванице, Ресаве (Манасии), Калениче.  

Болгария.  Месемврия (Несебр).  Постройки ХIVв.

 

3. Живопись Палеологовской эпохи

1-я  четверть ХIV в.  

Период Палеологовского Ренессанса.  Император Андроник II Палеолог и круг палеологовских гуманистов.  Патриарх Афанасий и круг византийских исихастов.  Классицизм - главное направление в искусстве.   Другие тенденции.  Аскетический образ и стиль.  

Мозаики и фрески Константинополя (монастырь Паммакаристос - Фетие-Джами, монастырь Хора - Кахрие - Джами) и Фессалоник (церковь свв.  Апостолов).  Ансамбли церковных росписей в Сербии периода короля Милутина (Кральева церковь в Студенице, церковь Богородицы Левишки в Призрене, церковь св.  Никиты под Скопье, церковь св.  Георгия монастыря Старо Нагоричино, церковь Благовещения монастыря Грачаница).  Особенности иконографических программ.  Общие принципы стиля и особенности индивидуальных манер.  

Портативные мозаические иконы.  Темперные иконы, храмовые и портативные.  Иллюстрированные рукописи раннего ХIV в.

 

2-я четверть ХIV в.  

Григорий Палама и Варлаам Калабрийский,  их борьба, её итоги.  Церковные соборы 1341, 1347 и 1351 гг.  Основные идеи византийского исихазма, его влияние на искусство.

Особенности искусства этого периода.  Отход от классицизма раннего ХIV в., Поиск нового образа.  Черты экспрессии, экзальтации, мистической ориентации.  

Иконы этого периода: "Христа Пантократора" - из Византийского музея в Афинах, "Христа Пантократора" кира Исаака Дука Керсака - из Охрида, "Иоанна Крестителя" - из Эрмитажа, "Благовещения" из ГМИИ им.  А.  С.  Пушкина, иконостас в церкви Вознесения монастыря Дечаны.

Иллюстртрованные рукописи этого периода: Новый Завет с Псалтирью, Гос.  Ист.  Муз. , Син.  гр.  407; Минологий деспота Фессалоник Димитрия, Бодлеанская б-ка, Оксфорд; Евангелие, Вена, гр.  300; кодекс Гиппократа, Париж.  Нац.  б-ка.

 

Искусство 2-й половины ХIV в.

Торжество исихастских идей, воздействие их на искусство.  Расцвет иконописания, приоритет его в искусстве.  Различные функции икон.  Двусторонние иконы, их символика и функции.  Храмовые иконы, их роль и характер.  Увеличение размера икон.  Византийский иконостас.  Крупные деисусные чины (из монастырей Хиландара и Ватопеда на Афоне, Высоцкого монастыря в Серпухове, Звенигородский чин Андрея Рублева).  

Общие черты в искусстве 2-й половины ХIV в., сформированные мировоззрением исихазма.  Разные периоды (60е - 70е гг.  и 80е - 90е гг.) и разные направления. Их истоки и продолжительность.  Классическое направление и способы его трансформации в новом времени.  Экспрессивное направление, задачи и приёмы выразительности.  Искусство аскетического типа, его духовные основы.  Искусство мягкого лирического стиля.  Живопись Моравской школы, её истоки и формирование (в 80х гг.  ХIV в.)  и расцвет в 1-й четверти ХV в.  

Художественные индивидуальности.  Феофан Грек.  Мануил Евгеник.  Митрополит Иоанн.

Основные фресковые ансамбли этого периода, их иконографические программы, различия их образов и стиля: церковь Перивлепты в Мистре, церковь св.  Георгия в Цаленджихе, Спасо-Преображенский собор в Новгороде, церковь св.  Андрея на Треске, церковь монастыря Раваница.

Иллюстрированные рукописи второй половины ХIV в.: Слова Иоанна Кантакузина, Париж.  Нац.  б-ка, гр.  1242; Акафист Богоматери, Гос.  Ист.  Муз. , Син.  гр.  429; Сочинения Дионисия Ареопагита, Лувр.  

 

Искусство первой половины ХV в.

Последний период византийской истории и культуры.  Его особые черты: светлая эмоциональная окрашенность, лиризм, внутренняя просветлённость образов, утончённость, камерность.  Разветвлённость иконографических программ, многосоставность композиций, символическая усложнённость и одновременно - сценичность и зрелищность.  Стиль живописи, его классические основы, внесённые в  них изменения.  

Фрески монастыря Пантанасса в Мистре.  Фрески Ресавы и Каленича в Сербии.  Различия между греческим и сербским вариантами позднепалеологовсого искусства.  Соотношение византийской и сербской живописи первой четверти ХV в.  с искусством Древней Руси.  Андрей Рублёв.

Стремление к реставрации больших идеалов прошлого.  Поиск духовно значительного образа.  Подражание искусству второй половины ХIV в. , содержанию его образов, монументальному его стилю.  Художник Ангелос.  

Падение Константинополя в 1453 г.  и эмиграция греческих мастеров на Крит.  Итало-критская школа живописи.  Проблемы поствизантийского искусства.

 

Раздел 3. Искусство Древней Руси.

Тема X. Искусство древнерусского государства (конец IX-начало XII вв.).

1. Общая картина времени. Образование единого государства со столицей в Киеве. Введение христианства как государственной религии. Cвязи с Византией и Болгарией. Взаимодействия византийских и местных традиций. Распространение письменности. Византийские и болгарские книги на Руси. Жанры переводной литературы. Монументальный историзм в литературе и искусстве. Первые русские святые и значение их канонизации.

2. Архитектура.

Строительная деятельность князя Владимира в Киеве. Десятинная церковь и проблема реконструкции ее облика. Расширение и укрепление Киева при Ярославе. Софийский собор, его композиционное и конструктивное решение. Археологические свидетельства о храмах на территории "Ярославова города". Строительство Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Спасо-Преображенский  собор в Чернигове.

Архитектура Киева в конце XI - начале XII вв. Формирование феодальных усадеб и монастырей. Киево-Печерский монастырь. Успенский собор Печерского монастыря как образец соборного храма. Собор Михайловскоо Златоверхого монастыря. Скульптурный декор киевских храмов.

Архитектура Переясславля Южного по данным археологии. Отличительные черты переяславских храмов. Собор Архангела Михаила.

Архитектура Новгорода. Княжеское строительство в начале XII в.   Типологическая близость новгородских и киевских храмов. Своеобразие новгородской архитектуры. Строительные материалы новгородских зодчих. Деятельность зодчего Петра. Противопоставление Николо-Дворищенского собора церковным постройкам Софийской стороны. Георгиевский и Рождественский соборы, их пластическая выразительность.

3. Монументальная живопись.

Фрагменты росписи Десятинной церкви. Мозаики и фрески киевской Софии. Композиционные особенности ктиторской композиции Софийского собора. Светские мотивы в живописном убранстве лестничных башен. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря. Древняя живопись в церкви Спаса на Берестове.

Купольная  роспись и роспись Мартирьевской паперти новгородского Софийского собора, проблема датировки. Николо-Дворищенского собор,  композиция "Иов на гноище" и ее связь с темой Страшного суда. Фрески собора Антоньева монастыря. Фрагменты первоначальной росписи Георгиевского собора. Стилистическая неоднородность древнерусской монументальной живописи Х - начала ХII вв.

4. Иконопись.

Константинопольская икона "Богоматерь Владимирская" и ее значение для русской культуры. Киевское иконописание по письменным источникам. Икона "Богоматерь Великая Панагия" (Ярославская Оранта) и ее близость к мозаичным изображениям. Проблема датировки образа.

5. Рукописная книга.

Миниатюры "Остромирова Евангелия", "Изборника Святослава" и "Мстиславова Евангелия".

Тема XI. Искусство древнерусских государств-княжеств (ХII - 1-я треть ХIII вв.)

1. Общая картина времени. Экономическая, политическая и культурная ситуация в русских землях в домонгольский период. Дробление единого Древнерусского государства на независимые княжества. Рост городов. Организация новых епископий. Развитие местного летописания. Создание исторических повестей и "слов". Становление архитектурных школ. Трансформация стиля монументального историзма.

2. Архитектура.

Церковь Спаса на Берестове в Киеве, ее объемно-пространственное решение и характер кладки стен.

Храмы и монастыри Чернигова. Новые черты в строительстве –  равнослойная кладка. Конструктивные и художественные особенности Борисоглебского собора и Успенского собора Елецкого монастыря. Сходство черниговских храмов с храмами середины ХII в. Киева, Владимира Волынского, Смоленска, Рязани. Данные археологии об архитектурном образе черниговского Благовещенского собора. Сходство его композиции с перестроенным Всеволодом Владимирским Успенским собором.

Архитектура Приднепровья. Северо-западные княжества. Церковь Бориса и Глеба в Гродно. Собор Спасо-Ефросиньева монастыря в Полоцке, новые композиционные принципы. Церковь Архангела Михаила. Оригинальность объемно-пространственной структуры Пятницкого храма в Чернигове.

Архитектурные памятники юго-западных русских земель. Своеобразие Галицкой архитектуры, ее связь с архитектурой Польши и Венгрии. Скульптурный декор галицких храмов. Успенский собор Галича по данным археологии. Романские мотивы в архитектурном облике церкви Пантелеймона. Строительная деятельность князя Даниила в Холме. Художественное убранство холмской церкви Иоанна Златоуста. Участие галицких мастеров в сооружении храмов Владимиро-Суздальского княжества.

Архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Культовое строительство Юрия Долгорукого. Возвышение Владимира на Клязьме при Андрее Боголюбском. Приглашение Андреем европейских мастеров. Возведение Успенского собора и загородной резиденции Боголюбово. Первоначальный облик церкви Покрова на Нерли. Иконографические программы скульптурного декора андреевских храмов. Перестройка Успенского собора при Всеволоде III. Романская традиция в оформлении фасадов Дмитриевского собора. Монастырская архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Соборы Рождественского и Княгинина монастырей. Строительная деятельность сыновей Всеволода. Характеристика памятников ростово-ярославского и суздальско-нижегородского круга. Первоначальный облик Рождественского собора в Суздале и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Проблема реконструкции скульптурного декора на фасадах Георгиевского собора. Связь скульптурных изображений с языческими верованиями. Приостановление каменного строительства в Залесской земле после 1237 года.

Архитектура Новгородской земли. Изменение социальной структуры Новгорода в 1-й половине ХII в. Возрастание роли боярства и архиепископа. Превращение Детинца в общегородской религиозно-политический центр. Зависимость монументального строительства от социального заказа и строительного материала. Боярско-купеческие храмы Новгорода. Благовещания в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горке. Церковь Спаса на Нередице, ее объемно-пространственная структура. Собор Мирожского монастыря в Пскове и церковь Климента в Старой Ладоге, их композиционные особенности. Эстетизация простоты и силы в архитектурном образе Староладожского Георгиевского собора. Первые башнеобразные композиции в новгородском культовом зодчестве. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу как образец нового архитектурного мышления и контактов Новгорода с городами Приднепровья. Церковь Перынского скита.

3. Монументальная живопись.

Фрагменты первоначальной росписи во Владимирском Успенском соборе. Восстановление живописного убранства Успенского собора при Всеволоде III. Фресковые композиции Дмитриевского собора. Страшный суд в системе росписи храма. Монументальная живопись в дьяконнике Рождественского собора Суздаля.

Росписи в храмах Новгородской республики. Преобладание линейно-графического начала в росписях собора Мирожского монастыря в Пскове. Связь мирожского ансамбля с балканской иконографической традицией. Характер декорировки центральной аспиды. Принципы размещения изображений в интерьере церкви Георгия в Старой Ладоге. Особенности стиля. Художественное оформление церкви Спаса на Нередице. Композиция "Вознесение" и ее место в системе росписи. Проявление "линейного" стиля в стенописи церкви Благовещения в Аркажах. Иконографические особенности живописных композиций алтарной части аркажского храма.

Открытия реставраторов в соборе Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке. Монументальная живопись Смоленска в свете археологических изысканий. Фрески Кирилловской церкви в Киеве.

4. Иконопись.

Роль и место византийских икон в древнерусской художественной культуре. Иконы, происходящие из среднерусских земель. Иконы, исторически связанные с Новгородом и Псковом.

Оформление южных и западных врат собора Рождества Богородицы в Суздале. Особенности техники золотой наводки. Сюжеты и стилистика медных клейм.

5. Рукописная книга.

Влияние народной культуры на миниатюры Евангелия Домки. Стиль новгородских рукописей.

Тема XII. Искусство периода монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (2-я половина ХIII - 1-я половина ХV вв.).

1. Общая картина времени. Русь в условиях золотоордынского ига. Переход западнорусских земель под власть Литвы и Польши. Возвышение Тверского и Московского княжеств. Рост торгово-ремесленных посадов. Возрождение книжной культуры. Перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир, а из Владимира - в Москву. Восстановление прерванных связей с Византией и Балканскими странами. Победа на Куликовом поле и ведущая роль Москвы в деле объединения русских земель. Начало формирования великорусской народности.

2. Архитектура.

Тверское зодчество по данным археологии. Известия о ранних московских храмах. Московский кремль при Иване Калите. Новые черты в московской архитектуре 1-й половины ХV в. Храмы Звенигорода. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и Спасский собор Андроникова монастыря.

Новгород. Участие купцов и посадских людей в храмовом строительстве. Церковь Николы на Липне и церковь Спаса на Ковалеве. Возвращение к композиционным и конструктивным решениям 2-й половины ХII в. Церковь Успения на Волотовом поле. Церкви Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Строительная деятельность архиепископа Евфимия. Перестройка владычного двора. Евфимиева палата. Новгородская архитектура в период соперничества республики с Московским княжеством.

Обретение Псковом политической и экономической самостоятельности. Роль посадского населения в формировании облика города. Уличанские храмы: Василия на Горке, Козьмы и Демьяна с Примостья, Георгия со Взвоза. Перестройка Троицкого собора. Архитектурные идеи ХII в. в композиции собора Снетогорского монастыря. Церковь Успения в Мелетове. Распространение типа бесстолпного храма. Разнообразие типов псковских звонниц.

3. Монументальная живопись.

Монументальные росписи византийских и балканских мастеров в Новгороде и его окрестностях. Система росписи церкви Успения на Волотовом поле. Стилистические особенности росписи. Формирование эмоционально-экспрессивных и живописных тенденций в искусстве ХIV в. Фрески церкви Спаса на Ковалеве. Монументальная живопись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Сведения Епифания Премудрого о художественной деятельности Феофана Грека. Взаимоотношение эстетики Феофана с идейными установками исихазма. Роль и место света в творчестве художника. Стенопись церкви Федора Стратилата. Роспись церкви Рождества на Кладбище. Черты воздействия балканского искусства в стенописи церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря. Разнообразие стилей в новгородской монументальной живописи. Влияние станковой живописи на фресковые изображения в церквях Сергия Радонежского и Симеона Богоприимца.

Монументальная живопись Пскова. Программа росписи и стиль фресок Рождественского собора Снетогорского монастыря. Первоначальный колорит росписи. Фрагменты живописного убранства храмов Довмонтова города. Черты, сближающие псковские фрески с новгородскими памятниками. Стенная роспись церкви Успения в Мелетове.

Летописи о  работах греческих изографов в ХIII - ХV вв. в Твери и Москве. Совместная деятельность византийских и русских изографов в храмах Московского кремля. Фрески Даниила и Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. Стилистическая близость успенской росписи к константинопольскому искусству эпохи Палеологов. Композиция Страшный Суд как образец высокого идейного и гуманистического содержания искусства Даниила и Андрея Рублева.

4. Иконопись.

Становление и эволюция региональных иконописных школ.

Новгородская школа иконописания. Новгородские краснофонные иконы. Образы наиболее почитаемых святых Новгородской земли. Отражение в иконах исторических событий и реальных персонажей. Антимосковская направленность новгородского искусства. Новгородский извод иконы "Покров Богоматери". Иконопись новгородской провинции - "северные письма".

Псковская иконопись. Соотношение местных черт и "новгородизмов". Псковский извод композиции "Сошествие во Ад". Излюбленные цветовые сочетания псковских мастеров. Демократический характер псковской культуры.

Тверская иконопись. Цветовая палитра тверских изографов. Экспрессия и масштабность образов в иконах "Борис и Глеб", "Архангел Михаил". Архаическая окрашенность тверских икон ХIV - 1-й половины ХV в. Характер пробелов и способы моделировки иконных изображений Царских врат из Нектарьева монастыря. Противопоставление местной художественной традиции влияниям московского и новгородского искусства в период борьбы Тверского княжества за независимость. Деисусный чин из собрания А.И.Анисимова (ГТГ), "Успение" из Минска (ГЕГ), "Игнатий Гангрский с житием" (ГТГ) как наиболее характерные памятники тверской школы иконописи.

Ростово-суздальская иконописи. Отличительные особенности икон ростово-ярославского и суздальско-нижегородского происхождения. Техника письма ростовских иконописцев. Цветовой строй ростовских памятников. Стилистика икон из Покровского монастыря Суздаля. Икона "Покров богоматери" как классический образец суздальской иконописи. Влияние ростово-суздальской традиции на московскую школу иконописания.

Стилистическая разнородность московских икон ХIV в. Работы, исполненные в Москве Феофаном Греком и художниками его круга. Деисус и праздничный ряд Кремлевского Благовещенского собора. "Васильевский чин" и иконостас Успенского собора во Владимире. Эстетические взгляды Андрея Рублева. "Владимирская запасная" как образец следования византийской традиции. Иконы "Звенигородского чина", их цветовое решение. Физический и нравственный идеал человека в образе "Спаса".

Икона "Троица". Иконографические и живописные особенности произведения. Деятельность бригады Рублева в Троице-Сергиевом монастыре. Рублевские традиции у московских иклнописцев 1-й половины ХV в. Историческое значение творчества Рублева. Сведения о художнике Дионисии Глушицком и его иконах. Икона с изображением Кирилла Белозерского.

5. Рукописная книга.

Заставки и инициалы "Евангелия Кошки". Миниатюры "Евангелия Хитрово". Его влияние на русские рукописи ХV в. Миниатюры "Евангелия Морозова". Новгородский орнамент.

Тема XIII. Искусство эпохи образования Русского национального государства (2-я половина ХV - 1-я треть ХVI вв.).

1. Общая картина времени. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Рост международного значения Русского государства после падения Константинополя. Расширение политических и культурных связей с Западной Европой. Сложение придворного церемониала и посольского обряда. Создание "Хронографа" и выведение на первый план событий русской истории и русских политических и религиозных деятелей.

Усиление эсхатологических настроений. Первый полный перевод Библии. Распространение еретических учений. Отрицание еретиками монашества и икон. Полемика вокруг догмата о Троице. Литературная деятельность Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Развитие светской художественной литературы.

2. Архитектура.

Храмовое строительство в Москве в середине ХV в. Перестройка Кремля при Иване III. Возведение Успенского собора и деятельность Аристотеля Фьораванти. Возрожденческие мотивы в постройках Алевиза Нового, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Совершенствование строительной техники. Конструктивно-композиционные особенности московских церквей с крещатым сводом. Столп "Ивана Великого" и его роль в формировании силуэта московского Кремля. Работа в Москве псковской строительной артели. Посадское и монастырское строительство в землях, подчиненных московскому князю (Новгород, Псков, Ярославль). Деревянная архитектура ХV - ХVI вв. Типологические и конструктивные особенности клетских и шатровых храмов. Крепостное и культовое строительство при Василии III. Постройки итальянского зодчего Петрока Малого. Стены и башни Китай-города. Связь архитектурного облика церкви Вознесения в Коломенском с шатровыми композициями деревянного зодчества. Характер организации внутреннего пространства коломенского храма.

3. Монументальная живопись.

Сведения о росписях в Пафнутьевом Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях. Фрагменты фресковой росписи в Успенском соборе Московского Кремля. Работа Дионисия с сыновьями в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Иконографические новшества. Значение акафистного цикла в программе росписи. Принципы построения "хоровых" многофигурных композиций. Роль цвета в системе живописного ансамбля. Эстетические установки Дионосия и его последователей. Живопись Феодосия в московском Благовещенском соборе. Программа росписи храма. Стилистические особенности благовещенской стенописи. Данные письменных источников о монументально-живописны работах в московском Успенском соборе. Сюжетно-тематический состав росписи по источникам ХVII в. Развитие символико-литургического жанра и значение алтарной композиции "Великий вход". Место "Страшного Суда" в интерьере храма.

Присутствие черт дионисиевского стиля в росписях монастырских соборов Можайска (Рождественский собор Лужицкого монастыря) и Ярославля (собор Спасо-Преображенского монастыря).

4. Иконопись.

Процесс жанрообразования в ХV - начале ХVI вв. Стилеобразующее значение гимнографического жанра. Композиции икон на темы песнопений: "О тебе радуется", "Похвала Богоматери", "Достойно есть". Житийные иконы Дионисия. Цветовой строй дионисиевских образов. Распространение икон с изображением русских святых и подвижников. Иииконостасы Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Разработка художниками круга Феодосия житийного и символико-догматического жанров. Торжественно-церемониальный характер произведений. Эволюция эсхатологического жанра. Новые иконографические схемы в иконах с изображением Страшного Суда. Местные школы иконописи в 1-й половине ХVI в.

5. Рукописная книга.

Замена пергамента бумагой. Балканский стиль в орнаментике рукописей. Миниатюры "Евангелия Третьякова", исполненные Феодосием.

Тема XIV. Искусство Русского централизованного государства (2-я половина ХVI - 1-я половина ХVII вв.).

1. Общая картина времени. Укрепление русского централизованного государства и превращение его в государство многонациональное. Формирование официальной идеологии русского самодержавия. Становлении теорий "Москва - третий Рим" и "Москва - второй Иерусалим". Венчание Ивана IV на царство. Утверждение патриаршества. Централизация и регламентация культуры. Стирание местных стилистических черт. Создание общерусского летописного свода и Великих Миней Четий. Стремление к единообразию в области церковной жизни. Активная канонизация русских подвижников. Рост национального самосознания в годы польско-шведской интервенции. Консервативный характер русской культуры послевоенных десятилетий. Реставрация эстетических основ искусства ХVI в. в художественной практике 1-й половины ХVII столетия.

2. Архитектура.

Мемориальный характер культовых построек Ивана Грозного. Развитие столпообразной композиции в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. Воздействие форм крепостного зодчества на храмовую архитектуру. Церковь Покрова на Рву как памятник победы России над Казанским ханством. Своеобразие композиции храма, его первоначальный облик и изменения в последующем столетии. Роль света в интерьере церкви.

Шатрове зодчество в конце ХVI - начале ХVII вв. Церковные сооружения при Борисе Годунове. (Храмы в Борисовом городке, в Вяземах, в Донском монастыре, в селе Хорошеве). Учреждение Приказа каменных дел. Роль Приказа в расширении и упорядочении каменного строительства. Деятельность московского зодчего Федора Коня. Храмы-памятники, посвященные освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков. Культовое строительство 1-й половины ХVII в. в городах Поволжья.

3. Монументальная живопись.

Художественные работы в московском Кремле после пожара 1547 г. Программа росписи Архангельского собора. Значение "Символа веры" в системе росписи. Фрески Успенского собора Свияжска. Ветхозаветные сюжеты в системе росписи. Композиции "Великий вход" и дальнейшее развитие символико-литургического жанра. Художественные особенности живописных ансамблей периода правления Бориса Годунова. Фрески Смоленского собора Новодевичьего монастыря, проблема датировки. Фрески московских изографов Преображенского Троицкого собора в Вяземах и Благовещенского собора в Сольвычегодске. Тематический состав и стиль росписей. Возобновление монументальной живописи в Успенском и Архангельском соборах московского Кремля в середине ХVII в. Храмовые росписи 1-й половины ХVII в.  в Суздале, Владимире, Ярославле, Кирилло-Белозерского монастыре, подражание стилю довоенного времени. Стенопись Ярославской церкви Николы Надеина как пример росписи ХVII в., исполненной на средства купеческой семьи. Совместная деятельность в храме московских, ярославских и нижегородских иконописцев. Программа росписи церкви Николы Надеина.

4. Иконопись.

Появление новых иконографических схем. Влияние западноевропейской гравюры на иконографические основы древнерусской иконописи. Композиционные и иконографические нововведения в иконах псковских мастеров: "Четыре праздника", "Страсти Господни" и "Обновление храма Воскресения". Решения Стоглавого собора по вопросам иконописи. Дело дьяка Висковатого. Полемическая направленность икон, иллюстрирующих нравоучительные рассказы-притчи. Икона "Церковь воинствующая как образец символико-исторического жанра. "Годуновское" и "строгановское" направления в русской иконописи конца ХVI - 1-й трети ХVII вв. Деятельность ведущих мастеров "строгановского направления". Художественный строй образов Прокопия Чирина и Никифора Савина. Работа Назария Истомина над иконостасом кремлевской церкви Ризоположения. Формирование царской школы иконописи при дворе Михаила и Алексея Романовых.

5. Искусство оформления книги.

Миниатюры "Большого летописного свода". Нововизантийский стиль в оформлении рукописной книги. Искусство печатной книги и гравюры. "Апостол" 1564 года и деятельность Ивана Федорова. Миниатюры лицевого жития Сергия Радонежского.

Тема XV. Искусство Русского государства после присоединения к России западных территорий (2-я половина ХVII в.)

1. Общая картина времени. Присоединение к России украинских и белорусских земель. Развитие связей с Западной Европой. Сложение всероссийского рынка и укрепление торгового сословия. Реформа и раскол церкви. Усиление польских, украинских и белорусских влияний в области культурной жизни. Ренессансные и барочные черты в русской литературе и искусстве. Появление новых жанров в русской прозе и ее секуляризация. Возникновение театра. Издательская деятельность Московского Печатного двора. Полемика латинствующих и гкерофилов. Открытие в Москве Славяно-греко-латинской академии.

2. Архитектура.

Ослабление монументальности в каменных культовых постройках. Светский характер посадского церковного зодчества. Конструктивные особенности московских храмов. Архитектурное решение церквей Рождества в Путинках и Троицы в Никитниках. Строительная деятельность патриарха Никона. Историческое и политическое значение возведения Нового Иерусалима. Архитектурный ансамбль Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Роль изразцового декора в интерьере Воскресенского собора. Архитектура ростовского Митрополичьего дома. Купеческие храмы Ярославля. Черты, сближающие ярославские церкви с храмами ХVI в.

Церковь Ильи Пророка. История формирования архитектурных ансамблей Коровницкой и Толчковской слобод и Николо-Мокринского прихода. Типы ярославских колоколен. Реализация новых архитектурных идей в столичном зодчестве ХVII в. "Московское барокко и его стилистические особенности. Использование западно-европейских образных средств в архитектурном решении церкви Знамения в Дубровицах.

3. Монументальная живопись.

Западноевропейские иллюстрированные Библии и их значение для русского искусства. Фрески  церкви Троицы в Никитниках,  тематические циклы и иконографические особенности. Художественные работы в Ростове Великом. Росписи ростовского Успенского собора и митрополичьей церкви Спаса на Сенях. Изографы Гурий Никитин и Сила Савин. "Деяния апостолов" в системе росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Стенописи ярославских художников в Ярославле, Ростове, Троице-Сергиевом монастыре, Вологде, Романово-Борисоглебске (Тутаеве). Роль Дмитрия Григорьева-Плеханова в развитии "столпового" монументального стиля в русской живописи 2-й половины ХVII в. Система композиций и фресковых циклов храмов, расписанных ярославской артелью. Угасание монументализма и усиление повествовательности в стенных росписях 1690-х гг. Стенопись церкви Иоанна Предтечи в Ярославле как памятник переходного периода. Характер декорировки алтарных помещений.

4. Иконопись.

Иконописная мастерская Оружейной палаты. Работа над иконами для кремлевских соборов. Состав нового иконостаса Успенского собора. История развития высокого русского иконостаса. Борьба в искусстве 2-й половины ХVII в. прогрессивных и консервативных тенденций. Творчество Симона Ушакова. Эстетические взгляды С.Ушакова и И.Владимирова. Икона "Древо Государства Российского" и ее идейно-политический смысл. Вопросы иконописания на церковном соборе 1666-1667 гг. Ярославская школа иконописи и ее характерные признаки. Житийные иконы Семена Спиридонова Холмогорца. Характер житийного повествования в иконах Федора Зубова "Илья Пророк в пустыне" и "Иоанн Предтеча - Ангел пустыни". Деятельность в Москве иностранных художников. Утверждение в искусстве новых жанров и светских реалистических мотивов. Формирование парсунного жанра. Икона "Сергий Радонежский" с житием и изображением "Сказания о Мамаевом побоище" как образец развития житийного и становления исторического жанров. Отражение западноевропейской художественной традиции в искусстве московского иконописца Карпа Золотарева. Признаки барокко в художественном убранстве церкви Покрова в Филях.

5. Искусство оформления книги.

Художественное оформление "Титулярника" и портреты государственных деятелей ХVI - ХVII вв. Бытовые темы в лицевой рукописи "Лекарство душевное". Миниатюры "Толкового" (1678) и "Сийского" Евангелий.