Пока не поступило вопросов к о. Стефану, будет интересно, на мой взгляд, ознакомиться с ответами известного специалиста по "сравнительному богословию" протоиерея Максима Козлова на вопросы Владислава Павлушенко, студента 5-го курса Сретенской духовной семинарии:
"Сравнительное богословие как курс духовной школы"
Вот некоторые из них:
— Как бы Вы охарактеризовали раскол 1054 года? — Здесь важно не преувеличивать того, что произошло в июле 1054 года, понимая, что не каким-то механическим способом выключилась лампочка электричества и благодать перестала действовать через сутки во всей Западной Церкви. Такой подход был бы весьма странным. С другой стороны, мы должны признать, что после июля 1054 года на официальном уровне, законным образом евхаристическое общение между западным христианским миром и вселенским Православием уже никогда не было восстановлено. И поэтому как бы ни условно, ограниченно начиналось это разделение, последствия его мы имеем уже на протяжении практически 1000 лет.
— Каковы причины возникновения Реформации?
— То же касается и Реформации, ее исторического места и последствий, которыми Реформацию можно характеризовать, с одной стороны, как величайшую драму в истории западного христианства, с другой стороны, нельзя не видеть, как по отношению к той же Католической Церкви Реформация оказалась явлением трагическим, хотя одновременно и целительным, после чего Католическая Церковь могла в значительной мере восстановиться как христианское сообщество, и те, вполне отвратительные явления, которые характеризовали высшее церковное управление и просто частную жизнь католического духовенства к началу XVI века, ушли в прошлое.
— Вам хотелось бы, чтобы какие знания остались у студента в конце изучения Вашего предмета?
— Хотелось бы, чтобы после изучения курса сравнительного богословия у студентов оставались знания, которые не выветрятся сразу после того, как они получат результат в экзаменационной ведомости. С другой стороны, я понимаю, что если знания не активизируются, то происходит постепенное их погружение на дно нашей памяти. Поэтому помимо знаний хотелось бы, чтобы студенты выносили некую укорененность в церковной традиции и методологию отношения к инославным. Я с этого всегда стараюсь начинать курс и повторяю несколько раз слова святителя Григория Богослова: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Отношение к инославному миру должно, на мой взгляд, строиться на этой максиме великого учителя и святителя Церкви. Не внешнее торжество, не интеллектуальное превозмогание, а наше горение сердца, христианская любовь-жалость, заповеданная нам Спасителем, должны руководствовать пастырем в отношении к инославным, в мировоззренческом учении не близким нам людей. Так же, как это действует в нашем сердце по отношению к своим по вере.