Сегодня: 28.03.2024, Четверг.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Виталий  
Форум » . » Миссиология » Современное христианское искусство (Использование в миссионерской деятельности)
Современное христианское искусство
ВиталийДата: Среда, 27.10.2010, 06:43:07 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Offline
Вопрос о том, возможно ли использование в миссионерских целях современного искусства (кино. музыки, живописи и др.), христианского прежде всего, вызывает споры, в которых высказываются порой противоположные мнения.
Интересен опыт священника из маленького городка Лесосибирска. При Крестовоздвиженском соборе он создал Музей современного христианского искусства, насчитывающий более трехсот произведений живописи, графики и скульптуры.
ОБРЕСТИ НЕБЕСА


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
kaberne1Дата: Вторник, 25.09.2012, 11:36:43 | Сообщение # 2
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Церковь и театр




В преддверии нового театрального сезона решила написать об отношениях Церкви и театра. Быть может, антиклерикалы опять разворчатся и скажут, что церковники лезут во все сферы жизни общества. Но не будем обращать внимание на подобное ворчание, так как для воцерковленной части общества этот вопрос сохраняет свою актуальность. Может ли верующий человек ходить в театр, ведь раньше Церковь запрещала театральные постановки? Почему до революции актеров хоронили за церковной оградой? Попробуем разобраться в хитросплетениях данного вопроса.
Для начала несколько слов о происхождении театра. Театр в понимаемом нами современном смысле этого слова зародился в Греции, и ведет свою генеалогию от мистерий в честь Диониса. На театральных подмостках того времени прославлялись языческие божества и мифология, о чем свидетельствуют сами названия пьес: «Ипполит увенчанный», «Прометей прикованный» и многие другие. То есть античный театр был связан с определенными ритуальными действиями. Он был религиозным в языческом смысле этого слова и показывал сюжеты античной мифологии, в том числе и сексуальные похождения божеств.
Конечно же, зарождавшееся христианство не могло воспринять данную часть античной культуры, так как прославление языческих божеств противоречило ему.
Быть может, критики скажут, что христианство принесло с собой лишь разрушение, уничтожение целого пласта античной культуры. Конечно же, скажут. И будут не правы. Вспомним, что писал святитель Василий Великий об античной культуре и о том, как христианину относится к наследию великих умов прошлого. В своей 22 беседе «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» святитель пишет: «когда пересказывают вам деяния или изречения мужей добрых, надобно их любить, соревновать им и, как можно, стараться быть такими же. А когда доходит у них речь до людей злонравных, должно избегать подражания сему, так же затыкая уши, как Одиссей, по словам их, заградил слух от песней сирен». Святитель воспринимает театр именно как место для языческих зрелищ: «Всего же менее будем внимать им, когда говорят что-нибудь о многих богах, и притом разномыслящих. У них брат в раздоре с братом, отец - с детьми, и у детей опять скрытная война с родителями».
Итак, святитель предлагает из любой культуры выносить что то хорошее, что есть в ней, но ни в коем случае не брать оттуда негативные примеры. По данной логике поступят в Средневековье, когда будут создаваться христианские мистерии.
Мы же вернемся в первые века христианства. Для Иоанна Златоуста театр-это арена, на которой бушуют самые низменные страсти: «Не говори мне, что представляемое в театре есть одно лицедейство. Это лицедейство сделало многих прелюбодеями, и многие семьи разрушило».
Отношения Церкви и театра всегда были сложными, о чем свидетельствует и история русского театра. Кирилл Туровский, например, называл музыкальные инструменты, используемые в театре, «сопелями сотонинскими».
Распространенные на Руси представления скоморохов осуждал и Домострой, и Стоглавый Собор. Но что осуждалось? Осуждался ли профессиональный театр? Или же представления, имеющие низкую степень нравственности и взывающие к самым низменным частям человеческой души? Конечно же, второе.
Но как же тогда быть с тем, что Церковь даже после становления профессионального театра хоронила актеров за церковной оградой? Данная традиция была связана с тем, что профессия актера накладывала существенный отпечаток на его духовную жизнь. Понятие личности - одно из важнейших в учении святых отцов-каппадокойиев и неотъемлемая часть христианского вероучения. И актер как бы рискует своей личностью, «проживая» чужие жизни, исполняя на сцене чужие грехи и страсти.
Прошло время. Сейчас Церковь уже не хоронит актеров за кладбищенской оградой, но продолжает напоминать актерам одну вещь-театр бывает разный. На его сцене могут быть пьесы, призывающие к благочестию или имеющие какую то религиозную проблематику, а могут быть и эротические спектакли, обращенные лишь к самым низменным страстям человека.
Церковь смогла приспособить театр под свои нужны. В средневековой Европе, а затем и в России, создавались представления на религиозные мотивы, так называемые мистерии. В них рассказывались основные моменты библейской истории, сотворения человека, грехопадения, пришествия в мир Христа и многое другое. Как мы видим, Церковь воплотила в жизнь принцип, предложенный еще Василием Великим, и превратила театр из языческого зрелища в новую арену для проповеди.
Такова краткая история отношений Церкви и театра. Суть их заключается в особом понимании природы вдохновения. Это касается не только театра, но и вообще всего творчества. Что двигало автором, создавшим песню, или написавшим произведение? Почему после прочтения «Тошноты» Сартра остается чувство безысходности и бессмысленности человеческого бытия, а иконы Рублева наполнены огромной энергией, побуждающей к жизни? Суть в природе вдохновения - является ли это результатом страстей человека или же навеяно благодатью и написано в состоянии внутреннего покоя. Автор вкладывает свою душу в произведение, и оно становится своего рода зеркалом этой души. И читая произведение, мы понимаем, что в этой душе находится - будь то безысходность Сартра или одиночество Кафки, или же морально-религиозные размышления Толстого и многое другое. «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16)-эти слова вполне могут быть отнесены к отношениям Церкви и искусства. Именно по плодам Церковь судит о современных формах искусства.
Как Церковь относится к современному искусству? Эта проблема приобрела особую актуальность в последнее время, когда странные выходки Femen и Pussy Riot пытаются представить как искусство.
Конечно же, можно возразить, что каждое новое направление искусства в момент своего зарождения является маргинальным по своей сути явлением и лишь потом, с течением времени признается остальным миром. Так было и с гением Леонардо - не все его открытия были признаны при жизни.
Смотреть в природу того или иного явления - вот суть христианского отношения к творчеству в целом и к театру в частности.
«Все мне дозволено, но не все полезно»(1 Кор. 6: 12) –подсказывает нам Евангелие. Так будем же следовать этому принципу в отношении к театру, к творчеству, и ко всей нашей жизни.


 
Форум » . » Миссиология » Современное христианское искусство (Использование в миссионерской деятельности)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright SCAD's Design & Develop © 2024