Виталий | Дата: Воскресенье, 04.11.2012, 20:27:47 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Offline
| В рассмуждениях о церковно-славянском языке люди иногда впадают в крайности. Одни говорят, что он чрезмерно сложен и непонятен, а посему следует отказаться от него. Другие уверяют, что в нем нет ничего сложного и можно научиться довольно быстро адекватно понимать его, нужно лишь недельку-другую почитать на нем Евангелие и Псалтирь.
Церковнославянский язык красив и емок, упразднить его – значит, обеднить молитву, лишить богослужение того высокого настроя, который в нем есть. Но наивно полагать, что его можно освоить только путем чтения текстов на нем. Грамматика его сложна и значительно отличается от грамматики современного русского языка. Кроме того, церковнославянский язык изобилует паронимами – словами, хорошо известными по современному русскому языку, однако имеющими в нем совсем другой смысл.
В качестве примера можно привести следующий. В утренней молитве свт. Василия Великого мы читаем: "Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа…"
Если мы откроем словарь современного русского языка, то увидим, что слово «ужасный» определяется в нем как «вызывающий ужас, очень страшный». Может возникнуть представление о том, что Бог, который есть Любовь, «творит ужасное» .
Однако в церковно-славянском языке слово "ужасный" имеет и иное значение: изумительный, возбуждающий трепетное изумление. Причем, это значение Полный словарь церковнославянского языка дает в качестве основного.
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
|
|
| |