Тема третья. Церковь на Востоке и Западе

Вторая половина IX – первая половина XV веков.

 

Лекция 14. Русская церковь в домонгольский период

Оглавление

I. Распространение христианства на Руси

II. Духовенство Русской церкви.

III. Церковь и развитие культуры Руси

 

Источники:

Древнерусская литература. Антология

Киево-Печерский патерик

Синодик всех русских святых

 

I. Распространение христианства на Руси

 

В силу необъятных размеров Древней Руси, спустя сто лет после Владимирова крещения во многих ее районах продолжало господствовать язычество. Дольше всех славянских племен в язычестве оставалось вятичи, которые жили в бассейне реки Ока (территория современных Московской, Калужской, Орловской, Тульской, Липецкой областей России). Преподобный Нестор Летописец, возмущаясь их обычаями, добавлял, что они так живут «и до нынешнего дня», оставаясь незнакомыми с Законом Божиим и творя свой закон. 

В начале в начале ХII века среди вятичей проповедовали преподобный Кукша, инок Печерской лавры и его ученик Никон. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (память 10\23 мая) писал: «Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном». 

Мощи преподобных погребены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. 

Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!». В этот же день преподобный Пимен почил. 

Память преподобного священномученика Кукши и преподобного Пимена Постника 9 сентября.

 

Сильное сопротивление христианству оказали финские племена мордва, мурома, мещера, населявшие Муромо-Рязанское княжество, занимавшее юго-восточную окраину Руси – бассейн Оки и верховья Дона (современные Рязанская, Липецкая, северо-восток Тамбовской и юг Владимирской областей). В самом конце XI века сюда прибыл из Чернигова племянник Ярослава Мудрого князь Ярослав (Константин) Святославович, ставший просветителем края. С ним были сыновья Михаил и Феодор, духовенство и большая группа переселенцев-христиан. 

Язычники встретили прибывших с оружием и убили княжича Михаила. Ярославу удалось занять Рязань. Первым делом он повелел строить в городе церкви. Однако долгое время усердие князя в обращении местных жителей в христианскую веру лишь усиливало их упорство в язычестве. Однажды толпа язычников собралась у княжеского двора с намерением убить Ярослава Святославича. Услышав шум, князь неустрашимо вышел к ним один с иконой в руках. Мужество его произвело чудесное впечатление на язычников, которые успокоились и выразили желание принять крещение

В назначенный день на Оке произошло такое же крещение народа, как в Киеве при святом Владимире. После этого труды Ярослава в пользу святой веры сделались успешнее. До самой смерти в 1129 году он занимался обращением язычников и строением по своему княжеству церквей и монастырей. Погребен князь в церкви Благовещения рядом с сыновьями.

Память святых блаженных князя Константина и сыновей его Михаила и Феодора Муромских 3 июня. 

 

Муромская земля прославилась именами святых Петра (в монашестве Давид) и Февронии (в иночестве Евфросиния). Князь Петр, второй сын Муромского князя Юрия Владимировича, вступил на престол в 1203 (1205) году. За несколько лет до этого он заболел проказой. В видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. 

Когда князь увидел Февронию, доставленную в Муром по его приказу, так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после избавления от недуга. Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. 

Супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Когда Петр отказался выполнить это требование, супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Феврония поддерживала и утешала мужа. 

Вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со своей женой. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Преставились они в 1228 году, в один день, приняв перед кончиной монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых, ставших образцом христианского супружества, были положены в одном гробе. 

Память святых Петра и Февронии 8 июля.

«Житие Петра и Февронии Муромских» и «Повесть о Петре и Февронии»

 

Муромская земля - родина преподобного Ильи Муромца. Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи и имел прозвище Чоботок. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. 

Принял монашеский постриг в Печерской лавре при игуменстве преподобного Поликарпа (1164-1182, память). Мощи преподобного Илии почивают в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры в молитвенном положении. Персты правой руки сложены так, как это принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнуты к ладони.

Мощи преподобного свидетельствуют о тяжелом заболевании позвоночника, перенесенном им в детстве, а также о яркой воинской биографии. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что Илья прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Возможно, после этого тяжелого ранения, богатырь принял монашеский постриг. Преставился около 1188 года. 

Память преподобного Ильи Муромца 19 декабря\1 января. 

 

Восточной границей распространения православия на Руси стал район Нижнего Новгорода. Здесь ожесточенное сопротивление славянской колонизации оказали воинственные племена мордва и черемисы (мари), а также волжские болгары - мусульмане. Среди последних наблюдались лишь единичные случае принятия Православия. Так, в городе Владимире крестился богатый купец-мусульманин, принявший христианское имя Авраамий. Отправившись с проповедью к соплеменникам, он принял от них мученическую смерть в 1129 году. Мощи святого Авраамия год спустя были перенесены во Владимир.

Память мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца 14 и 29 апреля. 

 

На севере Руси просветителем Вологодского края стал преподобный Герасим Вологодский. Монашеский постриг он принял в Киевской Успенской обители, возникшей на месте пещер, где преподобный Феодосий Печерский уединялся на время Великого поста. Здесь преподобный Герасим принял сан иеромонаха. Подражая подвигам древних отшельников, он отправился на Север Руси и пришел на реку Вологду. Здесь преподобный благословил небольшое поселение, «прорицая ту быти граду великому». 

Сам же поселился неподалеку, в дремучем лесу, где устроил себе хижину. Здесь преподобный Герасим предавался непрестанной молитве и труду. Он построил храм во Имя Пресвятой Троицы и при нем первый на Севере монастырь. 30 лет преподобный проповедовал Евангелие обитателям этой дикой страны и преставился ко Господу в 1178 году в день своего иноческого пострижения и тезоименитства. 

Память преподобного Герасима Вологодского 17 марта. 

 

На западе Руси распространение православия вынуждено было остановиться близ своих исходных пунктов - Новгорода, Пскова, Полоцка и Смоленска, подойдя к границам латинского влияния. На юг от Финского залива русские князья распространяли христианство среди чуди - предков нынешних эстонцев. В 1030 году Ярослав Мудрый построил здесь город Юрьев (Дерпт или Тарту). Но уже в 1070 годах землями чуди завладели датчане, которые начали утверждать латинскую веру. К северу от Новгорода миссионерская деятельность ограничивалась племенами ижоры и корелы. Жившее далее на запад племя ямь было крещено латинянами из Швеции в ХII веке.

Прибалтийские племена к 1200 году

Отношения с Римом.

В 1070-х годах начались междоусобные войны между сыновьями великого князя Ярослава Мудрого. Великий князь Изяслав Ярославич, изгнанный братьями из Киева, решился обратиться за помощью к знаменитому папе Григорию VII (1073 – 1085). Тот поспешил отправить к нему послов. Но князь успел возвратить себе Киев и в помощи Рима больше не нуждался. 

В 1080-х годах очередное предложение о соединении Русской церкви с Римом было сделано папой Климентом III (1187 1191) митрополиту Иоанну II 1078-1089). Следствием этого предложения было послание митрополита к папе с обличением заблуждений Римской церкви. 

В 1207 году, после того как Константинопольским патриархом стал латинянин, папа Иннокентий III (1198- 1216) направил послание ко всем русским князьям, духовенству и народу. В папском письме говорилось, что, хотя русские давно уже удалены от сосцов своей матери, церкви Римской, но он доселе не может подавить в себе отеческих к ним чувств, и зовет их к себе. Вся Греческая церковь, писал папа, признала власть Римского престола. Так неужели часть ее, Русская церковь не последует за целым? 

В 1227 г. такое же послание было прислано русским князьям от папы Гонория III (1216 - 1227). Но все эти попытки подчинить Русскую церковь Риму оставались без последствий. Более того, появившиеся около 1230 года в Киеве доминиканцы были вскоре (1233 год) изгнаны великим князем Владимиром Рюриковичем. 

Успехи у Римской церкви были только там, где ее миссионерская деятельность подкреплялось вооруженной силой, прежде всего в Прибалтике. Важным инструментом латинской экспансии в Прибалтике стали рыцарские ордена. 

Орден Меченосцев. Со второй половины ХII века среди прибалтийского племени ливов начали активную миссионерскую деятельность католические монахи во главе с Мейнардом. Проповедников сопровождала военная дружина. Насилия, чинимые ей, вызвали ряд восстаний, и даже отпадение тех, кто был ранее крещен. В 1196 году Мейнард был убит язычниками. Канонизирован  Католической церковью в 1993 году. 

С целью распространения христианства и подавления сопротивления язычников папой Иннокентием III в 1204 году был подписан указ об учреждении Ордена Меченосцев (Ливонское братство воинов Христа или Орден братьев меча). Орден руководствовался уставом Ордена Тамплиеров и возглавлялся магистром. Отличительной формой рыцарей – меченосцев стал белый плащ с красными крестом и мечом. Резиденция ордена разместилась в крепости Рига, основанной в 1201 в устье реки Западная Двина (Даугава) Ливонским епископом (с 1199 года) Альбертом фон Буксгевденом. Он же стал первым магистром Ордена Меченосцев.

Рыцари ордена начали планомерное завоевание окрестных земель, насаждая христианство огнем и мечом. Восстания подавлялись самыми жестокими мерами. В январе 1217 года меченосцы совершили первый поход на Новгородскую землю. В 1224 году после длительной осады рыцари взяли русский город Юрьев, переименованный ими в Дерпт. 

В 1234 году на реке Эмайыги под Юрьевом войска Ордена меченосцев потерпели поражение от новгородского князя Ярослава Всеволодовича. Продвижение рыцарей на восток было временно приостановлено.

Ливонский орден. В 1206 году Иннокентий III издал буллу о христианизации пруссов, живших на территории нынешней Калининградской области России и северо-восточной Польши. Булла положила начало крестовым похода против этого племени. В первое время они осуществлялись силами польских феодалов. Пруссам удалось не только отбить наступление, но и нанести ответные удары. Польский князь Конрад I Мазовецкий пригласил на помощь рыцарей Тевтонского ордена, которые прибыли на территорию Прибалтики в 1232 году. 

По договору с поляками крестоносцы получали все завоеванные ими земли. В свою очередь папа Григорий IX (1227-1241) наделил орден правом крещения покоренных язычников. Тактика тевтонов сводилась к формуле: «огнем и мечом». Всех, кто сопротивлялся, беспощадно истребляли. Остальных насильно обращали в латинскую веру. На захваченной территории строились замки, которые становились центром немецкой колонизации края. 

Ожесточенное сопротивление крестоносцам оказали литовские племена. Около 1235 года они объединились под властью князя Миндовга (1203-1263). Чтобы сломить сопротивление язычников папа Григорий IX 9 февраля 1236 года объявил крестовый поход на Литву. Но уже 22 сентября этого года войско ордена Меченосцев было разгромлено в битве при Сауле (ныне Шяуляй). В мае 1937 года папа совершил обряд присоединения остатков разгромленного ордена к Тевтонскому. Ответвление тевтонов на землях нынешней Латвии и Эстонии стало называться Ливонским ландмайстерством Тевтонского ордена или просто Ливонским орденом. 

После реорганизации Ордена возобновилось наступление рыцарей на Русь. Отражать его выпало новому Новгородскому князю Александру Ярославовичу (1221 – 1263). В июле 1240 года 19-летний князь разбил на берегу реки Нева шведское войско. Дружина Александра была немногочисленной. Обращаясь к ней перед битвой, князь произнес свои знаменитые слова: «Нас немного, но не в силе Бог, а в правде». За эту победу народ прозвал князя Александра Невским.

Летом того же 1240 года войска Ливонского ордена заняли города Изборск, Псков и ряд других. В Новгороде в это время шли внутренние конфликты, результатом которых стало изгнание князя Александра. Однако, когда отряды крестоносцев оказались в 30 км от стен города, народное вече обратилось к Александру Ярославичу с просьбой вернуться. 

Вместе со своей дружиной Александр внезапным ударом освободил от рыцарей захваченные ими города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, князь перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. 5 апреля 1242 г. состоялась битва, получившая название Ледового побоища. 

Перед сражением князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. Рыцари, не выдержав удара новгородской дружины, обратились в бегство. Орден вынужден был заключить мирный договор, по которому отказался от всех недавних завоеваний и даже уступили Новгороду часть спорной территории. 

Карта: Отражение шведской и немецкой агрессии Александром Невским.

 

Попытки распространения католичества в Галицком княжестве.

Юго-Западная Русь - Галицкое княжество отделилось от Киева еще в конце XI века. Галицкие князья установили тесные политические, экономические и родственные связи с Венгрией, Польшей и Германией. В ходе княжеских междоусобиц конца ХП века Галичина была захвачена венграми, которые начали гонение на Православие. Прекратил его Волынский князь Роман Мстиславич, соединивший в 1199 году Галичину и Волынь в одно государство. 

Сильный и энергичный князь обратил на себя внимание папы Иннокентия III. В 1204 году он направил к Роману легата, пообещавшего от имени папы королевскую корону в случае признания власти Рима. Князь отказал папе. Спустя год он погиб во время похода в Польшу, оставив двух малолетних сыновей - Даниила и Василько. 

Галичина вновь попала под власть венгров, посадивших на трон своего королевича Коломана. Гонения на Православие возобновились. Священники изгонялись, а на их места ставилось латинское духовенство. Восстание местного населения привело к утверждению на Галицком престоле русского князя Мстислава Удатного (слав. Удачный). Однако ему пришлось пойти на компромисс с венграми, выдав свою дочь замуж за венгерского королевича и отдав ей в приданое Галицию. После смерти князя в 1228 году вновь началось усиленное распространение латинства, а православие подверглось притеснениям, которые прекратилось лишь в начале 1240-х годов, когда Галицким престолом завладел русский князь Даниил, старший сын Романа Мстиславича. 

II. Духовенство Русской церкви.

 

Митрополиты

После Иллариона, митрополита Киевского и всея Руси (†ок. 1053), предстоятели Русской церкви назначались Константинопольским патриархом из числа греческого духовенства: Ефрем (ок. 1054-ок. 1065), Георгий (ок. 1065-ок. 1076); Иоанн II (ок.  1076 – 1089), Иоанн III (1090- 1091), Николай (ок. 1093 – ок. 1104), Никифор I (1104 - 1121), Никита (1122 – 1126), Михаил II (1130- 1145). Они не знали славянского языка, далеко не всегда понимал, и разделяли интересы Руси. 

Михаил II в разгар княжеских усобиц покинул паству и вернулся в Константинополь. Через год, когда пришло известие о его кончине, Великий князь Киевский Изяслав Мстиславич собрал церковный собор. На нем возник важный вопрос, можно ли посвящать митрополита одним епископам без патриарха. Три епископа-грека, Новгородский Нифонт, Смоленский Мануил и Полоцкий Косьма, отвечали на этот вопрос отрицательно. 

Напротив, шесть епископов из русских доказывали, что по церковным канонам собор епископов всегда может поставить себе митрополита. При этом они впали в другую крайность, настаивая на праве епископов ставить митрополита без благословения патриарха. Митрополит Черниговский Онуфрий предложил заменить благословение патриарха посредством главы Климента Римского. 

После бурных дебатов митрополитом был избран схимник Климент Смолятич, книжник и философ, «какого прежде не бывало на Руси». Греки митрополиты не признали его и были за это гонимы. Нифонта посадили в тюрьму в Киеве, а Мануил спасся только бегством. Но и положение Климента оказалось не прочным. Его не признавал соперник Изяслава, князь Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий, основатель Москвы. 

Став в 1155 году Великим князем Киевским после смерти Изяслава Мстиславича, он изгнал Климента и испросил у патриарха другого митрополита – Константина (1156–1159). Первым делом новый митрополит низложил всех иерархов, поставленных Климентом, и предал анафеме умершего князя Изяслава. Эти действия усугубили и без того сложную ситуацию. Когда в 1158 сыновья Изяслава Мстиславича вернули себе Киев, Константин вынужден был удалиться в Чернигов. 

Между князьями зашел спор о том, кто является действительным митрополитом - Климент Смолятич или Константин. После длительных споров было решено просить нового митрополита из Царьграда. Смерть Константина в 1159 позволила патриарху пойти навстречу просьбе князей. В Киев прибыл новый митрополит – Феодор (1161–1163). Через десять месяцев он умер, не успев проявить себя в качестве главы митрополии. Князья возвратили кафедру Клименту Смолятичу. В Константинополь было направлено посольство для получения благословения патриарха. На своем пути оно встретило нового митрополита Иоанна (1164), назначенного без согласования с великим князем Ростиславом Мстиславичем. 

Узнав об этом, князь так разгневался, что императорский посол едва уговорил его принять Иоанна. «Если патриарх - сказал Ростислав, - еще поставит митрополита без нашего ведома, то не только не приму его, но и закон сделаем вечный избирать и ставить митрополита из русских, с повеления великого князя». 

После скорой кончины Иоанна митрополитом был назначен Константин II (1167–1169). Как полагают историки, именно с него на печатях впервые появляется титул митрополита всея Руси. Преемниками Константина II стали Никифор II (до 1183 – после 1198), Матфей (1200–1220), Кирилл I (1224) и Иосиф (1236), пропавший без вести во время разорения Киева Батыем.

В Синодик всех русских святых внесены имена пяти митрополитов Киевских домонгольского периода: Михаила († 992), Илариона (†ок. 1053), Иоанна II (†1089), Николая (†ок. 1101 †1103) и Константина († 1159).

 

Епископы.

Первое разделение Русской церкви на епархии было произведено в 992 году митрополитом Леонтием. «Повесть временных лет» указывает на шесть епархий, устроенных тогда: в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире Волынском и Белгороде. Но прибавляет, что тогда же поставлены были епископы и в другие города, как полагают историки - в Тмутаракань, Туров и Полоцк. 

В дальнейшем, по мере дробления Руси, каждый князь стремился образовать у себя отдельную епархию. В середине ХII века на Руси кроме митрополичьей Киевской их было уже 15: Новгородская, Ростовская, Владимирская на Волыни, Белогородская, Черниговская, Юрьевская, Переяславская, Холмская, Полоцкая, Туровская, Смоленская, Перемышльская, Галицкая, Рязанская и Владимирская на Клязьме. 

С падением удела часто ликвидировалась и епархия. Например, в конце ХI века после ликвидации Тмутараканского княжества пала и тамошняя епархия. В свою очередь, возвышение земли возвышало и ее епархию. Так в 1165 году богатый Новгород выхлопотал своему владыке Иоанну титул архиепископа, первый на Руси. 

Зависимость епископов от митрополита Киевского была не велика, ограничиваясь почти одним только их поставленном на епархии. Делами своей епархии каждый из них управлял вполне самостоятельно. Митрополит вмешивался в дела епархий весьма редко, только в особых случаях и по каким-нибудь жалобам. Но для удельных земель тяжела казалась и такая зависимость, тянувшая их к Киеву, в подчинение не только митрополиту, но и киевскому великому князю. Как великие князья Киевские стремились к ограничению власти патриарха в избрании митрополитов, так и удельные князья стремились ограничить власть митрополита в назначении своих епископов. 

В ХII в. обычным стало избрание епископов на местах. В княжеских уделах главный голос принадлежал князьям, а в Новгороде, где народное вече было сильнее князя, владыка избирался на нем. Указанный выше грек Нифонт был последним епископом, присланным из Киева. Его преемник Аркадий был избран уже на вече. 

Воля князя или народа могла быть причиною и изгнания епископов, даже без церковного суда. В 1157 году Андрей Боголюбский выгнал из Ростова епископа Нестора за то, что он не разрешал постов в господские праздники. В 1159 года жители этого города изгнали епископа Леона за то, что он «грабил (отягощал поборами) попов». В 1168 году Святослав Черниговский изгнал епископа грека Антония. В Новгороде владык изгоняло вече. Так в 1211 году новгородцы свергли владыку Митрофана, а на его место выбрали монаха Антония. В 1228 году по случаю долгой дождливой осени, вече решило, что виноват владыка Арсений, который был свергнут и изгнан из города. 

Влияние удельной раздробленности на церковную жизнь дошло до первой попытки разделения Русской церкви. Около 1158 года Великий князь Андрей Боголюбский решил перенести столицу Руси из Киева во Владимир на Клязьме, входивший тогда в Ростовскую епархию. Решив поднять авторитет новой столицы, он отправил посольство к патриарху Константинопольскому Луке Хрисовергу (1157–1170) с просьбой поставить ему во Владимир отдельного митрополита. Кандидатом он определил близкого к нему священника Феодора. 

Патриарх отказал, ссылаясь на то, что разрывать единство русской митрополии будет противно канонам, и посвятил Феодора только в епископа. Великий князь отказался от своего желания. Но Феодор, разочаровавшись в надежде стать митрополитом, решил хотя бы освободиться от подчинения киевскому митрополиту Константину II. Ссылаясь на то, что получил посвящение от самого патриарха, он не поехал в Киев за благословением митрополита. Константин II послал во Владимир грамоту с увещанием не признавать Феодора епископом. 

Многие послушались этой грамоты. Тогда Феодор затворил во Владимире все церкви и начал гонение на своих противников. Князь Андрей, видя такую жестокость, выдал своего ставленника митрополиту, который «обвинил его всеми винами и велел отвезти на Песий остров, где ему урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи».

В отличие от стремительно распадавшейся Руси, ее Церковь смогла сохранить единство. Выборность иерархии привела к тому, что она получила народный характер, сделалась своей для общества и, в свою очередь, имела на него сильное влияние. В пределах своей епархии каждый епископ был первым и самым влиятельным человеком во многих гражданских делах. На высокий авторитет архиереев указывает то, что в «Синодик всех русских святых» внесены имена 32 – х епископов и архиепископов домонгольской Руси. 

 

Монашество.

Средоточием святости на Руси стали монастыри, главным из которых по праву считался Киево-Печерский. В числе первых насельников (ок. 1032 года) были преподобные Антоний, Никон и Феодосий. В одно время с ними пришел в пещеру Моисей Угрин, бывший слуга святого князя Бориса. Во время нашествия польского короля Болеслава I на Русь он попался в плен к полякам и достался женщине, которая шесть лет мучила его, склоняя к сожительству. Тайно от нее Моисей принял постриг от одного странствующего инока. Измученный истязаниями, оскопленный жестокой госпожой, он после освобождения из рабства провел остаток жизни в пещере святого Антония.

Несколько позже постриг приняли знатный дружинник князя Киевского Изяслава Ярославича по имени Ефрем и сын другого дружинника, Варлаам. Впоследствии Никон удалился в Тмуторокань, где основал новую обитель. Ефрем уехал в Царьград, где стал заниматься переписыванием книг для Руси. Потом и сам Антоний удалился в затвор на соседнюю гору, поставив игуменом Варлаама. В игуменство Варлаама монахи в 1062 году получили от князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой, построили на ней новую деревянную церковь во имя Успения Божией Матери, поставили келии и оградили все тыном. 

После Варлаама третьим игуменом стал преподобный Феодосий Печерский. Он родился около 1036 года в Василеве (ныне Васильков в Киевской области), но всю молодость провел в Курске, куда переселился с родителями. В 14 лет Феодосий лишился отца и остался под опекой матери. Мальчик рано выучился грамоте, жадно читал книги и стремился к аскетическим подвигам. Последнему препятствовала любящая мать, и Феодосий бежал из дома с паломниками, увлеченный их рассказами о святых местах. Мать воротила его с дороги и день после этого держала в оковах. 

Через несколько времени Феодосий бежал в соседний город, где приютился у священника и пек просфоры для церкви, Мать нашла его и здесь и вернула домой. Она бранила сына за то, что он отдавал свое платье нищим и хотел ходить в рубище. Увидев на нем вериги, которые резали тело до крови, с сердцем сорвала их. Но препятствия только усиливали аскетическую настроенность юноши. У него не выходили из ума слова Спасителя: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10,37). 

Феодосий в третий раз бежал из дома и явился в Киев, чтобы поступить в один из монастырей. Однако нигде не приняли нищего скитальца, который не мог дать за себя вклада в монастырскую кассу. Наконец он нашел себе убежище в пещере святого Антония. Преподобный принял юношу и велел Никону постричь его в монахи. Спустя четыре года мать и здесь нашла Феодосия, но уже не смогла воротить его домой. Желая умереть вблизи сына, она сама постриглась в женской обители святого Николая на Аскольдовой могиле. 

Братья Антониевой пещеры подвизались в строгом посте и трудах. Феодосиий трудился не только за себя, но и за других, делая часть их работы. В знойные ночи он выходил обнаженный на болото. Комары тучами впивались в его тело, а он до утра пел псалмы. 

Став игуменом, преподобный Феодосии принялся за устроение монастыря. Число братии возросло до 100, и он позаботился введением между ними строгих правил общежития. По его просьбе Ефрем прислал из Царьграда устав Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни братии. Правила были строгими. 

Первыми добродетелями монашеской дисциплины были послушание и смирение. Вся жизнь иноков проходила в долгих церковных службах и тяжких трудах. Пища была скудная и малопитательная, да и ее вкушали в самом малом количестве, а многие и через день. В положенное время ворота обители запирали и никого не пускали ни в монастырь, ни из монастыря. Привратник однажды не пустил в обитель самого великого князя.

О материальном обеспечении монастыря не заботились ни игумен, ни братия, твердо веруя, что Питающий птиц небесных пропитает и Своих рабов. Случалось, что с вечера не знали, чем будут питаться завтра. При всем этом монастырь на последние средства помогал нищим. Когда обитель несколько обогатилась, Феодосий отчислил на бедных десятую часть ее доходов. Он устроил особый двор, где жили нищие, калеки и больные; кроме того, каждую субботу из монастыря отсылался воз хлебов по тюрьмам.

Феодосий был во всем примером для братии. Никогда не видали его праздным; он носил воду, рубил дрова, работал в пекарне. Ел один сухой хлеб и щи без масла. Не спал лежа, а только дремал немного сидя и, очнувшись, спешил продолжать свою непрестанную молитву. Тела никогда не мыл, кроме лица и рук; одежду носил в заплатах, так что в это нищем старце нельзя было и узнать знаменитого игумена, которого уважал сам великий князь. На время Великого поста преподобный удалялся в пещеру, выкопанную близ села Лесники.

Феодосий часто обходил келии, чтобы узнать, нет ли у кого, сверх общих, своих вещей, пищи или одежды, и все подобное предавал огню. Даже ночью неусыпный игумен, ходя по монастырю, слушал у дверей келий, что делает каждый брат, и если слышал праздную беседу сошедшихся монахов, то ударял в дверь жезлом, а наутро обличал виновных. Свои поучения преподобный говорил тихо, с мольбой, а во время обличения из глаз его текли слезы. 

Феодосий имел высокий авторитет у Великого князя Изяслава. Когда он был свергнут своим братом Святославом, только Печерский монастырь остался верен изгнаннику. Более того, Святослав, терпеливо выслушивал от преподобного Феодосия обличения в неправде и не смел гневаться на него. Однажды Феодосий, придя к князю, застал у него музыку, песни и пляски скоморохов. Святой сел поодаль и со слезами заметил Святославу: «Будет ли так на том свете?» Великий князь велел прекратить игры, и с тех пор они всегда умолкали, когда докладывали о приходе Феодосия. Святослав так уважал игумена, что говорил ему: «Если бы отец мой встал из мертвых, я так не обрадовался бы ему, как твоему приходу».

Однажды игумен возвращался ночью в монастырь. Возница не знал его и сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах; ступай на лошадь, а меня пусти в колесницу». Феодосии смиренно послушался и повез слугу. Последний со страхом узнал свою ошибку, когда увидел, как Феодосию кланялись, слезая с коней, встречные бояре, но Феодосий успокоил его и накормил в монастыре. Он часто ходил с наставлениями в дома мирян, своих духовных чад. Бедняки, угнетенные в судах, находили в нем заступника, и судьи перерешали дела по просьбе уважаемого игумена. Нередко Феодосий ходил в квартал, населенный иудеями, и спорил с ними, желая или обратить их к Христу, или потерпеть от них мучение.

Преподобный Феодосий преставился в 1074 году. Перед кончиной он обещал молиться за монастырь и непрестанно пребывать духом с братией. Печерское предание приписывает ему и другое обетование: всякий, положенный в стенах обители, будет помилован от Бога. 

Дни памяти преподобного Феодосия Печерского 3\17 мая, 14\27 августа (Перенесение мощей), 2\15 сентября. 

 

После кончины преподобного Феодосия игуменом был избран Стефан Печерский. При нем продолжалось возведение великой церкви во имя Успения Богоматери. По проискам недоброжелателей изгнанный в 1078 году из обители, он основал новый монастырь в честь пресвятой Богородицы Влахернской на другом отроге Печерской горы, в урочище, называемом Клов. Около 1090 года Стефан Печерский был поставлен в епископы Владимира Волынского и присутствовал в новом сане при перенесении мощей своего учителя преподобного Феодосия. Святитель скончался в 1094 году.

Память святителя Стефана Печерского 27 апреля.

 

Киево-Печерская обитель прославлялась на Руси не только игуменами, но и своими иноками. Таковы были подвижники из учеников преподобного Феодосия: святой Исаия Ростовский, провидец Иеремия, помнивший еще крещение Русской земли, нестяжательный Григорий, утопленный князем Ростиславом за обличения его беззаконий, бескорыстный врачеватель Агапит и другие. 

Особенным уважением на Руси пользовался подвиг затворничества. После первых затворников преподобного Антония и Моисея Угрина, этим подвигом прославился преподобный Исаакий. Семь лет провел он в пещере в борьбе с бесами, приведшей до потери сознания и телесных сил. Потребовались многие годы, чтобы святой подвижник оправился от болезни, но, выздоровевши, он опять ушел в затвор, где и пребывал до кончины. 

Из иноков, подвизавшихся после Феодосия, известны иконописец Алипий, игумены   и Поликарп. Из затворников вспомним Феофила, 12 лет не видевшего солнца в пещере и плакавшего день и ночь. Он скопил целый сосуд своих слез, а ангел пред его кончиной показал ему еще другой сосуд слез, которые он ронял на пол и которые превратились в благовонное миро. Другой подвижник, Никита, через год своего затвора подвергся искушению человеческой славой. По внушению беса, явившегося ему в виде ангела, перестал молиться, стал читать книги и сделался изумительным учителем. Но опытные иноки, заметив, что он знал наизусть весь Ветхий Завет, а Нового не читал, поняли его состояние и молитвою отогнали от него беса. После этого его нужно было снова учить грамоте, потому что он забыл все, что знал. Впоследствии Никита был избран епископом Новгородским. 

Затворник Иоанн Многострадальный замечателен своею борьбою против плотской страсти. Три года он не вкушал пищи по 3 - 7 дней и носил вериги, затем 30 лет провел в пещере, наконец, закопал себя в землю по грудь и пробыл так весь великий пост, претерпевая величайшие мучения. После этого подвига страсть навсегда потухла в нем. 

Память преподобного Иоанна Многострадального 31 июля и 11 октября. 

 

От тяжелого затворнического подвижничества неопытных иноков в монастыре старались отговаривать и требовали от них общего жития в послушании игумену. Подвигом послушания и смирения особенно прославился бывший черниговский князь Святослав Давидович (в крещении Панкратий, в иночестве Николай, +1142), прозванный Святошей. Шесть лет провел он в службе на монастырской кухне и привратником несмотря на то, что против этого восставали его братья-князья. 

Память преподобного Николая Святоши 27 октября. 

 

Киев часто разоряли враги, не щадившие и Печерскую обитель. Уведенные в плен монахи становились не только мучениками и исповедниками, но и просветителями язычников. В конце ХI века крестился со всем семейством знатный половчанин, пораженный чудесным освобождением своего пленника Никона. Преподобный Никон, сын богатых и знатных родителей, принял иночество в Печерском монастыре. В 1096 году при нашествии на Русь хана Боняка он был взят в плен. Ожидая богатого выкупа, хозяин-половчанин жестоко обращался с пленником. Когда же святой отказался от выкупа, хозяин стал мучить его голодом, оставлял летом на жаре, а зимой на морозе. Но преподобный за всё благодарил Бога и сказал однажды мучителю, что Господь, по молитвам преподобных Антония и Феодосия, возвратит его в монастырь.

 Тогда хозяин подрезал преподобному Никону сухожилия ног и поставил усиленную стражу. Но на третий день в шестой час внезапно святой узник стал невидим, только стража слышала слова: «Хвалите Господа с Небес». Чудесным образом он был перенесен в Успенскую церковь к Божественной литургии. Братия окружила его и стала расспрашивать, как он попал сюда. Преподобный Никон хотел скрыть чудо. Но братия упросили его поведать истину. Преподобный Никон хотел продолжать свои подвиги в монастыре, не снимая кандалов, но игумен сказал: «Если бы Господь хотел, чтобы ты оставался связанным, Он не извел бы тебя из плена». 

Через много времени прежний хозяин Никона случайно попал в Киево-Печерский монастырь и узнал своего бывшего узника. Он уверовал, принял Крещение и, приняв постриг, стал послушником преподобного Никона. 

Память преподобного Никона Сухого, Печерского, погребенного в Ближних пещерах, 11 октября.

 

Трагичнее сложилась судьба другого печерского инока, преподобного Евстратия Постника. Родился он в Киеве в богатой семье. С возрастом принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, раздав свое имение нищим. Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен. Вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью другми киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни. 

Хозяин задался целью принудить пленников отречься от Христа, угрожая уморить голодом противящихся. Евстратий же укреплял своих собратьев в вере: «Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Если живем - будем жить для Господа; если умрем - умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь». Пленники предпочли умереть от голода и жажды, но не отречься от Христа. 

Преподобный же Евстратий, также не прикасавшийся к пище и воде, один оставался в живых, потому что с юных лет привык к посту. Хозяин, видя, что из-за инока пропали его деньги, решил жестоко покарать его. Во время празднования иудейской пасхи, собрав своих друзей, он распял на кресте преподобного Евстратия. Тело мученика, снятое с креста, бросили в море. Промыслом Божиим нетленные мощи были обретены в пещере и источали множество чудес. Впоследствии они были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерского монастыря.

День памяти преподобномученика Евстратия Печерского 10 апреля. 

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

 

Вслед за Киево-Печерским монастырем возникали новые обители. Во второй половине XI века в Киеве их было до 17, в Переяславе и Чернигове по 4 монастыря, в Галицком княжестве и в Полоцке по 3. Основателем пещерного монастыря в Чернигове, второго на Руси, стал преподобный Антоний Печерский. Удалившись из Киева в 1069 году, он выкопал для себя пещеру на Болдинской горе. В Ипатьевской летописи об этом сказано так: «Антоний пришед к Чернигову и возлюбил Болдину гору, ископав пещеру, и ту вселися, и есть монастырь святое Богородице на Болдиных горах до сих дни». 

Черниговский князь Святослав Ярославович хотел, чтобы основанный Антонием монастырь не уступал Киево-Печерской обители. Болдины горы, выбранные святым, подходили для этого во всех отношениях. Почва позволяла строить подземные храмы, а овраг, где была вырыта пещера Антония, выходил к святому урочищу – месту, где по преданию крестили жителей Чернигова.

Смоленск прославился подвигами преподобного Авраамия (1172 – 1224). После смерти родителей, раздав богатое наследство нищим, он несколько времени юродствовал по улицам, потом поступил в монастырь. Здесь, постоянно занимаясь книгами, он дошел до такой мудрости, что сделался любимым учителем и священником всего города. Из зависти к его славе, против него восстало городское духовенство и обвинило его перед епископом в ереси. Но он скоро был оправдан своим благочестием и чудесами, поставлен игуменом Ризположенского монастыря и возведен с сан архимандрита.

Память преподобного Авраамия Смоленского 21 августа\3 сентября.

 

Множество монастырей возникло на севере Руси, где сама природа представляла прекрасные места для иноческих подвигов. В одном Новгороде было до 20 монастырей, а по всему пространству новгородских владений более 30. Первое место между ними занимал основанный Ярославом Мудрым Юрьев монастырь, настоятель которого носил титул архимандрита. За ним более других пользовались уважением монастыри Антониев и Хутынский. 

Первый был основан в начале ХII века преподобным Антонием Римлянином (1067 – 1147). Он родился в Риме в богатой семье, державшейся православного исповедания веры и воспитавшего в ней сына. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет.

Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Согласно житию преподобного под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в трех верстах от Hовгоpода на берегу реки Волхов. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения Новгородского святителя Hикиты (+1109, память 14\27 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. 

Духовное подвижничество сочеталось в монастыре с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году он начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 г.г. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 года. Скончался святой Антоний 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения.

Мощи его были обретены нетленными 1 июля 1597 года и положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора Новгорода, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба не известна.

Память преподобного Антония Римлянина 17 января, 16 августа.

 

Хутынский монастырь был основан в конце ХII века преподобным Варлаамом. Сын знатного новгородца, он свои детские годы провел в родном городе. В юношеском возрасте, удалившись в один из окрестных монастырей, Варлаам принял постриг. Поселившись на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода в полном уединении он проводил подвижническую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Варлаам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» (2 Сол. 3, 10). Постепенно вокруг него собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. 

Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра».

Усилиями братии была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний - сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу.

Память преподобного Варлаама Хутынского 8 июня и 19 ноября. 

 

Подвиги монахов современниками ценились выше подвигов богатырей. Этим объясняется приход в монастырь лучших людей того времени. Это стремление облечься в иноческий образ церковь должна была даже сдерживать. Так святитель Поликарп, игумен Печерский (память 24 июля\13 августа), с трудом уговорил отказаться от пострижения великого князя Киевского Ростислава Мстиславовича, внука Владимира Мономаха (+ 1132, память 14\27 июня), убеждая, что князьям Бог повелел жить в миру, творить суд и правду и соблюдать данную присягу. Умирая без пострижения, Ростислав горько жаловался на то, что его удержали от монашества.

III. Церковь и развитие культуры Руси

 

Строительство храмов.

Русские князья не только стремились к постригу. Многие из них украсили Русь прекрасными храмами. Положили начало этой традиции Владимир Великий и Ярослав Мудрый. Внук Ярослава Владимир Мономах построил соборы в Ростове и Смоленске, сын его Юрий Долгорукий в Суздале. Ряд прекрасных храмов связаны с именем святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1110-1174). Сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, в святом Крещении Марии, получил свое прозвание еще в юности за присущее ему глубокое молитвенное внимание и прилежание к церковным службам. 

Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. Здесь, в Девичьем монастыре находилась икона Пресвятой Богородицы, присланная на Русь святому князю Мстиславу († 1132, память 15\28 апреля) из Константинополя в 1131 году. В 1155 году Андрей Юрьевич решил перенести икону в Ростов, тогдашнюю столицу Северо-Восточной Руси. 

События, происходившие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея пресвитером Николаем в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери». В десяти верстах от города Владимира кони внезапно остановились и отказались идти дальше. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». 

На указанном Царицей Небесной месте в 1159 году князь построил храм Рождества Богородицы и заложил город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины. Во Владимире в 1158-1160 годах построили величественный Успенский собор, в который была помещена икона Божией Матери, получившая имя Владимирской. В 1164 году по повелению князя во Владимире воздвигли Золотые Ворота с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери. Тридцать храмов было создано князем Андреем за годы его правления. Всех приезжих, в том числе латинян и язычников, святой Андрей приказывал водить в воздвигнутые им храмы и показывать им «истинное христианство».

С именем Андрея Боголюбского связано установление на Руси празднования Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Первым храмом, посвященным новому празднику, стал Покровский (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема. Другой праздник, установленный в Русской церкви при Андрее Боголюбском, связан с событием, о котором летопись повествует следующее:

«Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.- ВК) вернулись к «пешцам» (пехоте - ВК), стоявшим под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, хвалы и песни воздавающе ей. И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса». 

В память о чуде, а также о победе, одержанной над турками в этот день византийским императором Мануилом I Комниным, с 1168 года на Руси и в Византии был установлен праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа).

День памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского 17 июля.

 

Много храмов было построено на Руси архипастырями, частными лицами и народными общинами. С течением времени церквей, особенно по городам, стало очень много, о чем можно судить по известиям летописей о разных городских пожарах; например, в 1124 году в Киеве сгорело до 600 церквей, во Владимире в 1185 году – 32, в Новгороде в 1217 году – до 20 только в одной половине города и т. д. 

Церкви, впрочем, были большей частью деревянные. Каменных было немного, для постройки их обращались обыкновенно к помощи греческих или немецких мастеров. При известии о возобновлении суздальского собора в 1193 году летописец, как о чуде, замечает, что епископ Иоанн не искал для того мастеров от немцев, а довольствовался своими русскими. 

Русь восприняла сооружение своих церквей по византийскому образу крестово-купольного храма. Его основу составляет квадрат, расчлененный четырьмя столбами. Примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза.

Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены в строгом соответствии с византийскими традициями, то уже Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав, взятых из русского деревянного зодчества. По всей Руси стали возводить многокупольные храмы с толстыми стенами и маленькими оконцами, производившими одновременно впечатление мощи и красоты.

Другой чертой, отличающей русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.  Для того чтобы в этом убедиться нужно всего лишь взглянуть на то, как поставлены и доныне стоят русские церкви. Еще одной особенностью русских храмов стало развитие искусства резьбы, сначала по дереву, позднее - по камню. 

Храмы Руси отличались и тем, что купола окрашивались в разные цвета. Золотые купола (золото - символ небесной славы) были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчали храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

 

Иконопись.

 Первые иконы привозились на Русь из Византии или Болгарии. Много принес их с собой еще святой Владимир из Корсуня, и царевна Анна из Константинополя. Древнейшие русские иконы до сих пор называются корсунскими и цареградскими. Особо ценились иконы чудотворные, среди которых самыми известными были:

Икона Божией Матери «Успение» Киево-Печерская, принесенная из Царьграда греческими мастерами.

 

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница». По Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Византийский император Константин IХ Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. 

 

Икона Божией Матери Владимирская также одна из тех, которые писал святой евангелист Лука с живой Богоматери. Писана икона, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Ряд исследователей полагают, что это единственный в России оригинал, а не список, прошедший через все испытания двух тысячелетий, прошедших после ее создания. 

До 450 года икона пребывала в Иерусалиме, до ХII века в Константинополе, а далее ее судьба связана с Русью. Патриарх Лука Хризоверг отправил святыню в Киев великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. В 1514 году она обновлялась.  Икона стояла в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. В 1918 году её изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году икона была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

 

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская. Это древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера. В 1170 князь Андрей Боголюбский решил покорить Новгород. Его союзники, князья Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский присоединились к нему. «Мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», - так говорит древний летописец. 

«Горе побежденным!» - произнес заранее князь Андрей, но внезапно заболел и послал предводительствовать войсками своего сына Мстислава, незадолго до этого захватившего Киев. Соединенные войска окружили город, и начались кровопролитные приступы. Силы были неравны. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Ильи. 

Церкви были отворены; юноши и мужья умирали на стенах города. Дети, жены и старцы плакали и молились в церквах - все решили защищаться насмерть. Все храмы в городе были наполнены народом. Жители города дни и ночи проводили в молитвах, обращаясь к Богу с просьбой не оставлять их. Молитны их не были тщетны. Святитель Иоанн уже три дня и три ночи с самого появления врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству неусыпными молитвами. 

В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести ее на городскую стену - и «узриши спасение граду». Святитель Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклоненный до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодиакона с соборным клиром, а сам начал молебное пение. 

Посланцы возвратились в ужасе, говоря, что икона не двигалась с места. Тогда сам святитель пошел в Спасскую церковь, и пал со слезной молитвой пред иконою Пресвятой Богородицы. Поднявшись от земли, он начал молебное пение, и, лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы: «предстателъство христиан непостыдное», внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Народ, видя такое чудо, единодушно возопил: «Господи, помилуй!».

Архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознес и поставил ее на городскую стену, где кипела ожесточенная битва. Народ молился со слезами. Тысячи стрел летели на стену. Вдруг одна из стрел вонзилась в святой образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу, и архипастырь увидел, как западали слезы из очей Богоматери. Приняв слезы на свою фелонь, он в умилении воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная! Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города»,

Внезапно среди осаждавших произошло смятение, они начали поражать друг друга. Новгородцы, заметив это, воодушевились и вышли из города, а неприятельские войска в страхе бежали. Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Знамения Божией Матери. В память этого события святитель Иоанн установил в 27-й день ноября праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал его днем избавления Новгорода и днем наказания ратующих против единоверных. 

 

Икона святителя Николая Мирликийского (Никола Зарайский), в 1224 году принесенная из Корсуня в Зарайск Корсунянином Евстафием, которому трижды являлся святитель, повелевая нести свою икону в Рязанскую землю.

 

Музей русской иконы. Официальный сайт

 

Постепенно от греческих мастеров иконописное искусство стали принимать и русские. В ХI веке встречается первый, известный по имени иконописец, преподобный Алипий (Алимпий). С юных лет он подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг от преподобного Никона, а позже был посвящен в иеромонахи. 

Иконописи юноша учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церковь. Житие повествует о том, как Алипий стал очевидцем чудесного события. Когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собой изобразилась икона Пресвятой Богородицы, блиставшая ярче солнца. Потом из уст Пречистой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находящейся в верхней части церкви.

Преподобный никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Богослужения. Если он узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Заработанное им Алипий делил на три части: одну на святые иконы, вторую на милостыню нищим, а третью - на нужды тела своего. И так делал он всегда, не давая себе покоя ни в один из дней: 

Святой Алипий был известен даром чудотворений еще при жизни. Он исцелил киевлянина, страдавшего проказой, помазав раны больного красками. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему писать иконы. Один киевлянин, построив церковь, поручив двум инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. 

Прождав долгое время, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного. Вскоре выяснилось, что тот ничего слышал о заказе. Принесли доски, данные заказчиком, и обнаружили, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела построенная для этих икон церковь, то они остались целыми. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда святой лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия. Он скончался в 1114 году и был погребен в Ближних пещерах.

Дни памяти преподобного Алипия Печерского 17\30 августа, 28 сентября\11 октября.

 

С иконописью на Руси произошло то же, что и с храмовой архитектурой. Уже в XI веке строгая аскетическая манера византийской школы превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе черты условного иконописного лика. Это же относится к фреске и мозаике. На стенах Софийского собора в Киеве мы видим изображения святых, семью Ярослава Мудрого, русских скоморохов. 

Виртуальный каталог икон.

 

Церковная литература.

Русская церковь домонгольского периода дала целую плеяду видных церковных писателей. В их числе можно назвать следующих: 

Преподобный Феодосий Печерский был автором ряда литературных произведений, из которых до наших дней дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу, молитва за всех христиан. В поучениях, обращенных к братии, преподобный обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных. Два поучения обращены к мирянам. Одно из них «о казнях Божиих за грехи» с указанием наиболее распространенных в то время на Руси - грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства. Другое направлено против пьянства. 

Поучения и молитва Феодосия Печерского

 

Преподобный Нестор- летописец. Родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг преподобного Нестора преемник Феодосия игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, - говорил он, - книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами»

В 80-х годах ХI века преподобный Нестор написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году. В это же время он составил житие преподобного Феодосия Печерского. Но главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет», начинавшейся словами: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». 

Необычайно широкий круг источников, включавший предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников, осмысленных со строго православной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. 

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит 28 сентября \11 октября и 27 октября\9 ноября.

 

Преемниками преподобного Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший «Повести временных лет» современный вид, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, и игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших труд преподобного Нестора («Лаврентьевская летопись»). 

 

Святой Кирилл Туровский (1130-1183) родился в городе в городе Турове близ Минска. С малых лет с усердием читал Священное Писание и достиг глубокого понимания его. Принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре, где через некоторое время принял подвиг столпничества. Просвещенность и святость жизни и преподобного Кирилла обратили на него всеобщее внимание. Его избрали на Туровскую кафедру. Но вскоре по любви к уединению святитель оставил кафедру и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. 

Как богослов, святитель Кирилл Туровский усматривал свою задачу в том, чтобы вскрыть истинный, сокровенный смысл того или иного текста Священного Писания. Снискал славу русского Златоуста. Из его трудов до нас дошли 12 слов, 3 послания к инокам, 30 молитв и молебный канон. Его аскетические произведения - «Сказание о черноризническом чине» и послание к печерскому игумену Василию, содержат правила монашеской жизни. Среди них такие как «будь, как одежда, не заботься, если разорвут тебя и на тряпки», «имей свою волю только до вступления в монастырь», «принимай, как манну, хлеб, над которым ты не трудился, от руки келаря» и другие. 

Дни памяти святителя Кирилла Туровского 10 мая, 17 июня

 

«Притча о человеческой душе» святителя Кирилла Туровского

«Слово о снятии тела Христова с креста» святителя Кирилла Туровского

 

Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (1215-1226 г.). Святой Симон был пострижеником Печерской обители, вероятно, во второй половине XII века. В 1206 году стал игуменом Владимирского Рождество-Богородицкого монастыря. В 1214 году, по желанию князя Георгия Всеволодовича (+ 1238), рукоположен первым епископом Владимира-на-Клязьме и Суздаля. В 1218 году им был освящен храм в Рождественском монастыре, а в 1225 году - собор в Суздале. 

Великий князь глубоко почитал святителя Симона и готов был открыть новую епископскую кафедру в Суздале для его друга, инока Поликарпа из Киево-Печерского монастыря, который искушался духом честолюбия. Но святитель Симон, видя духовное состояние Поликарпа, отговорил великого князя от его намерения. Самому Поликарпу святитель написал глубоко назидательное послание, в котором преподал своему другу наставления против его душевных недугов. Послания Симона положили начало «Киево-Печерскому патерику».

 В 1226 году святитель принял схиму. После кончины тело его было погребено во Владимире, а через несколько лет, согласно завещанию самого святителя, перенесено в Киево-Печерскую Лавру, где почивает в Антониевых пещерах.

Дни памяти святителя Симона Владимирского 23 мая, 11 октября.

 

Игумен Даниил. 

Жил во второй половине XI - первой половине XII века. Общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой игумен Даниил был клириком Черниговской земли. Не исключается и гипотеза, высказанная еще Н.М. Карамзиным, о том, что впоследствии «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году» и умершим 9 сентября 1122 года. Наиболее вероятное место пострижения Даниила в монахи – Киево-Печерский монастырь.

В начале XII века игумен Даниил совершил паломничество в Палестину. Большинство исследователей придерживаются мнения, что оно относится ко времени между 1106 и 1108 годами. Даниил оставил описание своего путешествия – знаменитое «Хожение» («Хождение»), ставшее не только древнейшим русским описанием паломничества в Святую Землю, но и одним из наиболее ярких произведений древнерусской литературы в целом. Уже в первых строках «Хожения» автор заявляет о себе как о представителе всей Руси: «Се аз, недостойный игумен Данил Руския земля…». 

И впоследствии Даниил предстает перед нами не только и не столько как частное лицо, но как общерусский молитвенник. Так, он добивается разрешения на исключительную привилегию – в Великую субботу поставить на Гробе Господнем лампаду, причем не от себя лично, не от имени правящего князя или митрополита, но «от всея Русьскыя земля».

 «Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли»

 

Развитию просвещения на Руси способствовали многие князья. Сын Ярослава Мудрого Святослав Черниговский имел у себя множество книг, из которых до нас дошли два сборника, известных под его именем. Один, переведенный с греческого языка в Болгарии для болгарского царя Симеона в 1073 г., другой - составленный в 1076 г. 

Любовью к книгам известны так же князья Всеволод Переяславский и сын его Владимир Мономах, написавший для своих детей знаменитое «Поучение». Есть основания полагать, дочь Всеволода Анна завела при Андреевском женском монастыре в Киеве училище для обучения девушек. 

Князь Роман Ростиславич Смоленский создал училища, при которых держал учителей, в том числе греческих и латинских, и истощив на них все свое имение. Галицкий князь Ярослав Осмомысл распорядился, чтобы школы и учителей содержали на свой счет монастыри. Константин Всеволодович Ростовский постоянно держал при себе ученых людей, покупал греческие книги и составил у себя библиотеку, в которой было до 1000 книг. Некоторые члены княжеских семей лично занимались перепиской книг. 

 

Преподобная Евфросиния Полоцкая

Среди подвижников просвещения следует особо отметить княжну Ефросинию Полоцкую. Отец ее, князь Святослав (в крещении Георгий) некоторое время жил в Византии, где познакомился с достижениями византийской культуры. Мать, сестра византийского императора Мануила I Комнина, получила прекрасное образование. Родители дали дочери, получившей славянское имя Предслава, хорошее домашнее воспитание, включавшее и обучение грамоте. Княжна, поражавшая окружающих редкой красотой, и в ученье проявила необычайные способности.

Весть о том, что у князя в Полоцке растет красивая, мудрая и благочестивая дочь, разошлась далеко за границами княжества. Со всех концов Руси в Полоцк зачастили сваты. Видя, что их визиты приносят любимой дочери много горечи, гостеприимный полоцкий князь, провожая гостей, говорил с поклоном, что княжна еще молода и до поры до времени он неволить ее не станет. Но в конце концов, и он вынужден был уступить.

Узнав, что ее хотят обручить, Предслава тайно ушла из родительского дома в монастырь, игуменьей которого была ее тетка, и решила постричься в монахини. Игуменья, видя юный возраст своей племянницы, а также опасаясь гнева своего брата, вначале противилась желанию Предславы. Но, натолкнувшись на ее непреклонную волю, а также удивившись разуму отроковицы, решила принять племянницу в обитель. При пострижении в монахини Предслава получила имя Евфросиньи, что по-гречески означает «Радость».

Княжне в это время было немногим более 12 лет. Переступила порог монастыря она не только для того, чтобы всецело проводить жизнь в молитвах и постах, и смиренно участвовать в нелегких монастырских трудах, но чтобы овладеть тогдашней книжной мудростью и передать ее другим людям. Это занятие увлекало княжну с раннего детства, а монастырь в то время был единственным средством для реализации подобной жизненной цели.

Евфросинья добилась от тогдашнего полоцкого епископа разрешения поселиться в пристроенной к Софийскому собору келье, где посвятила все время самообразованию. В уединении и тиши она усиленно собирала «благие мысли в сердце своем, яко пчела сот». Используя близкое родство полоцкого княжеского дома с домом византийского императора, княжна из книг, получаемых из Константинополя, сформировала при полоцком Софийском соборе уникальную библиотеку. 

Приобретя обширную эрудицию в религиозно-нравственной и философской областях, Евфросинья Полоцкая берется за сложнейшее и труднейшее ремесло того времени – переписку книг. Кроме этого, княжна занималась переводами с греческого и латинского языков на славянский. Как свидетельствует ее «Житие», она писала и собственные произведения. Это были прежде всего молитвы и поучения религиозно-нравственного содержания. Вот фрагмент одной из проповедей Евфросиньи, обращенной к монахиням Спасо-Евфросиньевского монастыря: 

«Собрала я вас, как наседка цыплят под крылья свои, словно божьих овец на пастбище пастись в приказаниях божих, и с верным сердцем забочусь о вашем спасении и научаю вас, надеясь увидеть духовный плод вашего труда. Уже столько слов науки божьей сеяла я на ниве ваших сердец, а нивы эти на месте стоят, не цветут добродетелями и совершенством... Молю вас, сестры мои, станьте чистой пшеницей Христовой и смелитесь на жерновах молитвы, смирения и чистой любви, чтобы быть душистым хлебом на празднике Христа».

Полоцкий епископ Илья, видя безграничное самопожертвование молодой монахини, предложил ей создать недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь. При нем была создана школа, в которую принимались не только монахини, но также всех желающих женщин-мирянок. В этом деле молодой полоцкой игуменье помогали столь же увлеченные и преданные делу просвещения девушки из княжеской семьи, которые последовали примеру Евфросиньи и постриглись в монахини. 

Став игуменьей новооснованного монастыря, Евфросинья Полоцкая решила вместо старой деревянной церкви возвести новую, каменную. Строительство церкви заняло ровно тридцать недель. Здание, которое сохранилось до наших дней, поражает своими пропорциями, изяществом и красотой. С изысканным художественным вкусом был оформлен интерьер церкви. 

Завершив строительство Спасской церкви, Евфросинья принялась за возведение нового храма - церкви Святой Богородицы, возле которого возник мужской монастырь.

На склоне лет преподобная, предчувствуя скорую кончину, совершила паломничество на Святую Землю. Оставив монастырь на попечение сестры своей Евдокии, она вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в далекий путь. Во время пребывания в Константинополе преподобная, «войдя в великую церковь Святой Софии, помолившись и поклонившись всем святым Божиим церквям, получила благословение от патриарха, купила многоразличные фимиамы и золотую кадильницу и пошла в Иерусалим». 

Величайшей святыне христианства, Гробу Господню, преподобная Евфросиния пожертвовала драгоценную кадильницу, первый дар русских жен, вставший в единый ряд с лампадой, возжженной несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всея Руськыя земли».

В Иерусалиме преподобная Евфросиния тяжело заболела, и ангел возвестил ей о дате кончины. Она прославила Господа за милость быть погребенной на Святой Земле и с радостью ожидала указанного срока. 24 дня провела она на одре болезни в одном из монастырей Иерусалима и скончалась 24 мая 1173 года, причастившись святых Христовых Тайн, посреди молитвы. 

Предание сохранило последние слова преподобной: «Господи, приими дух мой от меня во святом граде Твоем Иерусалиме и пресели меня в вышний град Твой Иерусалим». Тело почившей, согласно завещанию ее, было погребено сопровождавшими ее родственниками в обители преподобного Феодосия, на паперти храма Пресвятой Богородицы, там, где покоились матери преподобных Саввы н Феодосия, святого бессребреника Феодотия и многих святых жен. 

3 октября 1187 года Иерусалим перешел от крестоносцев к султану Саладину, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княгини и принесли их в Киев, где они были положены в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Так преподобная Евфросиния стала первой из русских жен, погребенных в великой обители.

В 1910 году мощи преподобной были перенесены на ее родину и положены в основанной ей обители. 

Память преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой 5 июня, 17 июня.

 

Всего Русской церковью причислено к лику святых 28 князей и 5 княгинь домонгольского периода.