Тема третья. Церковь на Востоке и Западе

Вторая половина IX – первая половина XV веков.


Лекция 15. Русская церковь в золотоордынский период

Оглавление

I. Монгольская империя и Русь 1

II. Положение Русской церкви в Золотой Орде. 1


I. Монгольская империя и Русь


Империя Чингиз-хана

В 1206 году на курултае - съезде монгольских племенных вождей «Великим ханом» (по-монгольски Чингиз-хан) был избран 44-летний Темучин из племени тайчиутов. За короткое время он смог создать централизованное государство, нацеленное на завоевание мира. В основу его была положена десятичная система организации общества. Первичной ячейкой стал десяток, как правило, совпадавший с семьей - айлой. Десятки объединялись в сотни, те в тысячи, а последние в тумэны, выставлявшие 10 000 воинов. Эта организация, спаянная строгой дисциплиной и круговой порукой, действовала подобно хорошо отлаженной машине как в мирное, так и в военное время.

Подчинив народы Сибири и Дальнего Востока, Чингиз-хан двинулся на Северный Китай и в 1213 году захватил его столицу Пекин. На службу завоевателям был поставлен колоссальный культурный и военный потенциал покоренного государства. Китайские ученые, полководцы, чиновники стали служить новому властелину. Монгольская армия, славившаяся непобедимой конницей, была усилена осадными машинами, хитроумными метательными снарядами с горючей смесью на основе нефти. Великолепно была поставлена внешняя разведка, поставлявшая подробные сведения о потенциальном противнике. Сильнейшее психологическое воздействие на врага оказывала жестокость монголов, не останавливающихся перед поголовным истреблением непокорного населения.

В 1220 году завершилось завоевание Хорезма, крупного государства в Средней Азии, образовавшегося при распаде Арабского халифата. Осенью этого же года 20-тысячное монгольское войско направилось в разведывательный поход на Запад. Пройдя с боями через Иран, Азербайджан и Грузию, оно вышло в степи Северного Кавказа. Разгромив аланов и половцев, монголы прошли вдоль побережья Азовского и Черного морей и вступили в Крым.

За несколько лет до этого на полуостров высадились войска сельджукского султана. Поводом стала жалоба турецкого купца на плохое обращение с ним в городе Судаке. Потерпев поражение в открытом бою у стен города, жители его вынуждены были капитулировать. В Судаке разместился сельджукский гарнизон. Полагают, что в это время была построена первая в Крыму мечеть (согласно преданию, первыми здесь проповедовали ислам в еще в VII веке соратники Мухаммеда Малик Аштер и Гази Мансур). Господство турок было недолгим. 27 января 1223 года монголы заняли Судак, где провели зиму. Сельджуки на кораблях переправились в Малую Азию, а местные жители, захватив скот и имущество, укрылись от новых пришельцев в горах.

Тем временем половецкий хан Котян призвал на помощь русских князей. К своему зятю, правителю Галича Мстиславу Удалому он обратился со словами: «Нашу землю нынче отняли татары, а вашу - завтра возьмут, защитите нас; если же не поможете нам, то мы будем перебиты нынче, а вы – завтра». Для принятия решения князья собрались на съезд в Киеве. После жарких споров на призыв Котяна откликнулись, кроме князя галицкого, также Мстислав Романович Киевский, Мстислав Святославич Черниговский, Даниил Романович Волынский, а также несколько мелких удельных черниговских. «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей» - решили они. Однако большинство русских князей отказались от участия в походе.

В апреле 1223 года русские и половецкие войска, общей численностью около 80 тысяч человек, соединились близ острова Хортица на Днепре. Монголы, узнав о выступлении, направили к русским князьям послов, заявивших: «Слышали мы, что вы идете против нас, послушав половцев, а мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел, на вас мы не приходили; пришли мы ... на половцев. А с вами нам нет войны». Русские князья казнили послов, что в глазах монголов было тягчайшим преступлением, и двинулись дальше.

В предварительных стычках перевес был на стороне русских, но в решающем сражении, состоявшемся 31 мая 1223 года близ берега Азовского моря у реки Калки (ныне Кальчик, правый приток Кальмиуса) монголы одержали победу. На их стороне выступили бродники, степной православный этнос. В битве погибли двенадцать русских князей, в том числе Киевский и Черниговский. У половцев погибли два крещёных хана Георгий Кончакович и Даниил Кобякович.

Галицкий князь Мстислав Удалой и волынский Даниил Романович смогли спастись. Киевский князь Мстислав три дня отбивался в своем лагере, но вынужден были капитулировать. Он поверил воеводе бродников Плоскине, который целовал крест и обещал русским, что если они сдадутся, то татары не убьют их, но отпустят за выкуп. Однако пленные князья были казнены. После Калки монголы прошли через юго-восточные русские земли и вступили в пределы Волжской Булгарии. Потерпев здесь несколько поражений, ушли на восток.

К концу жизни Чингиз-хан стал главой огромной империи, простиравшейся от Китая до Закавказья. Он разделил ее на уделы (улусы), поручив управление своим сыновьям. Старший из них, Джучи получил земли между реками Иртыш и Яик (Урал), и «далее на запад, куда дойдут кони». Другой улус - Средняя Азия, Закавказье и «далее на запад» достался Чагатаю. Территория к востоку и западу от Алтая стала улусом Угэдэя. Великому хану принадлежали в качестве домена Монголия и Северный Китай.

Монгольская империя во второй половине XIII века


Чингиз-хан ввел в действие свод законов – «Джасак» (Яса), позволивший установить в огромной империи твердый правопорядок. Яса запрещала ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывала «любить ближнего, как самого себя», не причинять обид, и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога храмы и священнослужителей. Чингиз-хан повелел «уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному». Несоблюдение законов каралось смертью.

Создатель монгольской империи умер в 1227 году. Завоевания продолжили его наследники, покорившие Южный Китай. Затем на всемонгольском курултае было принято решение о большом походе на Запад. Войска шли по двум направлениям: южному (Закавказье, Малая Азия, Иран) и северному – на Русь и Европу.


Государство Хулагидов.

К 1236 году монголы покорили Закавказье, после чего приступили к боевым действиям против Ирана и государства сельджуков - Румского султаната. В 1243 году они нанесли поражение сельджукскому султану Гийас ад-дину Кейкубаду. Власть монголов признал император Трапезунда. Возник новый улус, включившие обширные территории от нынешней Туркмении до Малой Азии. Первым его правителем стал внук Чингисхана – Хулагу, принявший титул ильхана (владыка народа). По имени правящей династии улус вошел в истории как Государство Хулагидов или ильханов. Сам Хулагу был язычником, симпатизировавшим буддизму, но старшая его жена, Докуз-хатун, была несторианкой. В окружении ильхана, в том числе среди высшего военного командования, также было много несториан.

В 1256 монголы завоевали Иран, а в феврале 1258 пал Багдад - столица Арабского халифата. При избиении жителей города были пощажены христиане. Последний багдадский халиф ал-Мустасима выдал Хулагу огромные сокровища, хранившиеся в государственных тайниках, после чего был казнен. Его дворец стал резиденцией несторианского патриарха.

Единственным противником монголов на Ближнем востоке остался Египет. Здесь к власти пришли предводители мамлюков (воинов-рабов, с детских лет предназначенных для военной службы). Хулагу потребовал капитуляции от мамлюкского султана Кутуза, половца по происхождению. Однако тот приказал казнить монгольских послов и выставить их головы на воротах своей столицы - Каира.

Мамлюки-мусульмане в то время были главными противниками христианских правителей Ближнего Востока. Поэтому возникла идея объединения монголов и христиан для борьбы с Египтом. На Восток направились посольства из Рима, Франции, Генуи. В Европе Хулагу и Докуз-хатун сравнивали со святыми Константином и Еленой. Первыми в союз с монголами вступили царь Малой (Киликийской) Армении Гетум I и его зять Боэмунд, князь Антиохийский. Армянский патриарх благословил Хулагу и его войско на священную войну с мусульманами.

Все с нетерпением ждали, когда новые «воины Христа» освободят Иерусалим и восстановят торжество христиан в Святой Земле. Однако крестоносцев, еще контролировавших небольшую территорию в Палестине, а также папских легатов смущало то обстоятельство, что монголы были еретиками. В итоге они предпочли не вмешиваться в их борьбу с мамлюками. Более того, папский легат отлучил от церкви Боэмунда Антиохийского за союз с несторианами.

Тем временем монголы овладели Сирией. Летом 1260 в Палестину вступило войско, возглавляемое несторианином Китбугой. Решающая битва с мамлюками произошла у селения Айн-Джелуд близ Назарета 3 сентября. Она завершилась поражением монголов. «Желтый крестовый поход» завершился неудачей.

В 1270 французский король Людовик IX предпринял последний, Восьмой крестовый поход. Он решил захватить Тунис, мусульманское государство в Северной Африке. Отсюда король предполагал отправлять отряды крестоносцев в Египет и Палестину. Однако вскоре после высадки крестоносцев в Тунисе в их лагере вспыхнула эпидемия. 25 августа умер Людовик, а спустя три месяца его армия, так и не вступив ни в одно сражение, отплыла на родину, увозя с собой тело короля. Владения крестоносцев на Востоке стремительно переходили в руки мамлюков. 18 мая 1291 пала Акра - последний оплот западных рыцарей в Палестине.

Ослаблением позиций крестоносцев смог воспользоваться никейский император Михаил VIII Палелог. Опираясь на помощь генуэзцев, он вернул византийцам их столицу. 15 августа 1261 года император торжественно въехал в Константинополь. Хронист Никифор Григора так описал картину, представшую перед глазами: «Самая столица представляла не иное что, как равнину разрушения, наполненную обломками и развалинами, - разметанные здания и незначительные остатки на огромном пожарище. Много раз и прежде ярый огонь помрачал красоту Константинополя и истреблял его лучшие здания, когда еще латиняне добивались поработить его.

Потом, когда был порабощен, он не видел от них никакой заботливости и даже днем и ночью подвергался всевозможному истреблению; потому что латиняне не верили, что останутся в нем навсегда». На месте прекрасных площадей были разбиты огороды. Огромные пространства заросли травой, на которой пасся скот. Население столицы сократилось до нескольких десятков тысяч человек.

Григора Никифор. Римская история


Нашествие на Русь.

Монгольскими армиями, двинувшимися на Запад севернее Каспийского моря, командовал Бату (Батый в русских летописях), сын и наследник Джучи. По различным источникам общая численность войск определяется от 70 до 150 тысяч человек. Большая часть воинов была набрана среди многоплеменного населения, подвластного Батыю. Осенью 1236 года завоеватели разорили Волжскую Булгарию. Владимирский летописец записал: «Приидоша Татарове на Болгарскую землю и взяша славный Великий град Болгарский, избиша всех от стара и до юна и до сущаго младенца и град их сожгоша и землю всю их поплениша». Великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович принял на своей земле булгарских беженцев и расселил их по русским городам. Это было вызовом монголам, ибо, по их представлениям, укрывший врага сам становился врагом.

До вторжения на Русь оставался еще год. Завоеватели направилось в степи, где разбили половцев и вытеснили хана Котяна с остатками войска за Дон. Лето и осень 1237 года ушли на подготовку к походу на Русь. Князья же, как будто ослепленные, не предпринимали действенных мер к обороне своих владений. Каждый надеялся, что его владения гроза обойдет стороной. Более того, Рюриковичи продолжали вести феодальные войны между собой.

В декабре 1237 года монголы вторглись в Рязанские земли и подвергли их полному разорению. В феврале 1238 года пришел черед Владимиро-Суздальского княжества. Столичный город Владимир был захвачен 7 февраля после пяти дней осады. Епископ Митрофан перед падением города для духовного укрепления постриг в великую схиму («ангельский образ») находившихся во Владимире князей и княгинь. Все они, вместе митрополитом и тысячами горожан, погибли в горящем Успенском соборе.

Разорению подверглись еще 14 городов Владимиро-Суздальской земли, включая Москву, Суздаль, Ростов, Дмитров и другие. В битве с монголами на реке Сити погиб Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович. Его племянник, князь Василий (Василько) Константинович Ростовский попал в плен. Приведенный к Батыю, он отказался перейти на службу к хану. «И много мучивше его, - записал летописец - смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском». Тела Юрия Всеволодовича и Василия Константиновича были погребены в Успенском соборе Ростова. Церковь причислила их к лику святых.

Память Святого благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского, основателя Нижнего Новгорода 4\17 февраля.

Память Святого благоверного князя Василия (Василько) Ростовского 4\17 марта.


Двинувшись на северо-запад, монголы 15 марта 1238 года взяли Торжок и, не дойдя ста верст до Новгорода, повернули назад, в степи. На этом пути им пришлось на семь недель задержаться у маленького города Козельска в Черниговском княжестве. Отклонив традиционное предложение монголов выдать дань, козельцы решили защищать город. Они надеялись на помощь от своего князя Михаила Черниговского. Однако тот был занят войной за Киев с Даниилом Галицким. Отказал в помощи и новый владимирский князь Ярослав Всеволодович. Он предпочел двинуться в поход на литовцев, оказавшийся, как свидетельствует летописец, «весьма успешным».

После взятия Козельска, прозванного «Злым городом», монголы ушли в степи. Здесь они нанесли новый удар по половцам. Хан Котян с сорока тысячами своих подданных ушел в Венгрию. Масса половцев в поисках спасения хлынула в Крым. Преследуя их, осенью 1238 года на полуостров вступили три монгольских тумэна. В течение года завоеватели установили контроль над полуостровом. Из-за скопления людей среди половцев начался голод, сопровождавшийся массовым людоедством. Вспыхнувшие эпидемии унесли жизни тысяч людей.

Летом 1240 года начался новый поход на Русь. Был взят Переяслав, после чего Бату двинулся на Чернигов. Часть войска под командованием Мункэ, переправилась через Днепр и направилась к Киеву. Монгольские послы потребовали дань от Михаила Черниговского, который контролировал в это время стольный град. Князь, как свидетельствует летописец, «по грубости тогдашней политики приказал оных послов убить, яко соглядатаев? Видя же, что такой его поступок не останется без мщения, удалился в Венгрию».

Мункэ не стал штурмовать город и ушел к главным силам. Киев же занял Ростислав Мстиславович Смоленский, но ненадолго. Даниил Романович, явившись с войско, прогнал его. При приближении главного монгольского войска он «удалился», оставив руководить обороной города воеводу Дмитрия. 6 декабря 1240 года на шестой день штурма Киев пал. Погибли его главные святыни - Софийский и Десятинный храмы. Печерская обитель была разрушена, монахи ее разбежались по лесным дебрям и пещерам.

Раненый Дмитрий попал в плен. За храбрость и верность своему князю был помилован Батыем и оставлен тысяцким. По совету Дмитрия Батый стремительно двинулся на Венгрию, пройдя Северной Галичиной и Южной Волынью. Завоеватели разоряли села и мелкие города, не задерживаясь у крупных. Исключением стал Владимир-Волынский, взятый штурмом и разрушенный.

К этому времени в войске Батыя были уже десятки тысяч насильно мобилизованных русских воинов. Летописец сообщает, что, по монгольскому обычаю, «отсчитав десять, одного забирали… мужчин, не имевших жен - забирали: а также женщин, не имевших мужей и нищих. У отца, у которого были три сына, одного забирали».

Поход на Запад для монголов был успешным. Выиграв все сражения, они дошли до Адриатического моря. Лишь известие о смерти Великого хана Угэдэя заставило Бату повернуть назад. Летом 1243 года монгольское войско остановилось в поволжских степях. К этому времени владения Бату, официально именовавшиеся «Улус Джучи», простирались от Саянских гор до Карпат. Центром их стал город Сарай, основанный близ впадения реки Ахтуба в Волгу.

Русские земли в Золотой орде

Монгольское государство, в состав которого вошли русские земли, вошло в историю под названием Золотая Орда. Русские князья, желавшие сохранить свои владения, должны были признать над собой власть завоевателей и получить особую грамоту – ярлык. Для этого следовало прибыть ко двору хана и выполнить ряд обрядов - прохождение между очистительными огнями, поклонение священным изображениям деревьям. С целью контроля над князьями назначались специальные ханские чиновники. В случае сомнения в преданности вассала, хан в любое время мог забрать ярлык и передать другому претенденту на власть.

Русские земли обязаны были платить дань – десятину и поставлять рекрутов в монгольское войско. Первое время дань собирали мусульманские купцы – бесермены. Позже для этой цели назначались сборщики налогов, которых по-монгольски назывались даругами (от монг. даруху – «давить», т.е. прикладывать печать). Тюркский синоним - баскакаки. В распоряжении сборщиков налогов находились вооружённые отряды. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Для упорядочения сбора дани проводились переписи населения.

Первым ярлык на княжение в 1243 году получил Ярослав Всеволодович Владимирский. Батый признал его верховным правителем всех русских земель, «старей всем князем в русском языце». Для подтверждения своих прав князь вынужден был отправиться в столицу Монгольской империи город Каракорум. Там Ярослав Всеволодович умер при невыясненных обстоятельствах в 1246 году.

Ярлык на великое княжение Владимирское получил его младший сын Андрей Ярославович. Старшему сыну Александру Ярославичу Невскому хан отдал Киев и Новгород. Александр так и не побывал в разоренной прежней столице Руси, предпочитая ей пребывание в Новгороде и Сарае. Киевские земли оказались без присмотра, и Батый передал управление ими своему наместнику Куремсе.

В 1246 году к хану были вызваны еще два князя - Даниил Галицкий и Михаил Черниговский. Первого хан принял милостиво и спросил: «Пьешь ли ты наши напитки – черное молоко и кумыс?». Князь ответил: «До сих пор не пил, но сейчас сделаю все что ты прикажешь, и выпью их». Бату остался доволен: «теперь ты один из наших», и приказал, чтобы князю принесли кубок вина «Ты не приучен к молоку, поэтому выпей немного вина». Даниил признал себя вассалом хана и получил ярлык на княжение в Галичине и Волыни. Как и князья Владимирские, он должен был выплачивать дань и поставлять рекрутов.

По-другому встретили в Орде Михаила Черниговского. Хан знал о попытках князя организовать совместное с другими европейскими державами выступление против татар. Михаилу Всеволодовичу и сопровождавшему его боярину Федору приказали пройти между двух костров, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться изображению Чингиз-хана.

Михаил ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. Хану донесли о непокорности русского князя. Батый передал условие: если не будет выполнено требование, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный отказ святого князя Михаила. Он сказал, что лучше умереть, чем сделать то, чего не подобает. Бату послал телохранителя, который бил Михаила пяткой против сердца, пока тот не скончался.

Боярину Феодору, при условии исполнения языческого обряда, было обещано княжеское достоинство. Получив отказ, палачи после жестоких истязаний отсекли ему голову. Позже мощи мучеников были перенесены в Чернигов. Исповеднический подвиг князя Михаила и боярина Феодора поразил татар. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, ханы впредь не требовали от русских в Орде прямого исполнения языческих обрядов.

Память святых мучеников и исповедников князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора 14/27 февраля.

«Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»


14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Московского Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.

Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и боярина Феодора 14/27 февраля.

«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» - говорит святой псалмопевец Давид (Пс. 111,1-2). Это пророчество в полной мере сбылось на святом князе Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории.

Церковь причислила к лику святых его дочь - преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября/8 октября) и его внука - святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября/3 октября).


Даниил Галицкий – союз с Западом против монголов.

По-разному восприняли свое вассальное положение русские князья. Даниил Романович Галицкий не желал смириться с властью монголов и стал готовиться к борьбе с ними. Князь масштабные фортификационные работы, участие в которых принимали мастера, бежавшие в Галичину из разоренных русских земель. Он основал новые крепости Львов, Данилов, Холм, который стал столицей княжества, реорганизовал войско, создал тяжеловоруженную конницу.

В поисках союзников для выступления против монголов Даниил Галицкий развернул активную дипломатическую деятельность. Он заключил союз с венгерским королем Белой IV, скрепив его браком своего сына Льва и королевской дочери Констанции. Другой сын князя - Роман, женился на австрийской герцогине Гертруде. Даниил Галицкий также вел переписку с папой.

В июне 1247 года в Галиче остановился посланник папы Иннокентия IV (1243 – 1254) монах-францисканец Иоанн Плано де Карпини, возвращавшийся из поездки в Монголию. По свидетельству посла, князь Даниил вместе с младшим братом и соправителем Василько приняли его «с большой радостью». Оба князя говорили, «что им хотелось бы иметь папу единственным их господином и отцом, а римскую церковь ‑ их госпожой и повелительницей... И после этого они отослали с нами к папе свои письма и посланников».

Затем последовал обмен посольствами между Римом и Галичем. Даниил согласился убедить духовенство и народ Галича и Волыни признать папу главой их церкви. Папа, в свою очередь, обещал Даниилу королевскую корону и военную помощь.

Однако союз с западными правителями не дал ожидаемых результатов. Папа, добиваясь насаждения католицизма на Руси, от реальной помощи против татар уклонялся. Запад хотел использовать монголов-христиан для помощи крестоносцам в Палестине. В 1248 году переговоры с папой прервались. Даниил попытался найти союзников для борьбы с татарами в Северо-Восточной Руси. В 1250 году он выдал свою дочь за великого князя Владимирского Андрея Ярославича, младшего брата Александра Невского. Вместе с ним Даниил Романович разрабатывал планы освобождения от власти орды.


Александр Невский – союз с Золотой Ордой против Запада

В 1251 году папа Иннокентий IV отправил послание Александру Невскому. Обещая помощь Ливонского ордена в борьбе с татарами, он убеждал князя последовать примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу. По рассказу летописца, Александр Ярославич после совета с мудрыми людьми, изложил папским послам историю Руси и в заключение сказал: «от вас учения не приимаем».

Александр Невский не забыл, что папа начал крестовый поход на Русь, тогда, когда она лежала в руинах после нашествия Батыя. Разгром рыцарей на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года не означал окончания борьбы с западной экспансией. При этом князь прекрасно понимал, что вести борьбу на два фронта Русь не может. Успешно противостоять наступлению латинян можно лишь опираясь на военную силу хана. Из двух зол Александр Невский выбрал меньшее. По словам известного русского историка Георгия Владимировича Вернадского, он предпочел «отдать в рабство тело, но не исказить душу».

В 1252 году Андрей Ярославович сделал попытку освободиться от власти Орды. Когда стало ясно, что эта авантюра приведет к опустошительному карательному походу на Русь, его брат Александр Невский отправился в Орду. Здесь он получил ярлык на великое княжение Владимирское и вместе с татарским войском направился на Русь. Андрей Ярославич был разбит возле Переяслава Залесского и бежал в Швецию. Позже Александр Невский выпросил у хана прощение для брата, который вернулся на Русь и стал княжить в Суздале.

Сейчас известно, что посланники папы просили у хана передать Русскую Церковь под свое управление, т.е. разделить сферы влияния на Руси: административную оставить за монголами, а духовную передать Риму. Во многом благодаря Александру Невскому монголы не отдали Русскую церковь в подчинение латинянам.

Власть монголов была тяжелой для русских людей. Русь не желала проводить перепись населения и посылать рекрутов в ханское войско. Неоднократно вспыхивали восстания, при сборе дани гибли ханские чиновники. Князю Александру пришлось употребить весь свой политический талант, чтобы уберечь Русь от карательных походов ханского войска. Где уговорами, где силой он усмирял выступления против власти. Для того, чтобы смягчит гнев монголов, он регулярно посещал ставку Батыя и ездил в Каракорум.

Во время одной из таких поездок Александр Ярославич тяжело заболел. Приняв схиму под именем Алексия, он скончался 14 ноября 1263 года. Знаменитый русский историк Сергей Соловьёв писал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

Алекcандр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. Общецерковное прославление его совершилось на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом. В 1724 году по приказу Петра I мощи святого благоверного князя были торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге.

Память святого благоверного князя Александра Невского 30 августа/12 сентября (перенесение мощей) и 23 ноября/6 декабря.


Распространение католичества в Галичине.

После неудачного выступления Андрея Ярославича против монголов Даниил Галицкий вновь обратился за помощью к Западу. Иннокентий IV вновь обещал ее и даже прислал железную корону. Осенью 1253 года папский легат надел ее на голову князя и провозгласил его королем Галицким. Однако получение военной помощи было обусловлено признанием духовной власти Рима над Галичиной и Волынью. При этом папа разрешал русским соблюдать греческие обряды, оставлял им квасной хлеб в Евхаристии, пообещал прислать священников и епископа, дал Даниилу право отнимать земли у князей, не перешедших в латинство.

Обещанной военной помощи против монголов Даниил так и не дождался. Огорченный князь выбросил корону, прогнал миссионеров и смирился перед ханом. Он был вынужден разрушить укрепления своих городов и принять участие в монгольских походах против Литвы и Польши. Папа Александр IV (1254 – 1261), видя крушение своих планов относительно Галичины и Волыни, упрекал князя в том, что «он забыл духовные и временные благодеяния Церкви, венчавшей и помазавшей его на царство; не исполнил своих обетов и погибнет, если с новым раскаянием не обратится на путь истины; что клятва церковная и булат мирской готовы наказать неблагодарного».

После смерти Даниила в 1264 его наследники продолжали лавировать между Ордой и Западом. Князь Юрий Данилович перенес столицу из Холма во Львов. Здесь для его жены Констанции, дочери венгерского короля Белы IV, был построен католический костел, при котором основали монастырь. В галицких городах возникли кварталы, населенные католиками, для нужд которых также строились латинские храмы.

В 1323 году династия Романовичей пресеклась. После ожесточенной борьбы за галицкое наследство земли Юго-Восточной Руси отошли под власть католических государей. С 1376 года Католическая церковь уже имела здесь архиепископа и три епископские кафедры. В 1375 году Папа предписал удалить в Галиции православных епископов с их кафедр, а священников - из храмов. Земли, принадлежащие Православной церкви, по решению королевской администрации постепенно переходили в руки католиков.


II. Положение Русской церкви в Золотой Орде.


Ранее уже говорилось, что монголы терпимо относились ко всем религиям. Сами они признавали единого Бога, но поклонялись также идолам, солнцу, луне, воде, огню, теням умерших ханов, верили, в очистительное значение огня, в колдовство и держали у себя целые толпы шаманов и заклинателей. Следуя законам Ясы, ханы разрешали в своих владениях свободно отправлять богослужения всех религий. Под страхом смерти запрещалось оскорблять любую веру, а также чинить насилия в отношении священнослужителей. Более того, ханы лично участвовали при совершении и христианских, мусульманских и буддийских обрядов.

Веротерпимость монголов распространялась в полной мере и на Русскую церковь. Разорения храмов и избиения христиан, происходившие во время нашествия на Русь, вытекали не из религиозной нетерпимости, а общих нравов той эпохи. Собственно мучеником за веру мы можем считать лишь одного из князей, погибших от рук татар – святого Михаила Черниговского. Источники свидетельствуют также о том, что во время нашествия на Русь монголы обычно щадили священников. Из погибших в это время духовных лиц достоверно известны епископ Владимирский Митрофан и Переяславский владыка Симеон. Пропал без вести митрополит Киевский Иосиф, только прибывший на Русь.

Уже при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее выплаты. Положение не изменилось и после того, как четвертым ханом Золотой Орды стал мусульманин Берке (1257-1266). При нем князю Александру Невскому удалось добиться в 1261 году учреждения в столице Орды городе Сарае православной епархии. Первым епископом Сарайской или Царской епархии стал владыка Митрофан. Его паства проживала на обширном пространстве между Волгой и Доном.


Ярлыки для русской церкви.

Хан Менгу-Тимур (1266-1282) дал Русской церкви специальный ярлык, которым подтвердил освобождение всего белого и черного духовенства от всех видов даней и пошлин. Эти привилегии распространялись на братьев и детей священнослужителей, которые жили совместно с ними. Церковные земли и угодья, церковные люди, вещи, книги, иконы и прочее объявлены неприкосновенными. «Кто будет хулить веру русских или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрёт злою смертью». Русская в церковь в свою очередь обязывалась молиться за хана, именуемого «царем», а также за его родственников.

Сын Менгу–Тимура, девятый хан Золотой Орды Узбек (1313-1341) ввёл ислам как государственную религию. Он обязал всех язычников под страхом смерти принять веру пророка Мухаммеда. Однако в отношении Русской церкви хан продолжал политику веротерпимости. При нем был выдан новый ярлык, по которому духовенство и население церковных и монастырских земель по всем делам, включая уголовные, подлежали лишь суду митрополита. В ответ предписывалось, чтобы православное духовенство «…за нас Бога молят и нас блюдут и наше воинство укрепляют».

Всего известно семь ханских ярлыков, которые подтверждали и расширяли права Русской церкви.

Распространение христианства среди татар.

Долгое время среди татарского населения Орды свободно распространялась православная вера. Этому способствовали русские и крещеные половцы, жившие в ордынских городах, а также служившие в ханском войске. Известны случаи обращения в Православие даже представителей ханского рода.

В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский (память 21 мая/3 июня) был в Орде для ходатайства о церковных нуждах своей епархии. Он рассказывал Берке о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия (память 23 мая/5 июня). В числе слушателей был и юный племянник хана, на которого рассказ святителя произвел сильное впечатление. Через некоторое время у Берке заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа о чудесных исцелениях, он вызвал святителя Кирилла, по молитвам которого мальчик исцелился.

Хан богато одарил святителя и отпустил в епархию. В дороге Кирилла догнал племянник Берке и умолил взять его с собой. В Ростове юноша был крещен с именем Петр. Позже он женился на православной татарке, дочери ханского чиновника. После чудесного явления ему апостолов Петра и Павла Петр построил при озере Неро монастырь в их честь. Овдовев, преподобный принял иночество в основанной им обители. Святой Петр отличался любовью к молчанию, мыслям о Боге и молитве. Скончался в 1290 году.

Почитание преподобного царевича Петра Ордынского началось с XIV века.

Память 30 июня/13 июля.


Довольно часто русские князья брали себе в жены родственниц ханов, которые переходили в Православие. Сестра хана Узбека в 1316 году стала женой московского князя Юрия Даниловича, внука Александра Невского. В крещении она приняла имя Агафья. Ярославский князь Федор Ростиславович женился на дочери хана Менгу-Тимура, нареченной в крещении Анной. Их сыновья, как и сам князь Федор, были прославлены Церковью.

Память благоверных князей Феодора Смоленского (+1299) и чад его Давида (+1321) и Константина, Ярославских чудотворцев отмечается 19 сентября/2 октября.

Множество татар принимали крещение, поступая на службу к русским князьям. Особенно усилился приток служилых людей из Орды после утверждения ислама государственной религией. Специалисты по геральдике насчитывают около 500 русских княжеских и дворянских родов татарского происхождения.


Распространение Православия на север и северо-восток.

В золотоордынский период продолжалась деятельность православных миссионеров среди языческих народов. Успехи просвещения во многом определялись примером святой жизни подвижников. Их трудами были основаны десятки монастырей. Назовем лишь некоторые из них.

Челмогорский монастырь. В 1316 году инок Кирилл из новгородского Антониева монастыря поселился на горе Челма близ Каргополя, что на территории нынешней Архангельской области. Первую зиму он прожил в пещерке, затем построил деревянную келью и часовню. За полвека неустанной просветительской деятельности святой окрестил всех окрестных язычников, которых русские именовали «чудь белоглазая». Для новообращенных преподобный построил храм в честь Богоявления. Скончался святой Кирилл в 1368 году в возрасте 82 лет.

Память преподобного Кирилла, челмогорского чудотворца 8/21 декабря.


Через десять лет после смерти преподобного на месте его обители иеромонах Арсений основал Кирилло-Челмогорский монастырь. Обитель просуществовала до 1932 года, когда братия была арестована, а монастырь ликвидирован. Сейчас от бывшего монастыря остались только руины. В 2005 году епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил неподалёку от бывшего монастыря поклонный крест в память преподобного Кирилла Челмогорского.

История возрождения монастыря в наше время.


Валаамский монастырь. В 1329 году на острове Валаам на Ладожском озере поселился старец Сергий. Вскоре к нему присоединился другой инок, преподобный Герман. Трудами их был основан знаменитый Валаамский Свято-Преображенский монастырь. Он стал центром просвещения окрестных язычников – корелов. Монастырь славился своим строгим уставом. В начале XVII века его заняли шведы, разрушившие обитель в 1611 году. В ходе Северной войны начала XVIII века Валаам вновь стал территорией Русского государства. В 1715 году монастырь был восстановлен. В 1918 году остров отошел к Финляндии, а в 1940 году был возвращен в состав России. Монахи покинули обитель, основав на территории Финляндии Новый Валаам. В монастырских строениях на Валааме была размещена школа боцманов и юнг.

Возрождение обители: В сентябре 1989 года собор на острове и часть скитов были «переданы в пользование» Ленинградской епархии. 13 декабря 1989 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров ступили шестеро иноков: иеромонахи Варсонофий (Капралов), Геронтий (Федоренко), Фотий (Бегаль), иеродиакон Серафим (Гордеев), послушники Леонид Макаров и Вадим Эрлих. Прибывшие насельники разместились в бывшем изоляторе Дома инвалидов. Возобновились богослужения в храме во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских.

18 января 1993 года указом патриарха Алексия II наместником обители фыл назначен архимандрит Панкратий (Жердев), со 2 июня 2005 года - епископ Троицкий.

Память преподобных Сергия и Германа Валаамских 29 июня/11 июля и 11/24 сентября (Перенесение мощей)

Валаам. Официальный сайт Валаамского монастыря.


Коневский Рождественско-Богородичный монастырь. В конце ХIV века на соседнем с Валаамом острове Коневец поселился инок Арсений. За плечами его была долгая монашеская жизнь. Уроженец Новгорода, он в 20 лет ушел в один из окрестных монастырей, где принял постриг. Проведя здесь 14 лет, он прославился как замечательный мастер по изготовлению медных сосудов и утвари. По благословению игумена Арсений отправился на Афон, в сербский монастырь Хиландар. Проживая в монастыре, Арсений безвозмездно делал медную посуду не только для его братии, но и для других обителей на Афонской горе.

Вскоре соседние монастыри стали присылать Арсению своих иноков для обучения этому ремеслу. Опасаясь, чтобы многочисленные посетители, приходившие к нему для учения, не обременяли братию его обители, преподобный испросил благословение игумена обойти некоторые афонские монастыри и потрудиться на их пользу.

По прошествии трех лет, Арсений возымел желание вернуться на родину с тем, чтобы основать в северных землях обитель во имя Пресвятой Богородицы. Игумен, провидя в нём великого подвижника, благословил Арсения, сказав, что «Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских и суеверий». Он дал преподобному устав общежития Святой Горы, а в личное благословение - икону, позже прославленную в России как икона Божией Матери Коневская.

В 1393 году Арсений возвратился на родину. Архиепископ Новгородский Иоанн благословил его на устройство новой обители. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, преподобный Арсений стал искать уединённое место для иноческой жизни. Лодка его пристала к острову Коневец. Зная, что на Ладоге есть более отдалённые и пустынные острова, преподобный отправился далее на север. По пути его застигла буря, и он вынужден был вернуться обратно на Коневец. Переждав бурю, Арсений покинул остров, однако и в этот раз сильный ветер возвратил его лодку обратно. В этом Арсений увидел указание на то, что ему надобно остаться и основать монастырь именно здесь. Начиная с этого времени жизнь преподобного Арсения навсегда связана с Коневцом. Он основал на острове монастырь и крестил многих язычников.

Память преподобного Арсения Коневского12/ 25 июля

Икона Богородицы Коневская

Официальный сайт Коневского Рождественско-Богородичного монастыря


Мурманский Успенский монастырь. В ХIV веке в Новгород для описания его святынь прибыл инок Лазарь, грек из Константинополя. Прожив достаточно долго в городе, он отправился с проповедью Евангелия к язычникам-саами, которых русские называли лопарями. Поселившись на берегу Онежского озера, он претерпел много от язычников. Но после того, как по молитвам Лазаря прозрел слепорожденный сын местного вождя, многие лопари приняли святое крещение. Некоторые из новообращенных изъявили желание стать иноками. Пришли к нему и его соотечественники из Константинополя - монахи Елеазар, Евмений и Назарий (память 22 мая/4 июня) - будущие основатели Предтеченского монастыря в Олонецком крае.

Побывав в Новгороде, святой Лазарь получил от епископа Моисея (1352 - 1360) благословение на устроение Успенского монастыря на острове Мурманском, антиминс и священные сосуды. Под его руководством были воздвигнуты церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Воскрешения Лазаря и деревянная церковь святого Иоанна Предтечи с трапезной.

Святой Лазарь отошел ко Господу в 1391 года в возрасте 105 лет. Погребли его в часовне, рядом с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Память Преподобного Лазаря Мурманского Олонецкого 8/21 марта.


Соловецкий монастырь. Первое монашеское поселение на Соловецких островах в Белом море появилось в 1429 году. Его основали на Большом Соловецком острове иноки Савватий и Герман. Здесь они прожили шесть лет, «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он отправился на берег моря, в селение Сорока на реке Выг. Здесь преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Преподобный Герман остался один. В 1436 году он встретил на материке инока Зосиму, которому рассказал о Соловецкой обители. Вдвоем они решили возобновить ее. Текст жития святых повествует о том, как преподобному Зосиме в видении явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На месте, где это произошло, был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь – центр просвещения Северного Поморья.

Архиепископ Новгородский Иона дал обители грамоту на вечное владение Соловецкими островами. Преподобный Зосима стал настоятелем после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни и покинули пустынный остров. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия и перенесли его нетленные мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены в особо устроенной часовне за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма. В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Лишь спустя пять лет, в 1484 году, мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

Память преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 30 апреля, 12 августа (обретение мощей), 21 августа (перенесение мощей) и 10 октября.


Соловецкий монастырь впоследствии выдержал несколько нападений Ливонских рыцарей и шведов. Позднее, в 1854 году его атаковала английская эскадра из трех кораблей. После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям, англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

В 1920 году монастырь был ликвидирован большевиками, а монахи репрессированы. Культурные ценности монастыря власти реквизировали. Территория стала использоваться как место для принудительных работ. В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Значительную часть заключённых составляли представители духовенства, белые офицеры, дворяне, интеллигенция, члены партии эсеров.

Возрождения церковной жизни началось в декабре 1988 года, когда был образован приход во главе с иеромонахом Германом. 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа - первый возрожденный храм Соловецких островов. 25 октября 1990 года Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.

19 - 21 августа 1992 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Санкт-Петербурга в обитель. Торжества возглавил Святейший Патриарх Алексий II. День 22 августа (н. ст.) стал праздноваться как Собор Соловецких святых.

Официальный сайт Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря

Святитель Стефан Пермский.

Святой Стефан родился в городе Устюг (ныне Великий Устюг в Вологодской области, «родина Деда Мороза»). Родители его, Симеон и Мария были благочестивыми людьми. Обладая большими способностями, Стефан за один год обучился грамоте, чтению богослужебных книг и начал помогать отцу в храме, исполняя должность чтеца. Еще юношей он принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Стефан стремился читать труды отцов Церкви в подлиннике и для этого изучил греческий язык.

Ростовская земля граничила с огромным Пермским краем, населенным язычниками зырянами (коми). В юности, помогая отцу в церкви, Стефан часто беседовал с ними. Теперь, овладев знаниями, он твердо решил обратить язычников ко Христу. Для просвещения зырян Стефан составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374 - 1380) посвятил его в сан иеродиакона.

Приготовив себя к миссионерской деятельности, в 1379 году святитель Стефан явился в Москву к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и обратился с просьбой: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил Стефана антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович дал ему охранные грамоты.

Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Язычники встретили его крайне враждебно. Схватив Стефана, они решили сжечь его на костре. Однако кроткий вид святого и абсолютное бесстрашие поразили зырян, отпустивших его. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью». Особо благоговели зыряне перед громадной по толщине и высоте «прокудливой березой», которая росла на холме.

Святой Стефан поставил свою келью близ березы и использовал собрания язычников у дерева для проповедей. Однажды он срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне, лишившиеся объекта поклонения, решили убить Стефана. Святой обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне».

Язычники отступили, святой Стефан на месте срубленной березы построил храм в честь Архангела Михаила. Постепенно зыряне стали принимать Православие и истреблять то, чему раньше поклонялись - священные деревья и идолов. Богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили Стефану. Но святой велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню.

Окончательный перелом в пользу Православия произошел после того, как святой Стефан посрамил главного жреца язычников Паму. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, - говорил Пама, - один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог – один. Всемогущество - одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту.

После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, - смиренно отвечал святой Стефан, - но Христианский Бог велик: иду с тобой». Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, - сказал святой Стефан собравшемуся народу, - сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?».

«Обманщика предать смерти, - ответил народ, - если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей». «Нет, - ответил святой, - Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пама был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.

В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Перми. В крае развернулось строительство храмов, при которых открывались училища, где Священные Книги изучались на языке зырян. Епископ присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Святитель ввел Богослужение на зырянском языке, на который перевел Часослов, Псалтырь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.

Неустанно заботясь о своей пастве, святитель снабжал людей хлебом во время неурожая, избавлял их от насилия и взяток чиновников, облегчал подати, защищал от нападений других племен. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено исключительно силой веры и христианской любви.

В 1395 году святитель Стефан отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.

Память святителя Стефана Пермского 26апреля/9 мая.


Исаак и Герасим, преемники святителя Стефана, продолжили его дело, просвещая племена вогулов (манси). В 1442 году Герасим претерпел мученическую смерть от своего слуги-вогула, который удушил его омофором. В 1454 году мученически погиб другой пермский епископ Питирим. Но уже в 1462 году преемник Питирима Иона крестил множество язычников вместе с их князем.


Борьба Православия с католичеством в Литве.

В Литву христианство переходило как из Руси, так и из соседних католических стран - Польши и Ливонии. В 1246 году крестился по православному обряду литовский князь Миндовг. Но обращение его было притворным, имея целью союз с русскими князьями для борьбы с Ливонским орденом. Потом князь так же легко принял католичество, чтобы помириться с орденом. За переход в латинство папа даже дал ему королевский титул. Но, обманув и папу, и рыцарей, Миндовг продолжал приносить жертвы языческим богам.

После гибели Миндовга к власти пришел его сын Войшелк, снявший с себя монашескую рясу. Отомстив убийцам отца, он вернулся в монастырь, отдав власть своему зятю Шварну, сыну Даниила Галицкого. Во время правления Войшелка и Шварна шло сближение литовцев и русских. Многие из литовских князей приняли Православие. Для просвещения язычников призывались русские священники. Положение изменилось после того, как брат Шварна, галицкий князь Лев Данилович убил Войшелка, пользовавшегося огромным авторитетом среди литовцев.

После периода кровавых усобиц к власти пришел язычник Гедимин (1315-1345). Не желая вражды со своими многочисленными православными подданными, он проявлял религиозную терпимость. Гедимин позволил креститься своим сыновьям, а дочерей выдал за русских князей. Сам во втором и третьем браке был женат на русских княжнах. Во многом благодаря его отношению к Православию, в состав Литовского государства перешли без сопротивления древнерусские земли с городами Полоцк (1307), Гродно и Берестье (Брест) (1315), Витебск (1320), Минск (1326), Туров и Пинск (1336) и другие. Гедимин первым стал титуловать себя «королём литовцев и русских».

Унаследовал Гедимину его сын Ольгерд (1345 - 1377). В начале правления он проявил себя ревностным язычником. По настоянию жрецов, князь даже приказал казнить троих своих придворных - христиан Антония, Иоанна и Евстафия, которые отказались от жертвоприношений священному огню. Но когда литовцы в знак сочувствия мученикам стали во множестве обращаться в христианство, князь отложил языческую ревность и, по примеру отца, стал покровительствовать православным. Это позволило ему сравнительно легко присоединить к Литве огромные пространства современной Украины – Киевщину, Подолию, Черниговщину, отняв их у татар.

Великое княжество Литовское в XIV-XV веках


Ольгерд был дважды женат и оба раза на русских княжнах - Марии Витебской и Ульяне Тверской. Позволил крестить 12 своих сыновей, а под конец жизни сам не только крестился, приняв имя Александр, но и принял схиму с именем Алексей. Влияние католичества к этому времени в Литве было очень слабым, так как оно отождествлялось народом с ненавидимыми им Ливонским и Тевтонским орденами.

Обстоятельства изменились при сыне и преемнике Ольгерда князе Ягайло (Якове), правившем в 1377-1434 годах. В 1385 году он вступил в брак с польской королевой Ядвигой. В этом же году между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния (союз). Земли, подвластные литовскому князю, входили в состав Польского королевства. Сам князь и все этнические литовцы переходили в католичество. Бояре – католики получили важные политические и экономические привилегии. Католическим монашеским орденам даровались земли для создания монастырей.

Впоследствии уния Литвы и Польши неоднократно нарушалась и возобновлялась вновь. При каждом новом договоре расширялись привилегии католиков и ущемлялись права православных. В руках Католической церкви постепенно сосредотачивается значительная земельная собственность, как правило, за счет отобранных имений Православной Церкви. Начал свою работу суд инквизиции.


Святой благоверный князь Довмонт Псковский

На северо-западе Руси продолжалась борьба с наступлением латинян. В 1265 году в Псков прибыл знатный литовец язычник Довмонт, бежавший от кровавых усобиц в своей стране. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всеми своими родственниками и приближенными он принял святое Крещение с именем Тимофей. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем.

Довмонт-Тимофей был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Женившись на внучке Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом.

Основная заслуга Довмонта состоит в том, что в течение десятилетий надежно защищал северо-западную границу Русского государства от нашествия Ливонского ордена и других врагов. Перед каждой битвой князь приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал его мечом. В благодарность Господу, благоверный князь Довмонт возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу.

В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная князем, была названа Довмонтовой. Территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. Некогда она была сплошь застроена храмами. После своей кончины в 1299 году Довмонт стал небесным покровителем Пскова. Мощи его покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

Память Святого благоверного князя Довмонта Псковского 20 мая/2 июня.

К лику святых причислена и его супруга Мария Дмитриевна (+ 1300), в схиме Марфа.

Память преподобной Марфы Псковской 8/21 ноября.


Несмотря на подвиги князей Александра Невского и Довмонта Псковского крестоносцам удалось укрепиться на побережье Балтики. Предки нынешних эстонцев и латышей были обращены в католичество, и православная вера в крае истреблена.


Положение христиан в Крыму в золотоордынский период

С 7 мая по 12 июня 1253 года по Крыму путешествовал Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX к великому хану монголов. Свои наблюдения он отразил в книге «Путешествие в восточные страны». Между Херсона и Судаком Рубрук видел сорок замков. Среди жителей этого района было много готов, говоривших на немецком языке. В Судаке сидел наместник хана Батыя - тудун, собиравший дань с населения. Город был центром оживленной торговли: русские купцы продавали меха горностая, белки и другой товар, купцы турецкие - бумагу, шелк, пряности, хлопчатобумажные ткани. Другой наместник хана сидел в городе Солхате. О встречах с местными христианами Рубрук писал:

«Накануне Пятидесятницы пришли к нам некие Аланы, которые именуются там Аас, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Однако они не схизматики, подобно Грекам, но чтут всякого христианина без различия лиц. Они принесли нам вареного мяса, прося покушать их пищи и помолиться за одного усопшего их. Тогда я сказал им, что теперь канун столь великого праздника и что в такой день мы не будем есть мяса, и объяснил им этот праздник, чему они очень обрадовались, так как не знали ничего, имеющего отношение к христианскому обряду, за исключением только имени Христова.

Спрашивали также они и многие другие христиане, Русские и Венгры, могут ли они спастись, потому что им приходилось пить кумыс и есть мясо животных, или павших, или убитых Саррацинами и другими неверными…, а также потому, что они не знали времени поста и не могли соблюдать его, даже если бы знали. Тогда я разъяснил им, как мог, научая и наставляя их в вере».

Гильом де Рубрук. «Путешествие в Восточные страны»


Веротерпимость ордынских властей проявлялась и в Крыму. Здесь сохранялись православные автокефальные епархии – Боспорская, Херсонская, Готская и Сугдейская, соединившаяся с Фулльской. Их предстоятели назначались Константинопольским патриархом и принимали участие в церковных соборах. В конце XIII - XIV веках эти епархии были повышены в статусе до митрополий. Но это повышение отнюдь не было свидетельством возрастания их значения и благосостояния. Документы свидетельствуют об обратном – бедственном материальном положении.

Более других обеднела, по-видимому, кафедра Херсонская. Когда Константинопольский патриарх назначил митрополитом в Херсон святителя Иеремию (перв. пол. XIV в.), то взял с него обязательство – не бояться трудностей управления этой епархией, не искать предлога оставаться в столице или просить о переводе на другую кафедру. О тяжелом положении крымских епархий свидетельствуют и споры между митрополитами из-за пограничных сел и доходов, с них поступавших. Так, в 1317 году патриарх разбирал подобную тяжбу между митрополитами Готским и Сугдейским. Сохранились документы о территориальных спорах митрополита Херсонского с Сугдейским и Готским владыками.

Характерным для Крыма, как и Золотой Орды в целом, стало обращение в Православие части татарского населения. В источниках сохранились имена священников, монахов, мирян тюркского происхождения: Анна, дочь Ачипая (ум. 1273), Чолак (ум. 1279), монах Аладжи (ум. 1288), Кутлуц (ум. 1307), Василий Туркман (ум. 1318), Токтемир (ум. 1320), Чимен, сын Ямгурче (ум. 1344), Чохача (ум. 1379) и др. Иногда христианские имена сопровождаются указанием на татарское происхождение: Иоанн христианин татарин (ум. 1276), Параскева татарка христианка (ум. 1275) и другие.

Со второй половине XIII века в Крыму стало усиливаться влияние католичества. Это было связано, прежде всего, с ростом численности итальянцев – генуэзцев и венецианцев. Итальянские купцы торговали в Черное море уже в XII веке. В 1204 году венецианцы, спонсировавшие IV крестовый поход, получили монопольное право на причерноморскую торговлю. Генуэзцы помогли Михаилу VIII в борьбе Латинской империей и даже были отлучены за это папой. Благодарный Палеолог передал им право монопольной торговли. После нескольких войн между Генуей и Венецией обе итальянские республики сохранили свое присутствие в Черном море.

В 1266 году Генуя приобрела у хана право на основание колонии на месте древней Феодосии. Построенная ими крепость Кафа стала центром генуэзких колоний на Черном море. Здесь размещался консул «Кафы и всей Хазарии», который подчинялся Морскому министерству Генуи. Постепенно генуэзцы подчиняют прибрежные города - Боспоро (1318), Херсон (1319), Чембало, Гурзувиты и другие. Их соперникам венецианцам удалось закрепиться в Судаке. Здесь они не владели всем городом, а лишь имели свой район, в котором находился и дом знаменитого впоследствии путешественника Марко Поло.

Итальянские колонии стали опорными пунктами для католических проповедников, прежде всего монахов ордена миноритов (францисканцев). Их деятельность была направлена не только на язычников, но и на «греческих схизматиков». В 1318 году возникла епископская кафедра в Кафе, которая охватывала обширную территорию от Варны до Сарая. Кафедру занимал францисканец Джироламо, который имел свой престол в церкви святой Агнессы. Несколько позже создается епископская кафедра в Судаке.

В 1333 году известны католические кафедры в Воспоро и Херсоне, возглавляемые соответственно архиепископом Франциском де Камерино и епископом монахом-доминиканцем Ричардом Английским. Кафедральным собором первого был храм архангела Михаила, второго - собор в честь святого Климента. К ним обращал свое послание папа Иоанн XXII (1316 – 1334), напоминая об обязанности «искоренять схизму».

Наряду с православием и католичеством все шире распространялся в Крыму ислам. Важным этапом в усилении его позиций на полуострове стал 1264 год. В Золотой Орде нашел убежище сельджукский султан Из-эт-дин Кейкавус II, поднявший неудачное восстание против монголов. Женившись на дочери хана Берке, он получил в наследственное владение Крым. Своей резиденцией султан сделал Солхат, из которого правил полуостровом до своей смерти в 1279 году.

В Крыму росла численность мусульман. Для их нужд строились мечети и другие культовые здания. Свою лепту внес султан Египта Бейбарс. В 1277 году он прислал две тысячи динаров, масляные краски и мастеров для постройки мечети в память о своей матери, похороненной в Солхате. Над входом в здание были выбиты имя и титулы султана. Известный исследователь Крыма XVIII века Петр Иванович Кеппен в своем дневнике записал, что стены мечети Бейбарса «покрыты мрамором, а верх - порфиром». Историк Арсений Иванович Маркевич в начале XX века отмечал высокую прочность здания мечети Бейбарса: «Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, еще долго могут держаться».

Отношения между мусульманами и христианами обострились после утверждения ислама в качестве государственной религии хане Узбеке. Арабский путешественник Ибн Баттута, побывавший в Крыму в 1334 году пишет о столкновениях между греками и тюрками. Конфликт вспыхнул в 1322 году и вначале победа осталась на стороне греков. Но затем «тюркам помогли их сообщники, которые перебили византийцев страшнейшим образом и выгнали большую часть их».

До нас дошел важный источник по истории средневекового Крыма – Сугдейский Синаксарь (богослужебная книга), на полях которого делались записи о важных событиях в жизни города. Одна из заметок сообщает о том, что «8 августа пришел уполномоченный хана Узбека по имени Карабулат, и занял Сугдею без боя, приказал снять все колокола, сломать иконы и кресты и запереть двери церквей». В январе следующего года занесена заметка: «безбожные Агаряне закрыли божественную и святую икону Спасителя в царских вратах богоспасаемого города Сугдеи». Под 1327 годом в синаксаре стоит запись о разорении городского замка и церквей Святой Софии, Святого Стефана и Святой Варвары неким Агач-Пасли по приказанию хана Узбека и Толактемира, его наместника в Крыму.


21