В. М. Лурье Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб. Алетейя, 2000
В книге рассматривается история богословских идей, на основе которых возник институт христианского монашества. Особое внимание уделяется египетскому монашеству IV в., судьба которого прослеживается в более общей ретроспективе истории монашества в Египте,а также с учетом аскетического учения отцов Церкви IV в. В Приложении дается аннотированная библиография публикаций, переводов и исследований, относящихся к истории раннего египетского монашества. Для специалистов и учащихся в области патрологии и церковной истории, а также для всех, кто интересуется христианским монашеством и аскетикой.
Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. Текст приводится по изданию: Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Том III.— М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.— С. 178–251. Репринтное воспроизведение издания: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903, из фондов Государственной Исторической библиотеки. http://www.orthlib.ru/Athanasius/ant.html
ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ [Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ] (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?). Статья в "Православной энциклопедии" http://www.pravenc.ru/text/168061.html
Святые Виктор, Зотик, Акиндин, Зинон, Севериан и Кесарий (ок. 303). По преданию, они не были христианами, не были крещены, и были лишь свидетелями мученической кончины великомученика Георгия. Его вера, проявившаяся в терпении и стойкости во время пыток, так их поразила, что они во всеуслышание заявили о своей вере в Христа и тут же были обезглавлены. Святитель Кирилл Иерусалимский писал о мучениах, подобных шести святым: «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупая вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пить чашу, которую Я пью, и крещением, которым Я крещусь, креститься (Мк. 10, 38)?» Память 18 апреля/1 мая.