Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола, посвящении первого российского Патриарха Иова, поставлении впредь Патриархов Российским освященным собором и Государем и о новом составе русских епархий. Май 1589 года Грамота издана: СГГиД. М., 1819. Т. 2. № 59. Приводится по изданию: А.П.Богданов. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 1. -- М.: ТЕРРА; Республика. 1999. С. 88-97. http://www.sedmitza.ru/text/443574.html
Часть первая. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ ГЛАВА I Возвышение папской власти в XI—XIV вв...........8 ГЛАВА II Взаимоотношения между Церквами Востока и Запада в XI и XII вв...........19 ГЛАВА III Завоевание Константинополя крестоносцами..........26 ГЛАВА IV Император Михаил Палеолог и его насильственные попытки к воссоединению..........33 ГЛАВА V Лионский Собор..........38 ГЛАВА VI Великий раскол Западной Церкви (1378—1417)..........46 ГЛАВА VII Базельский Собор (1431—1449)..........55 ГЛАВА VIII Приготовления к предполагавшемуся Собору Вселенскому..........61 ГЛАВА IX Собор в Ферраре..........68 ГЛАВА X Флорентийский Собор..........75 ГЛАВА XI Последствия Флорентийского Собора и принятой на нем унии..........92
Часть вторая. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ Краткий обзор причин, породивших литовскую церковную унию..........102 ГЛАВА I Владислав-Ягайдо и его отношение к Православной Церкви в Литве..........105 ГЛАВА II Литовские князья: Витовт (1392—1430), Свидригайло (1430—1431) и Сигизмунд (1432—1440) Кейетутовичи. Учреждение самостоятельной митрополичьей кафедры в Литве..........108 ГЛАВА III Состояние Западно-Русской Церкви при литовско-польских королях: Казимире IV (1440—1492), Александре Казимировиче (1492—1506), Сигизмунде I Казимировиче (1507—1548) и Сигизмунде II Августе(1548—1572)..........112 ГЛАВА IV Иезуиты в Литве..........139 ГЛАВА V Патронаты и церковные братства в Литве..........145 ГЛАВА VI Король Стефан Баторий (1572—1586). Положение при нем Православной Церкви..........152 ГЛАВА VII Приезд в Литву Патриарха Иеремии II и его последствия..........160 ГЛАВА VIII Подготовка православных и униатов к предстоящему Собору..........183 ГЛАВА IX Брестский Собор (1596)..........186 ГЛАВА Х Король Сигизмунд III. Насильственное введение при нем унии. Противодействие унии со стороны православных..........191 ГЛАВА XI Деятельность первых униатских митрополитов Ипатия Поцея (1599—1613) и Иосифа Рутского (1613—1637). Учреждение униатского монашеского ордена базилиан. Преследование православных в Литве в начале XVII в...........209 ГЛАВА ХII Восстановление высшей иерархии в Западно-Русской Церкви и отношение к этому акту короля Сигизмунда III и латинян..........223 ГЛАВА XIII Иосафат Кунцевич..........231 ГЛАВА XIV Положение православных при короле Владиславе IV (1632—1648)..........242 ГЛАВА XV Митрополит Киевский Петр Могила (1633—1646) и его значение в истории унии..........252 ГЛАВА ХVI Присоединение Малороссии к Москве. Соединение Киевской митрополии с Московской..........261 ГЛАВА XVII Положение православных при короле Яне Собесском (1674—1696). Совращение их в унию. Измена православию Львовского епископа Иосифа Шумлянского..........269 ГЛАВА XVIII Отношение императора Петра Великого к участи православных в Польше..........278 ГЛАВА XIX Замойский униатский Собор и латинизация Униатской Церкви..........283 ГЛАВА XX Положение православных в Польше в конце правления Августа II (1698—1733) и при короле Августе III (1736—1763)..........295 ГЛАВА XXI Георгий Конисский, архиепископ Белорусский (1755—1795)..........299 ГЛАВА XXII Состояние унии при императорах Павле I и Александре I. Ираклий Лисовский..........316 ГЛАВА XXIII Воссоединение униатов в царствование императора Николая I в 1839 г. Иосиф Семашко..........322 ГЛАВА XXIV Воссоединение Холмских униатов (1875)..........347
Страшная Смута начала XVII века стала истинной катастрофой для России. Наше государство было разрушено до основания. Его растащили, раздробили и разорили. То, что ему удалось восстать из пепла, — настоящее чудо. Поэтому нельзя видеть в кровавых годах Смутного времени одно лишь политическое измерение. Следует также видеть мистическое и нравственное измерения... Дмитрий Михайлович Володихин
«Разрешительная грамота» 1607 года заслуживает пристального внимания уже потому, что исходит от двух великих людей России — двух Святых нашей Церкви, исповедника патриарха Иова и священномученика патриарха Гермогена...
Святой патриарх Иов
В качестве выводов, автор статьи Н. Гринев так характеризует совместную деятельность царя Бориса Годунова и святого патриарха Иова: "Это ли не свидетельства подлинного, деятельного согласия. Оно неудивительно, когда во главе Церкви — Святой Патриарх, а во главе государства — воистину благочестивый монарх. (К сожалению, эти эпизоды не нашли места в Житии Святителя Иова, см. ЖМП 1990 №2) Не удивительно, что против них ополчилась злоба мира сего. Русское общество и русский народ были недостойны Божьего дара, каковым является подобная власть для людей. Они пошли путем преступлений против Бога и власти, пошли за невидимыми инициаторами этих преступлений. Не Борис и его семейство понесли кару как преступники. Это Россия, ее люди были столь сурово наказаны. Только мученичество патриарха Гермогена, а затем подвиг Сусанина, стояние в вере и истине немногих (Свято-Троицкий Сергиев монастырь, преп. Дионисий, князь Димитрий Пожарский) стали основой для ее возрождения".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]