Сегодня: 26.04.2024, Пятница.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л1: Десять заповедей Божиих. - Вопрос 5: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20:12).

Глава 5.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле  (Исх 20:12).

 

§ 1 Почитание родителей

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол3:20).

 

У древних иудеев заповедь о почитании родителей соблюдалась очень строго. За побои и оскорбления родителей виновных приговаривали к смертной казни (Лев 20:9). Виновного обычно выводили за пределы города или селения и побивали камнями, причем в этом участвовала вся община. Это делалось для того, чтобы каждый член общины понимал, что его ждет та же участь при грубом или любом другом недостойном отношении к родителям.

В Священном Писании мы видим замечательные примеры сыновней почтительности к своим родителям. Это пример Исаака, сына Авраама, который настолько возлюбил своего отца, что доверил ему свою жизнь. Это пример Иосифа, сына Иакова, который, будучи важным сановником в Египте, как только узнал, что к нему едет его престарелый отец, «запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его» (Быт 46:29). Царь Соломон, слава о богатстве и мудрости которого гремела далеко за пределами Израиля, тоже показывает пример почтительного отношения к своей матери, кланяясь ей при встрече (3Цар 2:19). И, конечно же, это пример Иисуса Христа, находящегося в повиновении у Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии (Лк 2:51). В последние минуты земной жизни Господь, пригвожденный к кресту, поручает свою плачущую мать любимому ученику (Ин 19:26-27).

Из житий святых мы также можем извлечь примеры истинного почитания своих родителей. Святитель Григорий Богослов в молодости был одним из лучших учеников Афинской школы и имел все шансы на блестящую карьеру. Он мог добиться славы, богатства, почета, но отказался от всего, поселившись в бедном городке Назианзе, ибо там жили его родители, нуждавшиеся в его поддержке. Преподобный Сергий Радонежский стремился к монашеству и к уединённой жизни, но ради престарелых родителей откладывал своё намерение уйти в монастырь.

Чуткость в отношениях родителей и детей должна быть взаимной, ибо Господь наказывает не только детей за грубость к родителям, но и родителей за небрежность в исполнении своих обязанностей по отношению к детям. Например, Господь наказал первосвященника Илия за то, что тот «не обуздывал» своих сыновей в их нечестии: в один день погибли оба сына во время боевых действий, и, узнав о их гибели и потери ковчега завета, умер  и сам отец (1Цар 3:13).

Но обязательно ли проявлять абсолютную покорность родителям? Священное Писание говорит о том, что необязательны к исполнению повеления и советы родителей, противные вере, нравственности, законам церковным и гражданским. Господь говорит так: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37). Примером правильного понимания заповеди о почитании родителей может служить Ионафан, сын царя Саула, который, видя злое намерение своего отца убить Давида, противоречит ему, разоблачая тем самым несправедливость (1Цар 20:32).

 

§ 2 Повиновение духовным пастырям

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр 13:17).

 

В формировании личности человека могут участвовать не только его родители, но и преподаватели, священники и просто люди, умудренные большим жизненным опытом. Такие люди должны почитаться нами так же, как и родители. Например, священники участвуют в формировании нашей личности через преподание нам Таинств Церкви, чтения проповедей, чтения Священного Писания, совершения богослужений.

Служение священника можно поделить на служение иерейское и пастырское. Иерейское служение состоит в совершении богослужений, а пастырское заключается в наставлении людей в вере, благочестии и добрых делах. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин 10:11), - говорит Господь Иисус Христос, показывая тем самым идеал пастырского жертвенного служения. Но при этом нужно помнить, что, во-первых, священник – обычный человек, у которого, без сомнения, есть какие-то недостатки, и, во-вторых, что Таинства, совершаемые через священника, являются действительными вне зависимости от нравственных качеств человека, их преподающего. Священник в данном случае является Божьим слугой, а Таинства совершает Сам Господь. Поэтому недостатки священника не должны отворачивать нас от совершаемых через него Таинств и богослужений по слову Спасителя: «… все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф 23:3).

 

§ 3 Повиновение властям

Церковь есть богочеловеческий организм, имеющий не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и государством. Государство, существующее для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью. Раскрывая учение Христово о правильном отношении к государственной власти, апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога» (Рим 13:1).

Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви. В апостольский век Церковь Христова была гонима как местной иудейской, так и государственной римской властью. Однако это не мешало христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть. Только если власть принуждает верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, вредным для души деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Мученики первых веков христианства были самыми законопослушными гражданами империи, но отказывали государственной власти в поклонении идолам, так как эти действия противоречили их христианской совести.

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (08.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 1860
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024