Глава 5.
Пятая заповедь
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20:12).
§ 1 Почитание родителей
«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол3:20).
У
древних иудеев заповедь о почитании родителей соблюдалась очень строго.
За побои и оскорбления родителей виновных приговаривали к смертной
казни (Лев 20:9). Виновного обычно выводили за пределы города или
селения и побивали камнями, причем в этом участвовала вся община. Это
делалось для того, чтобы каждый член общины понимал, что его ждет та же
участь при грубом или любом другом недостойном отношении к родителям.
В
Священном Писании мы видим замечательные примеры сыновней
почтительности к своим родителям. Это пример Исаака, сына Авраама,
который настолько возлюбил своего отца, что доверил ему свою жизнь. Это
пример Иосифа, сына Иакова, который, будучи важным сановником в Египте,
как только узнал, что к нему едет его престарелый отец, «запряг
колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и,
увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его» (Быт 46:29).
Царь Соломон, слава о богатстве и мудрости которого гремела далеко за
пределами Израиля, тоже показывает пример почтительного отношения к
своей матери, кланяясь ей при встрече (3Цар 2:19). И, конечно же, это
пример Иисуса Христа, находящегося в повиновении у Иосифа Обручника и
Пресвятой Девы Марии (Лк 2:51). В последние минуты земной жизни
Господь, пригвожденный к кресту, поручает свою плачущую мать любимому
ученику (Ин 19:26-27).
Из житий
святых мы также можем извлечь примеры истинного почитания своих
родителей. Святитель Григорий Богослов в молодости был одним из лучших
учеников Афинской школы и имел все шансы на блестящую карьеру. Он мог
добиться славы, богатства, почета, но отказался от всего, поселившись в
бедном городке Назианзе, ибо там жили его родители, нуждавшиеся в его
поддержке. Преподобный Сергий Радонежский стремился к монашеству и к
уединённой жизни, но ради престарелых родителей откладывал своё
намерение уйти в монастырь.
Чуткость
в отношениях родителей и детей должна быть взаимной, ибо Господь
наказывает не только детей за грубость к родителям, но и родителей за
небрежность в исполнении своих обязанностей по отношению к детям.
Например, Господь наказал первосвященника Илия за то, что тот «не
обуздывал» своих сыновей в их нечестии: в один день погибли оба сына во
время боевых действий, и, узнав о их гибели и потери ковчега завета,
умер и сам отец (1Цар 3:13).
Но
обязательно ли проявлять абсолютную покорность родителям? Священное
Писание говорит о том, что необязательны к исполнению повеления и
советы родителей, противные вере, нравственности, законам церковным и
гражданским. Господь говорит так: «Кто любит отца или мать более,
нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37). Примером правильного
понимания заповеди о почитании родителей может служить Ионафан, сын
царя Саула, который, видя злое намерение своего отца убить Давида,
противоречит ему, разоблачая тем самым несправедливость (1Цар 20:32).
§ 2 Повиновение духовным пастырям
«Повинуйтесь
наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах
ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не
воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр 13:17).
В
формировании личности человека могут участвовать не только его
родители, но и преподаватели, священники и просто люди, умудренные
большим жизненным опытом. Такие люди должны почитаться нами так же, как
и родители. Например, священники участвуют в формировании нашей
личности через преподание нам Таинств Церкви, чтения проповедей, чтения
Священного Писания, совершения богослужений.
Служение
священника можно поделить на служение иерейское и пастырское. Иерейское
служение состоит в совершении богослужений, а пастырское заключается в
наставлении людей в вере, благочестии и добрых делах. «Я есмь пастырь
добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин 10:11), -
говорит Господь Иисус Христос, показывая тем самым идеал пастырского
жертвенного служения. Но при этом нужно помнить, что, во-первых,
священник – обычный человек, у которого, без сомнения, есть какие-то
недостатки, и, во-вторых, что Таинства, совершаемые через священника,
являются действительными вне зависимости от нравственных качеств
человека, их преподающего. Священник в данном случае является Божьим
слугой, а Таинства совершает Сам Господь. Поэтому недостатки священника
не должны отворачивать нас от совершаемых через него Таинств и
богослужений по слову Спасителя: «… все, что они велят вам соблюдать,
соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф 23:3).
§ 3 Повиновение властям
Церковь
есть богочеловеческий организм, имеющий не только таинственную
сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую,
входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том
числе и государством. Государство, существующее для устроения мирской
жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью. Раскрывая
учение Христово о правильном отношении к государственной власти,
апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо
нет власти не от Бога» (Рим 13:1).
Апостолы
учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к
Церкви. В апостольский век Церковь Христова была гонима как местной
иудейской, так и государственной римской властью. Однако это не мешало
христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть.
Только если власть принуждает верующих к отступлению от Христа и Его
Церкви, а также к греховным, вредным для души деяниям, Церковь должна
отказать государству в повиновении. Мученики первых веков христианства
были самыми законопослушными гражданами империи, но отказывали
государственной власти в поклонении идолам, так как эти действия
противоречили их христианской совести.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|