Сегодня: 17.04.2024, Среда.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л1: Десять заповедей Божиих. - Вопрос 7: Не прелюбодействуй (Исх 20:14).

Глава 7.

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй  (Исх 20:14).

 

§ 1 Грех блуда

Слово «блуд» имеет два значения. Первое значение можно назвать церковным. В житии святого Вонифатия повествуется о том, что Вонифатий со своей госпожой Аглаидой имел «преступную связь». Здесь словосочетание «преступная связь» следует понимать как связь, «преступающую» Божьи законы, а не законы Римской империи, которые в те времена не запрещали сожительство[1]. Итак, блуд в церковном значении – это незаконное, безбрачное сожитие.

Второе значение слова «блуд» - это уклонение от прямого пути. Например, человек заблудился в лесу, то есть сбился с верной дороги.

 

§ 2 Грех прелюбодеяния

«Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это» (Притч 6:32)

Митрополит Филарет Дроздов в своем «Христианском катехизисе» дает следующее определение слова «прелюбодеяние». Прелюбодеяние – когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним.

В Ветхом Завете прелюбодеяние было наказываемо смертью (Втор 22:22-24). Во времена Нового Завета прелюбодей отлучался от Церкви на семь лет.

Господь Иисус Христос поднял седьмую заповедь на более высокий нравственный уровень: «… всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф 5:28). Женщина также виновна в этом же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием привлечь к себе особое внимание, прельстить собой.

 

§ 3 Грех кровосмешения

«Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего» (1Кор 5:1).

Кровосмешение – это грех, когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники. Церковь запрещает браки между близкими родственниками вплоть до двоюродного родства. Церковь также запрещает браки между людьми, находящимися в духовном родстве. Например, запрещается брак между братом мужа и сестрой жены.

 

§ 4 Средства для борьбы с блудной страстью

1) Первое средство – это, конечно же, молитва. Например, «Боже, очисти мя грешного» или молитва Иисусова. Можно также обращаться к святым, победившим в себе с Божьей помощью блудную страсть. Это святой Иосиф, один из патриархов Ветхого Завета, святая Мария Египетская, Киево-Печерские святые Моисей Угрин и Иоанн Многострадальный, преподобный Мартиниан Кесарийский и т.д.

2) Чтение Священного Писания и духовных книг занимает наш ум душеполезными мыслями, не давая место греховным.

3) Все святые подвижники, достигшие высокой степени целомудрия, признают, что пост является превосходным средством для обуздания своих страстей и порабощения тела духу. «Бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирить голодом и жаждою», - говорит блаженный Августин о посте[2].

4) Память о смерти, о Страшном Суде, об аде и вечных мучениях покажет нам всю опасность временного греховного наслаждения. «Помни о суде и не усилятся в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство», - говорит святой Кирилл Иерусалимский[3].

 

§ 5 Добродетель супружеской любви и верности

Брак первоначально был установлен Самим Богом в раю через сотворение жены в помощь мужу и через благословение, данное им Творцом. Новое подтверждение и освящение брак получает от Господа Иисуса Христа (Мф 19:5-6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью (Еф 5:31-32).

Главной целью брака является взаимное совершенствование мужа и жены. Супруги «восполняют» друг друга через взаимное общение, нравственно влияя друг на друга, и помогают друг другу в духовном развитии и выполнении совместного назначения в жизни. Это говорит о том, что мужчина и женщина в браке становятся одной нераздельной личностью, одним духом и одной плотью, находят друг в друге взаимную поддержку и дополняют друг друга. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2:24).

Священное Писание указывает на еще одну цель брака – целомудрие. Сохраняя взаимную любовь и преданность, вступающие в брак должны хранить супружескую чистоту и верность. «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор 7:4). «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мф 19:9).

Некоторые считают, что главной целью брака является деторождение. Но если это так, то бесплодие должно было бы являться основанием для развода. Однако нигде в Священном Писании нет повеления разводиться в случае бесплодия одного из супругов. Наоборот, Писание изобилует противоположными примерами. Авраам и Сарра только в глубокой старости сподобились иметь ребенка, Захария и Елисавета были уже людьми преклонного возраста, когда у них родился будущий Креститель Господень Иоанн и т. д. Поэтому деторождение можно назвать, скорее, следствием брака, но не его целью.

 

§ 6 Добродетель девства

Несмотря на всю возвышенность и святость христианского брака, Священное Писание ставит девство выше супружества. Господь Иисус Христос говорит, что не все хотят воспринять подвиг девства, многие желают вступать в брак: «… не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф 19:11). Таким образом, Господь благословляет и супружество, и девство, но христианин всегда должен помнить, что главная цель его жизни – подниматься по ступеням добродетелей для достижения святости и более чистосердечного служения Богу. И в этой связи девство, избавляя от многих житейских забот, является одним из необходимых условий безраздельного, самоотверженного служения Богу.

 

[1] Четьи-Минеи. 19 декабря

[3] Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Москва, 1991 г. Огласителькное поучение второе, § 2

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (11.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 2299
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024