Сегодня: 29.03.2024, Пятница.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Нравственное богословие

Л1: Десять заповедей Божиих. - Вопрос 9: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх 20:16).

Глава 9.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

(Исх 20:16).

 

§ 1 Грех клеветы

«Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1Петр 3:10).

 

Клевета – это ложь, порочащая другого человека. Слово «дьявол» в переводе означает «клеветник», и человек, согрешая клеветой, уподобляется дьяволу. Святой Антоний Великий в своем «Слове о смирении» приравнивает клеветника к убийце. Каким же образом должен реагировать христианин на клевету в свой адрес? Заслуживаем ли мы того, чтобы на нас клеветали, наговаривали и вообще совершали что-либо негативное по отношению к нам?

Вполне возможно, что мы этого заслуживаем. Нужно обратить внимание на наши некогда совершенные недостойные поступки и сравнить с напраслиной, которую на нас возводят. Клевета обычно бывает намного проще когда-то сделанных нами грехов, т. е. мы бываем достойны еще большего порицания. А если кто-то из нас чист перед Богом, не имеет за собой серьезных проступков, то нужно благодарить Господа за все и молиться за обижающих нас. «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим» (1Кор 4:12).

 

§ 2 Грех осуждения

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:1-2).

«Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза, и тогда уже исправлять согрешения других… Посему, если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай его себе. Если же не радишь о самом себе, то, очевидно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его. Если же и должно быть ему судиму, то пусть его судит тот, кто ни в чем подобном не согрешил»[1].

«Авва Агафон, кода видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, говорил самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же!» И помысл его успокоивался»[2].

 

§ 3  Прочие грехи против девятой заповеди

К грехам против девятой заповеди относятся привычка спорить, подслушивание, подсматривание, расспрашивание с любопытством, многоглаголание и ложное свидетельство на суде.

Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять, т. е. многоглаголание исходит из тщеславия, а тщеславие – это проявление гордости.

К греху ложного свидетельства на суде относятся:

а) обвинение невиновного;

б) оправдание виновного;

в) запирательство в совершении преступления;

г) перекладывание своей вины на другого;

д) принятие на себя чужой вины.

 

§ 4  Добродетель неосуждения

В житии святого преподобного Виталия повествуется о том, как 60-летний монах Виталий прибыл в Александрию и начал там жить «человеком на соблазн». Днем он нанимался на работу, а ночью ходил в дома падших женщин. Отдав блудницам заработанные за день деньги, преподобный умолял их оставить порочную жизнь и всю ночь молился за них. Жители же города ежедневно укоряли его, не зная о настоящей цели его посещений. Донесли даже патриарху о поведении святого Виталия. Патриарх Иоанн Милостивый не поверил доносам и не стал осуждать преподобного. Когда же святой умер, его нашли стоящим на коленях, а в  руке была хартия с надписью: «Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия»[3].

 

[1] Св. Иоанн Златоуст. Беседа 23 на Евангелие от Матфея (Мф 7:1). § 2

[2] Скитский патерик. М., 2001 г. Не суди ближнего, не осуждай его

[3] Четьи-Минеи. 22 апреля

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Нравственное богословие | Добавил: Alexandr_K (10.09.2009) | Автор: Георгий Меликян
Просмотров: 2213
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024