Глава 9.
Девятая заповедь
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
(Исх 20:16).
§ 1 Грех клеветы
«Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1Петр 3:10).
Клевета
– это ложь, порочащая другого человека. Слово «дьявол» в переводе
означает «клеветник», и человек, согрешая клеветой, уподобляется
дьяволу. Святой Антоний Великий в своем «Слове о смирении» приравнивает
клеветника к убийце. Каким же образом должен реагировать христианин на
клевету в свой адрес? Заслуживаем ли мы того, чтобы на нас клеветали,
наговаривали и вообще совершали что-либо негативное по отношению к нам?
Вполне
возможно, что мы этого заслуживаем. Нужно обратить внимание на наши
некогда совершенные недостойные поступки и сравнить с напраслиной,
которую на нас возводят. Клевета обычно бывает намного проще когда-то
сделанных нами грехов, т. е. мы бываем достойны еще большего порицания.
А если кто-то из нас чист перед Богом, не имеет за собой серьезных
проступков, то нужно благодарить Господа за все и молиться за обижающих
нас. «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим» (1Кор
4:12).
§ 2 Грех осуждения
«Не
судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете
судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:1-2).
«Спаситель
не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного
глаза, и тогда уже исправлять согрешения других… Посему, если ты судишь
других, желая им добра, то прежде пожелай его себе. Если же не радишь о
самом себе, то, очевидно, что и брата своего судишь не из
доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его. Если
же и должно быть ему судиму, то пусть его судит тот, кто ни в чем
подобном не согрешил»[1].
«Авва
Агафон, кода видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению,
говорил самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же!» И помысл его
успокоивался»[2].
§ 3 Прочие грехи против девятой заповеди
К
грехам против девятой заповеди относятся привычка спорить,
подслушивание, подсматривание, расспрашивание с любопытством,
многоглаголание и ложное свидетельство на суде.
Многоглаголание
есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя
выставлять, т. е. многоглаголание исходит из тщеславия, а тщеславие –
это проявление гордости.
К греху ложного свидетельства на суде относятся:
а) обвинение невиновного;
б) оправдание виновного;
в) запирательство в совершении преступления;
г) перекладывание своей вины на другого;
д) принятие на себя чужой вины.
§ 4 Добродетель неосуждения
В
житии святого преподобного Виталия повествуется о том, как 60-летний
монах Виталий прибыл в Александрию и начал там жить «человеком на
соблазн». Днем он нанимался на работу, а ночью ходил в дома падших
женщин. Отдав блудницам заработанные за день деньги, преподобный умолял
их оставить порочную жизнь и всю ночь молился за них. Жители же города
ежедневно укоряли его, не зная о настоящей цели его посещений. Донесли
даже патриарху о поведении святого Виталия. Патриарх Иоанн Милостивый
не поверил доносам и не стал осуждать преподобного. Когда же святой
умер, его нашли стоящим на коленях, а в руке была хартия с надписью:
«Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет
Господь, Праведный Судия»[3].
[1] Св.
Иоанн Златоуст. Беседа 23 на Евангелие от Матфея (Мф 7:1). § 2
[2]
Скитский патерик. М., 2001 г.
Не суди ближнего, не осуждай его
[3]
Четьи-Минеи. 22 апреля
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|