Глава 7.
Седьмая заповедь блаженства.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими
(Мф 5:9).
Каким образом мы можем творить мир?
Во-первых,
каждый из нас не должен позволять страстям возмущать себя и стараться
всячески соблюдать себя в мирном расположении, как заповедует апостол:
«Будьте в мире между собою» (1 Фес 5:13); и «Бог любви и мира будет с
вами» (2 Кор 13:11). Все ссоры, раздоры и разногласия между людьми
происходят оттого, что мы всё ещё не научились удерживать порывов
страстей в своём сердце, т.е. не научились быть мирными.
Во-вторых,
умиротворяя себя, мы должны поступать со всеми дружелюбно, не подавать
причины к несогласию и всеми силами предотвращать его. Например, если
произошло несогласие из-за оскорбления в наш адрес или из-за
посягательства на нашу собственность, - используя все доступные меры,
необходимо прекратить несогласие, хотя бы при этом нужно было
пожертвовать и чем-либо принадлежащим нам.
В-третьих, мы должны быть миротворцами и относительно наших ближних, примирять враждующих.
К
некоторому старцу пришёл незнакомый человек и сказал: «Я и брат мой
друг с другом поссорились, но, к несчастью, он не хочет примириться,
хотя я всеми силами стараюсь о том. Человек Божий, сделай милость,
уговори его!» Старец с радостью принялся за дело и уже почти добился
своего, как не согласившийся на примирение брат сказал: «Не могу
примириться, ибо крестом поклялся вечно враждовать на него». Тогда
старец, улыбаясь, сказал ему: «Клятва твоя имеет такую силу:
«Сладчайший Иисусе! Заклинаю себя крестом Твоим, что не буду исполнять
Твоих заповедей и хочу повиноваться воле врага Твоего Диавола». Друг
мой! Не только должно отвергнуть то, на что мы в злой час решились, но
должно раскаяться в этом: должно сокрушаться о том, в чём против души
своей согрешил. Если бы Ирод раскаялся, а не поступил по своей клятве,
он не сделал бы величайшего в свете зложелания – не умертвил бы
Предтечу Христова». Выслушав эти слова из уст старца, незнакомец в тот
же час примирился со своим братом [1].
Какие же есть средства для достижения мира между людьми?
1. Молитва.
«Любите
врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим
вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44).
Молитва
благотворна для самого молящегося, т.к., молясь Богу о прощении греха
враждующим, христианин погашает и последние искры озлобления и
недоброжелательства, какие могут скрываться в сердце его. Благотворна
молитва и за враждующего, т.к. в таком состоянии он является страждущим
духом и ему необходимо исцеление через вразумление от Бога.
2. Благотворение.
«Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его» (Рим 12:20).
Святитель
Тихон Задонский имел обыкновение утолять злобу своих безрассудных
врагов предложением им в виде подарка чего-либо питательного, например,
чая.
3. Удаление от споров.
Споры
зачастую нарушают мир в душе. Например, старец Силуан Афонский никогда
не спорил. Вот как отзывался о преподобном Силуане афонский монах
Трофим: «Я всегда любил его и радовался, встречаясь с ним, но мне
казалось, что слишком прямо говорит он с Богом, и я, правду сказать,
боялся за него». – «Как же он говорил, что вы боялись за него?» - «Он
хоть очень просто, но как-то так смело и дерзновенно говорил о молитве
и о Боге, как о родном Отце, что я, бывало, останавливал его и говорил:
«Перестань, отец…» Мне казалось, что он потерял страх Божий». – «А
когда вы его останавливали, то как он отвечал?» - «Он всегда был
ровный. Остановлю, и он замолчит». – «А сердился ли он, когда вы его
останавливали?» - «О нет! Он был мягкий человек. И не помню, чтобы он
когда-нибудь рассердился» [2].
4. Смирение перед враждующим.
Авва
Павел Космит и Тимофей, брат его, живя в скиту вместе, часто между
собой спорили. Наконец авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить
так?» На это брат Тимофей отвечал ему: «Сделай милость, когда я буду
оскорблять тебя, потерпи меня, а я буду терпеть, когда ты станешь
оскорблять меня». Поступая так, они были мирны и покойны в остальные
дни свои [3].
Один
инок, оскорблённый братом, пришёл к нему для примирения, но тот даже не
открыл дверей. Отвергнутый, инок пошёл после этого к одному опытному
старцу и рассказал ему об этом. «Знаешь ли, - сказал старец, - … ты,
идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно
обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против
тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него,
а не он против тебя, - себя обвини, а его оправдай». Инок сделал по
совету старца, пошёл к своему брату и … не успел толкнуть двери, как
тот отворил их тотчас и встретил его с распростёртыми объятиями [4].
5. Предварительное приготовление себя к перенесению вражды.
Перед
смертью аввы Романа собрались к нему ученики его и спрашивали: «Как нам
после тебя управляться?» Старец отвечал им: «Знаю, что никому из вас я
не поручал никакого дела, если прежде не положил в уме своём не
гневаться, когда слово моё не будет исполнено. Таким образом всё время
наше мы прожили в мире» [5].
Апостол
Павел в послании к Римлянам призывает христиан быть «в мире со всеми
людьми», но высказывается не в категоричной форме, а в условной: «Если
возможно с вашей стороны» (Рим 12:18). Он так говорит, потому что
прекрасно понимает, что абсолютный мир между людьми почти невозможен,
т.к. между людьми, стремящимися к благочестию, и людьми, творящими
беззаконие, всегда будут разногласия. Мир между благочестивым человеком
и нечестивым может быть восстановлен только в случае оставления
нечестивым своих греховных дел и обращения на путь правды и истины. Вот
как об этом рассуждает святитель Григорий Богослов: «Да не подумают,
будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить, ибо знаю, что
есть прекрасное разногласие и самое пагубное единогласие, но должно
любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Но когда
дело идёт об явном нечестии, тогда должно идти скорее на огонь и меч,
нежели приобщиться лукавого кваса и прилагаться к заражённым» [6].
Люди,
идущие по пути мира, уподобляются Самому Богу, т.к. Бог есть Бог мира
(1 Кор 14:33). Миротворцы уподобляются Богочеловеку Иисусу Христу,
примирившему людей с Богом, и за принесение мира на землю Господь
назовёт их «сынами Божиими» (Мф 5:9). «Господь потому и называет
миротворца сыном Божиим, что доставляющий спокойствие человеческому
обществу делается подражателем истинному Богу», - говорит святитель
Григорий Нисский.
[1] Протоиерей Григорий
Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды. VII заповедь блаженства, гл. 9, § 6
[2] Старец Силуан. Москва,
1991, часть I, глава XVI. Некоторые посмертные
отзывы о старце.
[3] Скитский патерик. Будь
миротворцем.
[5] Скитский патерик. Будь
миротворцем.
[6] Святитель Григорий
Богослов «Слово о мире».
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|