Сегодня: 29.03.2024, Пятница.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Риторика

Лекция 2. Возникновение и история риторики.

Лекция 2

Возникновение и история риторики

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления  знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р.Х. рабовладельческой демократии – социального  строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку.

В V веке до Р.Х. появились софисты (в переводе – мудрецы) – философы-просветители и платные учителя риторики. Обладая даром слова, развитой культурой мышления, практическим опытом подготовки и произнесения речей, софисты обучали своих подопечных умению мыслить и говорить. При обучении они использовали такие приемы, как наблюдение за выступлениями наиболее опытных ораторов, анализ удач и поражений, организовывали словесные баталии, состязания в остроумии. Заслуга софистов  в том, что они проводили практические занятия по подготовке молодежи к жизни и деятельности  в качестве профессиональных риторов, а также в том, что они разработали основы теории красноречия, определили содержание обучения риторике. Добиться убедительности, как считали софисты, можно искусно составленной речью, для чего следует использовать различные приемы: выбирать оптимальную длину речи и фразы, заботиться о благозвучии, пользоваться специальной лексикой, украшать речь, используя, например, метафору, антитезу, аллегорию и т.п.

Софисты считали, что дар красноречия не дается человеку при рождении, а приобретается в учении и труде («поэтами рождаются, ораторами – становятся»). При обучении основное внимание уделяли составлению речей, искусству спора, упражняли память, а также изучали литературу, историю для того, чтобы иметь материал к победе в споре. Речи учителей-софистов Горгия, автора одного из первых учебников красноречия, Продика, Протагора и других являются образцовыми и в наше время. Сохранилась и терминология, предложенная софистами. Во времена софистов риторика была «царицей всех наук».

Вместе с тем, однако, большим недостатком софистической школы следует считать самую её основную задачу, сформулированную одним из известнейших софистов, Протагором, следующим образом: наихудший аргумент необходимо представить как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде. Известно, что Протагор сам и оказался жертвой «софизма Эватла»:

 

В Древней Греции существовали школы софистов, где молодые люди могли обучаться красноречию, ораторскому искусству и юридическим наукам.

Рассказывают, что к одному учителю-софисту Протагору однажды явился юноша по имени Эватл и обратился к учителю с просьбой сделать из него хорошего оратора, так как он жаждет выступить в каком-нибудь судебном процессе в качестве защитника или обвинителя.

По заключенному между ними договору Эватл должен был заплатить за обучение 10 тысяч драхм только в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. В случае проигрыша первого судебного дела он вообще не был обязан платить.

Однако, закончив обучение, Эватл не стал участвовать в судебных тяжбах. Как следствие, он считал себя свободным от уплаты за учебу. Это длилось довольно долго, терпение Протагора иссякло, и он сам подал на своего ученика в суд. Таким образом, должен был состояться первый судебный процесс Эватла.

Протагор привёл следующую аргументацию: «Каким бы ни было решение суда, Эватл должен будет заплатить. Он либо выиграет свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит по договору, если проиграет, заплатит по решению суда».

Эватл возражал: «Ни в том, ни в другом случае я не должен платить. Если я выиграю, то я не должен платить по решению суда, если проиграю, то по договору».

 

За пренебрежение к истине школу софистов подверг критике Сократ (470-399 гг. до Р.Х.), считавший истину божественной мерой всех вещей. Сократ строил свою преподавательскую деятельность (он учил мыслить, доказывать, говорить) на устном слове. В историю эта форма вошла под названием «сократовой беседы» («сократической беседы»). Искусство Сократа состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном итоге привела учеников к нахождению истины. Системой вопросов и ответов Сократ заставлял их убедиться в том, что даже непреложная на первый взгляд истина требует глубокого осмысления.

Мысли Сократа записал его ученик Платон (427-347 гг. до Р.Х.). По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины, которую надо постичь и составить о ней мнение. А внушить это мнение другим людям можно только тогда, когда  узнаешь душу человека. Платон основал Академию, в которой риторике отводилось особое место. Она считалась царицей всех наук, а овладение ею – высшей степенью образованности.

Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384–322 гг. до Р.Х.), основавшему Ликей, где ведущими предметами были философия и риторика. Свои взгляды по теории красноречия Аристотель изложил в книге «Риторика». В ней  он дает уже упомянутое нами выше определение риторики как способности «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета...». Определив цель, автор переходит к способам постижения науки. Он показывает, что для успеха речи важны следующие компоненты: характер самого говорящего, особенности слушателей и качества речи. Таким образом, Аристотель выводит триаду: отправитель речи – сама речь – получатель речи. Главным достоинством речи, по Аристотелю, является ясность. Большое внимание в  книге уделяется технической стороне речи: происхождению способов убеждения, сущности и особенностям стиля речи, её композиции.

Идею о том, что ораторскому мастерству можно научиться, доказал примером своей жизни Демосфен (384–322 гг. до н.э.). Ценой неустанного труда и собственных усилий он преодолел свои физические недостатки. С помощью наблюдений за выступлениями опытных ораторов, анализа речей и бесед ему удалось исправить ошибки своих первых выступлений. Историки пишут о приёмах работы над техникой речи, изобретённых Демосфеном: о подражании при постановке звуков (например, звук «р» отрабатывается при подражании рычащему щенку), о декламации перед зеркалом, о развитии «долгого» дыхания путем физических упражнений (например, бега, подъема на гору), об укреплении мышц речевого аппарата и улучшения дикции (известна история о тренировке Демосфеном губ и языка с помощью морской гальки, которой он набивал себе рот и произносил речи бурлящему морю) и др.

Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особенного расцвета во время могущества Римской республики. Во II в. до Р.Х. в Риме существовали грамматические школы для мальчиков, проходивших курс гуманитарной подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора. Обучение строилось в несколько этапов: в школе литератора обучали чтению; в школе грамматиста – письму; а на высшей ступени – в школе ритора – прививали навыки красноречия, осваивали теорию, упражнялись в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы, общественной жизни.  

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима считается творчество Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до Р.Х.). Взгляды на риторическую науку Цицерон изложил в книгах «Об ораторе», где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут, или О знаменитых ораторах» – история красноречия, «Оратор», в которой рассматриваются вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления.

В трактатах разработана программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «...хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней». Полезным он считал и переложения текстов с греческого языка, сам занимался ими, причём брал для перевода не только общеизвестные слова и выражения, но и изобретал свои, более изысканные. Подчёркивая значение практики для становления оратора, Цицерон считал, что чем больше жизненных ситуаций пройдёт оратор, тем больше будет развиваться его мастерство: «...слово должно выйти из укромной обстановки домашних упражнений и явиться в самой гуще борьбы, среди пыли, среди крика, в лагере и на поле судебных битв...».

Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении «Риторические наставления» Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.). В его риторической школе широкое общее гуманитарное образование сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времён античного классицизма. Наследие Квинтилиана содержит тщательный анализ теоретического и практического красноречия, мысли о воспитании оратора, рекомендации для чтения произведений. Автор намечает пути развития ораторских качеств: «...приобретение запаса лучших выражений сообразно предписанным заранее правилам, образование слога, путем продолжительных и добросовестных стилистических упражнений, причем даже то, что случайно сходит с пера, должно носить характер написанного, и, наконец, долгие устные беседы при долгих письменных работах, – лёгкость дают преимущественно привычка и практика».

По мнению Квинтилиана, хорошего оратора отличает как умение чётко и ясно говорить, так и красота и изящество речи. Значительно подробнее, чем предыдущие теоретики, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логике выступления и путях украшения речи, даёт советы по улучшению техники речи, развивает мысли о значении жестов, мимики, телодвижений в ораторской практике.

В Средневековье в странах Западной Европы происходило переосмысление античного ораторского искусства. Церковная гомилетика вытеснила все виды ораторской речи. Эпоха Ренессанса возродила риторическую науку и ораторское искусство в Германии, Англии, Италии, Испании и других европейских странах.

 

РИТОРИКА В РОССИИ

 

Кратко об истории риторики в России.

Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. Риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и  Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось  освоение книжности, а с ней и  сущности риторики как науки.

Широкую известность на Руси получили «Слова» известного византийского ритора Иоанна Златоуста (347–407), которые входили в состав сборников «Златоструй», «Златоуст» и служили образцами для подражания. В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор,  риторика, ветия, ветийство, хитростное глаголание. Это говорит о том, что уже в то время правилам построения речи уделялось самое серьёзное внимание. На Руси в то время были распространены два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи (например, «Поучения» Владимира Мономаха). По всем правилам риторической науки построено «Слово о законе о благодати» митрополита Илариона, которое не уступает трудам византийских ораторов.

До принятия христианства на Руси не было книжного учения, так как его необходимость отрицало язычество. Вместе с принятием христианской веры Русь заимствовала и византийскую систему образования. Так же, как и в Византии, на Руси в рамках «учения книжного» был известен тривиум (диалектика, грамматика и риторика), причем риторика рассматривалась как высшая наука. Ученики усваивали правила речевого поведения, которым надо было следовать в соответствии с нормами христианской этики. Изречения о житейской мудрости содержались в сборнике «Пчела», почти половина из них относятся к правилам практической риторики.

В XVII веке при монастырях появились первые московские школы «повышенного» типа. Лучшие ученики таких школ поощрялись: им давалось право произнести речь перед патриархом. Открывались и светские школы, обучение в которых сводилось к изучению классических языков (греческого и латинского), риторики, грамматики и некоторых других наук.

В 1620 году на Руси появляется первый учебник риторики, в основу которого положен перевод труда немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560). Переводчик, предположительно вологодский митрополит Макарий, даёт обоснование риторике: обучение «добрословию» является одним из путей к достижению правильной и полезной жизни. С развитием просвещения появилось множество учебников риторики на латинском или церковнославянском языках.

Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744 г. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное». Издание встретило отпор академиков, предлагавших сделать перевод на латинский язык. Автор не только не сделал этого, но и подготовил в 1748 г. новую работу – «Краткое руководство к красноречию». М.В. Ломоносов дал определение красноречия и оратора: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить. Кто в сей науке искусен, тот называется ритор».

Ломоносов, рассматривая проблему подготовки оратора, говорит, что для красноречия необходимы дарования душевные (острый ум и память) и телесные (хорошие физические качества), а также знание теории, в частности, элементов и структуры публичной речи, знание «нравов человеческих», упражнения в подражании авторам. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов.

По проекту Ломоносова в 1755 г. создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.

В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей.  Н.Ф. Кошанский, чья «Риторика» выдержала 11 изданий, считал, что обучение риторике решает не только практические, но и глубокие развивающие задачи: через обучение изобретению речи развиваются все способности ума, а изящное выражение мыслей воспитывает любовь к благородному и прекрасному. Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, размышление и упражнения. Не менее популярна в XIX веке была и «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», написанная А.Ф. Мерзляковым. В книге содержатся наставления о сочинении писем, речей, ведении разговоров, рассуждений, составлении истинных или вымышленных историй, учебных книг. В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Автор считал, что «основания красноречия суть страсти», и рассматривал значение композиционных элементов речи для возбуждения страстей (например, введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить». 

Большое значение для развития риторики в России имела судебная реформа 1864 года. В результате реформы судебный процесс стал открытым, гласным, состязательным, учреждена адвокатура, и, как следствие, появилось заметное число талантливых судебных ораторов. Среди них прокурор и судья А.Ф. Кони, адвокаты Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов и многие другие. Их речи отличались глубиной содержания, изысканностью формы и отточенностью слога. Многие из них не только занимались практикой судебного красноречия, но и внесли вклад в развитие теории риторики.

Во 2-й половине XIX века многие общественные и политические деятели критикуют официальное красноречие и риторику. После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях. Интерес к риторике в нашей стране возрождается лишь в 90-е годы XX века, что связано с изменением социально-политических и экономических условий жизни общества, новым отношением к человеку как индивидуальности, неповторимой личности и развитием наук, которые занимаются исследованием речи с разных позиций.

 

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Риторика | Добавил: о_Евгений (07.09.2010) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 61382 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1 NZaikov  
0
*** Вместе с тем, однако, большим недостатком софистической школы следует считать самую её основную задачу, сформулированную одним из известнейших софистов, Протагором, следующим образом: *** -

Это - следствие, основной недостаток, опять же по Протагору, отрицание объективной реальности:
"Человек мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют."
Таким образом, под "грязную риторику" подводилась оправдывающая ее философская база - субъективный идеализм, которая не запрещала заниматься обманом слушателей, не видела в нем греха. И не будет преувеличением сказать, что софистика привела Афины в 5 в до н.э сначала к нравственному, а затем и к политическому кризису, поскольку принятие решений народным собранием Афин происходило чаще благодаря достигнутому красноречивыми ораторами эмоциональному эффекту, чем здравому смыслу.
Соответственно, в то время как Сократа еще Иустин Философ называл "суть христианином", а в дальнейшем всвязи с ним возник термин "христианин до Христа", софисты - публика из диаметрально противоположного лагеря. Климент Александрийский в "Строматах" подчеркивал это постоянно. У Гете Фауст говорил Мефистофелю: "Ты, как всегда, софист и лжец".

*** После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях.*** -
Есть, тем не менее, неплохая книга советского периода: С.И. Поварнин. Искусство спора.
http://lib.aldebaran.ru/author/povarnin_sergei/povarnin_sergei_iskusstvo_spora/


2 о_Евгений  
0
А где формулировка Протагора?

"После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях" (с) - Будем по мере сил и способностей ликвидировать последствия октябрьского переворота... smile


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024