Лекция
№ 5.
Изложение – основной элемент
расположения
Изложение
- часть высказывания, назначение
которой состоит в представлении фактического материала. Самыми сильными
доводами, как известно, являются факты («факты – вещь упрямая»), поэтому
изложение занимает особое место в
композиции произведения.
Главное правило расположения изложений
состоит в том, что чем более значительными и неоспоримыми представляются факты,
тем ближе к началу речи помещается
изложение. Если же излагаемые факты подлежат обсуждению с точки зрения их значимости или достоверности, то и
само изложение помещается ближе к концу высказывания.
Строение изложения весьма сложно. Во-первых,
изложение строится в формах повествования,
описания и объяснения. Во-вторых, последовательность изложения отражает
структуру индуктивного (индукция - метод мышления, при котором из частных суждений выводится
общее) или дедуктивного (дедукция
- метод мышления, при котором новое
положение выводится чисто логическим путем из предшествующих) умозаключения,
причем оба способа могут сочетаться. В-третьих, в построении изложения особую
роль играет выбор слов и речевых приемов, отражающих отношение говорящего к
сообщаемым фактам.
Повествование - словесное
изображение последовательности взаимосвязанных событий, составляющих конкретный
факт.
Предмет повествования - действие, поэтому
обозначение действия является смысловой основой повествования.
Повествование строится от первого или не-первого
лица - в нём выражается отношение говорящего к предмету речи. Существует общая
конструкция повествовательного текста, называемая сюжетом, которая
образует его смысловую цельность и завершённость.
Повествование есть «рассказ о событиях в последовательном порядке»:
факт, о котором повествуется, раскладывается в последовательную цепочку отдельных
«атомарных» событий. Такая цепочка выделенных и изображаемых событий называется
фабулой. Но факт не сводится к фабуле. Из фабулы, как из строительного
материала, воздвигается здание сюжета, который представляет собой оценку и распределение фабульных событий с
точки зрения их значения для внутреннего единства и осмысления факта, о котором
идёт речь в повествовании. Элементы сюжета: экспозиция (представление
действующих лиц, проблемы и исходной ситуации), завязка (образование проблемы),
нарастание действия (столкновение позиций и усиление напряжения), кульминация
(момент максимальной напряженности), развязка или кризис (разрешение
проблемы). По наличию этих элементов в тексте всегда можно определить,
завершено повествование или нет.
Составляя повествование, автор движется от
факта к сюжету, а от сюжета - к фабуле, разрабатывая фактический материал и
организуя его систематическое и последовательное представление.
Описание - словесное изображение
предмета мысли. Предмет описания обозначается именем и предстаёт как
индивидуальный цельный завершённый образ, который проявляется в признаках,
выделяющих и обособляющих изображаемый предмет и делающих его сопоставимым с другими подобными.
Описание может строиться или от частного -
последовательного представления частей предмета, к общему - единому образу или
назначению предмета, или от общего к частному, то есть от единого образа,
который предстаёт как характеристика или определение, к его частям.
При построении описания изображаемый
предмет должен представляться органично и правдоподобно.
Органичность - соответствие описания
восприятию изображаемого предмета.
Правдоподобие - соответствие описания опыту
читателя, которое позволяет воспринимать описываемый предмет как действительно
существующий или возможный.
Кроме органичности и правдоподобия, хорошее
описание отличается интересом и информативностью.
Интерес создаётся в основном движением
мысли от известного к такому неизвестному, которое представляется ценным
получателю речи.
Информативность - новый взгляд на известный
предмет, открывающий в нём нечто значительное. Основными приёмами создания
информативности описания являются изменение плана и перспективы. Представление
новизны возникает обычно не от предмета описания как такового, но от оригинального
взгляда на предмет.
Построение описания.
В первую очередь нужно максимально ясно и
отчётливо представить в зрительном
воображении предмет описания как целое на фоне окружения, переходя затем к
воображению его частей.
Затем определяется содержание описания -
рассматриваются внешние и внутренние характеристики предмета: место, положение,
состояние, действие, порядок, части предмета в отношении к целому и отбираются
наиболее важные части с точки зрения задачи описания. Для характеристики
предмета находятся его отличительные и переменные признаки, которые отражают
индивидуальные свойства данного предмета, его качественные и количественные особенности.
Далее подбираются словесные характеристики
элементов описания, при этом основное внимание уделяется эпитетам и общим
обозначениям действий и состояний. Эпитеты должны создавать максимально
конкретный чувственный, в первую очередь
зрительный, воспроизводимый воображением
образ предмета.
Порядок рассматривания предмета в
воображении играет важную роль в описании: воображаемый предмет движется
относительно зрителя (или зритель относительно
предмета) таким образом, в таком плане и в таком темпе, что видно
осмысленное строение и соотношение
частей предмета, и это движение отображается словом.
Рассмотрим пример описания:
НАЛИМ - это единственный
пресноводный представитель целого отдела рыб - безколючих, к которому относятся
треска, навага и другое семейство - камбалы. Из последних, впрочем, один вид,
Platessa flesus - камбала, встречается и в Ладожском озере, входит в устья Невы
и других рек, а в Северной Двине и в Висле поднимается, по-видимому, очень
высоко.
По своему наружному виду налим
имеет некоторое, хотя и довольно отдаленное, сходство с сомом. Голова у него
очень широкая, сильно приплющена, как у лягушки, на подбородке находится
небольшой усик; глаза малые, пасть широкая, усаженная очень мелкими
многочисленными зубками, вроде щетки, и верхняя челюсть несколько длиннее
нижней. Грудные плавники короткие; два первых луча брюшных, находящиеся впереди
последних, вытянуты в нитевидные отростки; спинных плавников два и короткий
передний близко примыкает ко второму, который простирается до закругленного
хвостового плавника; последний имеет очень большое количество лучей (36-40) и
соединен с заднепроходным, тоже очень широким. Все тело покрыто очень мелкими,
нежными чешуйками, которые сидят глубоко в коже, притом покрытой обильной
слизью, почему налима весьма трудно удержать в руках.
Цвет тела налима зависит от
качества воды и весьма разнообразен; обыкновенно же вся спинная сторона, равно
как и плавники, на серовато-зеленом или оливково-зеленом фоне испещрены
черно-бурыми пятнами и полосками, брюхо и брюшные плавники остаются беловатыми.
Вообще, кажется, чуть не повсеместно отличают две породы, т.е. разновидности
налимов, одну пеструю, мраморную и другую совсем черную. По моим наблюдениям,
чем моложе налим, тем он темнее; самцы также темнее самок, но главное наружное
отличие между полами состоит в том, что у молочников голова относительно тоще,
а туловище тоньше. Кроме того, самцы вряд ли достигают половины веса самок и
гораздо многочисленнее.
Приведённое описание по назначению является
учебным, поэтому в нём максимально соблюдены требования точности, ясности,
полноты, последовательности и наглядности.
-
Точность описания проявляется в тщательном отборе словесных
характеристик данных о предмете, в отнесении предмета описания к родовой
категории, в нахождении необходимых
сравнений и в указании признаков, по которым предмет описания может быть легко
отождествлён и различен с подобными.
-
Ясность проявляется в отборе словесных средств, которые исключают
двусмысленность выражений.
-
Полнота проявляется в том, что описание является
исчерпывающим: сообщаются необходимые и
достаточные данные о предмете таким образом, что предмет представлен как целое
и в соотношении своих основных частей.
-
Наглядность описания проявляется в том, что автор создаёт
запоминающийся образ предмета, используя конкретные характеристики. Но самое
главное в том, что последовательность описания строится так, как будто читатель
держит в руках налима, последовательно разглядывая его от головы через брюхо к
хвосту и затем через спину опять к голове, затем обращает внимание на общий вид
и свойства рыбы - форму тела, чешую и слизь, после чего переходит к
сопоставлениям разновидностей налимов.
-
Последовательность проявляется в правильном расположении описания: оно
начинается с общего - отнесения вида к роду и с указания на распространение
рода; затем автор последовательно переходит к частному - строению тела налима,
его окраске и завершает описание указанием на половые, возрастные различия и разновидности налимов.
Последовательность описания может быть от
общего к частному (деталям), от частного (деталей) к общему, но наилучшим
является смешанное построение: от общего к деталям, а затем опять к обобщению.
Именно такое построение и использует автор текста про налима Л.П. Сабанеев
(известный зоолог, натуралист,
популяризатор и организатор охотничьего и рыболовного дела (2-я половина XIX века).
Виды описания: 1) портрет
- словесное
изображение личности; 2) характеристика
- представляет собой систематическое перечисление качеств или свойств предмета
мысли с целью представления его структуры и сопоставительной оценки. Предметом
характеристики может быть как индивидуальный объект, так и класс объектов; 3) Реферативное описание представляет собой изложение системы
взглядов или теории, позволяющее составить объективное суждение о ней на основе
данных, которые приводятся составителем реферата. Поэтому в реферативном
изложении особенно важны отбор и точное представление данных, а не композиция.
Реферативное описание представляет собой
компрессию (сжатие при сохранении основного содержания) источника и должно
удовлетворять следующим минимальным условиям:
- отражать основные понятия источника,
которые выражены терминами или свойственными источнику специфическими
оборотами; это значит, что автор реферативного описания ясно представляет себе
систему понятий и категорий источника и стремится не заменять свойственные источнику обороты речи своими, а при
необходимости сохраняет специфический термин, толкуя его значение;
- отражать
главные положения и выводы источника в том виде, в каком они объективно в нём
представлены, максимально близко к тексту, ничего не примышляя от себя, но при
необходимости лишь сокращая избыточные выражения и обороты;
- отражать композицию и членение (на главы,
разделы и т.д.) источника, полностью воспроизводя его смысловую структуру;
- не подменять изложение содержания его
оценкой или собственной интерпретацией, используя при изложении максимально
нейтральные языковые средства;
Таким образом, реферативное изложение
представляет собой как бы уменьшенную в несколько раз наглядную модель
источника, которая сохраняет его строение и пропорции.
Реферат, исполнение которого предполагает
анализ множества источников и последовательное изложение системы взаимосвязанных
положений и категорий, называется аналитическим разбором, или аналитическим
изложением.
Аналитическое изложение является почти
обязательной частью любой работы на соискание ученой степени - дипломного
сочинения, диссертации, научного доклада. Но оно часто необходимо в критических
и полемических, например апологетических сочинениях, так как основательная
критика требует ясного представления того, что именно и почему
критикуется.
Аналитический разбор - самый сложный вид
описания, так как он требует профессионального владения материалом и
внимательного изучения источников.
Объяснение представляет собой
сообщение мыслей автора о предмете речи, толкующих изложенные факты,
раскрывающих их содержание или выражающих отношение к ним автора.
Объяснение является самой распространённой формой
речи, поэтому на его построение как композиционно-речевой конструкции редко
обращают специальное внимание, но на самом деле объяснение достаточно сложно,
так как представляет собой не просто речь о предмете, но содержит такое истолкование высказываний, которое делает их понятными
и осмысленными.
Нижеследующие принципы являются в той же
мере техническими, в какой и этическими, потому что нарушение их влечёт за
собой неясность и непоследовательность объяснения и недоверие аудитории к ритору.
1) неизвестные
или неясные аудитории факты и понятия приводятся к принятым понятиям и фактам, известным
и усвоенным ею.
2) позиция,
с точки зрения которой толкуются факты или события, должна быть совершенно
ясной, понятной и осознанной самим толкователем и должна быть выражена им
прямо, последовательно и бескомпромиссно.
3) само
объяснение, толкующее факты, должно быть отделено от их изложения -
повествования и описания. Причём объяснение предлагается, но не навязывается
аудитории, и каждый читатель или слушатель может свободно принять или не
принять его.
Изложение как целое.
Как было отмечено выше, изложение как часть
высказывания, в которой сообщаются факты, подтверждающие главное положение,
должно содержать в себе наиболее сильные и убедительные аргументы. Эти
аргументы, однако, предстают, по выражению Аристотеля, как «нетехнические»,
поскольку они не содержат рассуждения в виде явных умозаключений.
На самом деле, изложение фактов
подразумевает, что такое умозаключение делает аудитория: ритор при этом либо
прямо заявляет о своей позиции, либо она подразумевается, и аудитории
предлагается присоединиться к позиции ритора на основе фактов, изложенных под
определённым углом зрения, если само изложение представляется ей
удовлетворительным.
Итак, изложение может включать в себя все
композиционно-речевые конструкции (описание, повествование, рассуждение,
определение, объяснение, побуждение), расположение которых в составе изложения
подчиняется требованиям целесообразности и логики.
Общие рекомендации.
- изложение должно
быть правдоподобным. Это значит, что из состава данных, соответствующих
действительности (а не вымышленных), отбираются и представляются те факты и в
такой форме, чтобы изложение не вызывало сомнений в реальности приводимых
данных.
- изложение должно
быть приемлемым. Факты, которые приводятся в изложении, и выражения,
которые используются для изображения фактов, должны тем или иным образом
соответствовать нравственному чувству аудитории.
- изложение должно
быть ясным. Слова и фразы, которые использует автор, должны быть знакомы
аудитории.
- изложение должно
быть интересным. Излагая факты, автор переходит от более известного
аудитории к менее известному.
- изложение должно
быть последовательным. Факты должны быть организованы в определённом
смысловом порядке и не должны повторяться.
- изложение должно быть завершённым. Сообщаемые и
изображаемые факты и события характеризуются единством предмета изложения;
изложение завершается выводом или объяснением.
Скачать этот материал: |
| Архив: *.rar |
Документ: *.doc |
Категория: Риторика | Добавил: о_Евгений (29.11.2010)
| Автор: о_Евгений
|
Просмотров: 6867
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|