Сегодня: 25.04.2024, Четверг.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
История Православной Церкви [28]
Нравственное богословие [29]
Сравнительное богословие [6]
Риторика [15]
Сектоведение [14]
Введение в миссиологию [0]
Принципы и методы миссионерской деятельности [0]
Психология [2]
Педагогика [0]
История Христианского Искусства [3]
Литургика [0]
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обратная связь
Ректор:
446773905
vitalij-kovalenko
vitalijcool@gmail.com
Главная » Статьи » Лекции » Сектоведение

Лекция 3. Христианство и секты (часть 1)

Лекция № 3

 

Христианство и секты

 

 

Отношение Православной Церкви к сектам

 

 

Ещё находясь в своей исторической колыбели, Церковь Христова начала сталкиваться с проблемой сектантских движений. Уже в апостольские времена появляются лжеучителя, трактующие учение Христа особым образом, отличным от апостольской традиции. Спустя некоторое время после того, как Господь посеял доброе семя Своего учения, на ниве Христовой  стали произрастать также плевелы и сорные травы –  секты и ереси. «Господин! Не доброе ли семя ты сеял на поле своем? Откуда же на нем плевелы?... Враг человека сделал это», - говорит Сам Христос в Своей притче (Мф.13:27-28). Как на протяжении всей истории Церкви враг рода человеческого пытается исказить учение Христа, так служители Бога всегда противостоят этим попыткам. Эта борьба со временем меняет лишь форму, но в своей сути остается всё той же. Мы не будем ставить перед собой задачу подробного анализа и сравнения сект начала христианской эры с современными, заметим лишь, что многие современные сектантские доктрины имеют сходство с еретическими доктринами первых веков. Если подходить к этому вопросу с духовной стороны, то подобное положение вещей не должно нас удивлять, так как у истока современных сект  стоит тот же персонаж, который стоял и у истока ранних. 

Господь, наперёд зная о том, что против Церкви постоянно будет вестись духовная борьба, предупреждал  как  о самой борьбе, так и об особом её характере: «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф.24:11); «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф.7.15 -16).

Уже апостолы имели возможность убедиться в исполнении пророчеств Спасителя. Движимые Святым Духом, они также предупреждали христиан: «…и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси» (2Пет.2:1); «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1); «храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,  которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1Тим.6:20-21).

Зная, что люди слабы и склонны к различного рода прельщениям, а враг очень искусен, апостол Павел пишет: «…если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.  Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:8-9).

Сам Господь определил отношение к лжеучениям, этого же отношения придерживались и апостолы. В дальнейшем христиане также заботились о чистоте своего учения. Церковь неоднократно созывала соборы, которые должны были рассмотреть распространившуюся ересь и вынести свое суждение о ней. В этой борьбе Церковь явила немало исповедников и мучеников, поскольку еретикам иногда удавалось заручиться поддержкой государственной власти, и тогда православные христиане жестоко преследовались. Православная Церковь всегда старалась уберечь души своей паствы от разрушительного воздействия сектантских учений. Причина этой неустанной борьбы Церкви за чистоту веры заключается в связи догмата и мистики, догмата и спасения. В.Н. Лосский выразил эту мысль следующим образом: «Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с чисто духовной точки зрения, прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты мистического соединения с Богом»  («Очерк мистического богословия Восточной Церкви»).

О том, как нам, христианам, следует относиться к еретикам и сектантам, апостол Павел пишет: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (1Тим.3:14-15). Мы должны осознавать, что сектант – заблудшая овца стада Христова. Мы должны действовать в духе любви и увещевания, попытаться, насколько это в наших силах, помочь вызволить его из секты.

Для чего вообще нужно принадлежать к Церкви? Господь наш Иисус Христос создал Церковь, чтобы через Неё люди могли усваивать плоды Посредничества Иисуса Христа (воплотившегося Бога-Слова) между Богом-Отцом и грешным человечеством. Только в стремлении к Богу и единении с Ним возможно спасение, потому что Он есть «путь и  истина и жизнь» (Ин.14:6). Вне Церкви Христос пребывает как Владыка и Промыслитель твари, но только в Церкви Он является для нас Посредником воссоединения людей с Богом,  потому что Церковь – Тело Его, а Он – Её Глава. Именно поэтому только в Церкви осуществимо соединение со Христом и через это соединение – участие в благах Искупления человеческого рода. В Церкви пребывает Бог-Святой Дух, всех соединяющий со Христом и через Христа приводящий к Богу-Отцу. В Ней сохраняется и возвещается подлинное и чистое учение Христово, вследствие чего лишь в Церкви возможна правая спасительная вера во Христа, ведущая к соединению со Христом и Богом-Отцом, в Ней – истинные таинства, через которые низводится на верующих Дух Святой, в Ней – истинное руководство к спасению. Пребывая же вне Церкви, человек предоставлен собственным силам или, лучше сказать, собственной немощи в искании Бога.

Из необходимости для спасения принадлежать к Церкви следует то, что все отступники от Церкви сами себя лишают надежды на спасение, будучи самоосуждены: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,  зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10-11),  «Если Церкви не послушает, то да будет  тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Тех, кто проповедует противное Церкви учение, тем самым отсекая себя от церковного единства, апостолы называют лжеучителями, «…которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1), прельстителями, «…которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд.1:13). Тем более не может иметь надежды на спасение тот, кто, став сектантом, сознательно отверг Христа, «кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10:29).

Подводя итог всему вышесказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что Православная Церковь, в отличие, кстати, от самих сектантов, не выносит окончательного и безапелляционного суждения о спасении или вечной погибели тех, кто не принадлежит к Ней.  Мы не можем твёрдо и уверенно сказать, что спасутся только православные, а остальные погибнут. Нам неизвестен Суд Божий,  вопросы спасения лежат в ведении Бога, и Бог волен помиловать любого человека, живущего по совести (правда, можно ли это назвать полнотой спасения (даже если человек и умудрится прожить по совести до конца жизни и без Церкви, что весьма и весьма затруднительно) – это уже другой вопрос). Но мы можем сказать точно, что не спасётся тот, кто намеренно противостоит Церкви Христовой, тот, кто враждебно отвергает Христа, тот, кто противопоставляет себя Ему или совершает вероломную подмену, выдавая себя за Христа или за Его пророка, на самом деле являясь «волком в овечьей шкуре». Мы  констатируем, что Церковь – это единственный богоустановленный путь спасения, на котором Сам Бог является нашим Помощником, Покровителем и Путеводителем, вне же Церкви человек предоставлен самому себе. Уже в первые века христиане применяли к Церкви образ корабля, плывущего по волнам. Используя этот древний образ в контексте рассматриваемой нами темы, всякого, пребывающего вне церковного единства, можно аллегорически уподобить человеку, оказавшемуся за бортом бушующей стихии, где шансы на выживание ничтожно малы и где остаётся надеяться только на случайность. Здесь можно привести и другую аналогию: Церковь подобна стаду, Единственным Истинным Пастырем которого является Господь наш Иисус Христос. Люди, находящиеся вне Церкви, подобны овцам, живущим  автономно от своего стада и находящимся под постоянной опасностью быть съеденными рыкающим львом – дьяволом («дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8)); прельстившиеся же учениями лжепророков, подобны овцам, которые отошли от стада ради лучших лугов и трав, хотя это преимущество и является достаточно мнимым и сомнительным. Трудно спастись человеку, находящемуся в секте, где его духовно окормляет «слепой вождь», так как, «если слепой ведет слепого, то оба упадут  в яму» (Мф.15:14).

Таким образом, церковное сознание никогда не смирится с существованием сект и всегда будет, по мере возможности, им противостоять. По учению Церкви, источником и вдохновителем деятельности всех сект является дьявол, названный в Евангелии «князем мира сего» (Ин.12:31), именно поэтому большинство сект или, возможно, даже все, так или иначе склоняются к почитанию человека и земного царства, а не к почитанию Бога и ожиданию Царствия Небесного. Так, в некоторых сектах лидеров почитают богами, например, муниты – Сан Мен Муна, а другие секты делают акцент на царстве в этом мире, скажем, «Свидетели Иеговы», но ни одна тоталитарная секта не почитает превыше всего Бога.

 

Православие и секты: исторический обзор

 

 С самого своего основания Церковь вынуждена была отстаивать ту вероучительную истину, которую Ей вверил Господь Иисус Христос и Его ученики – апостолы. В то время ещё не существовало понятия «секта». Христиане разделяли окружающие их религии на язычество, иудейство и ереси (термин «секта», в сегодняшней трактовке, появился недавно, под влиянием западного богословия и начал использоваться в России для наименования ложных учений только с конца XVIII века. Лжеучения, возникшие ранее, (например, стригольников, жидовствующих,  Феодосия Косого)  в Русской Православной Церкви называли ересями. Сектами стали называть не только возникшие впоследствии в России еретические движения хлыстов, скопцов, духоборов, но и появившиеся в Российской империи с конца XVIII века течения меннонитов (одна из протестантских деноминаций) и распространившиеся со второй половины XIX века направления баптистов, адвентистов, евангелистов и др. Одной из причин применения такого наименования было то, что секты представляли собой меньшинство  по сравнению с господствующей Церковью, имеющей статус государственной). Тем не менее Вселенская Православная Церковь всегда боролась с различными проявлениями лжеучений. Самым главным и самым эффективным средством борьбы с ересями являлись церковные Соборы, причиной  созыва которых было, как правило, появление и распространение той или иной ереси. Также большое значение имели полемические сочинения, которые или предваряли Соборы, или расширяли их постановления. Вообще Церковь сформулировала догматы Своей веры в ответ на попытки исказить то, что передано нам Божественным Откровением («Если у черепах толстый панцирь, - значит, у кого-то слишком острые зубки. Если у христианства толстый панцирь догматов, - значит, было от чьих зубов защищаться» (протодиакон Андрей Кураев)).

Господь Иисус Христос не написал ни одной книги, всё Его учение было записано учениками. Именно это обстоятельство стало причиной появления различного рода апокрифов. Положение усугубилось, когда в христианство начали обращаться язычники, которые, приняв христианство, в то же время не до конца отказались от своих прежних воззрений. В защиту чистоты Христова учения выступили богословы,  впоследствии получившие наименование апологетов. И всякий раз, когда кто-либо из ересиархов пытался исказить учение Церкви, созывались Соборы, писались апологии, раскрывалось  богословие Церкви. 

Русская Православная Церковь также противодействовала лжеучениям. Являясь прямой наследницей Византии, Русская Церковь решала вопрос сектантства таким же образом, как и весь православный мир. Основным средством борьбы по-прежнему оставались полемические сочинения, Соборы и более глубокое богословское осмысление истин Христовой веры. Конечно, история знает примеры, когда применялись попытки решения проблемы лжеучений силовыми методами, но справедливости ради следует сказать, что эти действия, как правило, являлись инициативой властей, а не Церкви. Так, в XV веке  новгородское вече утопило трех еретиков стригольников в реке Волхов, несмотря на то, что митрополит Московский Фотий и Константинопольский патриарх рекомендовали новгородцам в своих посланиях не казнить еретиков, а увещевать, если же это не поможет, то не преломлять с ними хлеб. Но был и другой исторический пример: во 2-й половине XV века в Новгороде, а затем и в Москве появляется другая ересь – жидовствующих. Эта ересь, получив очень мощную поддержку при дворе, была широко распространена не только среди бояр, но и в высших церковных кругах. Против неё выступили самые яркие церковные деятели того времени – Иосиф Волоцкий и архиепископ Новгородский Геннадий. В конце 1504 года в Москве собрался церковный собор, осудивший еретиков, от которых вынужден был отсту­питься царь. Враждовавшие между собой «нестяжате­ли» (глава - постриженик Кириллова монастыря Нил Сорский) и «иосифляне» (глава - Иосиф Волоцкий) дружно выступили против еретиков и добились принятия решения о расправе над ними. Для окончательного искоренения ереси церковный собор решил казнить еретиков в обоих главных центрах возникновения и распространения ереси: в Москве и в Новгороде. В специально построенных клет­ках в Москве сожгли Ивана Курицына, Ивана Макси­мова, Дмитрия Пустоселова, в Новгороде - Некраса Рукавова, Ивана Черного и многих других.

Как видим, Церковь противодействовала сектантским движениям через созывы Соборов, рассматривающих  лжеучения и выносящих свои суждения о них, написание полемических сочинений отдельными церковными авторами и через усиление собственных богословских позиций. В случаях же совершения сектами уголовных преступлений их деятельность пресекалась государством.

 

 

 


 

 

Скачать этот материал:
Архив: *.rar
Документ: *.doc
Категория: Сектоведение | Добавил: о_Евгений (16.11.2011) | Автор: о_Евгений
Просмотров: 3122
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Расписание занятий
Month

Адитория: 000
Copyright SCAD's Design & Develop © 2024