Лекция № 8
Секты в современном мире (окончание)
Секты и государство
Несмотря на то, что существует множество характерных
черт, общих для всех сект, между сектантскими движениями есть также и серьёзные
различия, в частности, различна степень деструктивности их воздействия на
личность адепта. Неправильно было бы ставить знак равенства между сектой АУМ
Синрекё, последователи которой печально известны газовой атакой в токийском
метро, и «Свидетелями Иеговы», которые пока не замечены в уголовных
преступлениях. Далеко не все секты призывают своих членов взять в руки оружие и
приступить к террористической деятельности.
Замкнутые секты, в которых имеются «саньясины», то есть люди, живущие в
закрытых от социума общинах, имеют возможность более жёстко контролировать
своих адептов, чем организации, последователи которых живут в миру, равно как секты, с
преимущественно молодёжным составом, например «Белое братство», часто более
деструктивны, чем уже устоявшиеся организации, скажем, мормоны. Имеет значение
и то, насколько сформировалось учение секты: чем менее устоялось учение секты,
тем менее стабильна сама секта. Ниже перечислены основные проблемы, которые
чаще всего возникают у государства с сектами:
- отказ
от участия в голосовании.
Практикуется, например, сектой «Свидетели Иеговы», которая учит, что существует лишь одно правительство на земле, так называемая
«Правящая корпорация в Бруклине». В глазах сектантов эта корпорация имеет
статус правительства;
- захват политической власти, как одна из
целей существования организации. Вот что об этом писал Сан Мен Мун,
основатель Церкви Объединения: «Когда придет наш час, мы должны привести к
власти над миром автоматическую теократию (то есть правление Бога через его
земного представителя (в лице Сан Мен Муна. – примечание наше). Итак, мы не
можем отделять политику от религии. Разделение между религией и политикой – это то, что Сатана любит больше всего… . Когда мы придем к власти
в Америке, мы должны будем изменить Конституцию и ввести смертную казнь для
любого, кто уличен в физической близости с любым другим человеком, кроме того,
который был для него предписан»;
- террористическая деятельность некоторых
сект. Печально знаменита в этом смысле секта АУМ Синрекё;
- уголовные преступления. В них уличены,
в частности, представители Общества Сознания Кришны; много проблем с
правосудием также у сайентологов;
- сбор разведывательной информации
(муниты, сайентологи).
- внушение своим адептам идей подобного рода:
«Патриотизм есть последнее убежище подлеца». Отрицание всякой национальной
самобытности. Стремление воспитать индивидуума, не имеющего ни исторической
памяти, ни психологической привязанности к семье, к Родине;
- информационный террор против неугодных
политических деятелей, в основном через подкупленных представителей
правозащитных организаций;
- разрушение сектами единого информационного
поля. Стабильность в обществе обеспечивается, в том числе и единомыслием
его сограждан. Ослабление этого единства ведет к разобщённости, а значит, к
ослаблению государства в целом, в конечном итоге – к его распаду (когда Гитлер
стремился к захвату СССР, он утверждал, что лучшим условием, при котором он
сможет эффективно управлять этим
государством, будет наличие в каждой деревне и в каждом городе разных сект,
взаимно враждующих и тем самым ослабляющих друг друга. Принцип «разделяй и
властвуй» извечен. Сначала приходит проповедник, за ним – бизнесмен, и, наконец
– солдат-завоеватель. Сначала завоевание власти над умами, затем – над
финансами, а далее становится возможным осуществление смены политической власти):
«…всякое царство, разделившееся в самой себе, опустеет; и всякий город или
дом, разделившийся сам в себе не устоит» (Мф.12:25);
- проникновение представителей сектантских
организаций в органы власти. Особенно в этом преуспели представители
оккультных движений, вплоть до того, что в российском Министерстве чрезвычайных
ситуаций создали лабораторию экстрасенсов, и хотя никаких выдающихся открытий
эта лаборатория не сделала, государство продолжает её финансировать, появилась
даже специальная воинская часть, укомплектованная колдунами и экстрасенсами. В
Министерстве обороны РФ создан Центр экстремальной медицины, в котором
тестируют заряженную воду и изучают ауру человека.
Каковы
политические цели тоталитарных сект? Кандидат юридических наук
Н.В.Кривельская в своей книге «Секта: угроза и поиск защиты» называет следующие
политические цели их деятельности:
«1. Разрушение Русской Православной Церкви как одного
из факторов обеспечения стабильности в России;
2. подрыв духовных основ российского общества в целях
ослабления российского государства;
3. создание в лице религиозного сектантства,
преимущественно деструктивного характера, мощного потенциального политического
рычага давления на власть;
4. создание взаимосвязанной сети некоторых религиозных
деструктивных организаций для сбора разведывательной информации;
5. создание резерва фанатично преданных
исполнителей на случай возникновения
необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков
или других антиобщественных акций в городах Российской Федерации;
6. установление контроля над различными
государственными чиновниками через влияние на них со стороны руководителей
религиозных деструктивных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление
контроля над сознанием)».
Изучая вопрос сектантства, непрерывно сталкиваешься с
проблемой нарушения сектами законодательств тех стран, на территории которых
они осуществляют свою деятельность. Обобщая результаты исследований в данной
области, А.Н.Листков, первый заместитель
Законодательного Собрания Нижегородской области, кандидат юридических наук отмечает:
«Чаще всего сектантов привлекают к юридической ответственности за убийство
(ритуальное или для соблюдения тайны), за доведение до самоубийства, истязание,
похищение людей, надругательство над могилами, оборот психотропных средств и
наркотиков, сексуальные преступления, организацию массовых беспорядков,
вымогательство, создание посягающих на личность и права граждан объединений;
незаконное применение психотехники, обман и злоупотребление доверием,
манипулирование конфиденциальной информацией о гражданах».
Как же
должно государство относиться к сектам?
Государство по своей природе обязано стремиться к поддержанию собственной
целостности и, следовательно, бороться с теми явлениями в обществе, которые
представляют для неё угрозу, которые способны её ослабить. Отношение
государства к любой организации во многом зависит от толерантности этой
организации к существующим и поддерживаемым государством социальным институтам
и принципам его построения. Прежде всего, секта не должна входить в конфликт с
законодательством той страны, на территории которой она находится. Исповедуемые
сектой принципы не должны носить деструктивный характер и подпадать под
действие уголовного права. Согласно исследованиям американского ученого Брайана
Р. Уилсона, конфликты между сектой и государством могут возникать по следующим
причинам:
«1. Расхождение в том, что является истинным
знанием, приводит к конфликтам
относительно образования;
2. Отказ признавать законность правовых установлений
государства, институционализированные сакральные практики (принесение присяги,
клятвы и т.п.);
3. Уклонение от политических установлений общества
(отказ от голосования);
4. Отказ от участия в военной деятельности государства
по соображениям совести;
5. Отказ признавать брачно-семейные установления,
налагаемые государством;
6. Возражения против государственной системы
здравоохранения;
7. Пренебрежение экономическими институтами общества.
В России, как и на Западе, сложилось своеобразное
лобби «сектозащитников». Это люди, которые за деньги сект отстаивают интересы
сектантских организаций в структурах государственной власти. Особенно в этом
преуспели бывшие преподаватели марксизма-ленинизма и защитники прав самых
разнообразных меньшинств, ставящие перед
собой следующие цели (из вышупомянутой
книги Кривельской Н.В):
«1. Отстаивание на уровне как законодательной, так и
исполнительной власти принципов неограниченной свободы деятельности всех
религиозных объединений, в том числе незарегистрированных или
зарегистрированных как общественные организации;
2. Недопущение законодательного закрепления
терминологии, реально отражающей опасность деятельности религиозных
деструктивных организаций, а на уровне исполнительной власти – документов,
вводящих ограничения деятельности деструктивных религиозных организаций;
3. Нейтрализация утверждений авторитетных психиатров об
опасности влияния сект на психофизическое здоровье личности;
4. Психологическое давление на экспертов
государственных органов, общественных и традиционных религиозных организаций,
негативно оценивающих деятельность деструктивных религиозных организаций и
распространяющих среди населения разоблачающую информацию;
5. Организация в печати специальных публикаций о якобы
имеющейся в России религиозной нетерпимости и т.п.».
Секты и семья
Руководители
сект любят спекулировать семейными ценностями. Часто в секте имитируются
семейные отношение: лидер - отец, если лидером является женщина, то она - мать,
последователи - дети. Все вместе - единая «семья». Например, муниты считают,
что есть только одна «истинная семья» - Сан Мен Мун и его четвёртая супруга,
которые играют роль «истинных родителей», последователи - их дети. Установки
подобного рода, навязываемые в сектах, порождают, в частности, следующие
проблемы:
-
разрушение семей. Приведём для примера
цитату из труда Береславского (Янкельмана), основателя секты
«Богородичный центр»: «Земная мать – прообраз диаволицы. Земной отец –
прообраз сатаны. Демоны действуют через мать. Она забирает у сына энергию. Он
ходит трупом, а кровавая его ведьма убивает мир. Прошлое подлежит тотальному
отречению, полному проклятию с его культурой, идеалами, философиями и утопиями»;
-
появление детей, брошенных родителями-сектантами, и престарелых родителей, оставленных на
произвол судьбы детьми, полностью поглощёнными сектой;
-
в результате разрыва связей сектанта с семьёй может резко ухудшиться
нервно-психическое здоровье членов его семьи;
-
проблемы неполноценного воспитания детей в неполных семьях;
-
трагедии, связанные с принудительным разделом имущества адепта секты и передаче его материальной доли секте;
-
вовлечение сектантом своих родных и близких в секту;
-
физическое и психологическое насилие, осуществляемое сектантом в своей семье по
религиозным мотивам, особенно – над детьми;
-
введение сектантом по религиозным мотивам в своей семье режима неполноценного
питания, наносящего ущерб здоровью остальных членов семьи;
-
возможен отказ от празднования семейных праздников, в частности, дней рождения.
Одним из принципов сектантского мышления является ограниченность
и нетерпимость, с чем, в первую очередь, сталкиваются близкие сектанта.
Нетерпимость к инакомыслию, желание всех сделать похожими на себя порождают
множество семейных проблем.
Секты и система образования
Секты активно стремятся проникнуть в систему
образования. Особенно в этом преуспели муниты, создав школьный учебный курс
«Мой мир и я», в котором под маской религиозного плюрализма активно внедряют
собственные религиозные доктрины. Причины такого рвения понять нетрудно: ребёнок
более беззащитен перед влиянием извне,
чем взрослый человек. Чем младше ребёнок, вовлечённый в секту, тем сильнее
способно оказаться её воздействие на его личность. Секты сражаются за умы
детей, так как понимают, что будущее за теми, с кем сегодня будут дети.
В сфере науки и образования в деятельности сект можно
выявить следующие нарушения:
- дискредитация науки. Доктрины сект
ничего общего не имеют с наукой. Поэтому они стремятся выдать свои фантазии за
новейшие «научные достижения» (например,
это любят делать оккультисты) или дискредитировать научные положения, которые
способны разоблачить их несостоятельность (так, например, поступают
сайентологи, говоря о психологии и психиатрии). Распространению лженауки
способствуют СМИ, которые в погоне за сенсациями злоупотребляют свободой слова
и буквально заполняют эфир и газетные полосы самой разнообразной антинаучной информацией;
- активное внедрение псевдонаучных дисциплин.
Научные дисциплины в сектах отсутствуют.
Особенно бросается в глаза упорная попытка внедрения в школы такой учебной
«дисциплины», как «Валеология» («Наука» о здоровье), которая, по словам доктора
медицинских наук священника Анатолия (Берестова), «не соответствует своему
названию. Ибо содержание преподавания направлено не на развитие здорового
образа жизни, а на развитие у детей грехов: блуда, прелюбодеяния, обмана,
плотолюбия, а также связей с демоническим миром»;
- нарушение законодательства РФ и Украины
об образовании.
Общеобразовательные школы не имеют права
вводить религиозные предметы без разрешения родителей, тем более, без их
уведомления, что, к сожалению, очень часто происходит;
- применение учебных технологий, разрушающих
здоровье детей. Секты могут заставить детей голодать или неполноценно
питаться, например, для раскрытия так называемых «сверхъестественных»
способностей;
- использование учебного процесса для
вербовки в свои организации, что является основной целью работы сект в
системе образования;
-
в отдельных сектах зафиксированы случаи педофилии.
Секты и
религиозная терпимость
Где границы терпимости общества? Можно ли во имя
свободы одних ограничивать свободу других?
В документе «Всеобщая декларация прав человека», принятом и
провозглашенном резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года,
читаем: «При осуществлении своих прав и свобод каждый должен подвергаться
только тем ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью
обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения
справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в
демократическом обществе».
К сожалению, недостаток правовой культуры в
современном российском и украинском обществе приводит к тому, что многие из нас
путают понятие свободы с понятием вседозволенности. Любое здоровое общество
должно критично относиться к самому себе, причём это касается всех его
институтов. Там, где этот принцип не применяется, появляются признаки
деградации. В последнее время участились выпады представителей самых
разнообразных сектантских групп в сторону христиан и всех тех, кто разоблачает
деятельность сект. Одним из главных обвинений, которые христиане и светские
религиоведы постоянно слышат в свой адрес, является обвинение в
нетолерантности, религиозной нетерпимости,
в отсутствии любви к ближнему. Попробуем поразмышлять над этим вопросом.
Для начала определим, каково подлинное значение такого широко используемого
ныне понятия, как толерантность. В
Краткой философской энциклопедии мы находим следующее определение этого
термина: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – (от лат. tolerantia – терпение) –
терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность
необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она
является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных
позиций, признаком открытого для всех идейного учения, которое не боится
сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».
Попытаемся кратко сформулировать те аспекты
толерантности, которые логически следуют из данного определения. Толерантность
подразумевает: 1) корректное отношение к оппоненту при ведении диалога; 2)
отказ от призывов силового давления на оппонента; 3) готовность внимательно
отнестись к аргументации оппонента, в случае несогласия – чётко обосновать свою позицию; 4)
использование корректной аргументации для обоснования своих взглядов, не
допускающей так называемой «апологетической лжи» – искажения фактов, их подтасовки, прямого
обмана.
Вместе с тем, необходимо помнить, что: 1) терпимость к
убеждениям оппонента не означает отказа
от собственных убеждений, то есть,
уважая взгляды оппонента, мы не теряем право на собственное мнение; 2)
каждый имеет право придерживаться своей точки зрения, но никто не имеет
права искажать позицию оппонента,
приписывая ему не разделяемые им идеи; 3) толерантность не означает, что мы
теряем право на критический анализ любого явления, а главное – право на
открытое выражение своего мнения. Демократия подразумевает право на свободу
слова. Современные «сектозащитники», подменяя смысловое значение слова «толерантность»,
пытаются с его помощью лишить нас права свободного распространение информации,
связанной с правдивым освещением деятельности сект. Но любое общество должно
критически оценивать те социальные институты, которые функционируют в его
рамках, что является признаком здоровья социального организма в целом. Любая же
попытка ограничения этого принципа, может привести к появлению нездоровых
тенденций в социуме, в худшем случае – к его распаду.
Скачать этот материал: |
| Архив: *.rar |
Документ: *.doc |
Категория: Сектоведение | Добавил: о_Евгений (23.11.2011)
| Автор: о_Евгений
|
Просмотров: 5122
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|